- Как теория привязанности помогает в воспитании подростков
- Что такое теория привязанности
- Типы привязанности ребёнка к матери
- Принципы теории привязанности
- Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
- Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности
- Не ругайте за ошибки
- Вывод
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль
Как теория привязанности помогает в воспитании подростков
От Боулби до Петрановской — основные аспекты теории привязанности, в чём её суть, какие типы привязанности существуют. А также советы родителям, как использовать эти знания в воспитании на начальном этапе семейного обучения.
Что такое теория привязанности
Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби же добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребёнка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого, в постоянном контакте с которым нуждается малыш. Если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.
Доклад Боулби на тему привязанности ребёнка к родителям в европейских странах вызвал большой эффект. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные сады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились.
Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация». Мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.
Типы привязанности ребёнка к матери
- Надёжный. Возникает при правильных взаимоотношениях матери и ребёнка. Дети этого типа тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если будет что-то, угрожающее их жизни и здоровью, мама поможет.
- Тревожно-устойчивый. Тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто покидает ребёнка и тот не уверен, что в нужный момент он появится рядом. Ребёнок негативно реагирует на разлуку с матерью, настороженно относится к незнакомцам. К возвращению матери он относится неоднозначно: с одной стороны, радуется, с другой — злится на то, что разлука произошла.
- Тревожно-избегающий. Самый независимый тип привязанности ребёнка. Дети такого типа рано столкнулись с отсутствием значимого взрослого, поэтому привыкли обходиться без него. Никакой поддержки со стороны родителя они не ждут, и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как, по их мнению, это приносит лишние хлопоты и дискомфорт.
- Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. Они то стремятся к близости со взрослыми, то избегают её.
Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои взаимоотношения исходя из детского типа привязанности.
Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Ньюфелда, который ввёл шесть ступеней развития привязанности.
Принципы теории привязанности
- Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
- На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести. Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
- Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
- Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
- На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
- На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.
Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.
«Вокруг может быть экономический кризис, наводнение или война — если сами родители в порядке, если они с ребёнком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными — ему хорошо. Потому что благополучие ребёнка зависит не от условий, в которых он живёт, а от отношений, в которых находится».
Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».
Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.
Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности
Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу.
«Первый год сын входил в ритм. Для него оказалось сложно подолгу удерживать внимание. Уроки в “Фоксфорде” объёмные и насыщенные по содержанию — некоторые по полтора часа, как лекции в институте. Приходилось ему помогать. Чтобы не пропустил чего-то важного, я присутствовала на занятиях. Скажу сразу, я училась с удовольствием! 🙂 Мы с сыном даже дискутировали на многие темы. Это позволило лучше понять друг друга».
Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»
Не ругайте за ошибки
Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.
Вывод
На основе теории привязанности вы можете понять, как воспитать ребёнка так, чтобы во взрослом возрасте он умел выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо изучить и правильно пройти все шесть этапов формирования привязанности.
Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные. Проводите вместе время, заполняя его общением, совместным творчеством, обсуждением того, что вам интересно и что вас волнует. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль
- Консультации специалистов
- Консультации воспитателей
- Филимоненко Л. А.
- Об эмоциональной привязанности ребенка к матери
Об эмоциональной привязанности ребенка к матери
Дорогие родители, вы никогда не задумывались, почему одни дети с легкостью расстаются со своими мамами и бегут в группу детского сада, с радостью остаются в оздоровительных лагерях или спокойно посещают детские центры, а другие с трудом адаптируются к любым новым условиям: капризничают, плачут, цепляются за своих мам и не позволяют им уйти даже на несколько часов? Часто родителей упрекают в том, что они избаловали своего ребенка, поэтому он такой неуправляемый. От отчаяния мама начинает ругать малыша, даже угрожать ему («Если не перестанешь плакать, я никогда не заберу тебя из детского сада» и т.п.), а в результате добивается только того, что ребенок еще больше цепляется за нее и не отпускает от себя.
В чем же причина такого поведения детей?
Под привязанностью подразумеваются отношения, характеризующиеся интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями.
До середины прошлого века главным источником привязанности ребенка к матери считалось удовлетворение его первичных физиологических потребностей (кормление грудью) и гигиенический уход. Однако доверие психологов к этим теориям было поколеблено результатами серии экспериментов, проведенных в 1966 году Гарри Харлоу и его коллегами на детенышах обезьян. Ученые установили еще одну причину формирования связи между матерью и младенцем: ощущение комфорта от контакта.
Главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка в младенческом и раннем возрасте является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, ее замещающим) — таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение. Развитие эмоциональной привязанности ребенка к матери проявляется в различных формах поведения детей.
• Сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы).
• Ориентирующее поведение (взгляды).
• Активные действия, направленные на достижение физического контакта (карабканье, обхватывание руками, прижимание, цепляние).
