Эмоциональная сфера школьника представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Эта система откликов формируется в процессе роста и развития ребенка, «узнавания» им жизни, усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом.
Всякий школьник прошел определенный жизненный путь. У него уже есть какие-то относительно устойчивые черты личности, установки по отношению к людям, сформировалось отношение к требованиям школы, общественности и т. д. И все это становится той почвой, на которую падают воздействия, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик.
Педагогу необходимо знать, как реагирует школьник на определенные воздействия: на ласку, поощрение, плохую отметку, насмешки товарищей, на отношение к нему родителей, на книги, кинофильмы, на общественные поручения и т. д. Лишь тогда педагог получит довольно полное представление о личности ученика.
Учителя нередко сталкиваются с фактами срывов в поведении того или иного ученика. Бывает, что ученика словно подменили, изменяется его поведение: прежде спокойный, он вступает в конфликт с товарищами по классу, становится резким, несдержанным, может надерзить педагогу, начинает по-иному относиться к учению. За всем этим лежат определенные изменения в эмоциональней сфере ребенка.
Многих учителей беспокоит, почему у некоторых школьников наблюдается равнодушие там, где они должны проявлять эмоциональную отзывчивость, определенное эмоциональное отношение. Например, во время демонстрации фильма, когда зрительный зал буквально замирает от волнения из-за нарастающей напряженности событий, некоторые подростки начинают хохотать, выкрикивать иронические замечания.
Видимо, что-то было упущено в эмоциональном развитии детей, если могла возникнуть такая несоответствующая реакция.
Таких фактов, свидетельствующих о недостатках в воспитательной работе, фактов очень различных, касающихся как отдельных ребят, так и целых групп школьников, много.
И перед думающим воспитателем возникает тысяча «почему».
Для того чтобы находить пути воспитательного воздействия на школьников, учителю надо многое знать об их эмоциональной сфере. В 13-15 лет происходят существенные изменения во внешнем облике, физиологическом развитии, внутреннем мире подростка.
Подростковый возраст обычно называют переходным, чаще же — трудным (для родителей и педагогов), а иногда и критическим возрастом. И то, и другое, и третье название подчеркивает черты, присущие этому возрасту.
Перед нами возраст, который характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия. Относительно устойчивое равновесие, сложившееся в предшествующий период развития, оказалось нарушенным от появления в органической жизни подростка такого важного фактора, как половое созревание.
Время полового созревания не является кризисом в жизни растущего человека. Но нельзя отрицать, что в это время на организм ложится дополнительная нагрузка. Поэтому при большом росте жизненных сил у подростка мы наблюдаем одновременно и повышенную его утомляемость. У подростка возникают новые ощущения, для чего открывается новая область представлений, переживаний, неведомая младшему школьнику. Новые ощущения, повышенный интерес к проблемам пола приводит к тому, что на некоторые явления жизни подросток начинает смотреть иными глазами.
О сложности и противоречивости переживаний подростка писала Крупская: «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живого старшего человека, к которому он даже хорошо относится».
С возрастом у ребенка развивается умение лучше регулировать проявления своих чувств и управлять их выражением. У детей появляются скрываемые чувства.
Подростки и юноши начинают не просто скрывать, а уже маскировать свое состояние и переживания несоответствующими им формами поведения. Так, грубость может быть не только проявлением невоспитанности, но и парадоксальной формой переживания нежности. Именно потому, что, например, подросток испытал состояние нежности и ему стало стыдно от этого («я же уже взрослый!»), он может проявить грубость.
Весь характер складывающихся отношений со взрослыми (требования к нему, разрешения и запрещения) воспринимается подростком неадекватно его реальным возможностям, его реальному развитию и зрелости. Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, «забегает вперед» по сравнению со своим действительным развитием.
От подростка взрослые требуют умения думать, большей сознательности в поведении и в школе и дома. В то же время они многое запрещают подростку, предъявляют ему различные требования. Действует контроль взрослых и в отношении проведения досуга подростка, отбора читаемых им книг. В связи с этим подросток может испытывать к окружающим (и особенно по отношению к своим близким) неприязненные чувства: недовольство, раздражение, холодность.
