Научная статья. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности
Современный этап развития России характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах общества, происходит поворот к гуманизации общественной жизни, меняются цели школьного образования. Если раньше целью образования было формирование личности, владеющей основами наук, то в настоящее время всестороннее развитие человека. Поэтому, сейчас усиливается роль такого компонента содержания образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности.
Актуальность темы моей работы вытекает из того, что в обществе наблюдается утрата многих духовных ценностей. Вследствие этого широкое распространение получили равнодушие, цинизм, эгоизм. В этих условиях очевидна важность возрождения духовных ценностей, как основы консолидации общества.
Обучение никогда не может быть обособлено от воспитания учащихся – эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Сегодня обществом востребованы такие духовно-нравственные ценности как патриотизм, духовность, ответственность, гражданственность, то есть те, которые определяют цивилизационный уровень государства. Именно поэтому в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования предусматривается усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского и правового демократического общества, становлению личности ученика.
Главная задача учителя – воспитать будущее нашей страны!
Эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношений, готовящих школьников к активному участию в жизни страны на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.
Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности, характеризующее нормы эмоционального отношения к миру и его различным проявлениям, хотя и взаимосвязано со знаниями умениями и навыками, творческими способностями учеников, не совпадает с их содержанием и его функция в воспроизведении и развитии культуры отлична от функций первых трёх. Она состоит в том, что обуславливает нравственные, эстетические, эмоциональные стимулы, потребности и идеалы, то есть все проявления к миру, к деятельности и её продуктам.
Воспитание нравственных качеств личности включает в своё содержание эмоционально-ценностное отношение к широкому кругу явлений и предметов действительности. И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование опыта эмоционально — ценностного отношения к миру , к людям , к деятельности в курсе « география в школе»
Современный этап развития России характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах общества, происходит поворот к гуманизации общественной жизни, меняются цели школьного образования. Если раньше целью образования было формирование личности, владеющей основами наук, то в настоящее время всестороннее развитие человека. Поэтому, сейчас усиливается роль такого компонента содержания образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности.
Актуальность темы моей работы вытекает из того, что в обществе наблюдается утрата многих духовных ценностей. Вследствие этого широкое распространение получили равнодушие, цинизм, эгоизм. В этих условиях очевидна важность возрождения духовных ценностей, как основы консолидации общества.
Обучение никогда не может быть обособлено от воспитания учащихся – эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Сегодня обществом востребованы такие духовно-нравственные ценности как патриотизм, духовность, ответственность, гражданственность, то есть те, которые определяют цивилизационный уровень государства. Именно поэтому в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования предусматривается усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского и правового демократического общества, становлению личности ученика.
Главная задача учителя – воспитать будущее нашей страны!
Эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношений, готовящих школьников к активному участию в жизни страны на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.
Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности, характеризующее нормы эмоционального отношения к миру и его различным проявлениям, хотя и взаимосвязано со знаниями умениями и навыками, творческими способностями учеников, не совпадает с их содержанием и его функция в воспроизведении и развитии культуры отлична от функций первых трёх. Она состоит в том, что обуславливает нравственные, эстетические, эмоциональные стимулы, потребности и идеалы, то есть все проявления к миру, к деятельности и её продуктам.
Воспитание нравственных качеств личности включает в своё содержание эмоционально-ценностное отношение к широкому кругу явлений и предметов действительности. И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.
Психолого-педагогические основы эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе обучения географии
Школьной географии принадлежит важнейшая роль в формировании этого компонента. Сегодня изменяется сама географическая наука, её уже невозможно представить без человека, усиливается гуманистическая роль географии, которая раньше мало принималась во внимание. Человек в результате своей деятельности нарушает естественный ход природных процессов, решить эту проблему можно путём гармонизации отношений природы и человека.
Анализ публикаций в журнале «География в школе» свидетельствует о том, что учителя постоянно работают над проблемой формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности. Это статьи, в которых учителя делятся опытом создания эмоциональных и поэтических образов, включая в урок стихи, рассказы, сказки, картины, музыкальные произведения; статьи, связанные с экологическим воспитанием учащихся.
Кардинальные перемены, происходящие в обществе, влияют на формирование у подрастающего поколения представлений о существующей действительности, затрудняют освоение ими нравственных ценностей, норм и правил поведения. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль.
Таким образом, в настоящее время необходимо духовное, гуманитарное развитие личности, формирование эстетических и нравственных качеств. Эти качества в значительной степени определяют эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.
Условия формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в курсе географии
Условия, которые я использую для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности на уроках географии, представлены в схеме.
