Методы развития эмоционально-образного мышления на уроках фортепиано
статья по музыке по теме
Успех пианистической работы зависит от «психологической» настройки ребенка, что является необходимым для достижения результата. При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в «постановке» головы. Ребенок должен понять, чем он занимается, его нужно правильно настроить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boiko.docx | 23.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУДОД Хоровая школа «Юность России»
«Методы развития эмоционально-образного мышления на уроках фортепиано»
Многолетнее «всматриваение» в процесс пианистической работы привело меня к мнению, что успех этой работы зависит от «психологической» настройки ребенка, что является необходимым для достижения результата. При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в «постановке» головы. Ребенок должен понять, чем он занимается, его нужно правильно настроить.
Иосиф Гофман говорил: «Если мозг занят чем-нибудь другим, … занятия являются совершенно напрасной тратой времени». Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно осознаваемая цель — первое условие успеха в какой бы то ни было работе. Сегодняшние преподаватели, в отличие от прежних поколений педагогов, сталкиваются с непростыми психологическими проблемами своих учеников. Необходимо создать комфортные условия для усвоения учебного материала. Каждый педагог ищет свои пути решения проблем – освобождение от внутренних психологических зажимов, развития эмоционально-образного мышления, что благотворно сказывается на росте технических навыков и в работе над художественным образом.
«Живая задача», то есть устремление сознания в основном не на совершаемое движение, а на то, ради чего оно совершается – вот в чем кроется успех в развитии технических задач. «Слушай ту музыку, которую собираешься играть» — как этого добиться?
Начальное обучение детей музыке направлено на развитие музыкальных данных ребенка. Именно в это время предопределяется успешность дальнейшего обучения, которое в большей степени зависит от наличия у ребенка желания и интереса к занятиям. Если мы проанализируем путь развития музыкальных данных у ребенка, то убедимся, что в основе лежит интерес, проявляемый к звукам. Но интерес возникает не к любому произвольному сочетанию звуков. Это сочетание должно вызывать у ребенка либо эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу – это значит обеспечить успешное проведение урока. Разговаривать и рассуждать с учеником на равных, но не забывать, что ребенку свойственно конкретное мнение. Совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успеха. Потянув за эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, мы создаем условия для ярких музыкальных впечатлений.
Занятие с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребенка в активную работу — это и есть основная задача проблемно-поискового метода.
Умело пользуясь этим методом, который я предлагаю ниже, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способность ребенка мыслить и понимать и, желая подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально это чувствуют – это их отталкивает. И тогда бесцельно стараться пробудить в ребенке интерес к тому, что вы предлагаете, т.к. внимание его поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо другого.
Важно вызвать у ребенка доверие к педагогу. С этого начинается авторитет педагога, необходимый для дальнейшей работы с ребенком.
С первого урока нужно объяснить ребенку, что музыка – это язык. Представьте, пришел ребенок в школу, не зная букв, не умея писать, а ему говорят: «Напиши к завтрашнему дню сочинение на заданную тему». У ребенка ужас в глазах — «я ничего не умею!». На занятия музыкой он также приходит ничего не зная и началось – слух, ритм, память и много еще «прекрасного» (Ноты!). А ему хочется сразу играть, вот тут надо создать условия, чтобы он захотел узнать теоретические термины, чтобы он захотел развивать навыки, необходимые для владения инструментом, чтобы он вас услышал, а ведь слух – это умение слышать и осмысливать.
Для наглядности образного восприятия музыки я, например, исполняю музыкальную сказку «Колобок», при этом говорю, что давно ее не читала и призываю мне помочь. Использую различные штрихи, тембры, показываю разнообразные ритмические рисунки и т.п. – ребенок знакомится с понятиями «лад», «метр», «ритм», «звуковысотность». Играю на инструменте и рассказываю. Показываю колобка (арпеджиато) – в мажоре и в миноре, и дети чаще всего позитивны, выбирают «мажорного», колобка. Т.е. я им задаю вопрос – какой колобок им больше нравится? Призываю их к совместному творчеству. Музыкальные произведения – театр музыкальных живых образов. Композитор не просто соединяет несколько мелодий, он заставляет их взаимодействовать, как актеров в пьесе. Ребенок учится слушать и понимать все хитросплетения музыкального сюжета.
