Условия и формы формирования культуры чувств
> Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
> В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А.В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.
> Значимым фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра.
> В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
> На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).
Развитие воли у детей. Психологические основы формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве.
В развитии воли в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов
1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.
> Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.
> Характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, в мотивированный самим ребенком (Л.С. Выготский).
2. Овладение планированием для реализации волевого действия.
Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели.
3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.
> Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в раннем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности.
> В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:
> 1) освоение способов самопроверки;
> 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Источник
О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧУВСТВ
Что понимается под воспитанием чувств?
– развитие хорошего вкуса (чувства и понимания изящного, красивого) через утонченное восприятие мира – природы, людей, произведений искусства;
– привитие навыков наблюдательности, развивая при этом внимание и волю;
– развитие высоких, нравственных чувств, включающих все богатство эмоциональных отношений человека к действительности (воспитание чувства долга, ответственности, патриотизма, сострадания и т.д.)
Под культурой чувств понимается:
степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способность к утончённому восприятию.
Мерилом, критерием культуры чувств принято считать
соотнесение поступка человека как проявления его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы.
Таким образом, культура чувств нечто большее, чем этикет или вежливость.
Сопереживание, доброжелательство определяют критерий воспитанности человека вообще.
Культура чувств формируется в процессе общения:
— в трудовой деятельности;
— в межличностных контактах.
Утончение чувственных восприятий человека приводит к развитию у него чувствознания, или познания духа.
Чувствознание есть сердечное постижение мира , так называемое прямое познание действительности — не умом, но сердцем — условно говоря, интуиция, или шестое чувство.
Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путём познания и представляет собой более высокую ступень человеческой эволюции. Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира — мира мыслей и чувств.
«Культура умолкает там, где сердце немо»
«Солнце есть Сердце Системы, так же сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света (культура) есть культ Сердца» 3 .
Испокон веков сердце является символом души, переживаний, чувств, а слово «сердечный» означает — исполненный искренности, расположения, идущий от души. Прямое познание действительности путем сердечного постижения мира (чувствознание) необходимо также воспитывать, развивая в человеке чуткость , душевность , доброжелательство , но ничто на Земле не зажжет так огонь сердца, как любовь.
Любовь есть доброжелательство и сострадание ко всему живому, и как высшее проявление человеческих чувств оно предполагает бескорыстие и самоотдачу .
Культура человека не может накопляться, если сердце не получает соответствующего питания (возвышенным и утонченным) и, лишенное связи с высшим, оно разлагается. Бессердечие есть не что иное, нежели а-культурное состояние сердца.
При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С малых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование . При этом, не эгоистическое, но широкое понимание труда – на пользу Общую. Такое представление значительно утончает сердце, развивает чувствознание 4 .
О Культуре как синтезе Знания и Красоты
Современные знания и новые передовые технологии в руках грубого, малокультурного человека могут сослужить опасную службу, и прогресс обратится против самого человека. Спасение от грубости и жестокости — в культуре чувств, в привитии хорошего вкуса через постижение законов Красоты в искусстве и окружающем мире.
Самый насущный принцип жизни , писал Н.К. Рерих, это воспитание в человеке хорошего вкуса – чувства и понимания прекрасного. В этом он видел символ утонченного, расширенного сознания, принцип сохранения и умножения духовной культуры.
«Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге», гласит восточная мудрость.
Осуществляя школьное обучение на принципах Красоты, воспитывать необходимо и в детях, и в себе не только чувства, но и мысли.
О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ
«Распущенность мысли погибнуть должна» 5
Мысль как тонкоматериальное образование, обладающая определенной энергией, рассматривается сегодня многими учеными как факт. О значении и мощи мысли говорилось в различных источниках и духовных учениях еще в древние времена. Однако и поныне большинство людей не чувствуют ответственности за свои мысли.
Осознание красоты мысли породит прекрасные действия и преобразит жизнь.
Культура мышления — понятие, включающее в себя многие составляющие мыслительной деятельности. И это не только уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, четкость, широта и быстрота мышления, синтетичность, оригинальность, краткость, последовательность и др. Важнейшим элементом качества мышления, его культуры является направленность мысли : мысль светлая, направленная не к личной выгоде, но к Общему благу — есть крыло прогресса, есть чистая мысль.
