СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО
статья
СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murzina_e.r._statya.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Насырова Л.Г., кандидат исторических наук,
доцент кафедры всеобщей и отечественной истории
Елабужский институт Казанского федерального университета
Россия, г. Елабуга
Мурзина Э.Р., студент
5 курс факультета филологии и истории
Елабужский институт Казанского федерального университета
Россия, г. Елабуга
СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО
Аннотация: В настоящей статье предпринята попытка описания особенностей патриотического воспитания как одного из средств, формирующих гражданскую идентичность школьников в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, патриотизм, гражданская идентичность.
Annotation: This article attempts to describe the characteristics of patriotic education as one of the means that form the civic identity of schoolchildren in the light of the requirements of the Federal State Educational Standard of Basic General Education.
Keywords: Federal state educational standard of basic general education, patriotism, civic identity.
На сегодняшний день государственной политикой в области воспитания и образования подрастающего поколения определяются ведущие направления развития образовательной системы.
Одним из таких направлений является формирование идентичности личности как гражданина российского государства, который уважает историю своей страны и несет ответственность за ее судьбу в современных условиях.
В содержание системы патриотического воспитания учащихся входят следующие направления осуществления воспитательных задач:
- Духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание, заключающееся в формировании приоритетных ценностей гуманизма, ответственности, нравственности и духовности, социальной активности, чувства собственного достоинства, стремления идентифицировать свое поведение нормам морали, никогда их не нарушая.
- Историческое воспитание, предполагающее знание основных исторических событий, героического прошлого страны. Данное направление в патриотическом воспитании формирует у ребенка представления о роли России в мировой истории, об основных событиях истории народов, проживающих в России; исторической памяти, чувства гордости за героическое прошлое родины, сопричастности к прошедшим событиям; знаний об основных событиях в истории края, республики или области, в которой проживает обучающийся, представления о связи истории собственной семьи с историей страны, формирования чувства гордости за собственный род, семью или город (село).
- Политико-правовое воспитание, направленное на то чтобы:
- сформировать представления учащихся о государственно- политическом устройстве страны, ее символике, об основных правах и обязанностях граждан, а также правах и обязанностях обучающегося;
- информировать учеников об основных общественно-политических событиях страны и мира;
- развить правовую компетентность.
- Патриотическое воспитание, формирующее чувство любви к Родине, гордости за принадлежность своему народу; чувство уважения национальных святынь и символов; знания государственных праздников и желания к участию в посвященных им общественных мероприятиях.
- Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание формирует картину мира, культуру как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности личности; знакомит с миром профессий, а также их социальной ролью и содержанием; формирует добросовестное и ответственное отношение к созидательному труду, чувство уважения к труду других людей, бережное отношение к продуктам материальной и духовной культуры, созданным человеческим трудом.
- Экологическое воспитание, к основным задачам которого относятся следующие установки:
- сформировать понимание высокой ценности жизни, потребность обучающихся в сохранении и улучшении окружающей природной среды;
- обучить экологически сообразному поведению [1]
Многие из представленных выше направлений воспитательных задач, а точнее их фундамент, можно заложить в рамках школьного курса исторического образования.
При изучении истории России, мы рассматриваем не только отдельные события, которые происходили в процессе исторического развития нашей страны, но в целом политическую структуру государства. Например, при изучении реформ Ивана IV мы обращаем внимание на формирование сословно-представительного органа – Земского собора, просуществовавшего до середины XVII века. Далее необходимо рассмотреть преобразования Петра I, поскольку при нем начинает формироваться абсолютизм. Таким образом, уделяя внимание реформированию системы управления нашей страной, мы способствуем формированию у учащихся представлений об эволюции государственной структуры на всем протяжении исторического процесса до сегодняшнего дня.
Духовно-нравственные и ценностно-смысловые основы лучше всего, на наш взгляд, формировать при изучении тем, связанных с военными действиями. Выбор связан с тем, что именно сложные и неоднозначные обстоятельства показывают моральные ценности, которых придерживается человек. При пояснении понятий «честь» и «отвага» можно познакомить учащихся с подвигом Александра Матросова, выполнившего приказ, несмотря на его цену – собственную жизнь. Также этот пример направлен на формирование гордости своим народом, которая является основой патриотизма, что позволяет нам перейти уже напрямую к патриотическому воспитанию. Здесь же затрагивается и историческое воспитание, поскольку цель одна – формирование гражданской идентичности ребенка.
Важнейший компонент формирования гражданской идентичности ребенка – патриотическое воспитание.
Согласно Концепции национальной безопасности РФ специалисты разработали Федеральную целевую программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В контексте указанной программы под патриотизмом понимается «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим, как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов» [2]
Государство ведет активную политику, направленную на формирование у граждан России духовно-патриотических ценностей.
Становление чувства патриотизма является не столько стихийным, сколько управляемым процессом, осуществляемым посредством воспитания и образования.
Деятельность по формированию чувства патриотизма предполагает творческое самоопределение личности через проникновение человека в духовную жизнь собственного народа и отождествление с ней в контексте личной автономии. Данный факт означает необходимость принятия русского языка, российской истории, российского государства, российского исторического миросозерцания как собственных, переживания тождественности с ними. Но стоит учитывать, что процесс самоотождествления личности переживается самобытно и самостоятельно. Государство, общество, родители, или воспитатели не могут сделать любовь к Родине для ребенка обязательным или принудительным явлением. Ключевой момент в данном случае заключается в переживании и осмыслении собственного отношения к родине.
