Формирование эмоционального контакта со взрослыми
Задача предлагаемых в данном разделе игр и упражнений состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию. Речевая инструкция при этом должна состоять из одного слова, обозначающего действие, которое побуждает ребенка к выполнению задания. Важно понять, что цель действия – предмет, с которым манипулирует ребенок; свойства и перемещения этого предмета в пространстве на данном этапе не определяются словом, а раскрываются с помощью жестов, действий взрослого с предметами и т. д. Например, взрослый дает ребенку шарик, говорит: «Кати» – и показывает жестом на воротца.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМ
Ладушки
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.
Возьми шарик
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
Источник
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым
Валентина Фомина
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни с взрослым
Маленькие дети обладают врождённой способностью в общении. Общение с взрослым является условием и источником психического развития малыша. Во время общения происходит интенсивное созревание мозговых структур,развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, эмоциональные, речевые.
В домах ребёнка потребность каждого из детей в общении с взрослым, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должны быть удовлетворены. Эту задачу мы решаем, используя различные виды контакта: эмоциональное взаимодействие, мимические проявления, речевое общение, прикосновения. Общение с ребёнком строим, основываясь на постоянном, неустанном желании познать своеобразие его индивидуальности. Тактичное всматривание, проникновение в эмоциональное состояние ребёнка, наблюдение за происходящими в нём изменениями позволяет создать основу для глубокого взаимопонимания между ребёнком и взрослым. Совместные игры и действия взрослого и ребёнка, использование жестов, особенно указательного, подражание действиям – всё это способствует формированию контактов ребёнка с взрослым. В основу работы мы взяли игры из книги Ю. А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» Москва «Школьная Пресса» 2009г. Во время игр взрослого с ребёнком устанавливается тесная связь, ребёнок чувствует мотив, тепло, ласку, он становится спокойным, активным, самостоятельным.
Ниже приводится таблица, в которой отмечены показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.
— Первая улыбка на разговор взрослого
— При контакте со взрослым успокаивается
— Поглаживать, тормошить, покачивать, щекотать, обнимать малыша
— Стимулировать улыбку в ответ на разговор взрослого
— Легко дотрагиваться до ножек малыша, поглаживать его ступни, поглаживать ручки, перебирать пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребёнка «Наша птичка» с. 10
— После сна нежно и ласково прижимать ребёнка к себе. Раздевая его, поглаживать ручки и ножки, животик, нежно тормошить его грудку, улыбайтесь ему, смотреть в глазки, приближать и удаляйте своё лицо относительно его лица «Потянушеньки» с. 11
— Быстрая улыбка в ответ на эмоциональное общение с ним
— Играя с ребёнком, преувеличенно гримасничать
— Приплясывать с ребёнком на руках, напевая песенки, слегка приподнимая и опуская его, поворачивать влево — вправо
«Еду – еду» с. 12, «Тушки-тутушки» с. 13, «Потягушеньки» с. 13, «Ой, люли, люли» с. 14
— Разговаривать с малышом эмоционально — выразительно и личностно адресовано. Наклоняясь к малышу и удаляясь от него, тормошить его за грудку, напевно, с различными интонациями повторять звуки. Дожидаться ответа от ребёнка: восторженно смотреть на него, призывно улыбаясь, приглашая его к звуковому взаимодействию
— Напевать песенки, потешки «Жил-был у деточки маленький носик» с. 12
— Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним
— Реагирует на пребывание в кругу знакомых улыбкой, воркованием, прекращением плача
— Оживляется или подаёт голос, когда к нему обращаются
—«Пляска» ручками и ножками ребёнка
— Игры с воспроизведением звуков из «набора» самого малыша
— Отвечать ответной улыбкой на эмоционально-положительные реакции ребёнка
«Ай, люленьки» с. 16
— Разговаривать с малышом эмоционально-выразительно и личностно адресовано «Вот проснулись» с. 15
— Поглаживать щёчки, носик, шейку, ручки и ножки ребёнка различными мягкими предметами: кусочком шёлка, пёрышком, цветными кусочками ваты, мягкой кисточкой.
