Формирование эмоциональной привязанности у детей

Как теория привязанности помогает в воспитании подростков

От Боулби до Петрановской — основные аспекты теории привязанности, в чём её суть, какие типы привязанности существуют. А также советы родителям, как использовать эти знания в воспитании на начальном этапе семейного обучения.

Что такое теория привязанности

Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби же добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребёнка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого, в постоянном контакте с которым нуждается малыш. Если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.

Доклад Боулби на тему привязанности ребёнка к родителям в европейских странах вызвал большой эффект. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные сады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились.

Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация». Мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.

Типы привязанности ребёнка к матери

  • Надёжный. Возникает при правильных взаимоотношениях матери и ребёнка. Дети этого типа тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если будет что-то, угрожающее их жизни и здоровью, мама поможет.
  • Тревожно-устойчивый. Тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто покидает ребёнка и тот не уверен, что в нужный момент он появится рядом. Ребёнок негативно реагирует на разлуку с матерью, настороженно относится к незнакомцам. К возвращению матери он относится неоднозначно: с одной стороны, радуется, с другой — злится на то, что разлука произошла.
  • Тревожно-избегающий. Самый независимый тип привязанности ребёнка. Дети такого типа рано столкнулись с отсутствием значимого взрослого, поэтому привыкли обходиться без него. Никакой поддержки со стороны родителя они не ждут, и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как, по их мнению, это приносит лишние хлопоты и дискомфорт.
  • Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. Они то стремятся к близости со взрослыми, то избегают её.

Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои взаимоотношения исходя из детского типа привязанности.

Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Ньюфелда, который ввёл шесть ступеней развития привязанности.

Принципы теории привязанности

  1. Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
  2. На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести. Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
  3. Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
  4. Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
  5. На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
  6. На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.

Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей

Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.

«Вокруг может быть экономический кризис, наводнение или война — если сами родители в порядке, если они с ребёнком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными — ему хорошо. Потому что благополучие ребёнка зависит не от условий, в которых он живёт, а от отношений, в которых находится».

Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».

Читайте также:  Реактивная депрессия причины лечение

Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.

Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности

Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу.

«Первый год сын входил в ритм. Для него оказалось сложно подолгу удерживать внимание. Уроки в “Фоксфорде” объёмные и насыщенные по содержанию — некоторые по полтора часа, как лекции в институте. Приходилось ему помогать. Чтобы не пропустил чего-то важного, я присутствовала на занятиях. Скажу сразу, я училась с удовольствием! 🙂 Мы с сыном даже дискутировали на многие темы. Это позволило лучше понять друг друга».

Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Не ругайте за ошибки

Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.

Вывод

На основе теории привязанности вы можете понять, как воспитать ребёнка так, чтобы во взрослом возрасте он умел выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо изучить и правильно пройти все шесть этапов формирования привязанности.

Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные. Проводите вместе время, заполняя его общением, совместным творчеством, обсуждением того, что вам интересно и что вас волнует. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль

  • Консультации специалистов
  • Консультации воспитателей
  • Филимоненко Л. А.
  • Об эмоциональной привязанности ребенка к матери

Об эмоциональной привязанности ребенка к матери

Дорогие родители, вы никогда не заду­мывались, почему одни дети с легкостью расстаются со своими мамами и бегут в группу детского сада, с радостью остаются в оздоровительных лагерях или спокойно посещают детские центры, а другие с тру­дом адаптируются к любым новым услови­ям: капризничают, плачут, цепляются за своих мам и не позволяют им уйти даже на несколько часов? Часто родителей упрека­ют в том, что они избаловали своего ребен­ка, поэтому он такой неуправляемый. От отчаяния мама начинает ругать малыша, даже угрожать ему («Если не перестанешь плакать, я никогда не заберу тебя из дет­ского сада» и т.п.), а в результате добива­ется только того, что ребенок еще больше цепляется за нее и не отпускает от себя.

В чем же причина такого поведения де­тей?