Одна из особенностей эмоциональной привязанности, которая проявляется у ребенка примерно в 6-7 месяцев, – боязнь незнакомых людей и тревога отдаления. Малыши, которые были приветливыми и открытыми, становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей. Они часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Эта боязнь, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка до двух лет.
Часто такое поведение детей пугает и приводит в недоумение родителей. «Как же так, – удивляются они, – ребенок был младше, а никого не боялся?» Некоторые бабушки и даже мамы считают, что ребенка кто-то испугал или «сглазил». Взрослые начинают настороженно относиться к окружающим людям и ограничивать контакты детей.
Родителей и бабушек следует успокоить. Психологи видят в боязни «чужих» и тревоге отдаления признаки интеллектуального развития ребенка, то есть он уже способен сравнивать черты лица близкого для него человека с лицом незнакомца.
Поведение привязанности формируется у всех детей. Хорошо известны условия, которые активизируют поведение привязанности
• Частый и длительный физический контакт между ребенком и матерью, особенно в первые шесть месяцев.
• Чуткая реакция матери на сигналы ребенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его активности.
• Упорядоченность окружающей ребенка обстановки.
• Взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с другом.
Ребенок с устойчивым типом привязанности, придя в детский сад, легко устанавливает контакты с другими детьми и спокойно реагирует на уход матери. Подобное отношение вовсе не означает, что он не любит свою мать. Напротив, он сильно привязан к ней, но уверен, что мама обязательно за ним вернется. И эта уверенность позволяет ему спокойно исследовать окружающий мир и с успехом проявлять себя в нем.
Говоря о привязанности, следует четко понимать различие между привязанностью и зависимостью. Например, в первые недели жизни ребенок, безусловно, зависит от материнского ухода, но он еще не испытывает привязанности к матери. И наоборот, ребенок двух-трех лет, за которым ухаживают чужие люди, может обнаруживать совершенно явные признаки сохранения сильной привязанности к матери, хотя в это время он от нее никак не зависит.
Следует отметить, что на протяжении второго года жизни дети «адресуют» свою привязанность и к другим людям: отцу, бабушке, дедушке, няне. Однако главным объектом остается мать.
Начиная с трехлетнего возраста, у большинства детей проявления привязанности становятся не столь частыми и настойчивыми. Если раньше ребенка можно было успокоить только с помощью физического контакта, то теперь для этого достаточно легкого прикосновения или одобряющего взгляда.
Психологи считают: дети с устойчивой привязанностью вырастают любознательными, уверенными в себе, способными справляться со стрессом. Полагают, что серьезные нарушения в процессе формирования привязанности негативным образом сказываются на последующем социальном развитии ребенка.
Выделяют шесть типов поведения родителей, которое приводит к нарушениям в процессе формирования привязанности у детей.
1 Невосприимчивость одного или обоих родителей к поведению ребенка, добивающегося заботы, или активное его принуждение.
Часто можно наблюдать такую картину: ребенок дергает маму за руку, предлагая принять участие в игре или посмотреть на его успехи в строительстве дома из кубиков. Но мама занята своими делами: разговаривает с подругой по телефону, смотрит сериал и т.п. Ее раздражает поведение ребенка. Она жалуется на то, что сын (дочь) не дает ей покоя, не может самостоятельно играть, хотя у него много игрушек, постоянно капризничает.
Такое положение дел можно наблюдать в достаточно обеспеченных современных семьях, где вместо любви и внимания дети получают максимальное количество материальных благ. Родители недоумевают: у ребенка все есть, что ему еще надо? Они не понимают, что у ребенка нет главного – любви и внимания с их стороны. Разочаровываясь в своих ожиданиях, он перестает искать утешения в их близости, у него появляется отчужденность, сочетающаяся с проявлениями гнева и агрессии. В будущем такие родители могут встретить не теплое и терпеливое к ним отношение детей, а холодный и расчетливый подход, основанный на деньгах.
Противоположный тип поведения родителей, прежде всего матери, заключается н навязчивом внимании к ребенку, в полном лишении его инициативы. Такая мама уже заранее решила, что является благом для ее дитя: она постоянно рядом с ним, оберегает его от опасности, точно так же, как мать сытого младенца настаивает на том, что его надо кормить еще.
Оказавшись в незнакомом месте (детский сад или школа), ребенок теряется и не знает, как себя вести без указаний матери. Он сомневается в своих способностях и впадает в состояние стресса от предъявляемых ему требований.
2. Прерывание родительской заботы (периоды пребывания в больнице или детском учреждении).
Выделяют три стадии (фазы) реакции на разлуку с матерью у детей раннего возраста (до двух лет): протест, отчаяние, отчуждение.
Во время протеста дети кричат, брыкаются, бьются головой о постель и отказываются контактировать с кем-либо. Ребенок требует возвращения матери и надеется на это.
На второй стадии (отчаяние), которая может наступить, спустя несколько часов или дней после первичной реакции, дети уходят в себя, становится очень тихими. Но для проницательного взгляда ясно, что ребенок столь же сильно, как и прежде, озабочен отсутствием матери, еще ждет ее возвращения, но надежды угасают.