Упорядоченность мыслей в большой степени обеспечивает продуктивность мышления. С точки зрения ученых-психологов, мышление есть процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового (в отличие от так называемого «думанья»).
Продуктивности мышления противостоит хаотичность, неорганизованность мыслей:
– «расплываться мыслей по древу»;
– «начинать за здравие, а кончать за упокой»;
– перескакивать с темы на тему;
– путать местами причины и следствия и т. д.
Безобразные мысли не могут породить прекрасного действия.
Умение проводить анализ, делать сравнение, осуществлять контроль над своими мыслями – атрибуты правильного и красивого мышления.
Важнейшим элементом культуры мышления является мировоззренческий аспект .
Согласно древним учениям и современным исследованиям ученых, человек является частью одухотворённой энергетической системы мироздания и развивается по законам, внутренне присущим этой системе.
Знания, основанные на духовных, или космических законах жизни, порождают чувство ответственности каждого за свою деятельность, в том числе и мыслительную. Они закладывают базу для нового планетарного мышления, для формирования нового сознания и мировоззрения. Овладение этими знаниями способствует формированию культуры мышления и личной культуры человека в целом.
В данном контексте необходимо отметить следующее.
Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих, наряду с волевой сферой, сознание человека («. основа мысли есть чувство, и основа чувства есть мысль. Так же как электричество и магнитная сила. » 6 ), чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления .
Насколько устремление сознания к Общему благу превалирует над обывательским мышлением, настолько можно говорить о качестве мышления и культуре человека вообще.
Культура мысли есть венец человеческого существования.
«Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни» 7
Следовательно, для достижения высокого уровня личной культуры каждый должен позаботиться также и о воспитании собственного мышления через призму Красоты и Нравственности.
Итак, этико-эстетической основой Культуры является воспитание культуры чувств и культуры мышления, являющихся фундаментом формирования и отдельной личности, и Культуры общества в целом.
1 Н.К. Рерих. Держава света; Священный дозор.– Рига, Виеда, 1992, с. 17.
2 Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, с. 72.
3 Учение Живой Этики, «Сердце», п. 62.
4 Там же, п.9, п.411.
5 Н.К. Рерих. «Пламя» – В кн. «О Вечном. » – М.: 1991, с. 412.
6 Рерих Е.И. Письма в Америку. — Т.3 — М.: Сфера, 1996, стр. 422 «. электричество может стать магнитной силой и, наоборот, – един источник, но чувство идёт впереди».
7 Письма Елены Рерих. Т. 1. — Минск, 1992. — стр. 29.
Составитель – Л.И. Уварова,
Санкт-Петербургская Академия постдипломного
Источник
КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .
Полезное
Смотреть что такое «КУЛЬТУРА ЧУВСТВ» в других словарях:
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — уровень нравственного развития об ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов,… … Энциклопедия культурологии
Культура Италии — культура коренных народов Италии и её государств предшественников, ведшие старинным обычаям и культурному быту. Содержание 1 История культуры Италии 1.1 Эпоха Италии … Википедия
Культура Испании — Культура Испании одна из наиболее древних и самобытных европейских культур, сформировавшаяся под влиянием многочисленных факторов. Древнейшие культурные памятники Испании многочисленные пещерные росписи и наскальные рисунки в… … Википедия
Культура Возрождения в Англии — Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем… … Всемирная история. Энциклопедия
Культура — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия
Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия
Культура Швеции — Содержание 1 Корни современного шведского искусства 2 Современное шведское искусство … Википедия
Культура общения — сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно психол.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Эмоциональная культура — культура чувств и эмоций, как способ внешнего выражения чувств. Состоит в способности человека адекватно реагировать на окружающую действительность. Эмоциональная культура проявляется в межличностных отношениях, в речевом этикете, в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник
Культура чувств — что это такое?
Набор ли это стандартных приемов общения, регламентированные проявления симпатии, дружеского расположения, влюбленности? Или что-то более сложное?
В рассуждениях о природе человеческого чувствования , способах его проявления следует помнить, что при всей своей естественности и непринужденности оно проявляется в форме, предопределенной для него конкретным укладом бытия, нормами и правилами, в которых растут и воспитываются люди. Стыд, сдержанность, вежливость, сочувствие, вообще воспитанность – явления социальные.
