- Развитие эмоционально-волевой сферы школьников
- Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника
- Эмоционально-волевая сфера младшего школьника: диагностика, психологические особенности и этапы работы с детьми
- Определение
- Ребенок и его переживания
- Развитие волевых качеств
- Эмоциональные нарушения
- Оценка эмоционального состояния
- Диагностика детской тревожности
- Диагностика уровня саморегуляции
- Изучение самооценки
- Профилактика нарушений
- Коррекционная работа
- Индивидуальная работа с детьми
- Основные методы коррекции
Развитие эмоционально-волевой сферы школьников
Ирина Ефремова
Развитие эмоционально-волевой сферы школьников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шимановская средняя общеобразовательная школа
Вяземский район, Смоленская область, Россия
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье раскрывается значимость развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на пути формирования нравственных представлений ребенка в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Ключевые слова: воспитание и развитие младшего школьника в условиях реализации ФГОС, эмоционально-волевая сфера, психогимнастика.
В психологии считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений детей лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых.
В младшем школьном возрасте доминируют потребность в защищенности и безопасности. Ребенок открыт, доверчив, деятелен. Он ждет внимания, ему нужны прикосновения, поглаживания, поцелуи,разговоры: ведь все это символы любви, признания, принятия в мир людей, и что особенно важно – в мир взрослых.
Младший школьник живет в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребенок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны, и он чувствует отчуждение окружающих, в ребенке растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд – немотивированную.
Инструмент «воздействия» на эмоционально-волевую сферу младшего школьника, на мой взгляд, лежит в использовании психотехнических методик. Наиболее целесообразно их применять во внеурочной деятельности. Возможность проведения систематических занятий значительна возросла в связи с переходом на ФГОС второго поколения, в условиях реализации которого предусматриваются дополнительные резервы внеучебного времени на развитие и воспитание младших школьников, реализуемых в образовательных учреждениях.
Для обогащения эмоциональной экспрессии ребенка, обучения элементам выражения чувств и эмоций, а также управления эмоциональными состояниями рекомендованы курсы по психогимнастике. В отечественной психологии разработано достаточно большое количество таких коррекционно-развивающих программ. В своей практике я активно использую авторские разработки И. М. Чистяковой,А. Л. Сиротюк, Е. А. Алябьевой, М. А. Павловой и других.
Опыт моей работы по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника показывает положительную тенденцию качественных преобразований от дифференцирования эмоциональных переживаний к выработке устойчивых нравственных представлений и отношений к окружающему миру.
Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003.- 88 с.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.
Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.
Источник
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Эмоционально волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. ЭВС является важным условием учебной деятельности.
Эмоции – процессы, отражающие оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Информация об эмоциональном состоянии ребенка выражена эмоциональным фоном. Фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный – подавленность, плохое настроение, растерянность.
В эмоциональную сферу кроме эмоций входят переживания и чувства. Чувства: высшие и обыденные.
Основное в воспитании чувств ребенка – научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свои гнев, бурное раздражение, бурное веселье. Это достигается только тренировкой.
Чувства развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.
Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками (Немов РС). Проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. У младших школьников в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения.
Развитие волевых качеств ребенка происходит, если:
1) цели, которые он должен достигнуть, понятны и осознаны;
2) видит начало и конец своей деятельности;
3) деятельность является соразмерной его возможностям- это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале;
4) ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;
5) внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.
С точки зрения волевой регуляции поведения важно, чтобы задачи были оптимально сложны. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьников, отказ от усилий. Слишком легкие не способствуют развитию воли, т.к. учащиеся привыкнут работать без особых усилий.
При обучении учитель должен организовать такую деятельность, чтобы уч-ся видели свое продвижение к цели и осознавали его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при д.з. Указания учителя стимулируют учебные действия стимулируют волевые действия учащихся.
Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием мл школьника.
В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и доп. литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно – мотивационной сферы – важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера.
Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам).
Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы.
Настойчивостькак важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора.
Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма.
Таким образом, учебная деятельность обладает большими ресурсами для развития эмоционально-волевой сферы.
Источник
Эмоционально-волевая сфера младшего школьника: диагностика, психологические особенности и этапы работы с детьми
В 6-7 лет ребенок поступает в школу, что влечет за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Вчерашний малыш входит в мир строго нормированных отношений, где от него требуется умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться дисциплине, выполнять требования педагога. Все это приводит к повышению психической напряженности. Иногда у детей появляются различные отклонения (страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность). Поэтому так важно наблюдать за эмоционально-волевой сферой младшего школьника.
Определение
Под эмоциями понимаются процессы, отражающие субъективную оценку различных ситуаций в жизни человека в форме переживания (радость, удивление, страх, гнев и др.). С чувствами тесно связана воля. Это свойство человека проявляется в умении осознанно управлять своим поведением и психическими проявлениями. Практически оно выражается в способности совершать определенные действия, несмотря на внутреннее сопротивление, или сдерживать эмоциональные порывы.
Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.
Ребенок и его переживания
С I по IV класс дети меняются очень сильно, однако можно выделить некоторые общие тенденции. Характеристику эмоционально-волевой сферы младшего школьника мы начнем с описания чувств ребенка. В этом возрасте дети:
- Бурно реагируют на явления окружающей жизни, что выражается через движения и резкую смену настроений.
- Учатся сдержанности. Там, где дошкольник полезет в драку, школьник прибегнет к словесным формам (ругань, насмешка, грубость).
- Становятся более выразительными в демонстрации своих чувств (интонации, мимика).
- Начинают осознавать эмоции другого человека, сопереживать ему.
- Легко откликаются на все интересное, красочное, яркое.
- Под влиянием взрослых и школьного коллектива начинают испытывать моральные чувства (ответственность за дело, жалость к обиженному, преданность товарищам, негодование по отношению к драчуну) и учатся действовать в соответствии с ними.
Развитие волевых качеств
В классе учитель требует от детей произвольности действий. Ребенку приходится выполнять домашние задания, слушать объяснения педагога, даже если это не соответствует его желаниям. Особенностью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников становится постепенное формирование следующих волевых качеств:
- Выдержка. Первоначально дети весьма импульсивны, особенно ярко это выражено у мальчиков. Однако они учатся подчиняться указаниям взрослых. К III классу многие дети самостоятельно делают уроки и выполняют домашние обязанности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
- Уверенность. Успешность в учебе очень важна для становления адекватной самооценки ребенка. Повторяющиеся неудачи, слабые знания, новая обстановка приводят к повышенной тревожности и робости.
- Настойчивость. Дети учатся преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе, труде. Это качество обычно формируется к III классу.
- Самостоятельность. Учащиеся I и II классов действуют по указанию взрослого либо подражают своему окружению. Принимать самостоятельные решения они учатся в III-IV классах, когда формируются нравственные мотивы поведения (коллективизм, долг, честность, патриотизм и т. д.).
Эмоциональные нарушения
Не всем детям удается успешно адаптироваться к ужесточившимся условиям. Формирование эмоционально-волевой сферы младшего школьника порой протекает с нарушениями, что приводит к ситуации неуспеха. Психологи выделяют три основные проблемы «трудных» детей:
- Агрессивность. Все ребятишки дерутся и ссорятся, но у некоторых склонность к насилию и жестокости проявлена очень ярко. Они постоянно провоцируют конфликты в коллективе, злятся на окружающих.
- Эмоциональная расторможенность. У таких детей ослаблен самоконтроль, поэтому они слишком бурно реагируют на любую ситуацию, возбуждаются по малейшему поводу.
- Застенчивость, обидчивость, тревожность. Такие ребятишки, наоборот, держат эмоции внутри себя, боятся привлечь внимание взрослых и сверстников, подавлены.
Оценка эмоционального состояния
Вовремя выявить возникшие проблемы поможет психологическое тестирование. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника проводится с использование различных методик. Оценить общее состояние ребенка призваны следующие способы:
- Восьмицветовой тест, разработанный Люшером. Дети выбирают сначала наиболее приятные цвета из предложенных, а затем — самые отталкивающее. На основе полученного ряда делаются выводы об эмоциональном состоянии.
- Методика «Кактус». Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать это растение. Его размер, расположение на листе бумаги, прорисовка линий и иголок, цветовая гамма рассказывают о психологических гранях личности. Тест выявляет повышенную агрессивность и напряженность.
Диагностика детской тревожности
Выявить страхи ребенка, а также характер его взаимоотношений со взрослыми и детьми помогут специальные методики. Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников проводится с учетом возрастных особенностей. Широко применяются:
- Тест М. Дорки, В. Амена и Р. Тэммпла «Выбери лицо». Ребенку показываются картинки, на которых изображены типичные жизненные ситуации. В зависимости от пола обследуемого, главным действующим героем может быть девочка или мальчик, лица которых не прорисованы. Школьник высказывает свое предположение о том, грустит ли или радуется персонаж.
- Тест тревожности, разработанный Филлипсом для учащихся младших и средних классов. Он состоит из 58 вопросов, на которые нужно дать однозначные ответ: «да» или «нет». В итоге можно сделать вывод об общем эмоциональном состоянии ребенка и заметить тревожные симптомы.
Диагностика уровня саморегуляции
Успешное обучение невозможно, если ребенок не воспринимает задание учителя, часто отвлекается во время работы. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника включает в себя следующие тесты:
- Методику Ш. Чхартишвили, исследующую мобилизацию воли у ребятишек. При ее проведении используется альбом, на левой странице которого нарисованы кружки, а на правой — цветные иллюстрации. Школьник должен поочередно смотреть сначала на нижние, а потом на верхние кружки. Переводить взгляд на картинки запрещено. По количеству допущенных ошибок делается вывод о развитии волевой сферы.
