Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
учебно-методический материал на тему
В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”
Сенсорное развитие направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира. Первой его ступенью является чувственный опыт. Детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые нарушения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно — в сенсорном развитии. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта, почти полное отсутствие предметно-игровых действий у такого ребенка приводят к бедности восприятия поступающей информации.
Исследования таких учёных как Е. Ф. Войлокова, О. П. Гаврилушкина, А. А. Еремина, А. А. Катаева, Ю. Т. Матасов, И Г. Радышева, Е. А. Стребелева, Г. В. Цикото обнаружили у этих детей значительные отклонения в области чувственного познания. Хотя они чаще, чем нормально развивающиеся дети, страдают аномалиями органов чувств, большинство из них имеет сохранные анализаторы. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств — у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Но ведь для формирования у ребенка полноценной картины окружающей действительности необходимо не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать?
Характерной чертой недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства этих детей являются не органические повреждения анализаторов, а патологическое неумение пользоваться своими органами чувств, их неполноценное использование (Г. В. Цикото). Так как у умственно отсталых детей познавательная активность крайне снижена, следовательно, и чувственный опыт не может быть приобретен самостоятельно, как это часто происходит у нормально развивающихся детей. Для того чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести целенаправленную коррекционно – развивающую работу по их формированию и развитию.
Объективно необходимой становится сенсорная стимуляция. Она осуществляется на основе обеспечения действия всех сенсорных систем. Педагог должен создать условия для того, чтобы были задействованы слух, зрение, обоняние, и другие анализаторы. Это может быть достигнуто, если ребенок будет побуждаться к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.
Специалисты нашего Красно-Дубравского детского дома-интерната уделяют большое внимание в своей работе комплексным занятиям, так как это наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии и коррекции познавательных процессов и в формировании и обогащении чувственного опыта тяжело умственно отсталых детей.
Предметность мышления умственно отсталых детей, необходимость использовать все пять чувств, которые вбирают информацию извне, опора на наглядно – действенное мышление как на базу для дальнейшего перехода к наглядно – образному, обучение в игровой форме, частая смена различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности, легли в основу комплексных занятий.
Знакомя детей с окружающей действительностью, мы стараемся обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает, и правильно воспринимать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности и для развития памяти ребенка.
В структуре комплексных занятий широко используются объекты неживой природы. Игры с водой, песком, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход к играм позволяет детям не просто определить цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов, но и запечатлеть их на уровне чувственной памяти. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным.
Подводя итоги, можно сказать, что:
1. Занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
2. У детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
4. Занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
5. Комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.
Список используемой литературы.
1.Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн.: НИО, 2007. — 216 с.
2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
3.Коррекционно – развивающие обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256.: ил. – (Коррекционная педагогика).
4.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
5.Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с., илл.
Источник
Сенсорная стимуляция – формирование чувственного опыта
Точно так же, как всем нам нужно есть и пить, в течение дня нашему телу важно получать разные ощущения: смотреть на красивое и яркое, слушать приятные нам звуки, прикасаться к приятным на ощупь вещам,ощущать прикосновение ветра и воды к нашей коже, вдыхать приятные запахи, пробовать разные вкусы, хрустеть морковью и яблоками, чувствовать, как тает во рту мороженое, испытывать наслаждение от движений и изменения положения тела в пространстве (бегать, прыгать наклоняться, кататься на качелях, кружиться).
Для того, чтобы успокоиться или взбодриться, кто-то съедает шоколадку или пьет кофе. Кому-то может быть, необходимо покачивать ногой или жевать резинку, чтобы не заснуть, кто-то погружается с головой в горячую ванну, чтобы успокоиться.
У каждого из нас свой набор ощущений, которые нас успокаивают или тонизируют.
Людям с возбудимой нервной системой нужны успокаивающие воздействия. Тем, кто быстро устает, напротив, необходимы возбуждающие воздействия.
Научно набор ощущений, которые приводят человека в равновесное состояние, называют «сенсорной диетой». «Сенсорная диета» — это индивидуальный план занятий и процедур, которые обеспечивают ввод телесных ощущений (стимулов), необходимых человеку.
Результаты сенсорной диеты наступают достаточно быстро. Эффект от сенсорной диеты ощущается в течение длительного времени. Правильно подобранные стимулирующие телесные ощущения фактически помогают перестраивать нервную систему. Благодаря этому организм лучше: переносит незнакомые ощущения. У человека улучшается внимание, любые перемены переносятся с меньшим стрессом.
