В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни
общества приобретает особую актуальность и значимость.
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_dukhovno.doc | 39.5 КБ |
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
Воспитатель муниципального дошкольного
детский сад комбинированного вида
№ 20 «Дельфин», республики Хакасия, г. Саяногорск.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни
общества приобретает особую актуальность и значимость.
Дошкольное детство — это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это всё — знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств — и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.
В основу моей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения».
Внедряя в практику личностно-ориентированную модель общения с детьми, я пришла к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: «Каждый воспитатель — психолог». Изменила обстановку в своей группе, приблизив, насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого в жизнь нашего общего с детьми дома ввела разнообразные обычаи:
утро радостных встреч (после выходных, болезни);
семейные завтраки (обеды, ужины);
походы к друзьям;
изучаю родословную (составление семейного альбома);
Разработала многовариантный режим дня, например «мы одни» (нет помощника воспитателя), «у нас праздник» (в дни утренников), «плохая погода» (сильный дождь или метель), «внимание, карантин!».
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в группе использую следующие методы:
Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
Провожу этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки ?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С моей помощью ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым» и т. д.
Чтение и анализ художественных произведений .
Например, СухомлинскогоВ.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал не заменяю в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Провожу такие игры и упражнения:
В процессе игр, занятий, труда, улыбка, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств веду вместе с родителями : сообщаю им о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляю происхождение тормозящих развитие факторов, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использую следующие методы:
общие и групповые родительские собрания;
посещения педагогом семей своих воспитанников;
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель должен ежедневно устанавливать душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут»
1. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – Алябьева Е.А. М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.
4. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.
5. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: — Казань, РИЦ «Школа», 2003.
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс.
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. .
Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе.
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет «Тропинка добра», которая дает первоначальные представления о ДНВ.
В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное.
Источник
ирина седых
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше созвучна с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника,как: уважение к старшим, уважение родителей, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и детский сад — два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Поэтому в свою работу с родителями я включаю:
-открытые показы воспитательно — образовательного процесса;
-проведение совместных мероприятий: день Матери, 23 февраля, Праздник осени. На этих мероприятиях родители не только зрители, но и активные участники. Детям очень приятно быть рядом с мамой или папой.
-собеседования на диалоговой основе;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-выставки совместного творчества.
— создание древа семьи.
На занятиях по рисованию, мы знакомим детей с народными традициями, с народно-прикладным искусством народов нашей многонациональной страны. Дети с удовольствием разрисовывают кувшины росписью «Гжель», доски — хохломской, городецкой росписью, оленей и лошадок – филимоновскими узорами.
Мы частые гости нашего краеведческого музея. Экскурсовод Новикова Г. Н. познакомила детей с бытом и жизнью наших прапрадедов, рассказала и показала об одежде и обуви наших предков. Дети моей группы участвуют в марийских праздниках, проводимых в ДОУ, на занятиях мы знакомим детей с природой родного края, с республикой Марий Эл, посёлком.Были проведены занятия: «Мой папа самый лучший», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Моя любимая улица».
Родители всегда охотно откликаются на участие в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира». Дети нашей группы в прошлом году заняли 1 и 3 место в районе. В этом году также одна работа нашей воспитанницы была отправлена на Республиканский конкурс.
С интересом участвуют дети и родители в конкурсе «Пасхальные радости». Мы рассказываем детям о православных праздниках Пасха, Масленица, Рождество. Знакомим детей с обычаями и традициями этих праздников.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Доброе отношение к окружающим помогает сформировать и участие в акции «Добрые дела» по сбору одежды, игрушек, канцтоваров для детей из малообеспеченных семей, в которой мы участвуем.
Поэтому я горжусь, что в нашей группе есть «Книга памяти», в которой собраны портреты прапрабабушек и прапрадедушек, которые подарили нам счастливую жизнь.
В предшествии 9 мая в группе ежегодно проходят тематические занятия и конкурсы чтецов.
В нашей группе создан мини бессмертный полк, которым мы проходим во время утренника. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Многие дети со своими родителями ежегодно участвуют в районной акции «Бессмертный полк». Одна мама,как-то мне сказала: «Не надо навязывать детям свое мнение, не надо лишний раз их воспитывать. Просто пусть он пройдёт с вами хоть раз в «Бессмертном полку» и это останется у него на всю жизнь.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.
Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.
Что значит, человека воспитать
Таким, чтоб за него не стыдно было.
Как сложно на себя всю тяжесть взять
Когда кругом темно от негатива.
Как справиться с той грубостью и злом,
Что нам несут ТВ и интернеты
Повсюду лжи и хамства торжество,
Реклама про вино и сигареты.
А мы должны ребенка воспитать
Хорошим, благородным человеком.
Должны мы научить его мечтать
Как нам бы трудно не было при этом.
воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Седых Ирина Анатольевна
Проект «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста» «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста» проект автор: Агуреева Л. Н. воспитатель МДОУ №10 с. Таврово старшая группа.
Значение народной культуры в формировании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Я считаю, что основной задачей духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре.
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения.
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно.
Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения Использование историко – культурного потенциала при формировании духовно – нравственных ценностей подрастающего поколения. В современных.
Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.
Консультация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире» Воспитатель: Коробкова Т. В. Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире Размышления.
Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.
Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье Основная задача данного раздела здесь заключается в том, чтобы определить пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье через детский.
Источник