Формирование эмоционально положительной самооценки

Разработка занятия «Я — нужен» по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»

Светлана Клыгина
Разработка занятия «Я — нужен» по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»

Тема : «Я – нужен»

Цели: повышение самооценки обучающихся; осознание собственной значимости и необходимости в жизни других людей.

Методическое оснащение: карточки с надписью профессий, необходимых в школе; история «Повесть о настоящем … цвете» Аркадьева Г. ; бланки для окончания повести (по количеству учеников, игровой персонаж Чучундрик (мягкая игрушка).

Ход занятия.

1. Разминка. Учащимся предлагается вспомнить, какие учебные вещи необходимы школьнику (тетрадь, ручка, карандаш и т. д.)

-Учебные вещи, конечно, важны. Но школа не могла бы существовать без многих людей, которые необходимы ученику.

2. Работа в группах. Учитель детей объединяет в группы. Каждая группа получает карточку с названием профессии (учитель, повар, директор, уборщица, охранник, т. д.) Представители каждой группы пантомимой показывают- оживляют свои слова, а остальные – угадывают, без кого не возможен учебный процесс.

3. Упражнение «Я – нужен».

Учащимся предлагается закончить предложения:

— Дома я нужен…

-В классе мне нужен…

-В классе я нужен…

4. История Чучундрика.

Сегодня Чучундрик принес новую историю про своего друга. Текст зачитывает обучающийся.

«Повесть о настоящем … цвете»

-Что чувствовал и что думал о себе Бледно-голубой?

-Тебе самому знакомы эти чувства? С какими ситуациями из твоей жизни они могли быть связаны?

— Что в этот критический момент можно сделать для спасения страны Акварелии от мрака?

-На заготовках Чучундрика придумайте и допишите свой вариант истории. Если бы вы были Бледно-голубым тюбиком, что бы вы сделали?

-Кто хочет прочитать свой вариант окончания повести? (несколько вариантов зачитываются)

А история друга Чучундрика закончилась так:

И тогда малыш принял очень смелое решение – он сорвал свою крышку и выплеснул свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, сто силы покидают его, но все равно он продолжал окрашивать кисти в свой бледно-голубой цвет, пока не потерял сознание.

Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он, что победил на турнире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Художника от мрака… Знал он лишь одно,что в следующий раз он гордо скажет: «Я – нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»

-Что самое важное узнал для себя Бледно-голубой из этой истории?

-Знаешь ли это ты? Чему хотел научить нас Чучундрик?

6.Итог: Каждый человек кому-то нужен. Каждый человек – ценность! Мы нужны друг другу!

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Найди, кто где работает» Дошкольный возраст — это период формирования нравственно – патриотических и гражданских качеств. И поэтому очень важно привить детям дошкольного.

Дидактическое пособие «Портфель профессий» Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий — одна из основных задач образовательных учреждений. В увлекательной, игровой форме.

Источник

Консультация для родителей «Формирование положительной самооценки у детей»

Елена Дударева
Консультация для родителей «Формирование положительной самооценки у детей»

Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего от образа «Я», который складывается под воздействием этого воспитания.