Подвожу к понятию «мажор» и «минор» — колобок веселый и грустный, что есть звуки высокие и низкие на примере — волк, заяц, лиса.
Музыка – часть личного мира человека, это новые знания, а обучение новому – постепенное наращивание знаний и опыта.
Психологи разделяют обучение на несколько стадий, одной из которых является «стадия озвучивания», т.е. озвучивание голосом написанного. Наша задача – увидеть графическое изображение ноты и связать ее с голосом.
Не связав звуки с голосом и слухом, не создав умственного словаря звуков и нот, нельзя требовать от ребенка игры на инструменте, да еще с соблюдением аппликатуры, динамики, ритма и правильной постановки рук.
Взгляд — знак – внутренний звук – гортань – голос – слух – оценка звуков – в любом языке это работает одновременно.
Произнести название буквы или ноты можно только голосом. В 3-4 года человек вполне может петь, играть и читать ноты, развивая свой ум для успешного обучения музыке и другим наукам.
Учимся проговаривать музыкальный алфавит, что поможет в дальнейшем ребенку быстро читать с листа. Очень хороший способ для этого предлагает наша соотечественница, а ныне американский педагог Елена Хайнер, которая правильно рассматривает звукоряд не как отдельно восходящее или нисходящее движение, а полный замкнутый круг одной системы. Искусство музыки строится на слуховых ощущениях.
Важно сохранить в ученике свежесть и непосредственность чувств, помочь вобрать в себя весь огромный мир.
Даже пальцевую гимнастику на крышке фортепиано можно превратить в игру, где каждый пальчик это гном, который может и падать, и приседать, и танцевать, и прыгать.
Развитию эмоционально-образного мышления также способствует развитие гармонического слуха. Наделяя гармонические функции характером сказочных героев, мы помогаем ребенку раскрасить слуховые ассоциации, давая волю фантазии. Мы строим красивый замок, где живут сказочные персонажи.
Первый навык игры по нотам — рассказываю, что у каждой ноты есть свой домик на клавише, куда они должны попасть с линеек (5 линеек — где живут ноты – 5 букв), а клавиши – это голоса, которыми они звучат. Можно перевернуть линейки вертикально и сопоставить клавиши и линейки.
Все происходит в игровой форме, мы все время возвращаемся к сказке «Колобок» и красивому замку.
Такое построение урока, когда мы соединяем обучение, игру и сказку, освобождает ребенка от формального подхода к предмету, делает урок насыщенным, наглядным, а самое главное – сложные музыкальные понятия и термины становятся простыми и доступными.
Мы стараемся развить талант ребенка, сохраняя в нем свежесть и непосредственность чувств, через эмоциально-образное мышление на уроках фортепиано.
Список используемой литературы:
- Г.Коган «У врат мастерства», издательство «Музыка», г.Москва, 1969 г.
- Г.Коган «Работа пианиста», издательство «Музыка», г.Москва, 1969 г.
- И.Гофман «Фортепианная игра», издательство «Музыка», г.Москва, 1974 г.
- Т.И.Смирнова «Фортепиано – интенсивный курс», издательство «ЦСДК», г.Москва, 1999 г.
- Г.М. Цыпин «Психология музыкальной деятельности», г.Москва, «Интерпракс», 1994 г.
- С.А.Будасси «Личность и эмоции», издательство «РОУ», г.Москва, 1996 г.
- Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста», издательство «Советский композитор», г.Москва, 1989 г.
- Научно-методический журнал «Музыкальная психология», №3, г.Москва, «Интерпракс», 2011 г.
Источник
Методическое сообщение «Развитие ассоциативно-образного мышления»
Чикулаева Марина
Методическое сообщение «Развитие ассоциативно-образного мышления»
МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»
Методическое сообщение
«Развитие ассоциативно- образного мышления»
Преподаватель фортепианного отделения:
Чикулаева Марина Владимировна
декабрь 2017 год
В современном информационном обществе воспитание человека с творческим мышлением особенно актуально. Ведь творчество, это, прежде всего – свобода, нестандартное видение мира и, пожалуй, основа любого прогресса.
Личность, способную к творчеству невозможно представить без хорошо развитого воображения, фантазии, без владения ассоциативно-образным мышлением.
Развитие личностного, творческого потенциала учащихся, возможность познать окружающий мир через включение в различные виды художественной деятельности лежит в основе системы дополнительного образования.
