Об эмоциональном благополучии младших школьников в образовательном процессе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье содержится краткая теория вопроса, приводятся примеры из практики работы по поддержанию эмоционального благополучия младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_emotsionalnom_blagopoluchii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Об эмоциональном благополучии детей в образовательном процессе
«От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление ее творческих возможностей, сохранение здоровья. Состояние психологического здоровья детей – важнейшая часть их общего здоровья. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается рост нервно-психических расстройств у современных детей и подростков.
Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физически незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, авторитарный стиль общения и преподавания со стороны педагогов и другие факторы обуславливают частое пребывание детей в условиях эмоционального неблагополучия, что ведет к нарушению их психологического здоровья.
Состояние эмоционального благополучия и психологического комфорта младших школьников в значительной степени зависит от учителя.
Психологический комфорт – состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которое переживает ребенок, находясь в стенах школы.
Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Важнейшими составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика школы, по мнению специалистов, являются:
— отношение школьника к самому себе – устойчивая положительная оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;
— отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения;
— устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя), родителей и актуальными возможностями ребенка;
— активность и автономность поведения учащегося – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;
— взаимодействие с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие им личности педагога;
— взаимодействие школьника со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;
— умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, стремление трудиться в едином темпе со всем классом;
— сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность плана умственных действий и др.
Основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия является школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее влияние. Повышенная школьная тревожность может быть вызвана как ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером).
Формированию и закреплению школьной тревожности способствует неспособность учащихся справиться со школьной программой, которая может быть вызвана повышенным уровнем сложности программ, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, психическим синдромом хронической неуспешности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников могут вызвать регулярно повторяющиеся контрольно-оценочные ситуации, неблагоприятные отношения в коллективе, неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования, избирательное отношение к ребенку). Немалую роль в закреплении тревожности играют неадекватные ожидания со стороны родителей.
В своей работе я уделяю большое внимание сохранению эмоционального благополучия детей.
Для создания положительного эмоционального настроя на работу применяю такие приемы, как загадка, стихотворение, сказочное письмо, улыбки друг другу, эмоциональные разминки. На уроках использую игровые моменты, творческие задания. Если у ребенка что-то не получается, то всегда вселяю надежду на будущее. При обсуждении какого-либо вопроса даю возможность всем высказаться, использую диалогическое общение. Стремлюсь поддерживать комфортность обучения созданием ситуаций успеха. Для хорошо успевающих детей условия, благоприятные для ситуации успеха, складываются чаще, ведь они хорошо знают материал и с удовольствием добывают новую информацию. У слабоуспевающих детей таких возможностей меньше. Поэтому всегда отмечаю удачный ответ, интересную мысль, вспышку активности у таких учащихся. Но так как такие моменты бывают редко, использую любую возможность. Например, при анализе работ обращаю внимание детей на работу ученика, которая далеко не идеальна, но отдельные элементы выполнены хорошо. Или специально подбираю задания, в которых могут проявить себя слабоуспевающие дети.
Как уже отмечалось, психологическое благополучие выражается в позитивной самооценке ребенка. Некоторые же взрослые не терпят в детях ни малейшей слабости и подчеркнутой критичностью сильно вредят их самоуважению. Критику нужно уметь сопроводить похвалами и наградами за действительные, хотя и небольшие успехи. Ребенок на воспитательные изъяны отвечает упрямством, негативизмом, агрессивностью, или же у него складывается тенденция переносить критику родителей и учителей внутрь себя и создавать о себе относительно преувеличенное критическое мнение, что может серьезно ограничить развитие способностей. Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к потере интереса к учебе, к эмоциональному неблагополучию школьников.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. Уважение к ребенку и на основе этого формирование чувства самоуважения делает ребенка сильным, защищенным и уверенным в своих силах.
В работе по повышению самооценки учащихся опираюсь на различные приемы, разработанные психологами («Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха», техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»). Придерживаюсь следующей последовательности в этой работе:
1. Сообщаю ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.
2. Даю ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, помогу ему добиться хороших результатов, предложив более легкий материал, не сообщая при этом ребенку о том, что он выполняет облегченный вариант)
3. Создаю в окружении ученика благожелательное к нему отношение (стараюсь повлиять на одноклассников, у которых о нем отрицательное мнение).
4. Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.
Учебный процесс ориентирую на развитие воображения и мышления. При изучении новой темы использую имеющийся опыт и знания детей, задания проблемного характера. При закреплении стимулирую учеников к использованию различных способов выполнения заданий.