— Громко смеётся в ответ на эмоциональное общение с ним
— Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить
—«Погулять» мягкой игрушкой по ребёнку
— Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с молчаливым присутствием в поле зрения ребёнка «Ай, люленьки!» с. 16
— Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с отходом от ребёнка
— Напевание песенок, потешек
«Ненаглядненький» с. 20
«Игры с шарфиком» с. 20
«Вздумалось детке» с. 21
«Смелый пилот» с. 21
— Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи
— Тянется к знакомым людям
— Отличает близких от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека)
— Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого
— Узнаёт голоса знакомых людей
— Обменивается со взрослым звуками и выражением лица
— Чередование ласкового разговора и улыбки со строгим голосом и серьёзным выражением лица
— Организовывать разговор двух взрослых в поле зрения ребёнка
— Игры –пляски: пляска с ручками и ножками ребёнка «Кадриль» с. 22
— Пение весёлых песенок,потешек: «Ладушки», «Гуси – гуси»
«Вздумалось детке» с. 21
«Смелый пилот» с. 21
— Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного контакта
— Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться до человека
— Подкидывать малыша, чтобы спровоцировать ребёнка издавать звуки
— Держать ребёнка на коленях, махать его ручками, как крыльями «Гули – голубочки»
— Игры – забавы с воздушными шариками
— Пение весёлых песенок, потешек
— Внимательно смотрит за действиями окружающих
— На вопрос «где?» находит хорошо знакомых людей
— Старается привлечь к себе внимание слогами или зовущими звуками
— «Требуя» продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подаёт голос, хнычет
— В течение дня неоднократно обращать внимание ребёнка на того или иного взрослого
— Играя с малышом, активно разговаривать с ним, затем резко прекратить общение. Дождаться реакции и опять начать разговор «Ехал Тит на дрожках» с. 24
«Где деточка» с. 24
Экскурсия по группе с. 25
«Мчится поезд во весь дух» с. 25
«Достань из пакетика» с. 26
«Всё дело в шляпе» с. 26
— Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает, вынимает и др.)
— Интересуется предметами, издающими звук
— Тянет руки навстречу взрослому
— Повторяет действия, вызывающие интересную реакцию взрослого
— Движениями и звуками привлекает к себе внимание
— Показывать малышу, как действовать с игрушкой (молоточком – стучать, мяч – толкать, из ведёрка вынимать игрушки) «Вынимаем из пакета» с. 148, «Толкаю мяч» с. 147
— Предлагать игрушки,издающие различные звуки: погремушки, пищалки «Музыкальная игрушка» с. 32
— Позвать ребёнка к себе, протягивая ему навстречу руки
— Посадить ребёнка к себе на колени, качая, приговаривать слова игры «Вверх – вниз»
— Экскурсия по группе
— Предлагает взрослому предмет, но не всегда отдаёт
— Играет в «прятки»
— Интересуется заводными игрушками
— Показать ребёнку заводную игрушку, завести её, предоставив малышу наблюдать за ней, достать её «Показ заводной игрушки» с. 25
«Большие и маленькие кубики» с. 51
— Специально бросает предметы, чтобы их поднимали
— При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («Сорока», «Прятки»)
— Замирает при слове «нельзя»
— Подражает действиям взрослого
— Подражает выражению лица взрослого
— «Бросание прищепок» с. 147
— «Размазываем крем по мисочке» с. 139
— «Плюх и бултых» с. 145
— «Мишка спрятался» с. 84
— «Забавы перед зеркалом» с. 88
— «Катаю мой мяч» с. 89
— Понимает слово «нельзя» – прекращает действия
— Понимает несколько жестов: «указательный», «до свидания», «иди ко мне», «нельзя»
— Увидев нежелательное действие ребёнка (стучит по столу чашкой, обращаясь к нему по имени,строго сказать: «Нельзя!». Если ребёнок не прекращает, повторить ещё 2-3 раза. Недопустим сердитый окрик. Лучше сразу переключить внимание малыша на что-то другое.