У подростка рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно открыть всего себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга. Переживания, связанные с дружбой, у подростка занимают большее место, чем у младшего школьника. При этом очень отчетливо осознается разнйца между просто товарищем и другом, которому все можно доверить, все простить, с которым можно говорить о самом сокровенном.
В подростковые годы, во время полового созревания, возникает особая потребность в общении со сверстниками. Она проявляется в разнообразных формах. Тут и усилившееся стремление к совместной деятельности, совместному проведению досуга.
Интерес к лицам другого пола проявляется и у девочек и у мальчиков подросткового возраста по-разному. У девочек он иногда выражается в завуалированном виде: им нравятся герои кино, они начинают собирать открытки с изображением известных актеров, становятся кокетливыми, не в меру смешливыми. Девочки чаще начинают говорить о мальчиках. У мальчиков-подростков интерес к девочкам проявляется иногда в довольно грубой форме: дернут за платье, придумают прозвище, но чаще в знаках внимания или стеснительности в присутствии девочек.
Следует помнить, что первое чувство влюбленности, симпатии, которое испытывает подросток, принадлежит к числу возвышающих его переживаний, и от взрослых — родителей, педагогов он вправе ждать сочувственного понимания.Бестактность, грубость взрослых не только оставляют глубокую травму в душе подростка (он чувствует себя осмеянным, пристыженным за светлое, чистое переживание), но иногда ведут и к трагическим последствиям.
Встречаются факты неуместных замечаний отдельных учителей по поводу симпатии подростков друг к другу, которые приводят их в замешательство, наносят душевную травму. Нередко подростки зло, безжалостно смеются над товарищем, проявляющим внимание к девочке. Воспитатель может и должен изменить такое отношение.
Существенной особенностью эмциональной жизни подростка является то, что его эмоции и чувства противоречивы; часто чередуются, сменяют друг друга положительные и отрицательные эмоциональные состояния. В связи с этим меняется и общее душевное состояние и настроение подростка.
Посмотрите, как ведут себя подростки, особенно когда они вместе, и вы увидите, что они оживлены, жестикулируют; их мимику, движения, интонации речи характеризует мажорный тон. И в школе на переменах подростки достаточно (а иногда чрезмерно) подвижны, много смеются, любят пошуметь.
Можно подумать, что это доминирующий эмоциональный настрой подростка. На самом деле это не так. У подростка нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда бОльшая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.
Подросток очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают качества его ума, способности, внешний вид. Он может болезненно переживать замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может вызвать у подростка аффектную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет) или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным.
Подросток может скрывать такие чувства, которые сами по себе не являются плохими, но в среде сверстников вызывают неодобрительное отношение. Так, подросток скрывает, опасаясь насмешек товарищей, свою нежность или грусть при расставании с родителями, если это происходит на глазах у других ребят. Он с болезненным страхом может скрывать проявления симпатии, влюбленности.
Как правило, для подростков характерны положительные социальные побуждения, благожелательность к людям, сочувствие горю, несчастью. Именно такими, часто «подспудными», противоречащими внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время аварии, пожара, когда кто-то тонет и т. д.
Вместе с тем подросток может испытывать «наплыв» асоциальных чувств, которые становятся мотивами отдельных его действий. Когда он очень расстроен, начинает говорить грубости и, если возможно, драться. Эта злоба может захватывать настолько, что хочется вылить ее на других людях. После подросток, как правило, жалеет об этом и раскаивается».
Нет сомнения в том, что перед нами действительно возраст, трудный для педагогов и родителей. В связи с этим возникает проблема «правильного тона» взрослых по отношению к подросткам. Резкий тон нашей речи иногда может привести подростка к аффективной вспышке, взрыву.
Существует взгляд, что чем безболезненнее, спокойнее проходит процесс формирования нравственных чувств подростка, юноши, тем лучше. Но такое мнение обходит сущность процесса формирования нравственных чувств. То, что осваивается человеком бездумно, без «задевания» существенных сторон личности, может при неожиданной ситуации, требующей мобилизации нравственных сил человека, оказаться просто недейственным.