Моя педагогическая деятельность связана с обучением детей игре на фортепиано и, как показывает практика, для более успешного освоения детьми инструмента необходимо, чтобы на уроке царила творческая атмосфера, чтобы ученик был «соавтором» урока, активно включался в учебный процесс. Нельзя свести обучение игре на инструменте к механическому тренажу определённых навыков и умений. Это малоэффективный путь обучения, способный погасить в ребёнке желание заниматься.
Как заинтересовать ребёнка в освоении такого непростого вида деятельности, помочь ему полнее раскрыть свой творческий потенциал? Решая эту проблему, я применяю в своей педагогической практике примеры из смежных искусств, в основном из поэзии, литературы, живописи.
Чтобы заработало ассоциативно-образное мышление ученика, нужно уже с первых занятий начинать формировать его своеобразный «образный фонд». Музыкальная игра – свободное выражение учеником художественного представления об окружающем его мире. И здесь важную роль играет его жизненный опыт. Всё то, о чём он рассказывает своей игрой слушателям, должно быть для него близким, живым, имеющим узнаваемые черты, переживаемые когда-то чувства. Дети всегда играют в кого-то, с кем-то, и друзьями ребёнка в музыкальной игре должны стать знакомые герои, события, краски. К моменту концертного выступления ученик должен иметь целостный художественный образ исполняемого произведения, который он «заготовил» вместе с педагогом.
Художественный образ родом из идеального мира, и ученик получает представление о нём ещё до того, как почувствует на себе трудности технического порядка. Вот тут как раз бывает целесообразно обратиться к родственным видам искусства – живописи, поэзии. А родственны они именно по настроению. Так, к примеру, настроение «радостно» всегда будет таким – и в музыке, и в поэзии, и в живописной композиции.
На начальном этапе обучения возникает необходимость образных сравнений и доступных ребенку примеров. Вся выдумка должна идти от интуитивного ощущения возрастной психологии ребенка и его индивидуальной реакции на музыку. Во многом я отталкиваюсь от произнесения соответствующего текста
(поддтекстовки) к пьесам.
Дети достаточно легко воспринимают базовые эмоциональные состояния – удивление, радость, грусть, и чтобы маленький исполнитель сумел передать настроение тревожной печали в пьесе П. И. Чайковского «Болезнь куклы», найти верное движение в правой руке, как бы передающей вздох больной куклы, бывает достаточно прочитать стихотворение Э. Большовой «Кукла»:
Кукла стонет, кукла плачет,
Что, скажите, это значит?
Почему глаза закрыла?
Может, куколка простыла?
Нам печально и тревожно –
Вдруг помочь ей невозможно?
И таких примеров с привлечением поэтического слова можно привести немало.
Ещё одним, на мой взгляд, достаточно эффективным способом развития ассоциативно-образного мышления учащихся может служить использование художественной прозы. Как пример приведу вариант работы над «Романсом»
Д. Д. Шостаковича. В отличие от предыдущей пьесы здесь не заложено программное содержание, и мало сообщить ученику сведения из музыкального словаря о том, что «романс – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением (чаще всего фортепианным, что иногда романсами называют певучие инструментальные пьесы лирического характера». Эта информация не разбудит его воображение, не вызовет никакого эмоционального отклика и, конечно же, не создаст нужных для исполнения этого произведения ассоциаций. Но если предложить ему перед разучиванием пьесы прочитать «Сказку о жабе и розе» В. М. Гаршина, а затем обсудить в классе прочитанное, обменяться впечатлениями, то результат будет достигнут.
Необязательно охватывать программой всю пьесу, бывает достаточно найти какое-либо яркое образное представление, удачную ассоциацию в связи с тем или иным фрагментом пьесы, и они дадут определённый эмоциональный заряд всему исполнению.
Передать состояние радостной безмятежности, почувствовать изысканное движение мелодии, которая стекает капелькой росы-слезинки,поможет совместное прочтение отрывка: «Она (роза) распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего её тонкие лепестки розовым светом».
Помочь передать накал кульминационных точек,осмыслить модуляции поможет прочтение следующего отрывка: «– Постой, – прохрипела она (жаба, – я тебя слопаю! – повторила жаба … глядя на цветок. И бедное создание с ужасом увидело, как…липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно…После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала…Роза поняла, что погибнет…».