Отношение ребёнка к себе, его самооценка – очень важный показатель эмоционального самочувствия. Если малыш слышит о себе только плохое, если его чаще ругают, чем хвалят, едва ли он будет чувствовать нужным и любимым. Тогда у ребёнка не будет мотива стараться стать лучше. Такие дети часто становятся замкнутыми или даже агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в дальнейшем и к школьному обучению. Поэтому дошкольное детство, психологические условия, в которых растёт ребёнок, — очень важный этап формирования личности. Похвала родителей необходима ребёнку. Естественно, что не стоит хвалить его по самому незначительному поводу. Если он хорошо себя вёл или впервые успешно что-то сделал – похвалите его обязательно. При этом старайтесь оценивать не способности ребёнка в целом, а те усилия, которые он приложил к выполнению вашего задания. Положительное представление ребёнка о своих возможностях – вот, что обеспечивает мотивацию детей в большей степени, чем истинный уровень этих возможностей. Ребёнок может быть от природы очень способным, но если он не верит в свои силы, боится себя проявить — свои способности реализовать он не может. Однако, если уровень «я могу» ребёнка достаточно высок, он будет с удовольствием выполнять всё то, что вы ему предлагает, и в конце концов добьётся успеха. Поэтому в любой деятельности, особенно новой, побольше его подбадривайте и помогайте поверить в свои силы. Другой психологический момент – отношение к ошибкам. Постоянные указания на ошибки сильно сказываются не только на чувствительных и ранимых детях, но даже и на внешне спокойных. Страх быть неуспешных, не оправдать ожиданий взрослых существенно снижает уровень «я могу» ребёнка. Поэтому очень важно снизить у детей страх перед ошибками, научить воспринимать их как обычное, нормальное явление. Неуверенные в себе дети могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть их у других. Очень важно изменить эту установку, показывать на примерах, что каждый человек делает ошибки и нет таких людей, которые не ошибаются. Почаще рассказывайте ребёнку об ошибках, в том числе и о своих, а также о том, чему на них стоит учиться.Спросите его : «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку или неверный поступок?». Если ребёнок затрудняется, подскажите ему. Под воздействием таких бесед он сам овладеет способами исправления своих ошибок.

Читайте также:  Стресс тест интегрированной видеокарты

Не позволяйте вашим детям впадать в уныние от количества допущенных ошибок или неверных поступков. Поддерживайте их, почаще демонстрируйте им свой оптимизм. При таком воспитании ваш ребёнок будет стремиться достигнуть успеха, а не избегать неудачи. С этой же целью избегайте постоянного подчёркивания промахов ребёнка. Также не следует обращать на них внимания его сверстников или посторонних взрослых. Если вы не уверенны в том, что ребёнку окажется под силу ваше задание, разбейте его на более мелкие – такие, с которыми он может справиться. Хвалите ребёнка даже за саму попытку выполнить ваше задание.

К сожалению, в реальной жизни мы более склонны замечать в поведении наших детей плохое, потому что не можем оставить без внимания плохой поступок, да и не должны этого делать. Но похвалить за хорошее, за старание, стремление доставить другим гораздо важнее, чем поругать за шалость или непослушание. Внушите ребёнку, что он самый хороший и любимый, а потом постепенно рассказывайте ему, что значит быть хорошим. Верьте в своих детей, помогайте им, опирайтесь на их сильные стороны.

«Правила повышения самооценки у ребёнка»:

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребёнка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребёнок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими. Достижения вызовут у вас такую же гордость, и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребёнка. Допустим, ваш ребёнок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку,можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценкивысказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя, головы на плечах нет?».

Правило 4. Давайте ребёнку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребёнок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространённому мнению, неполные семьи также могут давать ребёнку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребёнком прочные и любящие.

«Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения». Консультация для родителей Чтобы знакомить детей с правилами дорожного движения, необходимо начинать с раннего возраста, ведь те знания, которые ребенок получит в.

Доклад «Формирование первичных личностных представлений ребенка посредством развития положительной самооценки» Формирование первичных личностных представлений ребенка начинается в раннем возрасте, у младенца начинает постепенно формироваться образ.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Каждая семья стремится вырастить детей крепкими и здоровыми. Обеспечивая уход за маленькими детьми, родители постепенно начинают воспитывать.

Формирование положительной мотивации у детей «ПОХВАЛА КАК СТИМУЛ» Если вам хочется похвалить кого-то — сделайте это немедленно, а если поругать — отложите до завтра: возможно, вы.

«Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего возраста с ОНР». Консультация для родителей Речевое дыхание в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование у детей привычек здорового образа жизни» Формирование у детей привычек здорового образа жизни Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка;.

Читайте также:  Есть ли причины у депрессии

Разработка занятия «Я — нужен» по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся» Тема : «Я – нужен» Цели: повышение самооценки обучающихся; осознание собственной значимости и необходимости в жизни других людей. Методическое.

Стили семейного воспитания и их влияние на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Главным критерием эмоционально-социального развития ребенка является отношение родителей к нему. Это устойчивый и безусловный факт. Дети.