Однако речь идет не о том, что воспитатель должен стремиться создавать в растущем человеке выдуманные конфликты, не о том, чтобы школьник усиленно занимался самоанализом. Речь идет о другом. Всякий человек имеет желание и побуждения самого различного характера. Но он должен не только разбираться в их нравственной ценности (или неценности), но и найти силы подавить их, изжить в себе то, что представляется ему аморальным. А это предполагает внутреннюю борьбу во имя лучшего в себе самом.
Такова картина эмоциональной жизни подростка (мы коснулись лишь некоторых ее сторон). Эта картина становится несколько иной, когда мы встречаемся со старшим школьником, вступившим в период ранней юности .
По материалам П. Якобсона, доктора педагогических наук
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Источник
Лариса Иващенко
Коррекция эмоционально-волевой сферы подростка
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Педагог-психолог Иващенко Л. И.
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки — специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого — педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
На педагога — психолога, как на специалиста сопровождения,возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
Дети с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. Характерными для детей с ОВЗ являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с ОВЗ более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Проблема развития эмоционально – личностной сферы в подростковом возрасте актуальна, так как подростковый возраст — это переходный, сложный, критический период и имеет важнейшее значение в становлении личности человека. Именно в этот период расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростковявляется сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки, проявляющейся в положительном отношении подростка к собственной личности, принятии себя и составляет основу формирования таких позитивных качеств личности, как уверенность в себе, самоуважение, самокритичность.
Цель программы – развитие эмоционально-личностной сферы подростка.
Программа направлена на решение следующих задач:
-формирование у подростка положительного «образа – Я»;
-формирование адекватной самооценки подростка;
-сформировать понимание и опознавание своего эмоционального состояния;
-обучение навыкам самоконтроля; развитие эмпатии, ответственности, толерантности.
Программа рассчитана на 10 занятий, периодичностью 1 раз в неделю. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Продолжительность одного занятия: 1ч. 00 мин.
Критерии эффективности программы: снижение уровня тревожности; сформированность самоконтроля в поведении; сформированность адекватной самооценки.
Цель: Определение особенностей эмоционально-личностной сферы подросткас использованием методик:
— «Диагностика принятия других» В. Фей;
измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация
Цель: Определение результативности проведенной работы и наличие изменений эмоционально-личностной сферы подросткас использованием методик:
— «Диагностика принятия других» В. Фей;
— измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация.
Диагностические методики,используемые в работе: Проективная методика «Дерево с человечками», Д. Лампен в адаптации; «Диагностика принятия других» В. Фей; «Тест Люшера»; Проективная методика «Рисуночный тест Вартегга»; Проективная методика «Рисунок семьи»; Диагностика самооценки; Измерение уровня тревожности Тейлора. Адаптация.
Виды деятельности: рисование, коллажирование, лепка;элементы сказкотерапии: чтение сказок, обсуждение сказок; игры и упражнения с использованием песочницы; релаксация.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ занятия Задачи Игры, упражнения
1. Установление с подростком доверительных отношений. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу. Проведение диагностики для выявления уровня тревожности и самооценки подростка. Приветствие; первичное тестирование; упражнение «Знакомство»; упражнение «Маска»; обратная связь.
2. Снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка. Познакомить подростка с понятием гнев, его проявлениями и последствиями.
Научить контролировать свои вспышки гнева.
Приветствие; упражнение «Нарисуй свое настроение»; беседа «Образ агрессии»; упражнение «Рубка дров»; обратная связь.
3. Снятие эмоционального напряжения у подростка, внутреннего дискомфорта. Активизация работы обоих полушарий мозга. Приветствие; упражнение «Левша»; упражнение «Развитие»; обратная связь
4. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Развития чувства эмпатии. Приветствие; упражнение «Зеркало»; аутотренинг; обратная связь.
5. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Создание «Образа Я» Приветствие; упражнение «Первое впечатление»; коллажирование «Образ Я»; обратная связь.
6. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях. Познакомить подростка со способами взаимодействия со страхами. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от своих страхов. Приветствие; беседа о страхах; упражнение «Взаимодействие со страхом»; упражнение «Рисунок страха»; обратная связь.
