Формирование нравственных чувств у детей литературой

Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы

Светлана Назарова
Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы

Кризисное состояние духовно – нравственной сферы общества и семья, безусловно, отражаются на духовно – нравственном здоровье современных детей. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед дошкольной педагогикой во все времена являлась актуальной задача создания духовного образовательного пространства.

Наблюдая за нравственными проявлениями детей, с которыми я работаю, что иногда они не очень дружелюбны во время игр, у них недостаточно развито чувство товарищества, доброты, взаимопомощи. Есть дети, у которых проявляются такие качества как хвастовство, отсутствие необходимой скромности, уважительного отношения к старшим. Бывает, что дети ссорятся, и у них стремления, помочь товарищу и порадоваться его успеху. Заметно у некоторых детей полное отсутствие желания, помочь взрослым облегчить их труд. Поэтому я подбираю такие литературные художественные произведения, которые своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно – нравственного воспитания и развития ребенка.

Воспитанию нравственных чувств через художественную литературу в истории отечественной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах А. И. Виноградовой, А. Д. Шатова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. У детей дошкольного возраста в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хорошими поступками вспоминают свои собственные положительные действия. Поэтому важно выделить то хорошее, что есть у детей, бережно поддерживать и развивать это, используя художественную литературу вместе с другими средствами воспитательного воздействия. И наряду с этим воспитывать у детей недостающие нравственные качества. Ведь при чтении художественных произведений у ребенка появляются положительные эмоции, у него возникает желание быть хотя бы в чем – то похожим на полюбившегося героя. Очень часто писатель раскрывает свой нравственный идеал в образе положительного героя, выставляя его в качестве образа для подражания. Однако создание положительного героя не единственный путь утверждения нравственного идеала. Этому способствует и показ отрицательных героев и моральных поступков, как мы это находим в рассказах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Михалкова…Бесспорно, эти произведения, разные по содержанию и жанрам, оказывают различное моральное влияние на детей.

Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается. С позиции воображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это происходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, сто хочет сделать, что – то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.

Следовательно, при чтении художественной литературы дети учатся различать «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках. Они могут оценивать нравственные качества и поступки литературных героев. В этом случае, обеспечивается воспитание недостающих нравственных качеств, и преодолеваются отрицательные черты характера.

Работая с детьми,ставилась цель: способствовать развитию нравственных качеств детей через художественную литературу.

Читайте также:  Что такое стресс кардиограмма

Решались следующие задачи:

1. Учить детей оценивать нравственные качества и поступки литературных героев.

2. Побуждать детей использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности, при создании собственных сказок, рассказов, стихов.

3. Воспитывать положительные качества детей через морально – этические впечатления, путем чтения художественных произведений.

4. Сформировать интерес и желание слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации в книгах.

В ходе проделанной работы были достигнуты следующие результаты:

1. Сформированы нравственные качества и навыки общения.

2. Повышен уровень диалогической речи, активный словарь.

3. Развит интерес к художественной литературе.

4. Сформированны доброжелательность в общении друг с другом, отзывчивость, уважение к взрослым и друг другу.

Дошкольный возраст – это возраст первоначального становления личности. Именно в этот период, происходит становление нравственных черт характера ребенка и закладываются основы нравственного воспитания.

Список использованной литературы

1. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М. 1998 – 103с.

2. Смирнова, Е. Ю. Моральное и нравственное развитие дошкольников. М. Москва 2006, — 100с.

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.

Деловая игра «Формирование нравственных качеств у дошкольника посредством чтения художественной литературы» Цель: — создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; — сформировать представления о многообразии.

Игры по нравственному воспитанию средствами художественной литературы Словесная игра Цель: Активизация словаря: согласование слов в предложении,пополнение словаря прилагательными; делать выводы и умозаключения;.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Формирование положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательного пространства. Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой.

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы» Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы. (Слайд №1) Одной из главных задач современного образования.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Источник

Консультация для педагогов «Формирование нравственных установок средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста»
консультация

Важную роль в формирование нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. В данной консультациии детская книга рассматривается как средство нравственного воспитания; приводится пример, как воздействуют различные фольклорные формы на нравственное становление ребёнка.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nravstvennyh_ustanovok_sredstvami_hudozhestvennoy_literatury_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных установок

средствами художественной литературы

у детей дошкольного возраста

Подготовила и провела

воспитатель: Тарасенко Т.Ю.

