Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка». (Л.С. Выготский).

Скачать:

Вложение Размер
statya_emotsionalnoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева М.Н., воспитатель

ГБДОУ № 79 Приморского района

Санкт – Петербурга (ОДО)

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка». (Л.С. Выготский).

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста наверняка займёт одно из первых мест. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц.

В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

Эмоции ребенка — это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной — и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка. От того, какие условия будут созданы в дошкольных учреждениях для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов.

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:

1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

4. Совместные праздники, досуги.

5. Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами; побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся).

6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен. ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения. Дети не только видят и отличают, а порой копируют.

9. Моделирование — использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным.

10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.).

11. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Эмоции оказывают большое влияние на психические процессы. Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Для психического здоровья детей младшего дошкольного возраста необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей, важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве. Ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает при отклонении поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.
Следует отметить, что развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях.

Задача данного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Основная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Эмоциональное развитие младших дошкольников — это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей младшего дошкольного возраста, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Таким образом, под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. — СПб.: Акцидент. — 1995

2. Изард К. Эмоции человека. — М., 1983.

3. Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития. — 1997.

4. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада. //Дошкольное воспитание. — 1977. — № 2

5. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М., 1975.

6. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1995.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. — М.: Педагогика, 1984.

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения
методическая разработка (младшая группа)

Раннее детство — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.

Эмоции влияют на содержание и динамику развития познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

Целью реализации технологии «Эмоционально – чувственного погружения» детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет является: эмоциональное развитие, обогащение чувственного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы.

Воспитание через эмоциональное воздействие, погружение в мир эмоций – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Задачи:

— способствовать открытому проявлению детских эмоций различными социально приемлемыми способами (мимика, жесты, поза, слово);

— знакомить детей со способами проявления эмоций радости, обиды, боязни, печали;

— формировать понятия: о сопереживании близким, сверстникам, игровым персонажам, проявлять сочувствие;

— обогащать словарь воспитанников словами обозначающие эмоции;

Внедрять образовательную технологию эмоционально – чувственного погружения начала с раннего возраста — адаптации ребёнка к детскому саду.

Скачать:

Вложение Размер
metod.razrabotka_razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey_rannego_i_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_2.docx 20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Автор: Морозова Александра Викторовна

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми, определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Актуальность данной технологии очевидна: эмоциональная сфера современных детей слабо развита. Увеличилось число детей страдающих неразвитостью эмоциональной сферы или отклонениями в эмоциональной сфере: тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, застенчивостью, гипервозбудимостью, гиперактивностью и т. д. Сегодня редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причиной этому является ряд отрицательных факторов: взрослые не контролируя детей уже с раннего возраста позволяют ребёнку замыкаться на телевизоре, гаджетах (компьютере, планшете, телефоне, любых электронных устройств, которые носят развлекательный характер), ребёнок становится зависимым. Так же немаловажным фактором является, то, что взрослые направляют все свои усилия, на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы дети могли, пойдя в школу считать, писать и читать), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обеднённая эмоциональная чувственность замедляет развитие интеллектуальной сферы

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000) среди приоритетных задач выделено «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения», там же оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».

Во ФГОС дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта ребенка рассматривается как одно из направлений социально коммуникативного развития.

Наш детский сад работает по программе «Детство», эмоциональное самочувствие ребенка в дошкольном учреждении является предметом особого внимания, в программе реализуется подход, целью которого является обогащение всех компонентов эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы – долгий процесс и начинать его необходимо с самого раннего возраста, а продолжать в дошкольном возрасте.

Раннее детство — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.

Эмоции влияют на содержание и динамику развития познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

Целью реализации технологии «Эмоционально – чувственного погружения» детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет является: эмоциональное развитие, обогащение чувственного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы.

