Формирование эмоциональной лексики средствами

Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Виктория Конова
Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Консультация для педагогов.

Изучение и развитие эмоциональной лексики у дошкольников имеет огромное значение, так как дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, происходит развитие представлений ребенка о себе. Именно в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Эмоциональная лексика является вербальным обозначением эмоций, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний. Формирование эмоциональной лексики, является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольника.

Основными задачами современных программ дошкольных образовательных учреждений является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности.

В коррекционной педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из значимых. Дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют лишь, так называемые, обиходные слова и выражения, относящиеся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.

Показательно, что, нарушение речи, как и любой другой дефект, в первую очередь сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

Дети, имеющие речевой дефект редко являются инициаторами начала общения, как правило, мало разговаривают со сверстниками и с взрослыми, редко или вообще не сопровождают игровые ситуации яркими речевыми комментариями и высказываниям. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатий и антипатий. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание настроения другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Оттого, насколько ясно ребенок может выразить свое отношение к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира во многом зависит его будущий успех во взрослой жизни. Более того, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь только общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, делает человека отзывчивым к чувствам других. Феномен «засушенное сердце», о котором писал Л. С. Выготский, не потерял актуальности в наше время. «Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Всё это свидетельствует о некоторых проблемах социализации детей с ТНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор и т. п. Без своевременного компетентного воздействия со стороны взрослого у таких детей могут закрепиться формы поведения,характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта.

Основные задачи формирования у детей эмоционально-оценочного словаря,следующие:

1. Способствовать становлению адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Развивать навыки вербального общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, с педагогами, с родителями и с другими людьми).

3. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.

4. Учить детей правилам речевого этикета и культуре взаимоотношений.

5. Способствовать формированию социальной адаптации детей через преодоление застенчивости, робости, страха, приобретение уверенности в себе, в своих силах.

Реализация поставленных задач будет способствовать обогащению эмоционального словаря, развитию коммуникативных способностей детей, повышению их адаптивных возможностей, формированию социального интеллекта, что составляет одну из актуальных проблем коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

П. Н. Лосев предлагает начинать коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики у детей с ТНР по принципу доступности – от простого к сложному, подбирая «вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. Она осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены».

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

Использование элементов сюжета русских народных сказок позволяет заинтересовать и вовлечь детей в активную познавательно-игровую деятельность, и сделать их создателями новых сказок, что способствует развитию воображения, творчества.

Для развития умения распознавать человеческие эмоциииспользуются элементы фольклора: загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки, они помогают детям лучше осознавать эмоции, различать их, а так же обогатить свою речь, сделать ее более выразительной, яркой и самобытной. Широко используется для формирования и развития эмоциональной лексики концертная и театральная деятельность. Развитию эмоциональной лексики способствуют такие ситуации, в которых ребенок может проявить свои чувства, эмоции, причем наибольший эффект имеют публичные выступления, когда ребенок выступает перед посторонними слушателями. Привлечение детей к публичным выступлениям с раннего возраста позволит воспитать и развить ораторские качества у ребенка, способность к выразительной публичной речи. В процессе театрализованной деятельности происходит психическая и речевая коррекция личности ребенка, театральное искусство в этом случае используется как инструмент коррекции. В театральных постановках осуществляется творческая деятельность, направленная на поддержание положительного эмоционального настроя, которая способствует совершенствованию владения речью, средствами ее выразительности, что является необходимым условием комплексного и разностороннего развития детей. Таким образом, все виды деятельности направленные на формирование и коррекцию эмоциональной лексики преследуют единую цель — развитие коммуникативных способностей ребенка с речевыми дефектами, преодоление страхов, комплексов, связанных с трудностями в понимании своих чувств и эмоций окружающих.

Читайте также:  Последствия для плода при стрессе

1. Дель, С. В., Нечаева, Д. В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С. В. Дель, Д. В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.

2. Зигангирова, Ж. В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж. В. Зигангирова, О. Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48.

3. Исхакова, Л. М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] / Л. М. Исхакова // lib.znate.ru : электр. б-ка. –Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html . – Загл. с экрана. – 16.04.2014.

4. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И. Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.

5. Кузнецова, Л. И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л. И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы — развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Источник

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения

Пальмина Лариса
Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения

Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому вопросу мы вернемся в конце презентации.

По данным мировой статистики, количество детей с нарушениями речи постоянно растет.И связанно это с множеством факторов: социально-экономических, экологических, генетических.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 70% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

Исследования лексики являются актуальными в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с нарушениями речи.

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Дети с нарушениями речи пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Читайте также:  Как научится управлять своими чувствами

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение (Н. С. Жукова, 1994г. ; Р. Е. Левина, 1986г. ; Л. Ф. Спирова, 1980г. ; Т. Б. Филичева; Г. В. Чиркина, 1999г. Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, И. Ю. Кондратенко, Р. Е. Левина, В. А. Ковшиков, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.).

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Объект исследования: процесс обогащения эмоциональной сферы старших дошкольников.

Предмет исследования: эмоциональное развитие и развития связной речи с элементами коррекции эмоционально-волевой сферы.

Цель исследования: формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.

Она реализуется через задачи:

1. Познакомить детей с основными видами эмоций. Классификация эмоций по модальности: радость, страх, удивление, гнев, печаль.

2. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).

3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Положительные эмоции возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Они являются сигналом собственной поведенческой компетентности.

Отрицательные эмоции возникают в ситуации фрустрации, т. е. при появлении препятствий на пути к цели. Связаны с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности. Активизируют механизмы психологической защиты.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.

2. Развитие интонационной стороны речи.

3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).