Однако телесный опыт детей менее богат, чем у взрослых. Большинству детей нужно расширение сенсорного опыта.
Какой сенсорный опыт нужен детям и как его можно получить, читайте в статье Елены Каминской — практического психолога высшей категории, «психолог-методист», специалист в направлении кататимно-имагативной психотерапии по методу символдрамы, монтессори-педагог.
Проприоцептивный опыт (ощущения от суставов, мускулов и соединительных тканей, которые дают представление о границах собственного тела и его положении в пространстве) может быть получен при поднимании, толкании или перемещении тяжелых предметов, включая собственный вес.
Человек может получить проприоцептивные ощущения, выполняя действия, которые приводят к сжатию суставов, как при толкании чего-то тяжелого, или к растягиванию суставов, как при висении и подтягивании на турниках, брусьях, планках, кольцах, рукоходах и прочем.
- Делать «бутерброд». Крепко прижмите руки, ноги и спину ребенка, поместив его между подушек или плотно закатайте его в одеяло.
- Толкать и тащить. Малыш может толкать и тянуть свою собственную коляску, более сильный ребенок может толкать коляску с малышом или тележку, наполненную тяжелыми предметами, например, продуктами в магазине.
- Носить тяжести. Ваш ребенок может носить рюкзак или забавную укладку, заполненные игрушками (не слишком тяжелыми!).
- Прыгать! Дайте ребенку возможность прыгать: на мини-батуте, играть в классики или с предметами, дающими упругую отдачу (мяч для фитнесса и т.п.).
Вестибулярный опыт — ощущения от движений, воспринимаемых вестибулярным аппаратом, расположенным во внутреннем ухе.
Любой тип движения будет стимулировать вестибулярные рецепторы, но вращение, раскачивание и висение вниз головой обеспечивают наиболее интенсивное и наиболее продолжительное воздействие.
- Качание. Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону.
- Вращение. Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели. Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус).
- Движения всем телом! Кувырки, плавание (делать круговые обороты и кувырки в воде). Прыжки с использованием разного оборудования, лечебная верховая езда, танцы.
Осязательный (тактильный) опыт – распознавание ощущений от воздействий легкого прикосновения, глубокого давления, текстуры, температуры, вибрации и боли). Область восприятия этих ощущений включает как кожу, покрывающую тело снаружи, так и слизистые оболочки внутри полости рта. Повышенная оральная чувствительность может способствовать избирательности в еде и трудностям с кормлением.
- Еда и напитки. Давайте ребенку пить чистую простую воду или газированную минеральную воду, чтобы ощутить пузырьки во рту (вы можете разнообразить ее вкус, добавив немного фруктового сока или сока лимона, лайма и т.п.), замороженные продукты (фруктовое мороженое на палочке, замороженные фрукты и овощи), смешивайте еду разной температуры (горячий напиток с холодным мороженым, горячая лепешка с холодной начинкой и т.д.)
- «Пачкающие» игры с текстурами. Давайте возможность играть с мыльной пеной или кремом для бритья, добавьте песок для дополнительной текстуры. Купите пальчиковые краски для рисования пальцами, пластилин, глину, блестящие пасты для лепки, месите густое тесто как для печенья и жидкое, как для торта и т.д.
- Игры в песочнице. Позвольте ребенку играть в песочнице на детской площадке или оборудуйте собственную дома, наполните лоток песком или сухими бобами и рисом, или другими материалами и маленькими игрушками.
Никогда не заставляйте ребенка, если он к этому не расположен, трогать неприятные субстанции. Позвольте ему использовать кисточку, стек, палочку или даже любую небольшую безделицу для осторожного исследования непривычного материала.
- Переодевания. Наряжайте ребенка в забавные костюмы, чтобы он получил возможность почувствовать ощущения от непривычной одежды.
- Создавайте условия для взаимодействия с природой. Поощряйте ребенка ходить босиком по траве, гальке, песку или земле. Вместе с ребенком работайте в саду и пересаживайте комнатные растения.
Слуховой опыт
Мы воспринимаем оба вида ощущений: ЧТО мы слышим и КАК мы слушаем, наш слух физиологически связан с вестибулярным аппаратом. Важно помочь детям успокоить и упорядочить слуховое восприятие.
- Слушайте естественные природные звуки. Слушайте дождь, гром, пение птиц, попытайтесь определить направление звука.
- Слушайте аудиозаписи звуков живой природы.
- Играйте в прослушивание. Сидите с вашим ребенком очень тихо и пытайтесь узнавать звуки, которые вы слышите (шумит транспорт на улице, гудит холодильник, хлопает дверь и т.д.), и определить, откуда они доносятся.
