Мастер-класс «Использование игр на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников»
Наталья Трусенко
Мастер-класс «Использование игр на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников»
Цель мастер-класса:
Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
• Представить участникам мастер-класса игры для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию эмоциональной отзывчивости.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в развитии эмоциональной отзывчивости, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
В ФГОС ДО требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, также включает «Социально – коммуникативное развитие», как область, ориентированную на развитие норм и ценностей, принятых в обществе. Общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Интегративное качество «эмоционально отзывчивый» характеризуется тем, как ребенок «эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей литературных произведений, игр. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики». Проблемы социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.
В своей работе с детьми я часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
встречаются малыши с нарушениями в общении,
с повышенной застенчивостью,
неуверенные в себе дети.
Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Поэтому в моей практике значительное место отводится развитию эмоциональной отзывчивости именно через игру. Считаю, что, используя разнообразные игры, я смогу значительно повысить эффективность развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Для этого я приглашаю ко мне несколько помощников.
Преодолеть трудности в общении помогут игры на сближение.
Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. У кого из вас в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша – Машенька).
Вот мы и познакомились с солнышком. Оно нам помогло узнать, что у вас у всех очень красивые и ласковые имена.
Чтобы избавиться от нервно-эмоционального напряжения и расслабить мышцы в игровой форме в своей работе я использую разнообразные этюды.
Вы превратитесь в маленькие семена. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них медленно проклюнулся росток, появился стебелёк, листочки и бутоны. Но вот цветы распускаются. Нежится цветок на солнце, радуется ему, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает цветочек вслед за солнцем. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (собирает детей в круг и обнимает их) и сплету веночек (обнимают друг друга за талию).
Также использую взаимомассаж и самомассаж для детей с использованием массажных мячиков, грецких орехов, каштанов и т. д.
Посмотрите, что здесь – какие интересные мячики.
Поиграем с ними? Усаживайтесь на подушки.
Здравствуй, мячик интересный
(перекладываем мячик с одной руки в другую).
Для ребяток ты полезный.
Мячик- ёжик мы возьмём,
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на пол,
Ручкой ёжика прижмём
И немного покатаем.
Потом ручку поменяем.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук.
В своей работе я использую игры-перевоплощения, элементы драматизации, ритмические игры-имитации.Например:
Игра «Поход в лес»
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре-
Дальше — глубже в лес зашли,
Комаров всех перебьём
И к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг,
Как лягушки — прыг, прыг, прыг.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Тропка змейкой под ногами-
Мы домой вернёмся сами.
Чтобы расширить знания об эмоциях я использую графическое изображение эмоций, т. е. пиктограммы. Дети учатся соотносить эмоции литературных и сказочных героев с пиктограммами, затем зарисовывать настроение.
А сейчас я вам предлагаю оживить ваши цветы, нарисовать своё настроение в серединке цветка и сделать цветочную поляну.
(Рисуют своё настроение в середине цветка и наклеивают цветы на ватман.)
Чтобы расслабиться и отдохнуть я предлагаю упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие чувства эмпатии, музыкальные игры.
Надоело нам играть,
А теперь хотим летать!
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас в детский сад. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?
В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашей группе в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.
Я уверена, что у вас у всех добрые, заботливые, великодушные сердца. Вы понимаете своих детей и воспитанников. И поможете стать им добрыми, порядочными и отзывчивыми людьми.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек» Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек с использованием музыкального сопровождения».
Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори по математическому развитию в образовательной деятельности дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок» Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори.
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.
Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций при формировании здоровьесберегающего поведения у дошкольников» В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию.
Мастер-класс на тему «Развитие креативности у дошкольников» Уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня находится в ящике? Давайте поиграем в игру «да», «нет». Да это пластиковая бутылка. Что можно.
Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.
Мастер-класс «Воспитание доброты и отзывчивости, совершенствование речевых умений у детей дошкольного возраста» Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Добрые руки рассказывают сказки» Воспитатель: Максимова.
Обобщенный опыт работы «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА. Раннее.
План-конспект игры-тренинга для старших дошкольников, направленной на развитие эмоциональной сферы План-конспект игры-тренинга для старших дошкольников, направленной на развитие эмоциональной сферы «Весёлое и грустное настроение» Подготовила.
Занятие «Наука о чувствах» (развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания) средняя группа. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Занятие «Наука о чувствах» (развитие эмоциональной отзывчивости.
Источник
Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, посредством дидактических игр
Ирина Восковская
Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, посредством дидактических игр
1. Информация об опыте
1. Условия возникновения, становления опыта
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников.
Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
2. Актуальность опыта
Актуальность развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что одна из главных ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. У педагогов и у самих дошкольников вызывает затруднения освоение такого социально-значимого аспекта, как отзывчивость. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется верным определением эмоционального содержания произведения и совпадающим с ним личностным переживанием, установлением ребенком аналогии между эмоциями, возникающими при восприятии произведения, и собственными жизненными переживаниями. Нахождение личностного смысла в произведении, соотнесение переживания с конкретным жизненным событием являются доказательством осмысленного эмоционального восприятия.
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Эмоциональная отзывчивость, как личностное системное образование в интегрированной деятельности, выступает в качестве способа аккумуляции, обогащения и реализации внутреннего опыта ребенка и является одним из важнейших показателей развития дошкольников.
Многие исследователи считают, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. Авторы рассматривают эмоциональную отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.Сказанное дает основания к выделению противоречий между: необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей для понимания эмоционального состояния людей и отсутствием методики развития эмоциональной отзывчивости в процессе комплексных занятий в ДОУ. При этом, несмотря на актуализацию на современном этапе игровой деятельности, в системе дошкольного воспитания по-прежнему остаются недостаточно разработанными механизмы их применения в области использования именно дидактических игр.
3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников основывается на введении в систему развития личности ребенка такой игровой деятельности, как дидактические игры. Дидактическая игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Через такую игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, учится владеть эмоциями, сочувствовать и сопереживать. Именно дидактическая игра способствует эмоциональному развитию дошкольников, так как содержание дидактической игры подразумевает переживание, выражение чувств, эмоций и настроения ребенка. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Под влиянием целенаправленного руководства в дидактических играх у детей старшего дошкольного возраста более интенсивно происходит эмоциональное развитие, формируется эмоциональная культура личности.
4. Длительность работы над опытом
Поиск психолого-педагогических возможностей развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на основе использования дидактическихигр осуществлялся в течение двух лет:
1 этап — сентябрь-октябрь 2017 года — констатирующий.
Цель работы на констатирующем этапе: выявление уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.Решались задачи:определить критерии и показатели для оценки результатов:
— когнитивный компонент: знания детей об эмоциях и способах их выражения; понимание эмоций другого человека;
— оценочно-рефлективный компонент: эмоциональное состояние ребенка; наличие и глубина социальных эмоций;
— социально-коммуникативный компонент: умение выражать эмоции; умение взаимодействовать с другим человеком с учетом его эмоционального состояния.
На основе полученных результатов определены изменения в организацию деятельности по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.
2 этап – ноябрь 2017 года — июнь 2018 года – формирующий.
Цель формирующего эксперимента: разработка программы по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.
— образовательные: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом; дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
— развивающие: развивать у детей умения определять эмоциональное состояние других по мимике и поведению; распознавать эмоции, чувства, настроения у сверстников у других людей; научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами; развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции; формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции; учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения;
— воспитательные: воспитывать у детей сопереживание, сострадание, сорадость. Учить детей сотрудничать при выполнении совместных задач.
Оформить результаты исследования, сделать анализ и выводы.
5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен авторской моделью развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников посредством дидактических игр. Опыт представлен комплексом дидактических игр, которые проведены психологом совместно с педагогом в процессе формирующего этапа исследования в непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ. Участниками дидактических игр являются дети, педагоги, родители.
6. Теоретическая база опыта
Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.
Понятие «эмоциональная отзывчивость», введенное в психологическую науку и практику, еще не получило общепринятого описания, а значит, не стало объектом постоянного внимания для науки. Ни для кого не секрет, что, когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок.
Однако с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В настоящее время, по мнению Б. С. Волкова эмоциональная отзывчивость, основанная на человеческих отношениях, связана с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Это – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Наши современные ученые-психологи в области общения детей со взрослыми и сверстниками – Б. С. Волков, И. А. Зимняя, В. А. Иванников рассматривали формы и методы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является социально-коммуникативная направленность педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание решению задач социализации современного дошкольника и созданию условий для развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Согласно ФГОС, в модели выпускника ДОО определены качества личности, уважающей ценности общества, нормы, морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. Проблема изучения эмоциональной отзывчивости является одной из ключевых проблем, так как это понятие является неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания в целом.
Таким образом, в современных условиях реформирования системы дошкольного образования проблема развития эмоциональной отзывчивости выходит на уровень актуальной проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.
Технология описания опыта
На основе анализа существующих проблем в развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении определены цели и задачи опыта.