Воспитание через эмоциональное воздействие, погружение в мир эмоций – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

— способствовать открытому проявлению детских эмоций различными социально приемлемыми способами (мимика, жесты, поза, слово);

— знакомить детей со способами проявления эмоций радости, обиды, боязни, печали;

— формировать понятия: о сопереживании близким, сверстникам, игровым персонажам, проявлять сочувствие;

— обогащать словарь воспитанников словами обозначающие эмоции;

Внедрять образовательную технологию эмоционально – чувственного погружения начала с раннего возраста — адаптации ребёнка к детскому саду. Создавая развивающую среду развития эмоционально – чувственного погружения, учитываю возрастные особенности ребёнка. Для развития эмоционально – чувственного погружения в группе созданы условия. Группа оформлена красочно, оттенки цветов радуют глаз ребёнка, специальная расстановка мебели и подбор игрушек, соответствует реализации задач по данной технологии.

Приходя в детский сад, ребёнок уже погружается в мир эмоций. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно. Если ребёнку грустно, у меня всегда под рукой добрые, яркие игрушки, вызывающие интерес. Использую малый фольклор. Читаю коротенькие стишки прибаутки, потешки. Делаю комплименты, своим воспитанникам. Так начинается утро.

В системе развития эмоциональной сферы детей раннего и младшего возраста я определила наиболее эффективные методы и приёмы для эмоционально – чувственного погружения, которые непосредственно применяю в течение дня: в режимных моментах, непрерывно – образовательной деятельности, в общение ребёнка с взрослым, в общении детей со сверстниками.

Использую такие методы и приёмы: как чтение художественной литературы, для формирования осознания детьми эмоций я своим воспитанникам читаю потешки, сказки, которые вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, В младшем возрасте ребенок понимает только простые эмоции: грусть, страх, злость, радость, обида, интерес. После прослушивания произведения, с малышами мы определяем эмоциональное состояния героев сказки в различных сюжетных ситуациях (колобок весёлый, Маша, испугалась медведей, Зайку выгнала лиса, ему грустно и.т.д.) В центре «Книги» подобраны специальная художественная литература для определения эмоций.

Проговаривая стих, Агнии Барто – мы вливаемся, погружаемся в роль персонажа: зайку надо пожалеть его бросила хозяйка, ему грустно. Как ему грустно покажите. Одновременно развивается у ребёнка сопереживание и в тоже время осуществляются поставленные задачи данной технологии. Ребёнок изображает грусть. Тут же можно показать карточку эмоция грусти, эмоция радости через чтение специально подобранных стихов.

В процессе поставленных мною задач по эмоционально – чувственному погружению подобраны и составлены сборник потешек, пеструшек, специальных пальчиковых гимнастик. Картотека помогает мне организовать режимные моменты, провести игру – занятие.

В группе создала альбом «Моя семья» — рассматривая альбом, дети проявляют разнообразные эмоции по отношению к своим родным из моих наблюдений – это эмоции не только радости, но и грусти. Увидев грусть на лице сверстника, дети проявляют чувства, могут пожалеть сверстника, порадоваться вместе с ним.

В 3 года у детей складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, грубости, жадности взаимопомощи, дружбе.

Каждый день, входя в мир эмоций, разбираем разные педагогические ситуации, направленные на доброжелательные отношения между сверстниками. Например:- Почему Феде грустно? Что так сильно рассмешило Аню? На кого злиться Андрей? Почему? Кто обидел? Плохо это или хорошо? И.т.д.

В группе есть «уголок уединения» где ребенок может некоторое время побыть в одиночестве, посидеть с любимой игрушкой, отдохнуть, а затем снова пойти играть с ребятами уже в хорошем настроении. Важно помочь детям понять, что их эмоциональное состояние может измениться: «Тебе сейчас грустно и хочется сидеть отдельно, но позже ты можешь почувствовать себя по-другому и, возможно, захочешь присоединиться к нам».

Так же к средствам развития эмоций отношу подвижные игры . Высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. «Огуречик, огуречик», «Мой весёлый звонкий мяч». Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Подобрана картотека и описание подвижных игр для детей младшего возраста.

В своей работе применяю прослушивание музыкальных произведений – это малый фольклор, короткие детские песенки, д ети, вслушиваясь в слова, приобретают первоначальные понятия настроения музыки (весёлая, грустная). Танцуем, прыгаем, поём, подпеваем.

  • из важнейшим в работе с малышами является использование наглядности. Знакомлю детей с дидактическими играми: «Домик настроений» пока читаем сказки, выделяем и инсценируем с детьми простые доступные эмоции, игру домик настроений мы будем использовать на протяжения всего дошкольного развития, включая младший и старший дошкольный возраст. Так же к играм относятся пиктограммы, мини книжечки, карточки с эмоциями, игра «Составь эмоцию», «Приложи эмоцию». Развивая любопытство: специально строю речь так, чтобы заинтересовать малыша – «Игра волшебный сундучок – чудесный мешочек», таинственное появление игрушки вызывает восторг, интерес, яркие эмоции. Наблюдение наглядных предметов доставляют радость.

Составлены специальные занятия и упражнения для накопления эмоций: «Слепые котята», «Игра тренируем эмоции» — нахмуриться, как туча, как сердитая мама, улыбнутся, как радостный ребёнок, как котик на солнышке, испугаться, как зайка увидевший лису. Для снятия эмоционального напряжения: «Дружба начинается с улыбки», «Гнёздышко» дети присели, взявшись за руки – это гнёздышко. Внутри сидит птичка, снаружи летает ещё одна птичка и даёт команду: птичка вылетает, гнездо рассыпается птички все летают, ведущий командует в гнездо, дети опять присоединяются, «Передай мячик», «Каравай» и.т.д.

Занятия по эмоциональному развитию можно проводить один раз в неделю во второй половине дня (по подгруппам, и индивидуально) или включать отдельные игры и упражнения в режим дня. Время для занятия отводится 8 – 10 минут.

Освоению ребенком мира человеческих чувств и социальных отношений способствует культурном — досуговая деятельность: тематические праздники, спортивные мероприятия, развлечения.

Родители и педагоги должны помнить, что в немалой степени эмоции ребенка — это эмоции окружающих ребенка людей.

Взаимодействие с родителями

Значительная роль в развитии у ребенка раннего возраста сопереживания сочувствия принадлежит семье, где малыш получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и самому себе.

Взаимодействие с родителями в форме консультаций и совместных занятий, ориентированных на снижение негативных поведенческих проявлений у детей.

Темы консультаций для родителей:

  • «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»
  • «Как воспитать в ребенке доброту?»
  • «Воспитание у детей доброжелательных взаимоотношений со сверстниками» и другие.
  • Для профилактики агрессивного поведения у детей раннего возраста целесообразно спланировать организацию с родителями индивидуальных бесед:
  • «Истоки детской агрессивности»
  • «Причины вспышек детской агрессии»
  • «Как помочь агрессивному ребенку?»
  • «Учим ребенка конструктивному общению»
  • Буклеты с вариантами упражнений для эмоционального развития детей:
  • «Как научить ребенка понимать эмоции?»,
  • «Развитие сопереживания у детей 2–3 лет»,
  • «Тренируем эмоции» (комплекс упражнений на развитие способности к сопереживанию Н. Л. Кряжевой).

Проводя работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, беседуя с ними по поводу поступков детей, я пробуждаю у родителей интерес к эмоциональному миру малыша, подчеркиваю его достоинства, тактично и корректно раскрываю его слабые стороны и недостатки, а также роль собственного участия родителей в воспитании у ребенка эмоциональной отзывчивости.

Данная технология позволяет окунуть малыша в мир эмоций, учит разобраться в собственном состоянии, учит общению со сверстниками и взрослыми.

Источник

Читайте также:  Процесс понимания предшествует процессу эмоциональному общению со взрослыми
Оцените статью