Формирование нравственно этических чувств

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Нэлли Саванина
Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в эти годы формируются моральные качества личности. Это объясняется высокой детской восприимчивостью, особой податливостью влияния взрослых, в результате которого он перенимает их опыт действий, суждений, оценок.

Нравственное развитие ребенка дошкольника — сложный и противоречивый процесс.Вначале он охватывает лишь вербальную сферу: ребенок осваивает нормы на «словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников.

В то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со стороны взрослых, «высекает искру» нравственности нового типа — нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.

«И пусть это только зачатки, ростки подлинной радости. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений», — писал Е. В. Субботский.

Нравственное формирование личности дошкольникатребует соблюдения определенных педагогических условий:

• четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

• гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;

• создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания, а мотивы бескорыстного отношения друг другу, ценность совместной деятельности.

В процессе формирования нравственного поведения детей мы основываемся в своей работе на те ценности и положительные качества личности, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте. Для этого используем интерактивные формыи методы работы с детьми для организации детской деятельности:

Это личный пример взрослых: воспитателя и помощника;

Традиции группы: «Утро добрых встреч», «День сказок»;

Этические беседы на темы: «Беседа о вежливых словах», «Беседа о чуткости», «Беседа о заботливости», «Беседа о добром поступке», «Беседа о дружбе» и др.

• Чтение художественных произведений на нравственную тематику: Г, Сапгир «Самые слова», рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Печенье», рассказы К. Ушинского и др.

• Реализация проекта «Учимся играть и общаться», так как в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Дети через дидактические и малоподвижные игры учатся взаимодействию друг с другом, умению адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей;

• Сюжетно-ролевые игры. Ведь игра — это своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает детей, воздействует на их чувства. Вживаясь в роль,дети соответственно ведут себя: проявляют доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. И именно в сюжетно-ролевой игре формируется умение устанавливать межличностные отношения, соблюдая этикетные нормы, что обусловлено правилами той или иной игры. Например, в игре «Магазин»прививаются правила культуры поведения в общественных местах: вежливого обращения к продавцу, благодарность за покупку и т. д.

• Проигрывание проблемных ситуаций;

• Празднование дней рождений детей с веселым концертом и подарками, приготовленными своими руками;

• Соблюдение «Правил Кота Леопольда» (совершенствуем такие качества как: доброта, вежливость, справедливость)

Все эти правила не заучиваются специально,но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример дети, хорошо усвоившие эти правила, поощряются те, у кого появляются достижения. Не смотря на то, что ведущим видом деятельности является игра, в жизни старшего дошкольника большое место занимает образовательная деятельность, для того, чтобы она была продуктивной, создаю условия для поддержания у детей положительно-эмоционального состояния. Тогда ребенок охотнее выполняет указание, активнее участвует в беседе, увереннее отвечает, не боясь допустить ошибку. Это способствует развитию у него нравственно-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, добросовестности.

Читайте также:  Статус про волшебное настроение

Нравственные качества формируются в деятельности, ведь ребенок приобретает знания, умения, навыки, моральные представления и нравственное поведение в активной форме, а не в результате пассивного восприятия тех сведений, которые сообщают ему взрослые. Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках ДОО. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием ребенка в семье, координацию усилий педагога и родителей. Главной целью данной работы, является повышение компонента педагогической культуры родителей в приобретении знаний о нравственных качествах детей, навыков культуры поведения.Эту работу осуществляем через следующие мероприятия:

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

— «Круглый стол» по любой теме;

— устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

— семейные спортивные встречи;

— почта доверия, телефон доверия;

— интеллектуальные ринги детей и родителей;

— интервью с родителями и детьми на определенные темы;

— конкурс семейных талантов;

— портфолио семейного успеха;

— аукцион секретов воспитания и др.

Таким образом, использование разнообразных интерактивных форм в своей работе, позволяет нам значительно улучшить отношения с семьями воспитанников, повысить педагогическую культуру родителей, а также расширить представления детей о нравственно-этических нормах поведения.

Таким образом, с каждым годом проблема нравственного воспитания детей становится все актуальней, поэтому эту работу мы будем продолжать, ведя поиск эффективных новых форм, методов и приемов работы.

1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — М. : АРКТИ, 2002.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / Р. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др. ; Под ред. А. М. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1980.

3. Дурова Н. В.Очень важный разговор: Беседы — занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста/Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. — М. : Мозаика — Синтез, 2000.

4. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников/Книга для воспитателя детского сада. — М. : Просвещение, 1990.

Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста Презентация (выступление) 2 слайд Тема моей творческой работы: «Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного.

Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая.

Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до» Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». В период дошкольного детства происходит.

Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС Сложившаяся современная социальная и экологическая.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Читайте также:  Методика для определения темперамента у ребенка

Программа саморазвития «Формирование основ безопасности на дорогах и улицах у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование основ безопасности на дорогах и улицах детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В современных условиях, в связи.

Источник

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО — ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ
консультация (старшая группа) на тему

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО — ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

Воспитание нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детское учреждение, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя ребенка утром в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». А воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребенку? В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае.

При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.

Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Беседуя с детьми, необходимо так построить ее, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.

При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, — одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.

Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, как они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том, или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_eticheskih_predstavleniy.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО — ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

Воспитание нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детское учреждение, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя ребенка утром в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». А воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребенку? В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае.

При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.

Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Беседуя с детьми, необходимо так построить ее, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.

При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, — одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.

Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, как они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том, или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност.

Примерный перспективный план работы с родителями воспитанниковпо воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста№п/пТемаЗадачиДатаОтветственные1.Родительские собр.

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро.

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок .

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у.

Источник

Читайте также:  Изменения психического состояния при стрессе
Оцените статью