Формирование чувства взрослости подростковом возрасте

Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет
методическая разработка

Возраст открытия «самости» — 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности уважительного, серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом.

Поэтому важно создавать ситуации, которые позволяют ребятам проявлять инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности.

В материале представлен опыт работы по развитию «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_realizatsii_chuvstva_vzroslosti_u_podrostka_10-13_let.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. А. Некрасов).

Обратимся в глубь веков к Аристотелю. Он написал: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению». А если взять нашу отечественную историю. Какие различные представления о том, кто такой гражданин! Гражданином именовали Кузьму Минина, организовавшего в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти. Идеал гражданина, гражданского служения воспевали цареборцы-декабристы. Во второй половине XIX — начале XX в. идеолог контрреформ князь В. П. Мещерский редактировал консервативно-монархическую газету-журнал под названием «Гражданин».

Значит, понятие это неоднозначно. Но от этого оно не становится менее существенным.

Вот еще несколько мнений о том, кто такой гражданин:

  • Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан.

С. Смайлс, английский писатель

  • Только честное воодушевление, только честная страсть создает человеческое величие. Где эта страсть подавлена, не ищите ни человека, ни гражданина.

Н. В. Щелгунов, публицист

  • Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.

В. А. Сухомлинский, педагог

Развернутую характеристику человека как гражданина дал русский философ, политолог и религиозный мыслитель И. А. Ильин, живший и работавший в эмиграции.

Гражданин — это тот, кто обладает:

  • чувством собственного достоинства; внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину;
  • способностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти;
  • способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Значит правовая, политическая и нравственная культуры составляют общую культуру человека, поддерживают друг друга, усиливают одна другую. Вместе, в совокупности они и составляют гражданскую основу личности (в самом высоком смысле этого слова).

Как же сформировать гражданскую основу человека?

Все начинается с детства.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…» — все помнят из своего детства эту милую считалку. И выбирая того, кто будет водить в детской игре, мы осуществляем свой первый выбор. Сначала он случаен, не осознан. Но чем старше мы становимся, тем чаще приходится задумываться над своими действиями и выбирать то из них, от которого будет зависеть наша дальнейшая жизнь. Это может быть и престижное учебное заведение, и хорошая работа, и выбор политического режима в стране.

Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости . Такое сосуществование возможно только в том случае, если у ребят развита самостоятельность, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самоуправление …

Возраст открытия «самости» — 10-13 лет , то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности уважительного, серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Н еудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом.

Поэтому важно создавать ситуации, которые позволяют ребятам проявлять инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности. Только в этом случае могут решаться 3 важнейшие образовательные задачи:

  • Развитие у подростка «самости»
  • самореализация, самоопределение подростка , которое в дальнейшем поможет ему сделать ответственный выбор индивидуальных образовательных маршрутов и социально адаптироваться во взрослой жизни
  • формирование у подростка гражданско-патриотической позиции

Один из вариантов формирования у подростков 10 – 13 лет «чувства взрослости» — школьное самоуправление — совместная и самостоятельная деятельность школьников, которая корректируется при сотрудничестве классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога и школьного психолога.

Учащимся была предложена практическая деятельность в нескольких направлениях , где они могут:

  • сделать свой выбор,
  • развивать контрольно-оценочную самостоятельность,
  • коммуникативную культуру,
  • проявлять инициативу,
  • расширять свой социальный опыт, который поможет им в дальнейшем ориентироваться в окружающем мире, находить свое место в нем.

В начале учебного года классный коллектив был разделен на несколько групп — М инистерств с учетом индивидуальных интересов. Чтобы ребята могли попробовать себя в разных ситуациях, состав министерств обновляется каждую четверть. Во главе Министерства выбирается ответственный, который организует, направляет и корректирует ее деятельность.

Классным коллективом управляет Совет Министров , в который входят ответственные за каждое Министерство. Совет Министров согласует свою деятельность с работой школы. Контролирует, оценивает деятельность Совета Министров и подводит итоги в конце каждой четверти Председатель Совета Министров и его 2 Заместителя.

Жизнь классного коллектива идет в соответствии с Кодексом класса (сводом правил, регулирующих взаимоотношения ребят, классную и учебную деятельность). Ребятам были предложены высказывания великих ученых, философов, русские народные пословицы, пословицы других народов. И те из них, которые показались ребятам наиболее интересными, были включены в Кодекс класса. Кодекс приняли общим голосованием, его подписал актив класса и вывесил в классном уголке. И теперь на классном мероприятии Председатель Совета Министров может обратить внимание любого ученика на то, что он не соблюдает Кодекс.

Проследить траекторию развития ученика, его интересы, увидеть проблему и продумать возможные варианты ее решения помогает «копилка достижений». По количеству значков можно определить активность ребят, а по цвету – их интересы, кроме того, можно оценить работу и каждой группы.

Одно из направлений практической деятельности – разновозрастное сотрудничество (шефство). Ребятам предлагается попробовать себя в роли «младшего учителя» — посредника между взрослым и младшим школьником.

