- Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.
статья на тему
Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.
Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechkina_l.f.2012_oktyabr.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Речкина Любовь Федоровна
Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД»
с. Красноселькуп, ЯНАО,
Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.
«Человек отражается в своих поступках»
Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, появился социальный заказ – системе образования обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач — подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно — деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть
Критерии сформированности нравственно-этической культуры системы образования МО Красноселькупский район.
Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях нашего района является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих понятиях добра и зла.
Для выполнения социального заказа в учреждениях образования ставится цель — формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни. И задачи, которые сегодня ставит сама жизнь:
- усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
- знакомство с принципом толерантности;
- формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
- развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
- воспитание высоких моральных качеств — доброты и милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
- формирование норм поведения, необходимых в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.
Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма. Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
Воспитательный потенциал в сфере формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены Программой деятельности и Планом воспитательной работы Центра и определяются посредством этических требований общества.
В качестве основных задач этического воспитания педагогический коллектив Центра выделяет:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников (в семье, на улице, в школе и других общественных местах) ;
- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям.
- Честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
В процессе нравственного воспитания детей, подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.
В план воспитательной работы, включаются мероприятия направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника. Воспитание достойных граждан своего Отечества ; через различные формы воспитательных мероприятий. В соответствии со своими функциями деятельности педагог – организатор, осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные;
по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
по времени подготовки — формы работы, проводимые с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.
Выводы, которые будут составлены по окончанию цикла воспитательных мероприятий, могут звучать примерно так:
Подлинно воспитанный человек — это тот, кто ценит достоинство. Поэтому каждым своим шагом он непременно проявит уважение к тому, с кем имеет дело. Сильный всегда должен приходить на помощь слабому — это великодушие, это подлинное благородство и оно является основой воспитанности. И эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Воспитанность- это умение достойно держать себя в обществе. Бывает и так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие. Собрались, поговорили, а разговора не получается. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. Надо уметь разговаривать. Это тоже признак воспитанности.
Расул Гамзатов очень хорошо по этому поводу сказал:
Уважай чужое мнение,
Но, достойный, мудреца,
Сам высказывай сужденье
Лишь от первого лица.
Жизнь постоянно воспитывает человека. Жизнь многому учит. В том числе и подлинной культуре. Культура — это отношение к миру на основе своих знаний, свое понимание действительности. По-настоящему культурный человек всегда жадно относится к движению жизни, ко всему новому, свежему, современному. Уважение к другим — это, прежде всего строгость к себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника. В основе этих качеств лежит уважение к человеку.
Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания.
Доклад является обобщением опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся и презентацией курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов Росси.
Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся.
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров н.
Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко.
Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы.
Выступление на тему «Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания».Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которо.
Источник
Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_podrostkov_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.
“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт
“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне
“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков — это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.
Без друга — взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально — моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.
В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом , долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
— помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
— научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
— создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
— поощрять самовыражение и уверенность в себе;
— введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
— сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.
Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.
· Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;
· Естественный и природосообразный характер воспитания;
· Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.
Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
В основу положены следующие воспитательные методы :
— коллективный анализ и оценка
— контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
Применяю разные формы работы :
— система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);
— диспуты («Счастливый человек…Какой он?»
— внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
— беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
— коллективно – творческие дела;
— психологические тренинги общения для подростков;
— индивидуальное и коллективное консультирование;
— игры и игровые программы;
— познавательно – досуговые программы.
Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).
Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны
любить, к ним относиться справедливо.
Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.
Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:
2.Трудолюбие, образованность — 52%
3. Гуманность, личное достоинство — 13%
4. Ответственность, порядочность — 38%
6. Дружелюбие, самостоятельность — 37%
Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.
Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».
В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.
Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:
Быть добрым – это значит …
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …
Быть терпимым – это значит … и т. д.
С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.
Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.
На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.
Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.
Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.
Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность — осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость :
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ — СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД — САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ — ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
Источник