4. Воспитывать правильную реакцию детей на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности рассчитано на два учебных года. Организация коррекционно-развивающейработы осуществляется в 3 этапа:

1 этап – диагностико-прогностический

*комплексная диагностика;

— Мною разработан диагностический комплекс исследований эмоционального состояния старших дошкольников, который является предпосылкой для формирования эмоциональной лексики и диагностический комплекс исследований эмоциональной лексики.

— Анкетирование родителей «Что вас тревожит в собственном ребенке?», «Знаете ли вы своего ребенка?» проводится в сентябре и марте.

— По результатам анкетирования родителей, для создания положительной эмоциональной атмосферы они выбирают совместные с детьми праздники и развлечения.

— Заполнение родителями таблицы наблюдения за проявлениями эмоционального состояния своего ребенка и для выявления общего эмоционального фона группы.

* разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы;

* разработка плана осуществления коррекционно-развивающей работы

совместно с педагогами и родителями воспитанников.

В рамках «малого педсовета» обсуждаем результаты диагностики, намечаем пути коррекции.

2 этап — коррекционно — формирующий (поисково-продуктивный)

* подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики;

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

Изучение и уточнение эмоциональных состояний

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

Формирование воспроизведения ритма речи

Формирование восприятия выразительности речи

Использование междометий в экспрессивной речи

Использование фразы с нужной интонацией.

Умение дифференцированно использовать интонационную вырази-тельность в экспрессивной речи

* формирование эмоционально – экспрессивной лексики.

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

Образование прилагательных путем частого или префискального повтора

(добрый – добрый, добрый – предобрый)

Добавление слов в словосочетании

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

Составление предложений с заданным словом

Составление деформированного предложения

Распространение предложений с помощью синонимов

Составление предложений с противительным союзом “А”

Составление предложений, с союзом “потому что”

Составление рассказов по графическим схемам

Составление рассказов по серии сюжетных картин

— Мною собрана картотека игр для развития эмоционально – речевой сферы, приобретены пособия и дидактический материал по теме.

— Разрабатывается комплект домашних заданий по теме.

«Придумайте и запишите рассказ по двум пиктограммам эмоций» с после-дующим рассказыванием в группе.

— Осуществляем взаимодействие с родителями через страничку логопеда на сайте МБДОУ.

Читайте также:  Не чувствую запахи уже год что делать

* создание эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей среды;

— Педагогами группы были изготовлены: дидактическое пособие «Маски эмоций»,

дидактическое пособие «Чудо-дерево»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление представлений о временах года, элементы дыхательной гимнастики,

«Коробка — мирилка», успешно используем обруч для снятия агрессии и эмоционального напряжения.

*Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

— В рамках проектной деятельности педагогами и родителями было изготовлено многофункциональное пособие «Сухой аквариум».

Цель: развитие мелкой моторики, элементы дыхательной гимнастики, закрепление положительных эмоций, связанных с родителями, которые изготовили рыбок.

3 этап – оценочно-проективный (рефлексивный)

* анализ результатов проведенной работы;

* формирование рефлексивной сферы участников коррекционно-развивающего процесса;

* проектирование последующей работы с детьми.

Диагностика эмоционального состояния детей проводится дважды в год (сентябрь, май). Результаты данной диагностики показали положительную динамику (см. презентацию слайд 19)

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования, однако в начале этого периода дети еще не имеют способности оценивать себя адекватно и склонны переоценивать себя, на что их направляют преимущественно положительные оценки окружающих их взрослых. К завершению дошкольного периода у ребенка развивается способность верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.

Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности. Однако к концу дошкольного возраста эти связи утрачивают статистическое значение, что может быть связано с созреванием самооценки, уровня притязаний и произвольных форм саморегуляции. Уровень тревожности и агрессивности уменьшается почти вдвое.

Вывод: Применение разработанных в группе различных направлений диагностической и коррекционно-воспитательной работы обеспечивает условия для стабилизации и гармонизации внутреннего состояния детей, способствует формированию эмоциональной лексики.

Человек, научившийся управлять своими эмоциями, становится хозяином своей жизни. Дейл Карнеги.

Желаю всем хорошего настроения на весь день!

Возвращаясь к вопросу о любимом цвете. Предлагаем каждому взять лепесток любимого цвета и составить цветик — многоцветик в память о нашем семинаре.

1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.

2. Годовникова Л. В., И. В. Возняк, А. А. Мороза, А. В. Белицкая «Коррекционно – развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» — Волгоград, «Учитель», 2013

3. Гуськова А. А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7лет», Москва, «ТЦ Сфера», 2011

4. Глухов В. П. «Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Москва, «Арктики», 2002.

5. Кондратенко И. Ю. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», Москва, «Каро», 2006

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Санкт- Петербург, «СОЮЗ», 2001.

7. Лопатина Л. В., Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», Санкт- Петербург, «Союз», 2001

8. Перегуд А. И., С. В. Конкевич, Н. Г. Кудрявцева, Е. М. Долганова

9. «Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающейсреды в условиях ОЭР», Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2012

10. Скотникова Е. С. «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности», «Логопед. ру»

Глоссарий (лат. glossarium — «собрание глосс») — сло-варь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Лексика (от греч. lexiks — относящийся к слову, совокупность слов, словарный состав языка.

Мимика — выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений.

Пантомима (от др. -греч. (pantomimos) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Пантомима — жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Паралингвистические средства общения — невербальные (неречевые) средства передачи информации.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение, склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внут-реннем состоянии.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) — терпи-мость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.

Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю, удаление, исключение, устранение чего-л.

Эмоции (франц. motion, от лат. emoveo — потрясаю, волную, субъек-тивные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Эмпатия (греч. «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

Источник

Оцените статью