Роль эмоционального общения в психическом развитии детей раннего возраста
статья на тему
В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_emotsionalnogo_obshcheniya_v_psihicheskom_razvitii_rebenka_rannego_vozrasta.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.
Роль эмоционального общения в психическом развитии
детей раннего возраста
В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.
Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3]. Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными предметами. Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.
Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического развития ребенка.
О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека. Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:
1 . Принятие и любовь . Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует полноценному формированию личности и развитию ребенка.
2. Явное отвержение . Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.
3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.
4. Чрезмерная опека . Данный тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.
Так, при явном отвержении дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.
При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями. В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.
Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.
Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.
Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.
Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.
В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. В современном технотезированном обществе часть родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом. В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для родительской позиции, называемой явное отвержение .
Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.
Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека .
Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.
- Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
- Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … — М., 2002.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.
Источник
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития
Пышина Александра Алексеевна
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Одна из самых главных задач, которую необходимо решить для успешного развития коммуникации детей – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и функциональных систем необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления. Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни.
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников, они учатся определять душевные состояния других людей.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО.
Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями
(мимикой, жестами) как
средствами человеческого
• формирование навыков
самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Внедрение навыков коммуникации и эмоциональное развитие происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет педагогу увидеть особенности каждого ребенка и возможные трудности.
Основные этапы в работе педагога-психолога, способствующие овладению детьми языком эмоций
1. Знакомство с чувствами.
4. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
5. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
Изготовление детьми ложечного театра «куклы-настроения»
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.
Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.
Источник