Под привязанностью подразумеваются отношения, характеризующиеся интен­сивными обоюдными чувствами и жизнен­но важными эмоциональными связями.

До середины прошлого века главным ис­точником привязанности ребенка к матери считалось удовлетворение его первичных физиологических потребностей (кормление грудью) и гигиенический уход. Однако доверие психологов к этим теориям было поколеблено результатами серии экспери­ментов, проведенных в 1966 году Гарри Харлоу и его коллегами на детенышах обе­зьян. Ученые установили еще одну причину формирования связи между матерью и младенцем: ощущение комфорта от кон­такта.

Главным и необходимым условием сохранения пси­хического здоровья ребенка в младенче­ском и раннем возрасте является нали­чие эмоционально теплых, близких, ус­тойчивых и продолжительных отноше­ний с матерью (или лицом, ее замещаю­щим) — таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение. Развитие эмоциональной привязан­ности ребенка к матери проявляется в различных формах поведения детей.

• Сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы).

• Ориентирующее поведение (взгляды).

• Активные действия, направленные на достижение физического контакта (караб­канье, обхватывание руками, прижимание, цепляние).

Одна из особенностей эмоциональной привязанности, которая проявляется у ре­бенка примерно в 6-7 месяцев, – боязнь не­знакомых людей и тревога отдаления. Малы­ши, которые были приветливыми и открыты­ми, становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей. Они часто плачут и цепляются за тех, кто о них забо­тится. Эта боязнь, отличаясь разной степе­нью выраженности, сопровождает ребенка до двух лет.

Часто такое поведение детей пугает и приводит в недоумение родителей. «Как же так, – удивляются они, – ребенок был млад­ше, а никого не боялся?» Некоторые бабуш­ки и даже мамы считают, что ребенка кто-то испугал или «сглазил». Взрослые начинают настороженно относиться к окружающим людям и ограничивать контакты детей.

Родителей и бабушек следует успокоить. Психологи видят в боязни «чужих» и трево­ге отдаления признаки интеллектуального развития ребенка, то есть он уже способен сравнивать черты лица близкого для него человека с лицом незнакомца.

Читайте также:  Что такое чувственная аэробика

Поведение привязанности формируется у всех детей. Хорошо известны условия, ко­торые активизируют поведение привя­занности

• Частый и длительный физический кон­такт между ребенком и матерью, особенно в первые шесть месяцев.

• Чуткая реакция матери на сигналы ре­бенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его ак­тивности.

• Упорядоченность окружающей ребенка обстановки.

• Взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с дру­гом.

Ребенок с устойчивым типом привязанно­сти, придя в детский сад, легко устанавлива­ет контакты с другими детьми и спокойно реагирует на уход матери. Подобное отно­шение вовсе не означает, что он не любит свою мать. Напротив, он сильно привязан к ней, но уверен, что мама обязательно за ним вернется. И эта уверенность позволяет ему спокойно исследовать окружающий мир и с успехом проявлять себя в нем.

Говоря о привязанности, следует четко понимать различие между привязаннос­тью и зависимостью. Например, в первые недели жизни ребенок, безусловно, зависит от материнского ухода, но он еще не испы­тывает привязанности к матери. И наоборот, ребенок двух-трех лет, за которым ухажи­вают чужие люди, может обнаруживать со­вершенно явные признаки сохранения сильной привязанности к матери, хотя в это время он от нее никак не зависит.

Следует отметить, что на протяжении вто­рого года жизни дети «адресуют» свою при­вязанность и к другим людям: отцу, бабуш­ке, дедушке, няне. Однако главным объектом остается мать.

Начиная с трехлетнего возраста, у боль­шинства детей проявления привязанности становятся не столь частыми и настойчи­выми. Если раньше ребенка можно было успокоить только с помощью физического контакта, то теперь для этого достаточно легкого прикосновения или одобряющего взгляда.

Психологи считают: дети с устойчивой привязанностью вырастают любознатель­ными, уверенными в себе, способными справляться со стрессом. Полагают, что се­рьезные нарушения в процессе формирова­ния привязанности негативным образом сказываются на последующем социальном развитии ребенка.

