Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы по теме
«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
Егорова Наталья Михайловна
События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девольвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
На государственном уровне было принято ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005годы, 2006-2010годы,2011-2015годы». С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.
П 1.4 Основные принципы дошкольного образования: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
П 1.6 Стандарт направлен на достижение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогического влияния, сила глубины впечатлений. Поэтому, что усвоено в этот период — знания, навыки, привычки, складывающиеся черты характера — оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.
Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Условия формирования опыта
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам? Я думаю, да. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к малой родине и огромной стране России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника — к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, поселку.
Взрослые, воспитатель и родители, должны учесть, что воспитывать любовь к малой и большой Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и ближайшими объектами, которые окружают ребёнка.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой народ, традиции, свою малую родину. Как писал К. Д. Ушинский «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство дошкольников с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Обязательно при работе с детьми их надо знакомить с великой русской поэзией А. С Пушкина, А. А Фета, Ф. И Тютчева. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, музыкальности и поэтичности русской речи.
Издавна славиться наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.
Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей работы — воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.
Каждый автор ставит какую-то одну грань в патриотическом воспитании дошкольников. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
В современной литературе Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. Задача воспитателя отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком, наиболее доступные ему: природа, животный мир, жизнь дома, детского сада, родного края.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию я построила следующим образом: я – семья — детский сад — малая родина — Россия.
Задачи моей работы:
— Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному посёлку.
— Расширение представлений о России.
— Знакомство с символами государства, области: флаг, герб, гимн.
— Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
— Формировать чувство гордости и ответственности за свою страну.
Выше перечисленные задачи решаются в интеграции образовательных областей, во всех видах детской деятельности: НОД, беседы, экскурсии, труд, тематические праздники, взаимодействие с социумом, в работе с родителями.
В пространственной предметно-развивающей среде:
— оформление патриотического уголка;
— пополнение наглядно-иллюстративного материала (альбомы «Что в имени тебе моём», «Генеалогическое древо семьи», «Милая моя Родина», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Достопримечательности Нижневартовска»;
— подборе художественной и познавательной литературы (А. Клиентов «Города России», Н. Ермильченко «История Москвы», «Великая Россия-символы и награды российской державы») и другие.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается — процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческим прошлым своего народа и его культурой.
Анализ результативности опыта
Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у детей дошкольного возраста первые чувства патриотизма: гордость, любовь и уважение к малой и большой Родине, к народным традициям Полученные знания во время бесед, игр, тематических праздников и мероприятий позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
В процессе ознакомления детей с разделом «Я», «Семья» внимание уделялось самопознанию и воспитанию у ребёнка к себе, своим достоинствам и недостаткам, расширялись представления о семье, родственных отношениях.
Дети старшего возраста могут и должны знать название своего посёлка, его достопримечательности. Детям сообщалась информация, которую они могут усвоить. По разделу «Малая родина» была организована работа совместно с городской библиотекой, где дети знакомились с историей города.
В работе по ознакомлению детей с Россией большое внимание уделяется воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Огромное значение уделяется празднику «День Победы». Время всё дальше отодвигает события тех дне, ветеранов остаётся мало. Очень важно не прервать эту нить памяти о героическом подвиге нашего народа. Родители и дети принимают активное участие в мероприятиях, организованных в детском саду в честь этого праздника. В прошедшем году очень трогательно прошёл литературный вечер «День Победы», в этом году, посвящённому «Году кино» в нашей стране мы планируем устроить «Битву хоров» по песням из кинофильмов о ВОВ. Обязательно проводятся экскурсии с детьми к памятнику погибшим воинам, участие семей в акции «Бессмертный полк».
Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, вызываем желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Всё это способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они задают больше вопросов по истории и достопримечательностях нашего края, страны.
Трудности при использовании данного опыта
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Детский сад в своей работе должен «взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» (ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»). В нравственно-патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей.
Ребёнок — это чистый лист, на котором остаётся след всех тех, кто соприкасается с ребёнком. Хорошо, если это умные, добрые, высоконравственные люди.
Адресные рекомендации по использовании опыта
Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей среднего, старшего и подготовительного возраста.
Источник
Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников
Нина Мещанинова
Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
1. Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
3. Расширение представлений о России, как о родной стране, о Саратове, как о родном городе.
4. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, такими как изобразительная деятельность, художественное слово.
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему? В последнее время в нашей жизни произошли сложные,противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика.Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Родина – это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответственен.
Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. При знакомстве с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитывается любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам.
— Примеры проявления героизма.
— Взгляды на патриотизм в летописях.
— Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
— Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
— Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
— Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Взаимосвязь всех участников процесса.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства.
Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек. Таким образом, вносится вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.
Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.
Строить работу необходимо в соответствии с местными условиями и
возрастными особенностями детей.
Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это — выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
• Любовь к Родине сильнее смерти.
• Человек без Родины — соловей без песни.
• Береги землю родимую, как мать любимую.
• Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
• Дома стены помогают.
• Без корня и полынь не растет.
• Всякая сосна своему бору шумит.
Памятка для родителей «Известные люди о воспитании любви к Родине»
• «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А. С. Макаренко)
• «Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В. Белинский)
• «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей)
• «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине» (А. И. Герцен)
• «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (В. А. Сухомлинский).
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мы хотим пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться!
Дети – будущее нашей Родины. Им беречь и охранять её просторы, её красоты, её богатства.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем,
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях Участие в методическом объединении. Освещение темы: «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических.
Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом» Воспитание патриотизма начинается.
План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через внедрение современных образовательных технологий Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий. В. А.
Формирование у дошкольников патриотических чувств, как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам Великая Отечественная война для наших детей — далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится.
Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова.
Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к малой Родине» Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к малой Родине». Интеграция образовательных областей: «Познание,.
Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Гипотеза Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении, родном.
Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Введение Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный.
Источник