—«Настенная картина» с. 92
— «Иди ко мне» с. 121
— «Ходит детка» с. 122
— «Игра с тёплым тестом» с. 140
— Проявляет удовольствие, когда его хвалят
— Может выполнять отдельные поручения: «Найди», «Принеси», «Отдай тёте» — Организовывать игры с игрушками,позволяющими развивать некоторый сюжет в игре: с куклой, пирамидкой, мишкой, лошадкой и др.
— Организовывать игры – шутки «Идёт коза рогатая»
— «Лежебока рыжий кот» с. 32
«Погремушка, погреми!» с. 67
— «Пляшем сами» с. 69
— «Большие и маленькие кубики» с. 51
Сюрпризная коробка» с. 31
«Музыкальные игрушки» с. 32
«Мыльные пузыри» с. 30
1. Дневник развития ребёнка от рождения до 3-х лет. Москва, «Когнито – Центр», 1999г.
2. Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребёнка под ред. Э. Л. Фрухт Москва, «Просвещение», 1989г.
3. Разенкова Ю. А. «Игры с детьми младенческого возраста» Москва, «Школьная Пресса», 2009 г.
4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях Москва, «Просвещение», 1986г.
Как реагирует ваш ребенок на ваше настроение? Это важно. Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко.
Презентация на тему «Маленькими шагами в большую жизнь» Роль игры у детей младшего дошкольного возраста. Всегда считалось,что ранний возраст самый благоприятный для общего развития ребёнка. Малышам главное это общение со взрослым,предметная.
Источник
Установление эмоционального контакта со взрослыми
По свидетельству многих исследователей раннего возраста, дети конца 1-го года отличаются большей сдержанностью по отношению к незнакомому взрослому, чем дети середины и начала года. Снижается активность и интенсивность общения ребенка с незнакомым взрослым, появляется смущаемость в его присутствии, а нередко страх и слезы. Эти особенности поведения связываются с возрастающей избирательностью в отношении детей к взрослым вообще.
Установление эмоционального контакта незнакомого взрослого с ребенком конца 1-го и начала 2-го года — это преодоление отчужденности ребенка по отношению к взрослому, освобождение ребенка от отрицательных эмоций, вызываемых им, возникновение у малыша доверия к взрослому, радости от близости с ним и чувства комфорта. Таким образом, критерием установления эмоционального контакта ребенка со взрослым является положительное эмоциональное состояние ребенка в присутствии взрослого и адресованное ему выражение расположения.
Анализ материалов показал, что отчужденность ребенка по отношению к незнакомому взрослому преодолевается постепенно. Эмоциональный контакт между ними устанавливается в несколько этапов. Мы выделили шесть.
Первый характеризуется оборонительно-заторможенным состоянием ребенка в момент, когда взрослый предлагает ему близкий контакт (берет его на руки). Ребенок как бы каменеет, тельце его напряжено, ручки упираются в грудь экспериментатора, малыш отталкивается от него. Он опасается взрослого. Ребенок не смотрит ни на взрослого, ни на окружающие предметы. Нет никаких вокализаций, кроме тихого хныканья или громкого плача.
Второй этап отличается возрастающим вниманием ребенка к взрослому. Внимание постепенно приобретает характер сосредоточенности на нем. Ребенок смотрит на взрослого немигающим взором, полностью им поглощен. Настороженность постепенно исчезает из глаз и всей фигурки ребенка. Появляются движения. Но они еще скованы. На короткое время и робко касается ребенок руки или лица взрослого, долго изучающе смотрит в его лицо.
Третий этап начинается с первой улыбки, обращенной к взрослому. Количество улыбок неизменно нарастает.
Это начало доверия к человеку. Возникают вокализации, но они еще прямо не адресованы взрослому. Увеличивается свобода в поведении ребенка. Появляется интерес к окружающим предметам. В лицо взрослого ребенок смотрит мало, мельком, как бы мимоходом. Взрослый уже освоен. Он не вызывает опасения. На этом этапе «замыкается» эмоциональный контакт ребенка со взрослым в самой первичной форме.
На четвертом этапе нарастает интерес к окружающему и увеличивается количество вокализаций, которые становятся все более разнообразными. Как результат доверия к взрослому и внутреннего спокойствия в его присутствии возникает ориентировочно-исследовательская деятельность. Она быстро нарастает и захватывает ребенка. Интерес к взрослому как бы отсутствует, отступает на второе место.
Пятый этап отличается взаимодействием ребенка со взрослым. Взаимодействие организует или создает сам ребенок. Интерес к окружающим предметам не исчезает, а может быть, и увеличивается. Но теперь ребенок порой хочет разделить со взрослым свою радость по поводу предмета, который он достал, или просто привлечь внимание взрослого.
На шестом этапе в контакте ребенка со взрослым определяется два аспекта: взаимодействие по поводу предметов или с предметами и личное. В это время дети часто улыбаются, смеются, мнсго лепечут. Радость их адресована взрослому. Зовут взрослого к предметам, показывают их ему. Смотрят в глаза взрослого, много и внимательно изучают лицо, его детали. Особенно сосредоточенны, когда взрослый говорит. Внимательны к его отношению к себе. Огорчаются при его неудовольствии. Шестым этапом завершается установление эмоционального контакта ребенка со взрослым. Ребенок неизменно рад взрослому и любит его.
Представленные в главе материалы позволяют отметить три качественные особенности эмоционального контакта у детей со взрослым. Эти особенности появляются последовательно, по мере становления самого контакта. Сначала (до третьего этапа) суть эмоционального контакта малыша со взрослым состоит в том, что малыш выделяет взрослого из всего окружения, сосредоточивается на нем, доверяет ему. Это сопровождается усилением ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. Затем эмоциональный контакт со взрослым вы-
ражается у ребенка не просто в выделении взрослого и доверии к нему — ребенок ищет с ним сотрудничества в предметных действиях. В ходе сотрудничества дети стремятся поделиться со взрослым своими переживаниями (четвертый и пятый этапы). И наконец, на фоне любви и привязанности к взрослому дети тонко чувствуют его отношение к себе, реагируют на его замечания.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что именно эти особенности установления эмоционального контакта со взрослым по-разному влияют на успешность, темп и качество формирования связи слова с предметом у разных детей конца 1-го и начала 2-го года. Все дети экспериментальных подгрупп, активно использовавшие экспериментальное слово, оказались на пятом и шестом этапах установления эмоционального контакта с экспериментатором. Общение ребенка со взрослым характеризовалось в это время общим радостным состоянием малыша, стремлением к предметному взаимодействию со взрослым, желанием поделиться с ним своими успехами и радостями, а также чувствительностью к отношению взрослого. Дети экспериментальных подгрупп, овладевшие экспериментальным словом пассивно, находились в основном на пятом и четвертом этапах установления эмоционального контакта со взрослым. Дети экспериментальных подгрупп, не овладевшие экспериментальным словом, находились на третьем и четвертом этапах установления эмоционального контакта со взрослым.
Дети контрольных подгрупп не устанавливали предварительного эмоционального контакта со взрослым. И никто из детей младшей контрольной подгруппы не овладел экспериментальным словом. Дети старшей контрольной подгруппы частично справились с задачей, но менее успешно, чем дети экспериментальной подгруппы.
Таким образом, мы можем констатировать, что установление эмоционального контакта ребенка со взрослым в целом влияет на успешность овладения экспериментальным словом, однако мера влияния зависит от качественных особенностей контакта. Чтобы образовать связь слова с предметом, ребенок должен воспринять предмет, выделить его среди других; воспринять и выделить слово, которое будет связываться с предметом (иметь его слуховой и кинестезический образ); принять требование взрослого назвать предмет определенным словом.
Каким же образом проецируется отношение взрослого с ребенком на овладение им первыми словами?
Источник