Выделяют шесть типов пове­дения родителей, которое приводит к нарушениям в процессе формирования привя­занности у детей.

1 Невосприимчивость одного или обоих родителей к поведению ребенка, добиваю­щегося заботы, или активное его принуж­дение.

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок дергает маму за руку, предлагая принять участие в игре или посмотреть на его успехи в строительстве дома из кубиков. Но мама занята своими делами: разговари­вает с подругой по телефону, смотрит сери­ал и т.п. Ее раздражает поведение ребенка. Она жалуется на то, что сын (дочь) не дает ей покоя, не может самостоятельно играть, хотя у него много игрушек, постоянно кап­ризничает.

Такое положение дел можно наблюдать в достаточно обеспеченных современных се­мьях, где вместо любви и внимания дети по­лучают максимальное количество матери­альных благ. Родители недоумевают: у ре­бенка все есть, что ему еще надо? Они не по­нимают, что у ребенка нет главного – любви и внимания с их стороны. Разочаровываясь в своих ожиданиях, он перестает искать уте­шения в их близости, у него появляется от­чужденность, сочетающаяся с проявлени­ями гнева и агрессии. В будущем такие ро­дители могут встретить не теплое и терпели­вое к ним отношение детей, а холодный и расчетливый подход, основанный на день­гах.

Противоположный тип поведения роди­телей, прежде всего матери, заключается н навязчивом внимании к ребенку, в полном лишении его инициативы. Такая мама уже заранее решила, что является благом для ее дитя: она постоянно рядом с ним, оберегает его от опасности, точно так же, как мать сы­того младенца настаивает на том, что его на­до кормить еще.

Оказавшись в незнакомом месте (детский сад или школа), ребенок теряется и не зна­ет, как себя вести без указаний матери. Он сомневается в своих способностях и впада­ет в состояние стресса от предъявляемых ему требований.

2. Прерывание родительской заботы (периоды пребывания в больнице или дет­ском учреждении).

Выделяют три стадии (фазы) реакции на разлуку с матерью у детей ран­него возраста (до двух лет): протест, отчая­ние, отчуждение.

Во время протеста дети кричат, брыкают­ся, бьются головой о постель и отказывают­ся контактировать с кем-либо. Ребенок тре­бует возвращения матери и надеется на это.

На второй стадии (отчаяние), которая мо­жет наступить, спустя несколько часов или дней после первичной реакции, дети уходят в себя, становится очень тихими. Но для проницательного взгляда ясно, что ребенок столь же сильно, как и прежде, озабочен от­сутствием матери, еще ждет ее возвра­щения, но надежды угасают.

Наступаем третья стадия – отчуждение. Дети, оторванные от близких, начинают откликаться на заботу со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя, адаптированными к новому окружению. Если их навещает мать, они встречают ее с некоторым отстранением, равнодушием. Когда мать приходит, чтобы забрать ребенка домой, он ведет себя так, будто едва ее знает. Иногда маме может да­же казаться, что ребенок не узнает ее.

Читайте также:  Как определить эмоциональное состояние тесты

В каждой из этих фаз дети склонны к вспышкам агрессии.

. Со временем поведение ребенка меняется, возвращается старая привязанность, но это привязанность чрезвычайно возрос­шей интенсивности. Ребенок испытывает противоречивые чувства: усиленную привя­занность к матери и острую тревогу и ярость, когда она покидает его даже на ко­роткое время.

Что можно порекомендовать родителям в этой ситуации?

Советуют выдерживать взрывы детского гнева. Тем самым вы покажете ребенку, что не бои­тесь его ненависти и уверены, что она мо­жет контролироваться; кроме того, вы со­здадите атмосферу терпимости, которая способствует формированию самоконтро­ля ребенка.