- Самостоятельная работа . С точки зрения формирования эмоционально-ценностного отношения к природе важно не только включить ученика в различные виды репродуктивной самостоятельной деятельности, но, в первую очередь, создать условия, которые обеспечили бы развитие глубокого интереса к ней, и таким образом, явились предпосылками для ориентации ученика на поиск, творчество. В качестве таких условий ориентации моей самостоятельной работы выступают: исследовательская проектная деятельность школьников, самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях, подготовка презентаций, самостоятельные наблюдения за явлениями и процессами природы и природоохранная деятельность.
- Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания учащихся и один из важнейших видов учебной и внеклассной работы по географии. В стандарте основного общего образования по географии среди целей изучения географии в основной школе выделяется воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Поэтому я уделяю большое внимание именно школьному краеведению. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы школьников, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. И, безусловно, происходит формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности. Формы моей краеведческой работы разнообразны: исследовательская работа с учащимися на местности, благоустройство пришкольного участка, экскурсии в геолого-минералогический музеи МГОУ.
Как форму краеведческой работы я также использую — создание видеорепортажей про свой регион. Для учащихся это хороший вид поисковой деятельности (подбор материала), наглядный метод (видеосъёмка местности) и, безусловно, проектная деятельность в решении проблем региона.
В 2009 году мы с учащимися сняли видеорепортаж про наш город. Дети с удовольствием находили материал в библиотеке, в интернете, изучали его, отбирали самое главное и интересное, потому что были заинтересованы в планируемом результате. В видеорепортаже мы отразили исторические аспекты и наиболее ценные памятники культуры города; рассказали, чем нам, Мытищинцам, можно гордиться. Детям очень понравилось высказывание в одной из книг: «Каждый человек должен любить и знать свой край. Без знания и любви к своему краю нельзя любить свою Родину, а без этого невозможно быть настоящим гражданином». В 2010 году мы планируем продолжить эту работу, но уже по тематикам «Природа», «Хозяйство».
3. Средства обучения на уроках географии .
В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки (растёт гуманистическая роль географии, социальные проблемы выходят на новые позиции), а также внедрением новых технологий открываются большие возможности для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности.
- На уроках я использую технические средства обучения : интерактивные доску (электронные пособия и карты, электронные тренажёры), интернет, видео, презентации. Эмоциональная сфера учащихся стимулируется разными видами деятельности. Примеры: путешествие в интернете по земному шару в программе «Google Earth»; обозначение объектов на интерактивных картах; просмотр видеороликов, репортажей, картин; создание презентаций. Безусловно, при этом у детей растёт познавательный интерес.
При отборе материала к урокам с целью формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности я учитываю его способности вызывать у школьников эмоциональный отклик. Только в этом случае будет формироваться опыт переживаний, а, следовательно, содержания этого опыта будет становиться достоянием личности и проявляться при встрече со значимыми для личности объектами, входящими в систему ценностей.
- Эмоциональная сфера учащихся также стимулируется под влиянием художественных (связанных с искусством) и эстетических (связанных с искусством и жизнью) начал. Учение через художественное переживание основано на создании таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на предметах искусства, созданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой и жизнью. Именно они скрывают в себе то ценное, что создано гением человека, силами природы или законами жизни.
При использовании картин на уроках географии важно, чтобы они выступали не только в качестве наглядного пособия (когда не учитывается развитие эмоциональной сферы). Стимул к развитию личности подростка будут давать такие вопросы:
— Какое настроение у тебя вызвала эта картина? Какое впечатление она на тебя произвела?
— Как ты думаешь, почему художник дал этой картине именно такое название?
Эмоциональное воображение формируется и при работе с литературными произведениями. Чем глубже учитель эмоционально подчёркивает фразы из произведения, тем ярче и полноценнее дети воспринимают художественное произведение.
При изучении природных объектов содержание уроков я дополняю из области литературы, изобразительного искусства, музыки. Это не просто иллюстрации, а обращение к учащимся с вопросами:
— Как вы думаете, какие чувства вызвал у автора этот природный объект?
— Какое впечатление произвёл на тебя рассказ (картина, видео)?
Внутренняя отзывчивость, душевный отклик на изучаемый материал – необходимые предпосылки для развития эмоционального воображения.
- В процессе обучения географии целенаправленная работа с учебником способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности. Для этого я использую следующие виды работы с основным и дополнительным текстом учебника :
- Нахождение в тексте оценочных суждений
- Чтение с оценочными комментариями
- Ответы на вопросы мировоззренческого характера
- Формулировка оценочных суждений на основе текста
- Формулировка мировоззренческих выводов
- Нахождение причин, породивших сложившуюся ситуацию
- Изображение рисунков на основе текстов
Работа с внетекстовым компонентом учебника :
- Система вопросов и заданий, направленных на вызов эмоционального отклика учащихся и оценку событий и явлений окружающего мира
- Организация «Обмена ценностями» (дискуссии, круглые столы)
- Подбор литературных произведений к фото и написание собственных стихотворений, прозы