Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа
рабочая программа на тему
Программа духовно-нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-
«Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа»
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании предметной (цикловой) Председатели ПЦК:
комиссии информатики и вычислительной Панфилова М.В.
техники и комиссии математических и
Протокол № ___ от «___»______2016г.
Составитель: Чикнайкина О.Л., преподаватель специальных дисциплин СГПЭК
“Учитесь властвовать собой”
“Каждый из нас – космос, состоящий из хаоса,
сочетающий свет и тьму, вину и предательство,
отчаяние и стойкость, злобу и доброту, ненависть и любовь…
А хотите стать творцом своего космоса?”
Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для подрастающего поколения, расшатывание морально-этических норм в обществе, спад культурно-просветительной работы с учащимися, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения в системе образования и многое другое.
Проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит колледжу, поскольку, во-первых, его деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.
Отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, в праведности, любви, уважения к честному труду — вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;
- во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в колледже и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей студентов.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач:
- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность;
- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным руководителем следующих основных функций:
- создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
- корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению студента, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.
Задачи программы: создать условия для:
— формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;
— формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;
— развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;
— реализации креативных способностей учащихся;
— развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;
— формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.
Основные направления программы
Нравственность и интеллект
Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.
Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.
Здоровый образ жизни
Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.
Условия реализации программы
Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом колледжа, учреждениями дополнительного образования города и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.
Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания студентов необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.
Результаты реализации программы
Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность учащегося, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.
Учащийся ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни, коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с группой, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.
Тематический план к программе
“Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа”
Источник
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
статья
Проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении — неотъемлемая часть образовательного процесса. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_duhovno-nravstvennyh_tsennostey_u_studentov_kolledzha.docx | 66.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Волжский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
Проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении — неотъемлемая часть образовательного процесса. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании.
Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает быстрых результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы т.к. подросток продолжает формироваться как личность в процессе учебы в СПО.
Основной задачей преподавателей является воспитание в студентах самостоятельности в принятии решений, ответственности в совершаемых действиях и поступках, формирование в них способностей к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Главные моральные требования к студентам выражены в Правилах для обучающихся, Законах и Уставах общественных объединений. Преподавателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние духовной воспитанности основных личностных качеств своих студентов. Воспитание студента процесс многогранный. На этом этапе заканчивается процесс первичной социализации. Следовательно, перед СПО встают три не простые задачи. Во — первых, оно должно подготовить студента к труду , во — вторых, к созданию семьи , и, в-третьих, к общественной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Духовность и нравственность являются важнейшими, фундаментальными характеристиками личности, именно они определяют поступки и деятельность человека в социуме.
Духовностью называют высшие стороны внутреннего мира, которые выражаются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Вот так довольно коротко и лаконично можно дать определение сложному понятию.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, самореализация), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. В нравственном воспитании применяются такие воспитательные приемы, как: просьба, поручение, распоряжение, постановка перед воспитанниками целей и перспектив. Студенты должны овладеть следующими нравственными качествами, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с коллективом: гражданственность, предприимчивость, коммуникабельность, трудолюбие, взаимопомощь и т.д.
Семья как устойчивая социальная общность выступает монументальным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Но все-таки нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:
— нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
— нравственного облика (милосердия, толерантности);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
— нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
В рамках учебных предметов составляющими духовно-нравственного воспитания являются: знания о нравственности, осознанные ценности и идеалы, которые затем становятся убеждениями и принципами. Можно выделить следующие виды деятельности, в процессе которых происходит познание духовно-нравственных ценностей:
— изучение законов Вселенной, природы, окружающей среды на занятиях естественнонаучного цикла;
— изучение моральных, эстетических норм и правил на предметах гуманитарного цикла, в процессе трудовой деятельности;
— восприятие произведений искусства (живописи, музыки, архитектуры);
— знакомство с жизнеописанием выдающихся людей, исторических личностей, учёных (воспитание на примере);
— выполнение общественно полезной деятельности (работа на участке колледжа, посадка деревьев);
— краеведческая работа, участие в различных экскурсиях, познавательных поездках;
— благотворительная деятельность, милосердие (посещение больных, детдомов, помощь пожилым людям).
В рамках подготовки к педагогическому совету со студентами нашего колледжа проводилось исследование «Выявление приоритетов духовно – нравственных ценностей студентов». В анонимном опросе участвовало 38 студентов (стоматология ортопедическая и сестринское дело).
Возрастной диапазон респондентов от 18 до 35 лет.
На основе результатов исследования духовно – нравственных ценностей студентов нашего колледжа выявлены следующие приоритеты:
- 89% студентов имеет цель в жизни, 11% не задумывались о цели в жизни;
- Наибольшую ценность для студентов представляет семья – 97% и здоровье – 63%, далее идут карьера — 42%; образование — 26%, друзья — 21 % и затем идут деньги — 18%. Деньги не являются приоритетной ценностью студентов, хотя четверть опрошенных главной жизненной ценностью считают жить в достатке. Здесь мы видим некоторое противоречие в ответах наших респондентов;
- Больше всего студенты опасаются проблем с трудоустройством в будущем и не встретить любимого человека;
- В людях респонденты больше всего ценят отзывчивость, доброту и ум, но при этом не ценят инициативность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наши студенты ценят в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают семью здоровье и образование, для них свойственны и духовно — нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.
Для того чтобы духовно-нравственные ценности стали неотделимой частью личности студентов, содержание учебных дисциплин должно иметь аксиологическую направленность (это приобщение студентов к миру ценностей духовной культуры), а усвоение этого содержания – происходить в различных учебных ситуациях с использованием активных форм деятельности.
Однако воспитание духовно-нравственной культуры студентов возможно только в том случае, если студент будет видеть перед собой достойный образ преподавателя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам – всё это имеет существенное значение для развития и воспитания духовно — нравственной культуры молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского.
В статье раскрывается проблема социальной активности подростков.
В работе отражены основные приемы и методы для формирования духовно-нравственных потенциалов у студентов СПО.
Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей.
Доклад содержит материал о деятельности обучающихся ГПОУ ТО «АХТТ».
Программа духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно — нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко — .
Источник