Источник

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой»
рабочая программа

Скачать:

Вложение Размер
programma_ya_uchus_vladet_soboy.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области

215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23

Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92, http://school2.vzm.su ,

по формированию эмоциональной стабильности

и положительной самооценки

у детей младшего школьного возраста

«Я УЧУСЬ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых не удовлетворяется, то он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

В литературе выделяют 4 группы основных трудностей адаптационного периода:

1) режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);

2) коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в классном коллективе);

3) проблемы взаимоотношений с учителями;

4) проблемы, связанные с изменениями в семейной обстановке (Г.В. Бурменская и др., 1990).

Хотя бы с одной из выделенных проблем сталкивается каждый первоклассник. Вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к школе, выбирает ребенок. К сожалению, для некоторых обучающихся эти проблемы остаются неразрешимыми.

Отличительные особенности программы

На основе программы, разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Слободяник и программы коррекционно-развивающих занятий Е.Д. Шваб, мной создана оригинальная разработка, соответствующая требованиям школы, специфике условий и предварительно поставленным целям и задачам.

Данная программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к учебно-познавательным ситуациям, помогать участникам в осознании своей индивидуальности, выработке своего коммуникативного стиля, основных способов общения с другими людьми.

Условно занятия можно поделить на 3 блока:

1. Знакомьтесь, это я!

3. Не похожий на меня не значит плохой.

Главный акцент занятий делается на работу с проблемными детьми на начальных этапах обучения, имея в виду их тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость самооценки, амбициозность.

Программа предназначена для проведений занятий с первоклассниками в период адаптации к школе по итогпам диагностики адаптации и личных наблюдений педагога-психолога и классного руководителя.

Объём программы: 16 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 35 минут.

Основная цель программы: оказание помощи детям в адаптации к школе путем формирования эмоциональной стабильности и коррекции в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер.

— овладение начальными навыками адаптации к школе;

— принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

— освоение начальными формами рефлексии

— формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;

— формирование готовности конструктивно решать конфликты.

Психолого-педагогические средства, используемые на занятиях: беседы, обсуждение литературных произведений; релаксации; ролевые игры, игры-драматизации; психогимнастика; самовыражение в рисунках; самовнушение.

Этап I. Установление контакта.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Этап II. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Этап III. Рефлексии занятия.

  1. Групповая оценка занятия.
  2. Ритуал прощания.

Перед началом занятий с первоклассниками проводится диагностика, включающая в себя следующие методики: методика «Незаконченные предложения», изучение школьной мотивации по рисунку (Лусканова), измерение тревожности (тест Люшера), измерение самооценки по методике «Лесенка» (Щур). По результатам диагностики выделяется группа детей, с выраженной дезадаптацией. С этими детьми проводится в последующем цикл занятий по данной программе.

Тематическое планирование занятий.

Тематика и основные задачи занятия

Создание в группе доверительной обстановки, установление контакта. Ознакомление с понятием «настроение».

Игра «Эхо». Методика «Автопортрет». Игра «Жмурки». Обсуждение текста «Фиалочка грустит». Знакомство с правилом о настроении. Игра «Танец с овечкой».

Тема: Разговор без слов

Развитие умения управлять своим настроением. Создание условий для открытия средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Развивать способность к рефлексии.

Упражнение-энергетик «Именной поезд». Обсуждение продолжения текста «Фиалочка грустит». Упражнение «Мысли и настроение». Работа с музыкальными отрывками. Психотехническое упражнение «Моделирование выражения эмоций». Этюд «Солнечный зайчик».

Тема: Я справился!

Формирование умений управлять своим настроением. Формирование умения искать выход из трудных ситуаций.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Беседа – обмен переживаниями. Обсуждение текста «Вот если бы все было не так». Упражнение «Сломалась игрушка», «Я справился!» Художественное творчество «Радуга настроений». Игра «Паровозик с именем».

Выработка умения самостоятельно помогать себе. Развитие уверенности в себе.

Упражнение «Доброе утро». Обсуждение текста «Соревнование». Упражнение «Мостик». Художественное творчество «Радость». Игра «Путаница».

