- Эмоциональный интеллект для учителя: что это такое и стоит ли им заниматься?
- Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание учителя
- Эмоциональный интеллект для учителя
- Упражнения на эмоциональный интеллект для учителя
- Эмоциональный интеллект учеников
- «Банк эмоций»
- «Угадай эмоцию»
- «Что ты чувствуешь?»
- «Корень чувства»
- «Ситуации»
- Что почитать на тему?
- Эмоциональный интеллект педагога
Эмоциональный интеллект для учителя: что это такое и стоит ли им заниматься?
Ценность этого эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима. Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели, сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними, очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе (где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.
По-настоящему об эмоциональном интеллекте заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».
Д. Гоулманом было вычленено пять составляющих эмоционального интеллекта (но надо иметь в виду, что не все согласны с его разработкой):
- самопознание;
- саморегуляция;
- мотивация;
- эмпатия;
- социализация.
В первом случае речь идет о способности осознавать собственные эмоции и их причины, а также понимать себя в целом: свои цели, интересы, достоинства и недостатки и т.п. Способность к саморегуляции предполагает умение контролировать себя. Мотивация — это готовность добиваться цели, а эмпатия — умение понимать окружающих и сочувствовать им. Наконец, под социализацией автор книги подразумевал способность бесконфликтно общаться с людьми и влиять на них.
С тех пор появилось множество разработок, в которых понятие эмоционального интеллекта трактуется так же, не совсем так и почти совсем не так. Большинство из них рассматривают эмоциональный интеллект как основу успешности в бизнесе и в управлении. Например, приводится такой факт: уровень эмоционального интеллекта начальника в среднем на 20% выше, чем у его подчиненных.
Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание учителя
Педагог — это тот человек, которому необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом.
Учитель ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока. Все не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями.
Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание учителя.
Профессиональное выгорание — реальная и остро стоящая проблема. Эмоциональное и физическое напряжение приводит к нарастанию тяжелых симптомов, мешающих качественно работать и разрушающих личность педагога. Выгорание может проявляться в полной апатии, нежелании работать творчески, использовать широкий спектр методических приемов. Может возникнуть нервность, раздражительность, нетерпимость, которые педагогу бывает трудно, а то и невозможно сдерживать. Бывает, у учителя падает самооценка, он теряет интерес к жизни, к семье, настроен всегда на неудачу, начинает испытывать страх перед администрацией или родителями учеников.
Всех этих симптомов можно избежать или ослабить их, если повысить свой уровень эмоционального интеллекта. Но возможно ли это?
Эмоциональный интеллект для учителя
Развить свой эмоциональный интеллект не так уж трудно, надо лишь уделять упражнениям немного времени ежедневно. Большинство из них увлекательны и не требуют особых условий.
Упражнения на эмоциональный интеллект для учителя
Приведем несколько примеров.
Чтобы потренировать самопознание, можно выполнить интересное упражнение. Оно потребует 5-10 минут.
Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.
Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна.
Нередко рекомендуют вести дневник эмоций. Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п.
Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.
Уж с чем — с чем, а с мотивацией-то учителя умеют работать! Но все же рассмотрим одно упражнение.
Надо составить список проблем. Желательно вспомнить все проблемы, которые имеются в настоящий момент.
Затем необходимо переформулировать все проблемы в цели, стараясь не использовать «негативные формулировки», то есть частицу «не» и слова типа «прекратить». Обязательно проследите за изменением своего эмоционального состояния.
Полезным может стать и прием «Пять почему». Например, можно задать себе вопрос: «Почему я стал учителем?» К каждому ответу надо снова задавать вопрос «Почему?».
Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты.
Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.
Что касается социальных отношений, то здесь может помочь также рефлексия. Присмотритесь к своим взаимоотношениям с каким-то человеком и проанализируйте (лучше письменно, в виде таблицы), какие эмоции испытываете в общении с ним вы (надо вспомнить побольше и приблизительно определить их частотность), а какие — он с вами. В идеале отношения должны быть сбалансированными (неправильно, если у вас преобладают отрицательные эмоции, а у другого человека — положительные или наоборот). Если это не так, надо попытаться определить причину этого дисбаланса.