Жители южных стран сочтут за невежество сдержанность в проявлениях радости и печали. По их представлениям, истинно горюет только тот, кто рвет на себе волосы и посыпает голову пеплом. А японцы считают верхом неприличия даже ближайшим родственникам оплакивать умершего человека. Все должны улыбаться, чтобы не огорчать своим горем других людей.
То же самое в проявлении любовного чувства : у разных рас, народов, племен и даже классов и социальных групп свои понятия, обычаи, привычки. В одно и то же время в одной стране, но в разных ее краях могут действовать разные законы, установки, обычаи, правила. В США долгое время в разных штатах были различные условия расторжения брака: в одних чрезвычайно строгие, в других – нет. И нередко граждане одного штата переезжали в другой, чтобы поскорее совершить эту процедуру.
Можно ли вообще выработать какие-то принципы, которые были бы одинаково восприняты в разных обстоятельствах? Ожидание абсолютно одинаковой реакции на одно и то же действие даже у очень близких по родству или воспитанию людей – труд напрасный. Скажем, вы не любите, когда кто-то вмешивается в ваши дела, и поэтому не спешите с вмешательством в дела своего друга. А тот без поддержки и сочувствия прожить не может. Ваше невмешательство, конечно же, будет расценено с его стороны как равнодушие, гордыня, даже эгоизм. Выходит, мы имеем дело с явлением противоречивым.
Специалисты по этике определяют культуру чувств как степень общественной развитости, «очеловеченности» чувств, «эмоциональный одухотворенности человека»; а сами чувства – как продукт жизненного общественного опыта личности, ее общения и воспитания. По их проявлению можно судить о воспитанности человека. Именно поэтому в разряд невоспитанных может попасть человек образованный, ибо культура не исчерпывается просвещенностью, она охватывает весь целостный духовно-нравственный мир людей.
Человек любит пылко, страстно, но умышленно притворяется равнодушным, чтобы не показаться дурно воспитанным, «некультурным». Ненавидит всеми силами души, но любезно улыбается и пожимает руки. Ведет себя так, чтобы никого не задеть за живое. А самый изысканный стиль поведения может оказаться покровом, под которым искусно прячется равнодушие и страх перед естественными чувствами.
Подлинная культура чувств – это осознанное стремление раскрыть, развить в себе все способности и возможности тонкого чувствования, чтобы обогатить свое бытие всеми красками, соцветиями и созвучиями земного мира, чтобы было чем поделиться с любимыми и близкими, со всеми, кто пожелает принять накопленные душой богатства.
Подлинная культура чувств – это душевная потребность сочувствовать, сострадать всему живому и сущему. Если нет такой внутренней потребности – никакие уловки и ухищрения не помогут скрыть душевную бедность. Человек будет выглядеть рыцарем на час, чьи «приличия», как чужие наряды, спадают при первом серьезном столкновении с жизнью. Как практически в ежедневном, ежечасном общении проявляется культура чувств?
Интонации, взгляды, жесты, улыбки, позы могут быть приятными или раздражающими независимо от того, кто, где и когда их демонстрирует. Грубый окрик, недоброжелательность, ироничные ухмылки – все эти внешние проявления сиюминутного душевного дискомфорта или определенного свойства характера не только не способствует взаимопониманию, сочувствию, но напротив, отталкивает одного человека от другого.
А самое главное – мешает этому хмурому, грубому, неуклюжему человеку увидеть людей без угнетающих шор.
А в качестве практических правил воспитания чувств можно было бы принять следующие:
встречать каждого человека как обещание чуда, как таинственного и прекрасного незнакомца;
отбирать и запоминать все, что когда-то и где-то показалось красивым, достойным подражания;
учитывать место и время для проявления тех или иных чувств. Несвоевременность и неуместность проявления даже самых благородных чувств – один признаков бескультурия;
учитывать и ценить не только сходные с нашими реакции и поведение, но и отличающиеся от них. Прежде всего, предусматривать различие по половому и возрастному признаку;
знать, что культура чувств утончает восприятие мира, а значит, делает нас более ранимыми, но одновременно и более стойкими перед испытанием, потому что помогает регулировать свои эмоции и находить способы залечивать раны.
Иначе говоря, культура чувств помогает нам не только любить истинно по-человечески, но и страдать по-человечески. А это – наиполезнейшая наука.
Ведь кто не умеет правильно падать, не научится достойно подниматься.
Автор: Haтaлья Baccepмaн
Просмотров страницы: 2734
Источник