Из литературного текста можно извлечь ещё немало ассоциаций, необходимых для более успешного преодоления встречающихся трудностей. Довольно непросто добиться ровного и вместе с тем чуткого по отношению к мелодии звучания аккомпанемента.И тут можно вновь обратиться к тексту: «Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом, …зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы»
Я считаю, если ярко и образно представить ученику исполнительские задачи, связывая их с нужными игровыми приёмами, то, постигая художественную цель, ученик будет находить и соответствующие двигательные ощущения.
Трудно переоценить работу над техникой, чистотой интонации, штрихами, – всё это важно. Но важно и то, что эта работа – не самоцель,она проводится для достижения конкретного результата: создания при помощи точно подобранных ассоциаций художественного образа. Кроме того, развитое ассоциативно-образное мышление – это кратчайший путь к запоминанию текста произведения. Понял, осмыслил художественный образ, пережил его эмоционально, значит, запомнил надолго.
Технические проблемы «уходят в тень», автоматизируются. О них на концерте ученик не должен думать никогда. Г. Нейгауз писал, музыка – это «искусство образных обобщений» [1].
Произведения живописи можно использовать как иллюстративный материал для создания необходимого эмоционального состояния.
В программных произведениях живопись выступает в основном как иллюстрация того или иного явления, события. Например, при разучивании пьесы С. Вольфензона «В Древней Руси» целесообразно ознакомить ученика с подборкой репродукций картин А. М.Васнецова: «На крестце в Китай-городе», «Площадь в городе времён Московии», «Гонцы. Ранним утром в Кремле» и картиной Е. Данилевского «К полю Куликову». Это даст ученику представление о далёкой исторической эпохе, поможет лучше понять систему образов (мужественные русские ратники, тревожный набат церковных колоколов, глубже проникнуть в замысел композитора и в итоге придать исполнению пьесы необходимый эмоциональный накал.
При разучивании произведений, в названии которых не заложена программа, например, В. Клова «Прелюдия», можно показать ученику несколько репродукций с изображением пейзажей, передающих различные настроения, и, не навязывая свои представления, предложить выбрать ту репродукцию, которая, по его мнению, подходит к данному произведению.Например: И. Левитан «Вечерний звон», О. Ренуар «Вид на Сакре-Кер», И. Шишкин «Перед грозой», С. Руднев «Ожидание». В этом случае, мне кажется, следует согласиться с любым выбором юного исполнителя и, уже исходя из него, выстраивать систему образов, эмоциональных состояний. Абстрактность музыкального языка позволяет широко толковать музыкально-художественный образ в зависимости от жизненного опыта исполнителя. Художественные настроения универсальны. Увиденные, прочувствованные, например, в живописи, они эмоционально окрашивают и исполнение музыкальной пьесы.
Развитие творческой активности учащихся можно назвать общей педагогической проблемой. А поэтому самим преподавателям надо искать формы развивающего обучения, формы совместного творчества с учеником.
Используя интеграцию искусств, я думаю, что мои ученики станут яснее выражать свои мысли, активнее делиться впечатлениями, эмоциональней сопереживать исполняемому произведению.
Л. Гинсбург. О работе над музыкальным произведением. Методический очерк. Москва 1960г.
Н. Кряжева.Радуемся вместе: Развитие творческого мира детей. Екатеренбург 2006г.
И. Трушкина. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе «Мир музыки». Журнал «Музыка в школе» 2002г, №6.
«Коррекция развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ». ВВЕДЕНИЕ Зрение дает человеку.
Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.
Игра для развития образного мышления «Если я был…» Круглова О. П. МАДОУ № 329 Игра «Если бы я был…» Цель:развитие образного мышления. Задачи:развивать аналитическое мышление, фантазию и.
Интегрированные музыкальные занятия как способ формирования образного мышления у детей старшего возраста Возраст от трех до семи лет — важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Исследования.
Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик» онспект мастер-класса для педагогов «Развитие образного мышления детей 6-7 лет посредством росписи ткани в технике «Батик» Автор:.
Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.
Отчет по самообразованию «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» в старшей группе В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной.
Развитие логического мышления дошкольников Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос.
Развитие мышления в дошкольном возрасте Формирование логической сферы — это формирование логических приемов мыслительной деятельности, умения понимать и прослеживать причинно-следственные.
Сообщение из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы» Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы. Большое значение в воспитании и образовании.
Источник