В настоящее время наши дети с раннего детства проводят много времени у компьютеров, смотрят мультфильмы, которые наводят ужас, что сказывается на их психическом и физическом здоровье. После компьютерных игр и просмотра «страшных» мультфильмов, дети зачастую становятся злыми, агрессивными. У детей не формируются понятия о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», не формируется та, особая форма общественного сознания и общественные отношения, которые принято называть нравственностью.

Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Детская книга рассматривается как средство нравственного воспитания многими педагогами и писателями. Так детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По мнению Л.П, Стрелковой: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности». По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

В связи с важностью данного направления мной была выбрана тема работы с детьми «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы».

Из огромного количества существующих литературных жанров, для нравственного воспитания дошкольников я выбираю традиционные виды: малые формы устного народного творчества (для младшего дошкольного возраста), рассказы детских писателей (для среднего и старшего возраста) и сказки (для всех возрастов). Выбирая для чтения поэзию, нужно придерживаться произведений с ярко выраженным сюжетом (например, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака).

Малые фольклорные формы устного народного творчества (песенки, потешки, прибаутки) характеризуются чёткостью, краткостью и выразительностью. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста. Наполненные народной мудростью они оказывают на маленького человека и нравственное влияние – пробуждают чувство симпатии, любви к людям, всему живому. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку — баюкает младенца. В возрасте 2-4 лет ребенок еще не всегда может дать правильную моральную оценку поступкам героев песенки или потешки. Поэтому важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у детей удовольствие и радость, сформируют соответствующее отношение к героям и их поступкам.

Удивительно разнообразен мир авторских и народных сказок: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. В сказках осмеиваются такие пороки человека как заносчивость, трусость, глупость, лень и злоба, красочно рисуется борьба могущественных сил зла с силами добра, представленных чаще в образе самого человека. Сказки рассказывают о том, что мужество, преданность и стойкость обязательно побеждают зло. Мышление ребенка дошкольного возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Прежде всего, в формировании нравственных основ ребенка педагогу помогает народная сказка. Основная мысль, идея такой сказки выражена с помощью метода «активной наглядности»: путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои народной сказки представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера (добротой, трусостью, смелостью и т. д.). Все его поступки подчинены одной, характеризующей его, черте характера: добрый герой – остаётся добрым до конца, злой – злым. Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе! Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. В старшем дошкольном возрасте становится возможным использование рассказов детских писателей (Н. Носов, В. Драгунский, М. Зощенко, К. Ушинский и т. д.). Жанр рассказа также очень удобен для иллюстрации нравственных норм: в центре сюжета, как правило, одно событие, воплощённое в эпизоде из жизни героя. Рассказ имеет дело с готовыми характерами, которые раскрывают свои черты в определённых ситуациях. Если характер героя меняется, то это происходит под влиянием каких-либо событий.

В своей работе я стараюсь подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе (В. Осеева, В. Бианки, В. Сутеев).

Проведя анкетирование родителей, я увидела, что лишь единицы из моих подопечных сохраняют в своих семьях традиции семейного чтения. При устном опросе родители ссылаются на нехватку времени и соответствующих знаний. С целью возрождения чтения книг в семье я провожу консультации для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Развитие ребёнка и традиции семейного чтения», даю советы по организации семейного чтения. Стараюсь обратить внимание родителей на то, что у читающих родителей, как правило, читающие дети, а семейное чтение – это хороший способ мотивировать ребёнка научиться читать самому.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

— консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

— открытое занятие с участием родителей;

— совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Таким образом, можно сказать, что обращаясь к чувствам дошкольника через художественную литературу, мы можем формировать нравственное отношение к окружающему, закладывать тем самым моральные основы его будущей человеческой деятельности.

Над данной темой планирую работать и в дальнейшем.

Источник

Читайте также:  Какие чувства могут передавать восклицательные предложения
Оцените статью