Эмоциональный интеллект учеников
Разумеется, эмоциональный интеллект учеников развит в меньшей степени, нежели эмоциональный интеллект педагогов. Причины этого очевидны: недостаток жизненного опыта, не вполне развитое умение понимать себя и других, несовершенная в силу возраста способность держать себя в руках и так далее.
Но задача учителя помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью. А значит, нужно развивать эмоциональный интеллект детей.
Сразу надо принять во внимание, что люди от природы могут обладать большими или меньшими способностями в этой области. Например, сангвинику или флегматику трудно понимать окружающих. У меланхоликов часто проблемы с целеустремленностью, а у холериков — с самоконтролем. У детей проявления темперамента намного ярче, чем у взрослых. Поэтому трудно придумать методику, общую для всех. И это задача для психолога, который ведет в классе групповые занятия, а не для учителя.
Однако все же существует ряд занимательных игр, которые могут помочь ребятам лучше понять себя и свои эмоции. А проводить такие игры можно во время классного часа.
Почти для всех игр потребуются карточки-смайлики или просто карточки с названиями эмоций, лучше не менее 10 вариантов: страх, гнев, разочарование, обида, апатия, печаль, радость, азарт, уверенность, удовольствие, восхищение, торжество и т.д. В некоторых случаях требуется несколько комплектов.
«Банк эмоций»
Каждый ребенок должен написать на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно дополнить список и другими эмоциями, в том числе на другие буквы.
«Угадай эмоцию»
Каждый игрок берет карточку, но не показывает ее другим. Его задача — с помощью мимики или пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.
«Что ты чувствуешь?»
Учитель называет какую-нибудь ситуацию или рассказывает (зачитывает) небольшую историю. Ученик должен выбрать карточку с той эмоцией, которую он сам испытывает в связи с этой ситуацией или историей. Можно предложить ребенку объяснить, почему он испытывает такие чувства.
Задание можно усложнить, предложив проанализировать эмоцию героя рассказа, а не свою. Собственно, нечто подобное делается на уроках литературы при анализе мотивации героя произведения.
«Корень чувства»
Ребята делятся на группы. Каждая группа получает (вытягивает, как жребий) карточку с какой-то эмоцией. Необходимо придумать как можно больше ситуаций, в которых люди могут испытывать такое чувство. У кого больше?
«Ситуации»
Ребята разбиваются на пары и разыгрывают ситуацию, которую предложил учитель (например, «Вы рассказываете о победе на олимпиаде по информатике», «Вы рассказываете о болезни хомячка», «Ваш друг случайно разбил ваш смартфон» и т.д.). Разыграв сценку, ребята должны рассказать о чувствах, которые они испытывали.
Многие из этих игр можно проводить на классных часах или собраниях, польза от этого непременно будет. Ведь даже небольшое изменение в лучшую сторону способности понимать других и самого себя очень поможет ребятам в жизни.
Можно по-разному относиться к учению об эмоциональном интеллекте. Среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, высказываются различные критические замечания, в основном касающиеся рамок предмета исследования и сложности фиксирования результата. Но нет сомнений, что навыки, которые обычно включают в понятие эмоционального интеллекта, чрезвычайно важны и полезны для каждого. А поэтому есть смысл потратить некоторое время и усилия для того, чтобы развить эти качества у учеников и улучшить у себя самого.
Что почитать на тему?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник
Эмоциональный интеллект педагога
Лада Скуднова
Эмоциональный интеллект педагога
1. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Эмоциональный интеллектобычно состоит из пяти составляющих:
• Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете, свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
• Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
• Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
• Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
• Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.
Что поможет сформировать эмоциональный интеллект
САМОПОЗНАНИЕ. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете, свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния — ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.
Задайте себе несколько вопросов:
• Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
• Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
• Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
• Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?
• Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.
Вот самые верные способы улучшить самопознание:
• Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с медитацией в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
• Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
• Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.
САМОКОНТРОЛЬ. Осознание чувств — это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.
Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.
Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе — посчитать до десяти, когда сердишься.
Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту.
• Чувствуете усталость — сделайте несколько упражнений.
• Не можете собраться с силами — врежьте себе пощёчину.
В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.
ЭМПАТИЯ. Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции — лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание — крайне важное жизненное умение.
Попробуйте на практике несколько советов,которые помогут вам стать эмпатом:
• Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы подождёте лишние несколько секунд, прежде чем вступить в разговор.
• Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш собеседник пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
• Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем — более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.
Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.
Способность положительного взаимодействия с другими людьми является еще одним важным аспектом эмоционального интеллекта. Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день.
Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать.
Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности. Создав определенную атмосферу в педагогическом коллективе в которой люди будут испытывать положительные эмоции, можно развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект позволяет использовать новый ресурс, который есть у каждого, для повышения качества работы в педагогическом коллективе и дальнейшего саморазвития каждого сотрудника как в личностном, так и профессиональном плане.
2. Родители смогут вырастить из детей эмоционально зрелую личность,если начнут с себя: высокий коэффициент развития эмоционального интеллекта (EQ) поможет им понять, что чувствует их ребенок, почему он переживает, правильно и вовремя реагировать на это и создать условия для его гармоничного развития.Вспомните известное высказывание: «жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы к этому относимся». На примере распространенных ситуаций мы предлагаем родителям определить свои типичные реакции, почерпнуть идеи, которые помогут им действовать сознательно в зависимости от того, чего они хотят для своего ребенка.
• Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как поступаете чаще всего и как — иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя оценить, — он позволит заметить постепенные изменения в себе.
• Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица. Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам больше, чем любая книга по воспитанию.
• Прочитайте «Новую установку», выраженную в одной-двух фразах.
• Перепишите эти фразы на листочки и прикрепите на холодильник. Вы сможете обращаться к новым установкам и черпать в них вдохновение всякий раз, когда возникает «напряженная» ситуация, связанная с ребенком.
Психорисунок «Нарисуй за минуту». За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
Живые руки. Выполняется в парах. Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.
Самооценка эмоционального интеллекта
Используя пятибалльную шкалу, оцените, в какой мере вы обладает каждой из указанных ниже способностей.
Прежде чем выставлять оценку, вспомните реальные ситуации,в которых вы проявляли данное качество:
2 – проявляется в незначительной степени;
3 – проявляется в средней степени;
4 – проявляется в значительной степени;
5 – присутствует постоянно.
1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.
2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.
3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.
4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.
5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.
6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.
7. Я вижу, когда человек испытывает стресс. 8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.
9. Я распознаю эмоции окружающих.
10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.
11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.
12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.
13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.
14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.
15. Я могу поставить себя на место другого человека.
16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.
17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.
18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам. 19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.
20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.
Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта.
Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17;
владение собой – пунктами 2, 5, 10, 14 и 18;
социальное сознание – пунктами 3, 7, 11, 15 и 19;
менеджмент взаимоотношений – пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.
Интерпретация результатов
Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.
Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.
Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.
Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего. Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 – низким.
Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?
У каждого из нас в силу генетики и воспитания свой набор составляющих эмоционального интеллекта. Кто-то быстрее справляется с плохим настроением, кто-то без труда считывает эмоции окружающих. Но это отнюдь не означает невозможности его дальнейшего развития. Каждый компонент эмоционального интеллекта есть совокупность привычек и ответных реакций, которые при желании можно усовершенствовать.
• Чаще анализируйте свои чувства, выясняйте связи, ищите первопричину. Можно создать свой словарь чувств;
• Прежде чем принять решение, подумайте и осознайте, что вами руководит – разум или чувства;
• Используйте методику внутреннего диалога, чтобы выявлять скрытую негативную информацию;
• Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе. Ищите свои эффективные способы релаксации;
• Чаще обращайте внимание на чувства других людей. Стремитесь их понять;
• Не бойтесь обсуждать чувства с близкими. Это поможет лучше понять, что скрывается за их действиями, поступками;
• Учитесь отвечать за последствия своих решений/поступков. Доводить начатое до конца;
• Смело говорите о том, что вас тревожит. Без раздражения и не безучастно;
• Четко определяйте для себя, когда вести за собой, а когда быть ведомым;
• Подходите к решению конфликтов конструктивно.
Показатель IQ еще не залог счастливого будущего. Скорее успеха добьется тот, чей уровень эмоционального интеллекта выше. Поскольку такой человек умеет сдерживать импульсивные порывы ради достижения поставленных целей. Умеет прислушиваться и понимать потребности других людей, принимать их такими, какие они есть, выстраивать отношения. Совершенствуйте свой эмоциональный интеллект ради себя и ради окружающих вас людей!
Источник