- Подберите музыку, которая действует успокаивающе. Слушайте музыку, специально предназначенную для того, чтобы способствовать расслаблению, сосредоточению, энергетическому подъему или творчеству. Помните, что музыкальные предпочтения людей весьма своеобразны: музыка, которую любите вы, может быть невыносимой для вашего ребенка, в то время как музыка, которую он считает такой успокаивающей, может заставить вас биться об стену.
- Поощряйте музицирование. Учите ребенка играть на музыкальных инструментах. Поощряйте ребенка издавать разные звуки громкие. Поощряйте его включать пылесос, помогите ему хлопнуть воздушные шарики после дня рождения, предвкушая шум.
- Создавайте приятный звуковой фон (белый шум). В качестве источника белого шума установите настольный фонтанчик в виде скалы с водопадом или аквариум.
Зрительный опыт
Подумайте, каким образом вы сможете упорядочить зрительную среду чувствительного ребенка, с целью достижения успокаивающего, организующего эффекта. Некоторых детей яркие зрительные стимулы возбуждают. Другим наоборот нужны яркие цвета, чтобы привлечь зрительное внимание.
Ребенка, который с трудом откликается на предложение поиграть, может привлечь ярко раскрашенная упаковочная коробка с игрушками привлекательных цветов.
- Избегайте избыточных зрительных стимулов (раздражителей). Спрячьте лишнее в корзины, или коробки, или за занавеску, или за закрытую дверцу шкафа. В комнате, где ребенок проводит большую часть своего времени, старайтесь использовать одноцветные покрытия вместо узорных. Одноцветные стены в нейтральных или мягких тонах дают меньше зрительной стимуляции, чем оклеенные узорными обоями или выкрашенные в яркие цвета.
- Выберите правильное место. Если малыш отвлекается пусть он сидит в первом ряду, где меньше отвлекающих факторов. А может быть ему нужно сидеть подальше от окна, чтобы избежать уличных соблазнов. Есть дети, которым лучше сидеть в последнем ряду, так они могут наблюдать, что делают другие дети, и для этого не надо постоянно поворачиваться.
- Выбирайте цвета. Избегайте игрушек, одежды, полотенец и т.д., окрашенных в цвета, которые вызывают беспокойство у вашего ребенка.
Обонятельный опыт (ощущения запаха) – запахи проходят через нос и воздействуют на наиболее примитивную, эмоциональную часть мозга.
- Пополняйте коллекцию запахов. Изучайте с вашим ребенком ароматы и запахи окружающих вещей, чтобы найти те, которые лучше всего удовлетворяют вашей цели (успокоить ребенка или взбодрить его). У каждого свои предпочтения, но аромат ванили или розы, как правило, успокаивает. Запахи перечной мяты и цитрусовых, как правило, возбуждают. Предположим, вашему ребенку необходимо помогать оставаться спокойным и он любит аромат ванили. Вы можете использовать для этого и высококачественное ванильное мыло, и масло для ванн, свечи с ароматом ванили или эфирные масла для проведения ароматерапии перед сном, и ванильный лосьон для тела.
- Используйте запахи, чтобы снять напряжение. Если ребенок переутомился, дайте ему понюхать его любимый аромат.
- Играйте в отгадывание запахов. Попросите закрыть глаза (или повяжите повязку) и попытаться определить запахи, такие как: цитрусовые, фрукты, цветы, специи, такие как корица и т.д.
Вкусовой опыт
Расширяйте и используйте насыщенные вкусы.
- Давайте еду с насыщенным вкусом перед введение новой. Насыщенные вкусы могут стимулировать ротовую полость ребенка с пониженной оральной чувствительностью и подготовить ее к принятию новой пищи. Перед введением новой пищи, пусть ребенок, терпимый к кислому и липкому, пожует одну мятную лепешку или другую еду с сильным вкусом.
- Играйте в отгадывание вкусов. Съедайте что- то по одному и просите ребенка угадать, какой у него вкус. в эту игру можно играть с кусочками фруктов и другой здоровой едой.
- Привлекайте к приготовлению еды. Дети чаще склонны попробовать что-либо, когда они помогают это готовить. Пусть ваш ребенок помогает вам планировать ужин или покупки и готовить пищу. Дайте ему возможность выбирать между курицей или рыбой, стручковой фасолью или зеленым горошком, картофелем или рисом. Пусть он поможет вам раскладывать еду по тарелкам, так чтобы это выглядело красиво.
Источник