При оценивании знаний, умений, навыков, как в учебной, так и во внеурочной деятельности стараюсь придерживаться следующих правил оценочной безопасности:
— обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках, тем более, младших школьников. Заставьте ученика сказать: «Я не хуже других!» Не говорите ребенку; «Опять ты не…»;
— закон для учителя: сравнивать ребенка только с самим собой, а не с другими детьми;
— если отметка спорная, то ставьте в пользу ученика;
— завершайте работу самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки;
— соблюдайте простое правило: при оценивании работы сначала говорите ученику положительное, что есть в его деятельности, а затем критику в тактичной форме, оценивая действие, а не личность.
Для поддержания комфортного психоэмоционального состояния как учителю, так и детям необходимо обладать коммуникативными навыками, поэтому я уделяю большое внимание развитию этих компетенций. В повседневной работе с детьми чаще использую просьбу, убеждение и поощрение, чем требование, приказ и наказание. Для формирования навыков сотрудничества использую работу в парах и групповую форму работы. При организации такой работы перед группами ставится двойная задача: с одной стороны, это достижение познавательной, творческой цели, а с другой – социальной, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Работа строится с опорой на следующие правила: внимательно слушай товарища, не перебивай, делай замечания тактично, не грубо, говори тихо, спокойно, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. Контролируется не только успешность выполнения задания группами, но характер общения между членами группы, способ оказания необходимой помощи друг другу. Такая работа укрепляет дружбу между детьми, создает благоприятную обстановку в коллективе.
Осуществляя работу классного руководителя, я также стремлюсь к поддержанию эмоционального благополучия и доброжелательности, исключение агрессивности, уменьшение негативных влияний на эмоциональное состояние детей. Для этого использую различные игровые приемы («Камешек в ботинке», «Копилка хороших поступков», «Без ложной скромности» и др.)
Проблемным в поведении детям предложила войти в круг детей, крепко взявшихся за руки, используя любые возможности. Данила попытался силой расцепить руки. Алина вошла в круг, проявив хитрость, но вызвав недовольство детей. Толя вежливо попросил разрешения войти в круг. Дети убедились, что вежливость и доброжелательность решают проблемы общения лучше, чем сила и хитрость.
Классные часы из серии «Познай себя» знакомят детей в доступной форме с некоторыми психологическими понятиями, учат правильной самооценке.
Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия моих учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. Не раз приходилось видеть детские слезы из-за отметки, несоответствующей ожиданиям родителей (это могут быть и «3», и «4») и слышать слова: «Меня мама накажет». С такими родителями провожу индивидуальные беседы. А на собраниях поднимаю вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.
1. Н. Н. Бугаева. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. «Начальная школа», 2004, №4.
2. И. В. Егоров. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. «Начальная школа», 2002, №3.
3. В. Ф. Ефимов. Гуманизация образовательной среды в школе как условие личностно-ориентированного образования. «Начальная школа», 2007, №11
4. Т. В. Карасева. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. «Начальная школа», 2005, №11.
5. М. В. Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. «Начальная школа», 2006, №9.
6. О. Ю. Щемелева. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности. «Начальная школа», 2007, №2
Источник
Эмоциональное благополучие младшего школьника
Дата публикации: 13.01.2015 2015-01-13
Статья просмотрена: 2735 раз
Библиографическое описание:
Фирсова, С. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника / С. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14741/ (дата обращения: 11.10.2021).
По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Среди глобальных проблем человечества 21 века осталась проблема здоровья. Но здоровье не как общего понятия, а рассмотрение его различных аспектов. Психологическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы, можно сделать вывод, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.Во всех программных документах в настоящее время большое внимание привлекается к проблеме сохранения, поддержания и укрепления здоровья школьников. А именно степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности. По отношению к младшему школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся основой его возрастных социальных потребностей. На уроках педагогами начальных классов применяются методы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, в числе которых: динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника; методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия; методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма.