Наступаем третья стадия – отчуждение. Дети, оторванные от близких, начинают откликаться на заботу со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя, адаптированными к новому окружению. Если их навещает мать, они встречают ее с некоторым отстранением, равнодушием. Когда мать приходит, чтобы забрать ребенка домой, он ведет себя так, будто едва ее знает. Иногда маме может даже казаться, что ребенок не узнает ее.
В каждой из этих фаз дети склонны к вспышкам агрессии.
. Со временем поведение ребенка меняется, возвращается старая привязанность, но это привязанность чрезвычайно возросшей интенсивности. Ребенок испытывает противоречивые чувства: усиленную привязанность к матери и острую тревогу и ярость, когда она покидает его даже на короткое время.
Что можно порекомендовать родителям в этой ситуации?
Советуют выдерживать взрывы детского гнева. Тем самым вы покажете ребенку, что не боитесь его ненависти и уверены, что она может контролироваться; кроме того, вы создадите атмосферу терпимости, которая способствует формированию самоконтроля ребенка.
Политика твердого, но дружеского вмешательства всякий раз, когда ребенок делает что-либо, что мы хотим остановить, намного более эффективна, чем наказание. Однако некоторые взрослые не считают такой подход мудрым и эффективным и используют в своей родительской практике два общераспространенных метода. Первый – неодобрение поведения ребенка посредством наказания.
Второй – внушение ребенку чувства его вины, неблагодарности и подчеркивание той боли, физической и моральной, которую такое поведение причинило родителям.
Практика показывает: оба метода не являются успешными, их применение порождает у ребенка страх в связи с проявлением своих чувств, загоняет эти чувства вглубь и таким образом делает контроль над ними очень сложным.
Кроме того, оба этих воспитательных метода склонны формировать разные типы личности:
первый метод – наказание – способствует рождению бунтарей, а если он очень суров, то правонарушителей; второй метод – стыд – порождает невротиков, снедаемых чувством вины и тревоги».
3. Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средство контроля над ним.
Часто можно услышать такую ужасающую по своему смыслу фразу: «Перестань плакать, иначе я тебя не буду любить!» или «Иначе я рассержусь и не буду забирать тебя из детского сада». Известный детский психолог Анна Фрейд отмечала: «Дети льнут к тем матерям, которые постоянно сердиты на них, а иногда и жестоки с ними. Привязанность маленького ребенка к своей матери предстает по большей части как феномен, не зависящий от ее личных качеств». Соглашаясь с автором, необходимо добавить: привязанность ребенка к такой матери хотя и формируется, но приобретает патологическую форму.
4. Угрозы родителей уйти из семьи, используемые ими либо как метод дисциплиннирования ребенка, либо как способ воздействия на партнера по браку.
«Если ты будешь плохо себя вести, плакать или мне надоедать, я вообще уйду из дома, и ты будешь жить один», – такие фразы также можно услышать из уст матери. Она не предполагает, что если ребенок замолчал, притих или перестал играть, то это не лучший вариант его психического состояния. В таких случаях у ребенка развивается хроническая тревога по поводу возможной потери матери. В результате он еще больше будет бояться покинуть ее и еще больше будет к ней цепляться и не отпускать от себя.
5. Угрозы со стороны одного родителя бросить, даже убить другого родителя или же покончить жизнь самоубийством (каждая их них встречается чаще чем кажется).
Такая картина наблюдается в семьях, которые находятся на грани развода, и один из родителей начинает манипулировать чувствами партнера по браку и ребенка. В этой ситуации ребенок, который до этого спокойно относился к разлуке с родителями, успешно посещал детский сад, становится очень тревожным, перестает отпускать родителей от себя и отказывается идти в дошкольное учреждение. Привязанность в этом случае также приобретает патологическую форму.
- Принуждение ребенка ощущать себя виноватым Т акой сценарий разворачивается в семьях, в которых кто-то болен. Как правило, родители в большей мере заняты больным и не обращают внимания на потребности ребенка. Малыш, не понимая ситуации, в ответ максимально старается привлечь их внимание к себе, бессознательно прибегая к капризам, агрессии, плачу, цеплянию. И чем больше взрослые обвиняют его в безответственном поведении, тем сильнее развивается патологическая привязанность.
Любое из перечисленных выше переживаний может привести ребенка к жизни в постоянном напряжении и страхе и определяется психологами как состояние тревожной привязанности.
Исследования показали: в зависимости от того, сформированы ли у ребенка надежные эмоциональные связи с родителями, будет зависеть не только его адаптация к новым условиям, но и особенности его реагирования на многие жизненные обстоятельства.
Внимательное отношение к детям, формирование у них надежной привязанности является залогом их будущего психического здоровья и, как следствие, более легкой адаптации к любым новым условиям, в которые попадает ребенок.
Источник