- Эмоциональный менеджмент: что это и как ему научиться
- Что такое эмоциональный менеджмент и зачем он нужен
- Эмоции и мозг
- Как контролировать эмоции
- Ситуативный менеджмент
- Стратегический менеджмент
- Развитие эмоционального потенциала лидерства
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Эмоциональный менеджмент: что это и как ему научиться
IQ сейчас не в моде. Давно признано, что эмоциональный интеллект имеет куда большее значение в достижении успеха в жизни. И одним из важнейших компонентов EQ является эмоциональный менеджмент – способность распознавать и контролировать свои эмоции. В статье вы узнаете, почему на нас так сильно влияют эмоции, что мешает ими управлять и как все-таки взять под контроль свои эмоциональные реакции.
Что такое эмоциональный менеджмент и зачем он нужен
Эмоциональный менеджмент – это способность осознавать, принимать и контролировать свои (а также чужие) эмоции. По сравнению с животными, мы обладаем более рациональным мозгом, способным к абстрактным логическим рассуждениям. Тем не менее, в отличие от Шерлока Холмса, мы не можем руководствоваться в своих решениях только чистым разумом. Хотим мы этого или нет, эмоции все равно влияют на нас. И чем просто поддаваться им, лучше понимать, как они на нас воздействуют и как мы можем управлять ими в свою пользу. Именно для этого и нужен эмоциональный менеджмент.
Кроме того, эмоции – это одна из важнейших составляющих межличностных коммуникаций, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в достижении практически любых целей. То, как вы умеете управлять эмоциями при общении с другими людьми, может стоить вам многого. Как в позитивном, так и в негативном аспекте.
Эмоции и мозг
Почему эмоции так сильно влияют на нас и почему так сложно управлять ими? Все это имеет непосредственное отношение к структуре мозга, которую мы никак не могли бы изменить. И поэтому нам нужно к ней приспособиться.
Эмоции и интеллект контролируют разные участки мозга, которые в чем-то даже конкурируют между собой. За эмоции отвечает лимбическая система – это более глубокая и древняя структура, чем кора. Она относится к подсознательной, неконтролируемой части центральной нервной системы. В животном мире эмоции это не просто страх или радость. Это – средства для выживания. Страх заставляет бежать или сражаться; радость говорит, что вы на правильном пути к осуществлению инстинктов. Именно поэтому эмоции – это простые, непосредственные, но вместе с тем сильные реакции на внутренние или внешние стимулы. Животное должно покориться их велению.
Еще одна важная особенность, которая поможет в освоении эмоционального менеджмента – связь эмоций с памятью. Это очень тесная связь. Если что-то плохое случалось с вами ранее, ваш эмоциональный ответ на тот же стимул, вероятно, будет таким же сильным. Лимбическая система действует очень просто. У нее есть ряд признаков, по которым она соотносит конкретную ситуацию с тем, что уже было. И в соответствии с этим она выдает эмоциональную реакцию, также основанную на прошлом опыте.
Как вы понимаете, жизнь куда более сложная штука, чем это кажется нашей лимбике. И очень часто она попадает впросак. В отличие от интеллекта, который и позволил нам стать доминирующим видом. Понимание этого очень важно в эмоциональном контроле. Вам необходимо научится распознавать истинные причины возникновения тех или иных эмоций, и тогда вы сможете управлять ими.
Как контролировать эмоции
Можно выделить два основных аспекта управления эмоциями, над которым вы должны работать.
Первый – это ситуативный менеджмент. Он пригодится, если вас совсем неожиданно захватывает какая-то эмоция, и вам срочно нужно с ней справиться. Второй – это стратегический менеджмент. Далеко не всегда вы сможете справиться с эмоцией с первой попытки и избежать определенной реакции в будущем. Поэтому вам придется работать над собой в течение длительного периода времени.
Эмоциональный менеджмент – это не одноразовая акция, а ежедневный стиль жизни. Однако чтобы научиться стратегическому менеджменту, следует сначала освоить ситуативный, так что давайте немного разберемся, как именно им овладеть.
