Формирование эмоций у детей одного года

Социально — эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.
статья на тему

Этапы социально — эмоционального развития ребенка первого года жизни.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno_-_emotsionalnoe_razvitie_rebenka_pervogo_goda_zhizni.docx 17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Социально — эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

Первый год жизни является важнейшим этапом в развитии ребенка Интенсивно развивается интеллект, психика, эмоциональная физические возможности малыша. Эмоциональная сфера так же претерпевает изменения. Возникают чувства, присущие исключительно людям. Чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения начинает развиваться с рождения и часто зависит от того как ребенок накормлен и ухожен. Но взрослым необходимо обеспечить и удовлетворение социальных потребностей, которые дают ребенку ощущение защиты, уверенности в своих силах.

В этой связи, важное значение имеет знание того, как изменяются эмоции в детской деятельности и как они формируются. Если малыш много плачет, такое состояние вызывает тревогу у взрослых. Немедленно выясняется и устраняется причина беспокойства. Спокойное поведение ребенка считается нормальным. Именно в спокойном состоянии ребенок играет, совершенствуя свои умения и навыки. Положительное эмоциональное состояние наступает после окончательной адаптации к условиям внешней среды.

К двум месяцам ребенок начинает выделять людей из окружающей среды и реагировать улыбкой на общение с ними. Любящий взрослый должен как можно раньше установить с ребенком двухсторонний контакт. Эмоциональное общение между взрослым и ребенком не появится, пока взрослый сам не начнет организовывать его, то есть вести себя как любящая, заботливая мама. Ухаживая за ребенком, общаться с ним так, как будто он уже что-то понимает, относится к нему, как к личности, как к партнеру по общению. Взрослый внимательно смотрит в глазки ребенка, улыбается, зовет по имени нежно гладя и лаская тельце малыша. Разговаривая с ребенком, взрослый окружает его теплом и заботой, прививает ему вкус к ласке, рождая потребность в доброжелательном внимании. Привязанность ребенка к матери или другому близкому человеку к двум – трем месяцам становится основным проявлением эмоций.

Первые признаки доброжелательности – это интерес ребенка к взрослому и ответная улыбка. Улыбка – самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру. Основная задача на этом этапе – развитие «комплекса оживления» Вступая с ребенком в эмоциональный контакт, нужно стремиться удовлетворить его потребности в общении. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком, напевно проговаривает:

Ой, не знаю, как мы жили,

Как мы жили без Танюшки?

Без Танюшки – лопотушки,

Без Танюшки – топотушки,

Без Танюшки – потягушки. (Н.Пикулева).

Несколько позже кроме улыбки появятся и другие элементы «комплекса оживления» — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление. К трем месяцам все эти элементы объединяются в единый «комплекс оживления»: радуясь, ребенок не только улыбается, но и интенсивно двигает руками, выпрямляет их, издает радостные звуки.

В дальнейшем радостное состояние становится более ярким и возникает при виде игрушки, звучании музыки. Необходимо знать, что физические прикосновения также играют большую роль в развитии эмоций маленького ребенка. Поглаживайте малыша, легонько похлопывайте, перебирайте пальчики, выполняйте его руками и ногами движения типа пассивной гимнастики. Движения сопровождаются разговором с ласковой интонацией, с называнием малыша по имени. На руках у близкого человека ребенок чувствует себя счастливым и в безопасности. М.Н.Мельников писал: «Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования положительные эмоции. На первых порах, пока ещё ребенок не понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку…

Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста…

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Содержание его конкретно и касается только тех действий, которые производятся…»

Воспроизводите звуки из « репертуара» малыша.

Если ребенок издает звуки, очень важно «поддержать» его. Когда взрослые включают в свою речь, обращенную к ребенку, те звуки, которые он произносит: «гы», «агу»- он оживляется, радуется. Повторяйте (имитируйте) звуки, добавляйте к ним свои. Подчеркнуто произнося звуки, слова, ребенок обращает на них внимание и связывает их с тем, что происходит.

Кто гулит со мной,

Говорит, а я — понять не могу!

Говори, мой говорун, говори,

Подари словечко мне, подари! (Н.Пикулева).

Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и взрослого. Взрослый, выдержав паузу в 1-2 секунды, повторяет звуки снова. Ребенок должен видеть лицо разговаривающего с ним взрослого.