Тема: Про слова «надо» и «нет»

Выделить содержание норм взаимодействия между людьми.

Дать понятие о трудном слове «нет» и научиться говорить «нет».

Игра-драматизация «Моя жизнь без слова «надо». Игра «Нет». Тематическое рисование «Жизнь строится по правилам». Игра «Хвост дракона».

Формирование представления об индивидуальность, неповторимости каждого. Диагностика самооценки.

Упражнение «Восковая палочка». Художественное творчество «Что люблю и что не люблю». Обсуждение текста «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый». Игра «Я люблю…».

Тема: Моя доброта

Осознание понятия «доброта». Создание условий для проявления доброты.

Упражнение «Подари камешек». Релаксация «Волшебная чашка». Обсуждение ощущений во время релаксации. Рефлексия понятия «Моя доброта». Художественное творчество «Чашка доброты». Упражнение «Доброе тепло»

Тема: Я и другие

Усиление ориентации ребенка на другого человека как партнера по общению; анализ образа «Я» другого человека.

Выделение образа «Я» другого человека.

Упражнение «Что во мне изменилось?» Ролевая гимнастика с использованием возможности голоса. Игра «Лисонька, где ты?»

Тема: Чужие секреты

Рефлексия содержания образа «Я» другого человека; создание условий для формирования бережного отношения к своей и чужой индивидуальности.

Игра «Иголка и нитка». Упражнение «Возьми и передай». Художественное творчество «С чем не хочу делиться».

Игра «Наш секрет».

Тема: Я – хороший. Ты – хороший

Создание условий для формирования адекватных переживаний а ситуации удачи и неудачи. Формирование готовности принимать себя и другого человека как нравственную и психологическую ценность.

Упражнение «Комплименты». Упражнение «Тень». Обсуждение истории о двух мальчиках. Художественное творчество «Что я делаю лучше других». Игра «В магазине зеркал».

Развитие коммуникативных навыков. Развитие положительной самооценки.

Игра «Найди друга». Упражнение «Мостик дружбы». Художественное творчество «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так…»

Формирование представления о саморегуляции в критической ситуации. Тренировка умения останавливаться. Развитие коммуникативных навыков.

Эмоциональная разминка. Обсуждение текста «Кто хозяин в песочнице?». Разыгрывание критических ситуаций. Упражнение «Улыбка».

Тема: Шутка шутке – рознь

Освоение средств и способов воздействия на другого человека. Создание условий для отреагирования прошлых обид.

Обмен переживаниями. Групповая беседа. Рисование-отреагирование обиды. Упражнение «Шутки черные и разноцветные». Художественное творчество «Плохие шутки». Ира «Ученик дня».

Снятие напряженности. Создание условий для отреагирования страхов.

Игра «Обрыв». Упражнение «Рисуем свой страх». Обсуждение текста «Ночные страхи». Упражнение «Чего я уже не боюсь». Игра «Найди способ выйти из круга».

Саморегуляция «Мы сильнее, чем наши страхи».

Тема: Снятие агрессии и страхов

Снятие страха перед школой, снятие агрессии, ускорение адаптации к школе.

Игра «Кто за кем». Игра «Школа для животных». Упражнение «клякса». Игра «Магазин игрушек»

Тема: Мы изменились

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

Упражнение «Подарим Фиалочке улыбку». Упражнение «Портфель». Обсуждение прошедших занятий. Художественное творчество «Я до и после занятий». Награждение. Игра «Танец с овечкой».

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1964.

Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. — М., 1993.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991

Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. — М., 2006.

Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007.

Ж-л «Школьный психолог» № 1, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин.

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.

Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Выпускная квалификационная работа, выполненная для аттестации.

Формирование навыков по удержанию статического равновесия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В данной статье представлена проблема необходимости подбора эффективного комплекса средств корректирующей и оздоровительно – развивающей направленности для детей с умственной отсталостью младшег.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.

презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму

За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития.

Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква «О»»

Чтение — это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении ч.

Источник

Читайте также:  Что улучшает мое настроение
Оцените статью