Политика твердого, но дружеского вме­шательства всякий раз, когда ребенок дела­ет что-либо, что мы хотим остановить, на­много более эффективна, чем наказание. Однако некоторые взрослые не считают такой подход мудрым и эффективным и ис­пользуют в своей родительской практике два общераспространенных метода. Первый – неодобрение поведения ребенка посред­ством наказания.

Второй – внушение ребен­ку чувства его вины, неблагодарности и под­черкивание той боли, физической и мораль­ной, которую такое поведение причинило родителям.

Практика показывает: оба метода не яв­ляются успешными, их применение порож­дает у ребенка страх в связи с проявлением своих чувств, загоняет эти чувства вглубь и таким образом делает контроль над ними очень сложным.

Кроме того, оба этих воспитательных ме­тода склонны формировать разные типы личности:

первый метод – наказание – способствует рождению бунтарей, а если он очень суров, то правонарушителей; второй метод – стыд – порождает невротиков, сне­даемых чувством вины и тревоги».

3. Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средство контроля над ним.

Часто можно услышать такую ужасающую по своему смыслу фразу: «Перестань плакать, иначе я тебя не буду любить!» или «Иначе я рассержусь и не буду забирать те­бя из детского сада». Известный детский психолог Анна Фрейд отмечала: «Дети льнут к тем матерям, которые постоянно сердиты на них, а иногда и жестоки с ними. Привя­занность маленького ребенка к своей мате­ри предстает по большей части как фено­мен, не зависящий от ее личных качеств». Соглашаясь с автором, необходимо доба­вить: привязанность ребенка к такой матери хотя и формируется, но приобретает патоло­гическую форму.

4. Угрозы родителей уйти из семьи, ис­пользуемые ими либо как метод дисциплиннирования ребенка, либо как способ воздей­ствия на партнера по браку.

«Если ты будешь плохо себя вести, пла­кать или мне надоедать, я вообще уйду из дома, и ты будешь жить один», – такие фра­зы также можно услышать из уст матери. Она не предполагает, что если ребенок за­молчал, притих или перестал играть, то это не лучший вариант его психического состо­яния. В таких случаях у ребенка развивает­ся хроническая тревога по поводу возмож­ной потери матери. В результате он еще больше будет бояться покинуть ее и еще больше будет к ней цепляться и не отпус­кать от себя.

5. Угрозы со стороны одного родителя бросить, даже убить другого родителя или же покончить жизнь самоубийством (каж­дая их них встречается чаще чем кажет­ся).

Такая картина наблюдается в семьях, ко­торые находятся на грани развода, и один из родителей начинает манипулировать чувст­вами партнера по браку и ребенка. В этой ситуации ребенок, который до этого спокой­но относился к разлуке с родителями, ус­пешно посещал детский сад, становится очень тревожным, перестает отпускать ро­дителей от себя и отказывается идти в до­школьное учреждение. Привязанность в этом случае также приобретает патологиче­скую форму.

  1. Принуждение ребенка ощущать себя виноватым Т акой сценарий разворачивается в семь­ях, в которых кто-то болен. Как правило, родители в большей мере заняты больным и не обращают внимания на потребности ребенка. Малыш, не понимая ситуации, в ответ максимально старается привлечь их внимание к себе, бессознательно прибегая к капризам, агрессии, плачу, цеплянию. И чем больше взрослые обвиняют его в бе­зответственном поведении, тем сильнее развивается патологическая привязан­ность.

Любое из перечисленных выше пере­живаний может привести ребенка к жиз­ни в постоянном напряжении и страхе и определяется психологами как состояние тревожной привязанности.

Исследования показали: в зависимости от того, сформированы ли у ребенка надеж­ные эмоциональные связи с родителями, бу­дет зависеть не только его адаптация к но­вым условиям, но и особенности его реаги­рования на многие жизненные обстоятель­ства.

Внимательное отноше­ние к детям, формирование у них надежной привязанности является залогом их будуще­го психического здоровья и, как следствие, более легкой адаптации к любым новым ус­ловиям, в которые попадает ребенок.

Источник

Оцените статью