Реализация задач в сфере формирования патриотических чувств и гражданской идентичности осуществляется в урочной и внеурочной деятельности посредством посещения общественных музеев, организации деятельности культурно-исторических и военно-исторических кружков, организации поисковых работ, военно-спортивных соревнований и походов. [3] Безусловно, планирование обеих этих сфер деятельности должно реализовываться комплексно.
С точки зрения исследователя Н.А. Овчинниковой, воспитание гражданской идентичности состоит из:
- Воспитания ответственного и творческого отношения к труду ради других людей.
- Формирования культуры межнационального общения и толерантности.
- Становления нравственной и правовой культуры гражданина.
- Приобщения ребенка к социально значимым созидательным действиям.
- Сознательного самоопределения личности как основы гражданственности. [4]
К содержанию воспитания гражданской идентичности относятся следующие виды деятельности:
- Творческая, к основным формам которой относятся конкурс сочинений и рисунков на соответствующие темы, смотр строя и песни, фестиваль патриотической песни и т.п.
- Информационно-образовательная, предполагающая формирование навыка использования разнообразных источников информации (общения друг с другом и взрослыми, обмена мнениями, литературных, научно-популярных печатных источников, цифровых видов источников, Интернет-ресурсов и т.д.) и определяющая повышение культурного и образовательного уровня воспитанников. Одним из видов такой работы может стать интервью, взятое у бабушек и дедушек, о молодости, которая прошла в период крупных исторических событий (Великая Отечественная война или распад Советского Союза), с последующим анализом их влияния на семью интервьюнера.
- Поисково-исследовательская, предполагающая совершенствование умения работать с информацией. Данный вид деятельности может также осуществляться в рамках изучения истории семьи
- Краеведческая, представляющая собой мощный источник нравственных и патриотических чувств. Например, изучить биографии известных выходцев из населенного пункта.
- Трудовая, приобщающая детей к процессу преобразования окружающей среды; формирующая важные умения и навыки, которые необходимы для успешной жизни; готовящая к сознательному выбору профессии. В рамках изучения предмета «История» может быть реализована за счет проведения исторических инсценировок, связанных с профессиями изучаемого периода.
- Экологическая, обуславливающая формирование экологического сознания, потребности бережного отношения к окружающей среде, способности вести природоохранную деятельность. Данный вид деятельности может быть реализован в рамках мероприятия «Чистый четверг».
- Оздоровительная, формирующая у ребенка установки на здоровый образ жизни, развивающая способность к осознанному сохранению и укреплению здоровья. Ярким примером являются всевозможные дни здоровья и Кросс нации, а также знакомство с историей Олимпийских игр и видов спорта, которые там представлены. [5]
Таким образом, выбор подходов к формированию патриотических и гражданских чувств предполагает создание условий для реализации и развития человека в пространстве своего времени и своей страны.
Воспитание гражданской идентичности является многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной деятельностью педагогов и школьников, направленной на формирование у учащихся качеств, которые присущи гражданину и патриоту своей страны. Достижение личностных, а не только предметных результатов представляет собой кардинальное отличие нового образовательного стандарта. Важной является, прежде всего, сама личность ученика, а также происходящие с ней при обучении изменения.
ФГОС второго поколения определяется портрет выпускника основной школы, который включает в себя, в том числе, такие качества:
1. Готовность объединяться и сотрудничать с окружающими для решения общественно-значимых и личных проблем.
2. Неприятие агрессии, насилия над личностью, жестокости.
3. Любовь к своей родине, стремление приносить пользу своей семье, обществу и государству. [6]
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о важности воспитания гражданской идентичности, поскольку данный вопрос поднимается на уровне правительства страны и закрепляется в нормативных документах, например, Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и в Портрете выпускника основной школы. Основная задача школы наравне с государством заключается в выборе подходов к формированию патриотических, гражданских чувств и создании условий для реализации и развития человека в пространстве своего времени и своей страны.
Список использованной литературы
- Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб: КАРО, 2014. – 224 с.
- Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 264 с.
- Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика, 2007. – №1. – С. 93-101.
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015г., № 2117 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2015 г.
- Рожков С.К. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе // Педагогический вестник, 2013. – № 12. – С. 7-17.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Хабарова В.В. Требования к современному уроку истории в условиях введения ФГОС. – М.: Просвещение, 2016. – 187 с.
[1] Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – С. 154-156.
[2] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015г., № 2117 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2015 г. – С.27
[3] Хабарова В.В. Требования к современному уроку истории в условиях введения ФГОС. – М.: Просвещение, 2016. – с.53.
[4] Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика, 2007. – №1. –с. 97
[5] Рожков С.К. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе // Педагогический вестник, 2013. – № 12. –С.14
[6] Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.- С.48
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц.
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима.
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт.
В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся.
Понимание гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы.
В статье рассматриваются некоторые проблемы внедрения исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе.
В статье выделяется один из главных аспектов современного исторического образования — формирование российской гражданской идентичности, указывается на роль краеведческой работы в этом процессе.
Источник