- «Палочки-черточки» (Е. Ульенкова). На листочке в линейку ребенок должен воспроизвести узор (|—||—|||—|), не вылезая на поля, пропуская одну строчку при письме и не ошибаясь во время переноса знаков. Тест показывает степень развития саморегуляции у школьников.
Изучение самооценки
На развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников большое влияние оказывают детские представления о своей важности. Наиболее адекватными методиками для исследования самооценки в этой возрастной группе являются:
- «Лесенка» (автор В. Щур). На листочке рисуют 10 ступенек. Ребенку объясняют, что на вершине лестницы находятся самые лучшие дети, а внизу — самые плохие. Он должен найти свое место, а также предположить, куда его поставят окружающие люди. Тестирование проводится по нескольким параметрам (ум, доброта, здоровье, трудолюбие и т. д.)
- Шкалы самооценки Дембо — Рубинштейна, отредактированные А. Прихожан. На бланке чертятся 7 линий. Нужно пометить кружком уровень собственного развития (высокий, низкий, средний). Детям предлагаются оценить такие проявления своей личности, как характер, внешность, здоровье, умелые руки, авторитет в коллективе, ум, уверенность в себе. Затем крестиком помечается желаемый уровень, при достижении которого ребенок смог бы гордиться собой.
Профилактика нарушений
Без помощи взрослых ребятишки не способны решить свои психологические проблемы. Для работы со всем классом используется комплексная программа развития эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Обычно она содержит следующие блоки:
- Подготовительный. На этом этапе происходит знакомство детей и психолога, снимается эмоциональное напряжение. Для этого используются игры на взаимодействие (комплименты друг другу, поиск товарища с закрытыми глазами, объединение в группы по разным признакам). Дети рисуют свое настроение. Проводятся образные релаксации (например, воображаемое путешествие на облаке или купание в светящемся водопаде), психогимнастика.
- Основной. Школьников учат распознавать чувства на картинках, по интонации и голосу собеседника, по характеру музыки. Дети показывают пантомимы, рисуют и надевают на себя маски, передающие различные эмоции. Проводятся беседы о причинах возникновения чувств, их значении. Устраиваются ролевые игры, в ходе которых отрабатываются благоприятные способы поведения.
- Заключительный. Дети делятся на группы и каждая представляет свою эмоцию через рисунки, стихи, музыку, сценки и танцы.
Коррекционная работа
С детьми, имеющими психологические проблемы, специалист работает отдельно. Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников может проводиться в небольших группах по 5-8 человек. Оптимальное количество занятий — 2 раза в неделю.
Выделяют следующие этапы работы:
- Установочный, во время которого проводится диагностика, формируется группа из детей со схожими проблемами и создается положительный настрой на совместную деятельность.
- Подготовительный. На этой стадии снимается эмоциональное напряжение, формируется теплый климат в группе. Используются элементы музыкотерапии, танцевальной терапии, психогимнастика, драматизация, рисование, упражнения на расслабление.
- Коррекционный. Детей учат адекватно реагировать на ситуацию через ее проигрывание, взятие на себя разных ролей. В то же время ведется работа со страхами.
- Закрепляющий. Психолог работает над переносом позитивного поведения в реальную жизнь детей через выполнение ими «домашних заданий», формирует адекватную самооценку. Проводится повторная диагностика.
Индивидуальная работа с детьми
Иногда при обследовании эмоционально-волевой сферы младших школьников психолог выявляет глубокие нарушения. Они могут быть обусловлены высокой раздражительностью и тревожностью личности, психологической травмой или особенностями семейного воспитания. В таком случае применяется индивидуальная терапия, зачастую с привлечением родителей.
На занятиях педагог старается создать расслабляющую обстановку, выявить внутренние конфликты ребенка через рисование, свободный танец, спонтанную игру с куклами, разыгрывание ролей. Постепенно убираются психологические барьеры, психолог помогает школьнику выработать новый образ своего «Я». Произвольное поведение закрепляется через ролевые игры, кукольный театр.
Основные методы коррекции
В работе психологов хорошо зарекомендовали себя следующие способы воздействия на эмоционально-волевую сферу младшего школьника:
- Игротерапия. Участвуя в ролевых играх, ребятишки проживают травмирующие их ситуации, учатся справляться со сложными чувствами.
- Арт-терапия. Через рисование или лепку дети дают выход своим переживаниям, корректируют отношение к травмирующим образам.
- Систематическая десенсибилизация. Психолог составляет иерархию детских страхов. Через игру ребенка учат расслаблению. В состоянии релаксации ему предлагается перевоплотиться в любимого героя и столкнуться со своими страхами, начиная со слабых. Постепенно обыгрываются более пугающие ситуации.
- Поведенческий тренинг. Детей обучают новому эффективному поведению, которое сначала отрабатывается в игре. Впоследствии воображаемые ситуации максимально приближаются к реальным.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников активно развивается и требует особого внимания со стороны взрослых. Дети должны понимать переживания других людей и выражать свои эмоции приемлемым образом.
Источник