7. Знакомство с чувством обиды. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от обиды. Приветствие; беседа об обиде, «Сказка про обиду»; упражнение «Обида»; обратная связь.
8. Отработка навыков коммуникативного поведения. Коррекция эмоциональной сферы подростка на основе навыков адекватного эмоционального реагирования. Приветствие; упражнение «Наши чувства»; упражнение «Учимся говорить НЕТ»; релаксация «Полет к звезде»; обратная связь
9. Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов подростка. Приветствие; упражение «Сокровищница жизненных сил»; упражнение «Реконструкция жизненного пути»; обратная связь.
10. Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов ребенка. Итоговая диагностика по окончанию индивидуальной программы. Приветствие; упражнение «Все грани гармонии»»; упражнение «Мое настроение»; итоговая диагностика; обратная связь.
«Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб. : Питер, 2006. И. Васильева, П. Борозенец.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. М. 2007г Т. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. — 340 с. Т. Зинкевич-Евстегнеева
Установления контакта с подростком. Создание мотивации на дальнейшую работу.
Первичное тестирование эмоционально-личностной сферы подросткас использованием методик: «Диагностика принятия других» В. Фей; тест Люшера; диагностика самооценки., измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация
2. Упражнение «Знакомство».
Цель: познакомиться с подростком, определить чувства на момент начала индивидуальной работы, ожидания и потребности ребенка.
Инструкция: подросток и ведущие, по очереди садятся на стул, и называет свое имя, возраст, что нравиться делать, что хорошо получается и животное, которым хотел бы быть и почему.
Цель: снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка.
Инструкция: подростку предлагается смастерить себе маску для сказочного бала. Потом предлагается разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.
По окончанию истории ведущий обсуждает с подростком упражнение.
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные
эмоции, позитивное настроение.
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнение «Нарисуй свое настроение?»
Цель: снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка.
Инструкция: подростку предлагается изобразить свое сиюминутное состояние на листе, используя восковые мелки или цветные карандаши.
По завершению рисунок обсуждается с ведущим.
Беседа ««Образ агрессии»
Цель: познакомить подростка с понятием гнев, его проявлениями и последствиями. Научить контролировать свои вспышки гнева.
Инструкция: ведущий предлагает подростку разделить лист бумаги формата А4 две части. На одной — с помощью символов выполнить рисунок на тему «Агрессия, направленная на меня от других», на второй – «Моя агрессия». По завершению упражнения оба рисунка обсуждаются с подростком.
Упражнение «Рубка дров»
Цель: помочь подростку почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Инструкция:ведущий уточняет: видел ли подросток, как рубят дрова. Покажите, как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки? Ноги?
Ведущий просит подростка встать так, что бы вокруг осталось немного свободного места. И предлагает порубить дрова. Поставим кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. При этом произносим «Ха». Упражнение повторяется несколько раз.
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Цель: снятие эмоционального напряжения и активизировать работу обоих полушарий.
Инструкция: подростку предлагается изобразить на листе бумаги любой рисунок, но с одним условием. Рисовать можно только левой рукой (Если у подростка ведущая рука левая, то рисовать можно только правой). По окончанию упражнения ведущий уточняет у подроста, что было самое сложное в выполнении упражнения.
Цель: повышение самооценки подростка.
Инструкция: ведущий читает текст,предназначенный для визуализации:
«Сядьте удобнее. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в саду, где растут разные деревья. Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание. Посмотрите внимательно, что это за дерево?.
Какой у него ствол, ветки? В каких условиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело – это ствол, хорошо укоренный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Если на дереве цветы или плоды?
Ваши корни пронизываю землю, из которых поступают питательные вещества… Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил… Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут… Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло… Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя…
Удержите это ощущение…
А сейчас открой глаза и вернись в комнату»
По завершению упражнения подростку предлагается нарисовать свое дерево на бумаге и поделиться своими впечатлениями.
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.
Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки» В каждом детском саду есть тематические уголки. Хочу остановится на уголке настроения. Недавно у нас в 120 саду выборгского района прошёл.
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.
Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.
План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Источник