Целью педагогического опыта в данном направлении является повышение уровня сформированности эмоциональной отзывчивости путем включения в образовательный процесс дидактических игр, направленных на развитие у детей эмоций и чувств, сопереживания, сорадости и т. д.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
— разработка модели процесса развития эмоциональной отзывчивости в период старшего дошкольного возраста на основе дидактических игр;
— создание в детском саду развивающего игрового пространства, способствующего развитию эмоциональной отзывчивости у детей.
Система работы охватывает все уровни образовательной деятельности и реализуется:
— в организованной образовательной деятельности;
— в совместной деятельности педагога и детей;
— в самостоятельной игровой деятельности детей.
Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволила сформировать представления о процессе развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. На каждом возрастном этапе развитие эмоций и чувств у детей имеет свои формы и требует особых условий для своего формирования.
На первоначальном этапе в ходе изучения проблемы систематизирован материал, раскрывающий динамику развития эмоций у детей.
В основу опыта легли следующие принципы:
— принцип систематичности при использовании дидактических игр в развитии у дошкольников способности к эмоциональному сопереживанию;
— принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные дидактические игры для детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
— принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы;
— принцип ведущей деятельности. Освоение детьми определенных навыков должно осуществляться в интересной игровой форме, в частности в дидактических играх;
— принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.
Данные принципы являются основой педагогической технологии. Также,в основу данной работы психолога были положены следующие принципы:
— признание уникальности каждого ребенка;
— целостный взгляд на развитие каждого ребенка;
— выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка;
— создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Основными условиями, обеспечивающими реализацию этой цели и задач,являются: совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом; обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с дидактическими играми; включение детей в широкий спектр событий детской жизни через общение.
Методические приемы, использованные в ходе развития эмоциональной отзывчивости посредством дидактических игр:
— участие психолога в дидактической игре в главных и второстепенных ролях;
— копирование игровых правил и перенос их в другую дидактическую игру;
— оценка и анализ дидактической игры в целом и отдельных действий (поведения) ребенка;
— активизация жизненного опыта детей.
Были проведены следующие дидактические игры в группе: «Четвертый лишний», «Что бы было, если…», «Что случилось?», «Выражение эмоций», «Крошка Енот», «Детский сад», «Художники», «Здравствуйте», «Доброе животное», «Волшебный стул», «На полянке» и другие.
Также для работы со старшими дошкольникамив группе были созданы необходимые условия: центр дидактических игр с различными иллюстрациями, картинками к каждой игре. Целевое назначение детского центра дидактических игр – создать в дошкольном образовательном учреждении материальную предметно-развивающую среду, позволяющую реализовывать личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми в процессе развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, так как дети быстро осваиваются в пространстве данного уголка, им импонирует созданная в ней обстановка, которая направлена на реализацию желания ребенка играть и узнавать новые эмоции и чувства.
Был разработан перспективный план работы по организации образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной отзывчивости в старшей группе. Дети в ходе дидактических игр были эмоционально настроены на игру, разбирали между собой такие понятия как «добро» и «зло», «радость» и «гнев», «сочувствие» и другие, и активно играли в дидактические игры.
Для исследования были подготовили портретные картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние основных эмоций (радость, страх, гнев, горе).Каждому ребенку индивидуально последовательно показывались портретные картинки с изображением детей и взрослых и были заданы следующие вопросы: «Как чувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».
По развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников через дидактическую игру была проведена следующая работа.С помощью родителей оборудована предметно-игровая среда: в кармашках разложены атрибуты к каждой дидактической игре (картинки с различной мимикой; пиктограммы, портретные картинки, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, лица гномов с различным эмоциональным выражением и т. д.). В дидактические игры играли как во время образовательной деятельности, так и в ходе самостоятельной деятельности детей.
Для развития эмоциональной отзывчивости с помощью дидактических игр разыгрывалась ситуация, отражающая те стороны жизни,в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Маша помогала бабушке», «Важные слова», «Почему важно делиться игрушками», «Как мальчики поссорились и помирились» и др. Демонстрируя детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения,учили их проявлять такие качества как: внимательность и дружелюбие, отзывчивость и бескорыстие. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Дети в процессе дидактической игры учатся размышлять, находить варианты адекватного эмоционального реагирования, подбирать верные слова для обыгрывания ситуации. В ходе образовательной ситуации дети решают, какие действия нужно предпринять, чтобы поблагодарить; как вежливо обратиться с просьбой; как разделить поровну конфеты; как успокоить обиженного друга.
Полученные ранее представления помогают детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывают, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
С помощью эмоциональных картинок, портретов, в ходе дидактической игры психолог помогает детям научиться воспринимать более широкий круг эмоциональных проявлений, находить черты их сходства и различий, устанавливать причины разного настроения.
Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей группе после проведения комплекса дидактических игр показало, что дети стали проявлять заинтересованное отношения к делам группы, событиям в детском саду; помогают друг другу, малышам и взрослым; проявляют отзывчивое отношение к птицам на участке детского сада; учатся принимать самостоятельные решения в затруднительных ситуациях.
Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольноговозраста показали следующее:
— дети стали больше играть в дидактические игры, общаться со сверстниками, эмоционально выражая свою речь;
— дети научились детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
— дети имеют представление о способе выражения собственных эмоций;
— дети умеют управлять своими эмоциями и чувствами;
— дети научились радоваться за сверстников, сопереживать им. Понимают слова «добро» и «зло», могут объяснить слова «сопереживание», «сорадость», «сочувствие» и др.
Роль педагога в данном случае — это роль скрытого руководства. Использует развёрнутую эмоциональную речь на всём протяжении дидактической игры. Соблюдались заранее оговорённые правила.
В результате целенаправленной и систематической работы появилась положительная динамика в сформированности эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников:
— обогащение и расширение словарного запаса;
— умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать;
— умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, умение договариваться;
— развитие доброжелательности, тактичности, вежливости, дружеских взаимоотношений;
— развитие интереса к дидактическим играм;
— формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи;
— развитие положительных привычек и нравственных качеств;
— умение слушать партнера;
— умение вступать в коммуникативный контакт, умение ориентироваться в ситуации общения и т. д.
Эффективность применения дидактических игр в развитии эмоциональной отзывчивостиоценивалось по критериям:
— понимание основного содержания дидактической игры;
— понимание ребенком эмоционального состояния других людей;
— выполнение правил в дидактической игре.
Рассмотрим данные критерии подробнее:
1) понимание основного содержания дидактической игры:
— первый уровень — осуществление действий, обусловливаемых правилами дидактической игры;
— второй уровень — осуществление действий, соединенных с отношением к другим людям;
2) понимание ребенком эмоциональногосостояния других людей:
— первый уровень – ребенок охотно распределяет картинки с различными эмоциональным выражением по группам, может самостоятельно описать каждую эмоцию;
— второй уровень – эмоциональное поведение ребенка отмечается на всем протяжении игры;
3) выполнение правил в дидактической игре:
— первый уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации;
— второй уровень — следование заблаговременно оговоренным правилам на всем протяжении игры.
Для проведения диагностического исследования использовались диагностические критерии, разработанные автором опыта (приложение 1).
Диагностика детей старшей группы была построена на наблюдении. На основании наблюдений мы выявили общий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости в старшей группе через проведение дидактической игры.
После проведения комплекса дидактических игр выявлено, что у детей, у которых возрос уровень эмоциональной отзывчивости, соответственно возрос и социометрический статус. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста при наличии необходимых педагогических условий.
Анализ результатов опытной работы показал значительное улучшение показателей уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшей группы. Это говорит об эффективности использования дидактических игр в данном направлении, с помощью данных игр дети научились распознавать эмоции и чувства других людей, у детей появились представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
Основываясь на данных констатирующего этапа работы, а также учитывая особенности общения детей старшей группы, была разработана и апробирована система педагогической работы, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости посредством дидактических игр.Работа строилась по следующим направлениям:
— усвоение норм и ценностей у дошкольников;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
При этом использовались приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям. Кроме того, вся работа строилась на основе личностно-ориентированного подхода, компенсаторных возможностей, особенностей эмоциональной сферы.
Таким образом, после проведенной работы по развитию эмоциональной отзывчивости наблюдается положительная динамика в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством дидактических игр.
Развитие речевого творчества старших дошкольников посредством народной сказки Тема: «Развитие речевого творчества старших дошкольников по средствам народной сказки» «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, Благодаря.
Картотека дидактических игр на развитие внимания у старших дошкольников 1. «Найди отличия». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих.
Картотека дидактических игр, направленных на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников Картотека дидактических игр, направленных на развитие художественно — творческих способностей старших дошкольников № Название Краткое.
Педагогический проект развития коммуникационных навыков у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр «Педагогический проект развития коммуникационных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр (проект.
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани УТВЕРЖДАЮ Заведующая.
Презентация для воспитателей «Воспитание эмоциональной отзывчивости к прекрасному у дошкольников» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.
Способы воспитания доброты и отзывчивости у старших дошкольников на материале детской литературы 1 слайд :ФГОС- Появление Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013.
Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие.
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.
Из опыта работы «Развитие речи старших дошкольников посредством оригами» Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не.
Источник