Основной формой обучения младших школьников остается урок. Анализ работы педагогов показывает, что с точки зрения сохранения здоровья младших школьников, педагоги в учебном процессе обращают внимание и стараются придерживаться следующих аспектов:
– гигиенические условия в классе;
– число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок);
– средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут);
– число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок);
– использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.;
– умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;
– позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
– физкультминутки норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять;
– включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
– наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.;
– благоприятный психологический климат на уроке;
– преобладающее выражение лица учителя;
– момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
– темп и особенности окончания урока;
– состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Для сохранения здоровья младших школьников в педагогическом процессе и их эмоционального благополучия необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания. Во всех программных документах в настоящее время большое внимание привлекается к проблеме сохранения, поддержания и укрепления здоровья школьников, их эмоциональному благополучию. А именно степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности. По отношению к младшему школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся основой его возрастных социальных потребностей. Показателями эмоционального благополучия выступают: позитивная Я-концепция; общее эмоциональное состояние в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достижения позитивных результатов и переживания собственного успеха; отношение к ситуации проверки знаний и оценки; удовлетворенность отношениями с учителем и взаимоотношениями в школьном коллективе.Соответственно, одной из целей деятельности педагогического коллектива становится создание в рамках ситуации школьного обучения социально-психологических условий для максимального личностного развития и успешного обучения младших школьников. Огромную роль в ее реализации играет целенаправленная деятельность педагогов-психологов и всего педагогического коллектива по обеспечению эмоционального благополучия участников учебно-воспитательного процесса.Основными задачами в рамках данного направления определяются:
– создание психолого-педагогических условий, способствующих формирования эмоциональной, социальной, коммуникативной компетентностей школьников, творческому развитию участников учебно-воспитательного процесса;
– выявление и развитие индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, индивидуального уровня достижений, прогноз его развития;
– профилактика возникновения социальной дезадаптации на всех этапах школьного детства;
– оказание своевременной психологической помощи младшим школьникам и другим участникам образовательного процесса в решении личностных актуальных проблем;
– создание благоприятного социально-психологического климата взаимодействия младших школьников и взрослых в рамках учебно-воспитательного процесса;
– формирование психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей, в повышении их социально-педагогической компетентности;
– консультирование педагогов, родителей по вопросам поддержки ребенка.
Каждое из традиционных направлений работы может иметь содержательный блок, касающийся эмоционального самочувствия в школе.
Самое главное в настоящий момент – это прийти к пониманию всеми участниками процесса обучения и воспитания важности развития эмоциональной компетентности и объединения общих усилий в этом процессе. Без данного компонента невозможно формирование мобильной, гибкой, способной к социальной адаптации и нацеленной на самореализацию личности. Период школьного детства играет определяющую роль в формировании этих умений, а потому должен быть насыщен различными формами работы, развивающими эмоциональный мир ребенка. Приоритет в такой работе и педагога, и психолога должен быть отдан активным формам. Именно проективные, творческие задания, игровые ситуации, занятия с применением элементов социально-психологического тренинга предоставляют их участникам возможности эмоционального раскрепощения, чувство сопричастности общему делу, настроению, дают повод для обмена идеями, мыслями, переживаниями. Нужно также понимать необходимость построения специальной работы с педагогическим коллективом. В напряженном ритме учебной жизни необходимо находить возможность предоставлять варианты групповой деятельности, которые могут сопровождаться эмоциональным выплеском самих педагогов и обучать их технологиям работы по эмоциональному раскрытию и развитию ребенка. Это формирует базовые позиции принятия партнера и участия в его эмоциональном мире. Современный человек для успешного воплощения себя в жизни должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими и, одновременно распознавать, эмоциональные проявления партнера по общению, умение управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности. Без этих навыков невозможен также личностный и профессиональный рост педагогов. А воспитание таких качеств у младших школьников становится необходимым компонентом обучающей и воспитательной функции педагогической деятельности. И учить этому надо не только потому, что «потом это пригодится», а потому что сталкиваться с проблемами, решать непростые ситуации, делать значимые выборы приходится каждому из наших детей здесь, сегодня, сейчас.
Для формирования эмоционального благополучия младших школьников применяю следующие методы работы: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме, инсценирование произведений, просмотр кинофильмов и др. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Эмоциональное благополучие в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога, и родителей.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2012.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
3. Божович Л.И. Психология формирования личности. – М., 2011. – 400 с.
4. Болотина Л.А. Психология и педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.
5. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
6. Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2011. – 528 с.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
8. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Эксмо, 2012. – 223 с.
9. Капрара Дж. Психология личности – СПб: Питер, 2003. – 640 с.
10. Киселева Г.Г., Ковалев В.А. Как изучить состояние здоровья школьника? // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 58–61.
11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 203 с.
12. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников – М: Просвещение, 2009. – 109 с.
13. Мониторинг охраны здоровья школьников / под ред. И.И. Колисник. – Саратов: Научный Центр Развитие образовательных инициатив, 2010. – 400 с.
14. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 688 с.
15. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 479 с.
Источник