Ситуативный менеджмент
Ситуативный менеджмент предполагает две достаточно простые, но очень эффективные практики:
1 | Остановитесь. Пожалуй, это самое трудное в эмоциональном менеджменте, но это первое, что нужно предпринять, если вас захлестнули эмоции. Далеко не всегда это сработает, но других вариантов нет. И если не получается сделать это простым волевым усилием, попробуйте быстро переключиться. Например, на свое дыхание. Да, можно выполнить банальные 10 глубоких вдохов. Или же последовать технике «Квадратное дыхание». Сделайте вдох в течение 5 секунд, затем задержите дыхание на 5 секунд, потом выдыхайте на протяжении 5 секунд и вновь остановитесь на 5 секунд. Повторите это несколько раз. Параллельно с этим сразу же начинайте искать причины своей эмоциональной реакции. Ваша главная задача – отключить лимбическую систему и заставить работать кору. Обдумывание ситуации как раз поможет с этим. |
2 | Понизьте уровень энергии. Древний возбужденный мозг не захочет сдаваться так быстро. Далеко не всегда вам необходимо устранять эмоции вообще. Иногда просто достаточно снизить накал страстей. И вот как это можно сделать. Во-первых, необходима физическая активность. Она позволяет переключить внимание и выделяет химические вещества (эндорфин дофамин), которые помогут вам почувствовать себя лучше. Во-вторых, требуется интеллектуальная активность. Музыка, соцсети, книги, фильмы, разговор с другим человеком – подойдет все, что загрузит ваш рациональный ум по полной. |
Теперь же несколько слов о стратегическом менеджменте.
Стратегический менеджмент
Реализуя стратегический эмоциональный менеджмент, вы будете работать над собой всегда – даже когда ничего не чувствуете. Это скорее рефлексивная методика, которая учит по-другому воспринимать свои эмоции и реагировать на ситуацию иначе.
1 | Наблюдайте за своими эмоциями и ищите их причины. Одна из причин, почему люди так плохо управляют эмоциями – склонность к слишком поспешным выводам. Неопределенность некомфортна, и мы в считанные секунды идентифицируем саму эмоцию и ее причины. Мы включаем ту самую «быструю», эмоциональную думающую систему, которая приводит к торопливым и неверным выводам. Так что как только вы слегка остынете, постарайтесь погрузиться в себя поглубже. Задайте себе следующие вопросы:
Мы должны научиться наблюдать и понимать эмоции, которые испытываем, не принуждая себя делать что-либо с ними. Это помогает нам сохранять равновесие. Нет необходимости мгновенно отвергать ситуации или эмоции только потому, что они неприятны. Не все неприятное плохо. Если мы можем оставаться объективными, мы способны превратить то, что кажется неудобным, во что-то продуктивное. |
2 | Практикуйте осознанность. Уже из самого термина можно понять, что осознанность – это отличный способ включить разум. Стараясь быть активным участником настоящего момента, мы с меньшей вероятностью попадаем в ловушку старых идей или воспоминаний, которые не имеют реального отношения к тому, что имеет место быть в настоящее время. Нам не нужно называть все, что происходит сейчас, хорошим или плохим. Мы должны приучить себя смотреть на происходящее через призму: «Прямо сейчас эта ситуация такова, какова она есть». Это не позволит лимбической системе мгновенно реагировать всплеском эмоций. |
Эмоции являются продуктом древней, животной части мозга, и мы никак не можем избавиться от их влияния. Управление эмоциями не означает полный контроль над ними. Мы лишь учимся перенаправлять их энергию в другое русло или же, изучая причины их появления и свои реакции, предотвращать их возникновение. Это предполагает работу в двух направлениях – тактическом (ситуативном), когда мы быстро ликвидируем проявления эмоции, и стратегическом – когда мы анализируем свое поведение и меняем условия, которые приводят к возникновению тех или иных эмоций. Поразмышляйте об этом.
А чтобы быстро научиться управлять эмоциями и вообще работать с ними, можете пройти наш курс «Эмоциональный интеллект», где мы собрали огромное количество советов и рекомендаций на эту тему. До встречи на курсе и удачи вам!
Источник
Развитие эмоционального потенциала лидерства
Существует генетическая составляющая эмоционального интеллекта, но воспитание играет весьма заметную роль. Мы отличаемся исходными потенциалами природных способностей, но каждый развивает себя и сделать это может успешно независимо от того, с какого уровня ему приходиться начинать. Важно то, что эмоциональному интеллекту можно научиться, но навыки долго не сохраняются. Срабатывает эффект медового месяца, в течении которого воздействие полученных знаний на бизнес сохраняются. Навыки испаряются, остается только реакция и опят. Далее человек действует так, как давно привык: медовый месяц закончился. Программы обучения и развития персонала дают знания, которые стареют, забываются и не трансформируются в устойчивые лидерские качества. Для такой трансформации решающее значение имеет: а) мотивация, б) отношение к учебе. Мы усваиваем то, что хотим знать. Если учеба навязывается извне, знания забываются быстрее. «Период полураспада знаний», полученных на курсах МВА, составляет 1,5 месяца.