По мере роста ребенка параллельно развиваются зрительные, слуховые двигательные и речевые реакции. Как только ребенок овладевает первыми действиями (повороты, протягивание и захват игрушки и др.), изменяется и его эмоциональное состояние: нарастает двигательная активность, формируются положительные эмоции. В этот период важно эмоционально «подпитывать» ориентировочно исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов (людей, игрушек).

Гигиенические процедуры, кормление, игры и др. осуществлять на фоне эмоционально положительного состояния ребенка. Например, перед купанием, раздевая малыша, ласково проговариваем:

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы! Это Мы! (А.Ануфриева)

После шести месяцев ребенок вступает в новую фазу развития. Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Это начало «делового» общения.

Взрослый привлекает внимание не только к яркому предмету, но и к умению выполнять с ним различные манипуляции. Сообщая малышу свои намерения: « Сейчас будем строить башенку! Вот какие у меня красивые кубики! Поставим один кубик, а сверху другой! Вот какая башенка получилась!»

Если ребенок при осуществлении намеченной цели встречает препятствие, у него возникают отрицательные эмоции. Ребенку надо подсказать, показать, как добиться результата.

Но при успешном решении действия у ребенка ярко проявляются положительные эмоции и он радостно улыбается, всплескивает ручками, смеется.

В возрасте семи-девяти месяцев у многих детей возникают переживания от расставания с близкими людьми. Ребенок плачет, боится посторонних людей, когда они заговаривают с ним. Надо дать понять ребенку, что уходя, мама (или другой близкий человек) всегда возвращается. Машите ребенку при прощании, посылайте воздушный поцелуй и добивайтесь, чтобы ребенок помахал в ответ. Показывайте добрые намерения других людей, чтобы ребенок их не боялся. Радость, веселый смех вызывает игра в «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и другие народные игры. Слушая веселую музыку, ребенок «приплясывает», колыбельную: «качает лялю».

Эмоциональные реакции не только сопровождают деятельность ребенка, но и зависят от того, насколько прочно он владеет каким-то видом деятельности.

К концу первого года жизни у ребенка уже есть опыт: он пытается сам кушать, сам действует с предметами, сам передвигается в пространстве. Понимает запреты «нельзя», « нет», понимает, когда его хвалят. Проявляет дружелюбность к сверстникам: протягивает и отдает игрушку, сопровождая действия смехом и лепетом.

Теперь активность ребенка протекает чаще в спокойно-сосредоточенном состоянии. Постепенно овладевая способами действия в разных видах деятельности, он приобретает новые умения, которые не вызывают трудностей, а следовательно и отрицательных эмоций.

Создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям одна из главных задач раннего обучения ребенка.

Литература: К.И. Камышанова «Ребенок от рождения до года»

Р.Р.Фьюэлл « Обучение через игру»

Е. Волосова «Развитие эмоций»

Л.Н.Павлова «Энциклопедия раннего развития»

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет

Лариса Сордия
Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т. д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.

Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.

ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Эмоции — одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека.

Причем речь идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.

Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.

В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.

Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша вОсобенности детей 1-3 лет

Психическое развитие ребенка идет полным ходом.В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:

• дети очень эгоистичны, для них существуют только собственные желания и интересы;

• деятельность направлена на поиск и получение удовольствия;

• важны только сиюминутные желания, нет планирования;

• плохо развита эмпатия, отсутствует способность переживать или радоваться за другого человека;

• нет самоконтроля, неустойчивое эмоциональное состояние, может переходить от радости к истерике;

• агрессивная реакция на трудности или невозможность получить желаемое.

В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.

Для ребенка любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод — временное состояние.

В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.

Эмоциональный климат дома

На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.

Конечно, желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.

К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому.Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.

Эмоции

Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.

В 1-3 года родителям нужно уделять особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.

Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.

Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это — переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.

Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.

Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.

Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.

Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие — получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы — получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.

Развитие эмоциональной сферы

Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я».Для этого необходимо:

• психическое и интеллектуальное развитие;

• новые впечатления (прогулки по парку, походы в детский театр);

• общение со сверстниками (дети учатся друг у друга);

• новая информация (малыш познает мир).

Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоцийидет от живого общения с:

• детьми разного возраста.

Но малышу нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.

Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки — это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.

Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: — развитие.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Источник

Читайте также:  Эмоциональный спектр как у зубочистки
Оцените статью