Формирование эмоционально оценочной лексики у детей

Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Екатерина Зулькорнеева
Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В настоящее время актуальна проблема развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Во многих исследованиях таких психологов, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства. Термин Эмоционально-оценочной лексики встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (Г. Н. Бавыкина, В. В. Гербова, Н. П. Иванова, В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина).

Целью статьи является выявление условий формирования эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

Объектом исследования является эмоционально-оценочная лексика детей дошкольного возраста.

Предметом данного исследования является процесс развития эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста в результате ознакомления с художественной литературой.

В соответствии с проблемой, объектом,предметом и целью были определены следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме развития эмоциональной лексики;

2) подобрать методики для выявления развития эмоциональной лексики у детей среднего дошкольного возраста;

Выстраивая работу мы опирались на ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. А также базировались на авторов методики словарной работы Е. И. Тихееву, М. М. Конину, В. И. Логинову, А. М. Бородич и др.

Статья состоит из введения, основной части и заключения, списка использованной литературы и приложения.

Средствами овладения эмоционально-оценочной лексикой в дошкольном возрасте является: художественная литература, этические беседы,лексические упражнения,изобразительная деятельность,слушание музыкальных произведений, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности художественной литературы, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на произведение, развиваемая у детей в процессе литературной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики дошкольников. Работа по овладению эмоциональной лексики у детей проводилась нами в средней группе.

В ходе работы, было установлено, что художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоционального и духовного сторон личности ребенка. В художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. Главными задачами по формированию эмоционально-оценочной лексики здесь является:

1. обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя;

2. учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его, употребляя эмоциональную лексику.

Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей осуществлялся подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.

При подборе книг учитывалось моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов являлось рассматривание иллюстраций. Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. В книжном уголке проводились тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н. Носова, А. Драгунского и герои весёлых русских народных сказок.

Читайте также:  Очень резкая смена настроения это

Немаловажным моментом в данной работе являлось привлечение родителей к решению проблемы развития словаря их детей, в частности, эмоционально-оценочной лексики.

Родители познакомились с содержанием работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса детей.

В заключение, хочется отметить, что работая над данной проблемой, мы хотим повысить воспитательную ценность эмоционально-оценочной лексики при условии расширения этой лексики и употребления ее для характеристики человека, качеств его личности, социальных отношений.

Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.

Также важным средством развития у детей эмоционально-оценочной лексики является языковая среда.

Разнообразные игры, упражнения, прогулки, наблюдения и т. д. все это становится содержанием речи дошкольников.

Воспитатель, проявляя чуткое и доброжелательное отношение, с использованием эмоционально-оценочного словаря дает возможность возникновению потребности выразить в речи свои переживания, дать самостоятельную оценку тому или иному явлению, поступку.

Список, использованной литературы:

1. Бородич A.M.. Методика словарной работы в детском саду. — М. : Просвещение, 1968

2. Выготский JT.C. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956

3. А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997

4. Логинова В. И. К вопросу о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования словаря на занятиях. //24 Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей в старшем дошкольном возрасте (словарная работа) // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 16, с. 145-176.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : Просвещение, 1967, — 216 с.

«Развитие эмоциональной сферы ребенка при вхождении в процесс социализации» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознания. Процесс.

Эмоции ребенка Ребенок дошкольного возраста легко возбудим,может проявлять эмоции различного характера непроизвольно. Эмоции окрашивают все психические.

Источник

Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

ДИНА ТЕЛКОВА
Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

Статья :Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.В оценках достаточно полно отражаются и вместе с ними развиваются многие важные качества личности: нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, морально-волевые, эстетические. В процессе оценивания формируются такие логические операции, как анализ, сравнение, обобщение, дети овладевают умениями связной речи.

Процедура оценивания связана с умением переводить когнитивное в словесный план, т. е. создавать оценочное высказывание. Как показывают исследования Н. Тихонова, Г. Любиной дети данным умением не владеют, это объясняется тем, что естественная речевая среда не обеспечивает ребёнка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания,поэтому оценки детей шести-семи лет очень категоричны и двухмерны: хорошо / плохо, нормально / ненормально, люблю / не люблю и т. п. Оценочные высказывания в речи детей отсутствуют.

Несмотря на то, что дети не владеют умением создавать оценочное высказывание, от них это умение востребуется уже в дошкольном возрасте, о чём свидетельствуют программы ДОУ, где в качестве частных умений, которыми необходимо овладеть ребёнку,называются следующие:

Читайте также:  Как понять что у человека эмоциональное расстройство

— оценивать свои поступки и поступки других детей;

— правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей;

— правильно понимать слова, выражающие моральную оценку, передавать своё отношение к поступкам героев художественных произведений.

Итак, значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.).

Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причём сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость, поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.

Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литературных произведений, направленные на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе – хорошо знакомо детям.

Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т. д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными.)

Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С.Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, настоящий герой,

В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками.Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».

Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.

Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространённой ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей приём – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например,можно использовать следующие пословицы:

«Что посеешь, то и пожнёшь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи – век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется»«Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Читайте также:  Чувствую запах духов человека который нравится

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приёмы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.

* Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка).

* Зимою она то, как пух, то тверда, летом её называют… (вода).

* Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

* Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные… (коньки).

Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учётом контекста.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

Целесообразно использовать такие методы и приёмы,как: 1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев;

2. специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоциональногоопыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «Облака», «Назови, Не ошибись», «Маски» и др.

3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача – обогащение эмоционально-оценочной лексики);

4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов;

5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях; 6. слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.

Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации.

Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста». При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.

Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного.

Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.

Источник

Оцените статью