Психологам известен такой принцип управления: если человека заставляют меняться, все изменения исчезнут, как только на него перестанут давить.
Развитие эмоционального потенциала происходит в нашем мозге на основе механизма взаимодействия исполнительных мозговых органов и лимбической системы, которая управляет нашими чувствами, побуждениями, импульсами. Есть мыслящий мозг, он отвечает за аналитические и технические способности, ассоциации и осмысления, сетевое мышление и приемы, методы. Эта часть мозга развивает классические области интеллекта. Она может усваивать технологии, экономики, производства, продажи. На развитие мыслящего мозга направлены университетские обучения, программы МВА, а также программы по развитию лидерского потенциала. Такие программы не к лимбической системе или эмоциональному мозгу. Обучение лидерским навыкам требует совсем не той модели, которая нужна для мыслящего мозга. Такое обучение требует практики и повторений, больше времени и тренировок. Это обучение направлено на развитие эмоционального интеллекта, а также некоторых коллективных способностей.
Какой стиль обучения для вас рационален?
Для обучения лидерству ответ имеет большое значение. Какие способы подачи материала наиболее приемлемы для обучения менеджменту и лидерству? Исследования в Массачусетском технологическом институте подтвердили, что наиболее успешны следующие способы усвоения материала:
— Реальный опыт: конкретная практика позволяет получить знания надежно, но эти знания могут быть устаревшими.
— Общение: с консультантами, профессорами.
—Размышления: анализ опыта и синтез знаний.
—Построение модели: усвоение теоретических знаний, которые дают развивающихся системный бизнес и наполняют смыслом приобретенной опыт.
— Эксперименты и риски: апробация новых подходов, метод проб и ошибок.
Новая модель развития лидерского потенциала через обучение исходит из следующий предпосылки: в основном мозг воспринимает лидерские навыки через неявное обучение. К таким навыкам относятся уверенность в себе, дальновидение, умение убеждать и слушать, эмоциональный самоконтроль и эмпатия. Неявное обучение преимущественно реализуются через развитие эмоционального интеллекта. Обучение идет незаметно и ты не осознаешь, что осваиваешь привычки и приобретаешь лидерские навыки. Но происходит это путем копирования моделей чужого поведения и беспорядочно.
Каждый овладевает лидерским стилем и в неравной степени, подобно тому как можно постичь секреты вальсирования, но так и не научиться обращаться с партнершей или просто хорошо танцевать. Но результат будет улучшен если:
1) признаться самому себе в наличии неэффективных привычек и четко по возможности их обозначить;
2) сознательно практиковаться в применении лучших подходов и стилей.
3) Закреплять необходимые навыки при каждой возможности, пока не появится автоматизм или иначе, пока овладение ими не достигнет уровня неявного обучения.
Развитие навыков эмоционального интеллекта требует не одного месяца работы над собой. Такой процесс затрагивает не только мыслительные, но и эмоциональные центры мозга. Эмоциональная сторона работы мозга работает иначе, чем мыслительная. Мыслительный мозг усваивает технические навыки и развиваетколлективные способности. Эмоциональный мозг усваивает привычки, навыки, в том числе и лидерские. Поэтому приобрести лидерские качества, посещая только аудиторские занятия трудно. Требуется практика, которая закрепляет новые методы и представляет вариант неявного обучения. Чем больше практики, тем выше отдача. Но есть еще один подход к тренировке лидерских навыков: мышление репетиции
Силу мысленных тренировок часто используют спортсмены, рисуя в освобождении свой успех. Мышление воспроизведение желаемой ситуации активизирует соответствующие клетки мозга, которые затем реально участвуют в аналогичной реальной ситуации. Отрепетированные схемы нейтронных взаимодействий подсказывают так, как, например, ослабить страх или повысить стрессоустойчивость при выполнении работы в условиях неопределенности и риска. Мысленное представление ситуаций, которые могут возникнуть в менеджменте, придает впоследствии уверенность, когда молодой менеджер начнет применять лидерские навыки на самом деле. В этом смысл и сила мысленных репетиций.
Еще одна сила развивает эмоциональный потенциал и поведенческую компетентность. Это сила коммуникаций или человеческих отношений. Начинающий лидер приобретает лидерские навыки благодаря уже состоявшимся лидерам, с которыми он общается. В процессе неявного обучения мы на каждом шагу равняемся на другим. То же происходит и при самоуправляемом обучении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник