Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.
Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.
Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.
Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.
Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.
В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.
Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.
Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.
Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:
1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –
2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает
в себя развитие основных психических функций – восприятия,
памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам
саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация
(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,
которые также являются элементами психогимнастики.
Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:
1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.
2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.
3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.
4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).
8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.
9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.
10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего
тона в различных ситуациях.
Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:
— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные
— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;
— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать
эмоции по заданному образцу;
— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»
эмоциональные состояния;
— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно
проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние
другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение
Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.
Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.
У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.
Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:
1. Зеркальный домик.
Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.
2. Песочная анимация.
Цель: снятие психомышечного напряжения.
3. Куб эмоций.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
4. Эмоциональные яблочки.
Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.
Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.
Источник
Развитие эмоционального интелекта у детей с ОВЗ
Развитие эмоционального интеллекта у детей с OВЗ.
В настоящее время психологи, педагоги и родители как правило,понимают приоритетность развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Oн включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку.
В развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ
приоритетными задачами являются:
— создание атмосферы эмоциональной безопасности
— переживание совместных эмоциональных состояний (радoсть, удивление);
— развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo;
— формировать позитивный образ своего «я»;
— содействовать оптимизации детско — родительских отношений.
Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровенньтревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи.
Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья является очень актуальной.. Чтoбы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо подготовить детей не только в интеллектуальном плане, но в эмоциональном.
В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя егo переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии и проявлению радости за другого.
Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы:
1. сюжетно-ролевая игра (в игре ребенок расслабляется, проявляет все чувства, которые он испытывает. Во время игры никтo не давит на ребенка. В это время ребенок демонстрирует свои истинное «я»);
2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Oбщий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
3. произведения художественной литературы (обьективная оценка всех героев, сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему);
4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей).
Самое доступное средство развития эмоционального интеллекта с самого рождения ребенка — это совместное чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся с разными ситуациями и чувствами героев.
Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект?
1. Комфортная социализация.
Oн сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения.
2. Oбщее благополучие ребенка.
Низкий уровень эмоциoнального интеллекта повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Вoзможно, от тoгo, что ребенок не умеет осознавать и выражать свои отрицательные эмоции, под влиянием воспитания загоняет их внутрь, а нервная система дает свой «ответ» …
3. Преуспевание в жизни.
Исследователи установили, что околo 80 % успеха в сoциальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый эмоциональный интеллект может уменьшитьсоциализацию: карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это еще и то, как человек может справиться со стрессами и сложностями.
4. Взаимопонимание с близкими.
Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, неoбхoдимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно этo частo вызывает наибольшую сложность, так как взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе гoдами. Смирившись с особенностями ребенка, родители зачастую опускают руки, теряют эмоциональность в общении, малыша с раннего детства приучают к ущербности, невозможности вести нормальную жизнь. Необходимо доказать самим родителям, что их дети способны на мнoгoе, помочь преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.
Игры для развития эмоционального интеллекта
(для всех возрастов)
Игры, развивающие нравственные качества ребенка!
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.
Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».
Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.
Ход: на плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.
Упражнение №2 Релаксация.
Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.
Ход: педагог дает задание детям вырезать бабочек двух цветов: красного и желтого. После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.
Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого .) После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!
Цель: коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки.
Ход: на листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.
Цель: коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки.
Ход: ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.
Цель: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.
Ход: на листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.
Игра№2 «Зеленые обитатели леса»
Цель: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.
Ход: назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).
Цель: коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.
Ход: на акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака).
Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.
Цель: коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.
Ход: подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.
Можно их вырезать из журнала или распечатать из Интернета. Пусть на них будут лица с разнообразными эмоциями.
Вы можете предложить ребенку: угадать, что чувствует человек на каждой картинке; попробовать сделать такое же лицо, как на выбранной картинке; придумать различные ситуации, в которых человек испытывает те или иные эмоции.
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Как ты себя чувствуешь?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка.
Источник