Сначала ребята воспринимали ее как игру, но постепенно игра превратилась в серьезную, ответственную, сложную работу, так как ставила перед ними вполне реальные цели: научить кого-то чему-то.

Ситуация разновозрастного сотрудничества развивает у маленьких «учителей» способность понимать позицию другого человека, по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников в общую деятельность, что в свою очередь способствует формированию их учебной самостоятельности, является средством профилактики подросткового негативизма; а так же является одним из вариантов профессионального самоопределения ученика

Конечно главное условие создания школьного самоуправления — это поддержка родителей.

Родители класса создали свой родительский комитет, в котором каждый выполняет конкретную задачу и помогает нам решать классные проблемы.

Положительными результатами классного самоуправления можно считать следующее: улучшаются взаимоотношения между ребятами, определяются их интересы, социальные маршруты, приходит осознание себя гражданином великой страны, патриотом.

Источник

Чувство взрослости подростка и его особенности

Чувство взрослости подростка и его особенности

Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой – от детства к взрослости. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности. Значит, есть разная взрослость: физически сложившийся, похожий на взрослого человек не всегда рассуждает и поступает по–взрослому. (Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова: сколько лет было «мужичку с ноготок», когда он понял, что тоже отвечает за семью?) Но бывают и двадцатилетние недоросли с инфантильными взглядами на жизнь, желанием поиграть и ни за что не отвечать. И это не единичные случаи. Некоторые люди взрослеют поздно, и не только в быту. Но надо учесть, что независимо от того, где и с кем живет ребенок, сама по себе взрослость не приходит. Разные факторы могут или приближать, или отдалять ее. Приведу пример из опыта моего руководства экспериментальной работой в школе.

Ученик восьмого класса, т. е. старший подросток, одной из школ Ленинградской области, Ф. И., живет с родителями. Отец – инженер, руководит строительной фирмой, мать – экономист в этой же фирме. Мальчик хорошо и модно одет, имеет мобильный телефон. Иногда играет с ним на уроках. Однажды, «когда все надоело», он позвонил по «02» и сказал, что школа заминирована. Через некоторое время приехали сотрудники МЧС с собакой и стали искать бомбу. Директор школы, завучи и учителя срочно эвакуировали всех детей. Еще через два с половиной часа стало понятно, что никакой бомбы нет. Детей надо было возвращать в классы на уроки. Напуганные, они отказались идти. Их отпустили домой. Вскоре установили, откуда был звонок, вызвали отца Ф. И. В присутствии сына он стал его защищать, говоря, что это шалость, уговаривал не составлять протокол для милиции и не подписал его. Затем стал просить психолога дать справку о том, что его сын психически не вполне здоров, боясь, что иначе тот попадет в колонию. Тем не менее инспектор по делам несовершеннолетних завела уголовное дело. Каково же было удивление педагогов, когда через десять дней Ф. И., переведенный в вечернюю школу, которая располагалась с торца школы и имела отдельный вход, залез в кабинет начальной военной подготовки, взял какие–то препараты, а потом разбрызгал жидкость из газового баллончика! От этого женщине–сторожу стало плохо, ей вызвали «скорую помощь», многие учащиеся жаловались на головную боль. Всех потрясло другое: отец опять стал защищать «невинное дитя», вспоминая при этом свое озорное детство. И только оставшись в кабинете наедине с психологом, он начал рассказывать о том, что сын замучил воровством и плохой учебой всех родных. Мать мальчик совсем не слушает, отца боится, но все равно не считается и может убежать из дома, если тот накажет его. Однажды подросток собрался ехать в Омск к бабушке, и с поезда его сняла милиция. Такое вот взросление. Ясно, что корни всех неприятностей не в подростке, а в родителях, которые всегда все ему позволяли, а он никогда ни за что не нес ответственности. Мальчик ни в чем не знал нужды, родственники обожали и баловали его, когда он был маленьким. И сейчас, пока взрослые решали, что делать, он подмигивал ребятам: дескать, пронесет. Это инфантилизм почти пятнадцатилетнего подростка, не умеющего делать ничего толкового и не научившегося отвечать за свои поступки.

Т. В. Драгунова обратила внимание на разные варианты взрослости. Такова взрослость подростков–интеллектуалов. Одни интересуются только знаниями, зато ведут себя эмоционально, как дети (обидчивы, капризны, неуступчивы и т. п.); другие кроме знаний задумываются о том, как они выглядят в глазах окружающих, следят за внешностью, модой, стараются своим поведением показать, что они взрослые. Третьи занимаются самовоспитанием. Понятно, что взросление этих детей будет проходить по–разному.[6]

В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится как бы стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. В связи с этим вновь подчеркнем, что подросток – личность противоречивая. Если ломка старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по–взрослому, завтра – капризничает. Но такая ломка непонятна и тяжела для самого подростка: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние. Подросток задает себе вопрос: «Почему я не такой, как все?»

Проблема кризиса и противоречий интересовала ученых всегда. Мы писали об этом в главе 1. Здесь отметим, что, в принципе, есть два пути развития подростка: бесконфликтное, бескризисное, гармоничное и кризисное, с трудностями взросления. Первый тип возможен тогда, когда взросление происходит быстро, без ломки прежних взглядов и перемены отношений со взрослыми и родителями. Второй отмечается в индустриальных обществах, когда есть расхождение в требованиях, предъявляемых к взрослым людям и детям. При этом возникает парадоксальная ситуация: ребенок усваивает то, что во взрослой жизни ему не пригодится, а то, что необходимо, не получает и, став взрослым, не знает, как жить во взрослом мире и как приобрести жизненные навыки. Значит, есть разные типы перехода ко взрослой жизни, когда ребенка не готовят к ней и он проявляет свою самостоятельность по своему разумению или с санкций взрослых. В этом случае его постепенно приобщают к взрослой жизни. Во втором случае подросток постепенно заменяет взрослых в посильной трудовой деятельности (не игрушечной – собрать мусор и полить цветы, а заботиться по–настоящему о членах семьи: отводит и приводит сестренку из детского сада, каждый день ходит в магазин за молоком и хлебом и т. д.). То есть речь идет не об эпизодической помощи, а о постоянных обязанностях.

По мнению Л. С. Выготского, для понимания сущности противоречий и кризисов подростка необходимо выделить самое главное новообразование в его личности, которое меняет социальную ситуацию развития. В отличие от ребенка младшего школьного возраста подросток не овладевает новой деятельностью – учением. Оно остается, но меняется отношение к нему, школе, взрослым. Соответственно новым психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости. Зарубежные психологи не выделяют чувство взрослости как главное свойство личности подростка. Периодизации подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии не совпадают. Так, возраст от 11 до 15 лет отечественные психологи относят к подростковому, а после 15 лет (старшие классы школы) – к ранней юности, поскольку кризисы уже проходят. Мы придерживаемся точки зрения, принятой Т. В. Драгуновой, Л. С. Выготским, В. А. Крутецким, Д. Б. Элькониным и др. Считаем неправомерным относить к подростковому возрасту раннюю юность, так как на этом этапе развития появляются качественно иные психические новообразования.

Взрослостью называется ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы сним считались так же, как со взрослым. Взрослость проявляется по отношению к самому себе, к окружающим взрослым и сверстникам.

Взрослость по отношению к себе проявляется у подростка в том, что он стремится перенять формы взрослого поведения, иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление малоалкогольных и сильноалкогольных напитков, нецензурная брань и пр.). Но более всего подросток стремится изменить самого себя – стать взрослым. Поэтому он усиленно начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием. Особенно ярко это проявляется в желании стать внешне похожим на взрослых – так же одеваться, использовать косметику. Девочки–подростки, стремясь походить на топ–моделей, начинают носить обувь на высоком каблуке, делают экстравагантные прически, одеваются по моде, причем в крайнем ее выражении. Мальчики хотят быть физически сильными и развитыми.

Формирование у подростка качественно новых психических образований – элементов взрослости – возможно в результате «перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов и учебно–познавательной деятельности, а также морально–этических инстанций, опосредующих деятельность, поведение, отношения».[7]

Еще раз подчеркнем, что разные стороны взрослости проявляются и формируются не одинаково. Это объясняет сосуществование в подростке детскости и взрослости – детский облик и взрослые интересы, «детский» паспортный возраст и наличие профессиональных намерений. Все это доказывает, что даже в одном подростке уровни развития разных сторон взрослости различны. В современных подростках одни черты взрослости благоприятно действуют на формирование личности, а другие тормозят его. Важно, что в этот период начинают формироваться социальные и моральные установки.

Почему у некоторых подростков черты взрослости проявляются обостренно? Прежде всего потому, что значимая для каждого из них деятельность имеет свои отличия. Одни идут в школу, учатся три–четыре года, а затем естественно, без «ломки», переходят в пятый класс, особенно если они занимаются также в спортивной или музыкальной школе. Для других переход в среднюю школу проходит болезненно. Они боятся новых учителей, новых требований и т. д.

Следующее объяснение можно найти в статусе подростка в современном обществе: чем больше он изолирован от мира взрослых, не включен в материальное производство, тем дольше его будут оберегать, а он будет оставаться социально незрелым. Одно из объяснений обостренного характера взрослости подростка американский ученый К. Левин видит в принадлежности взрослых и детей к разным самостоятельным группам. Группа взрослых обладает такими привилегиями, которых нет у подростка. Он желает перейти в мир взрослых, но не имеет для этого ни соответствующего статуса, ни полномочий, ни функций. Да и взрослые вполне справедливо считают его ребенком по физическим силам, по «детской» смене настроения и неустойчивости желаний. Возникает социальная неприкаянность подростков. И чем больше это будет проявляться, тем длиннее будет период взросления, тем труднее он будет для будущего личности. Значит, общество обязано не отделяться от групп подростков, а наоборот, включать их в свой мир.

Опираясь на социальную ситуацию развития и ведущую деятельность, можно сказать, что некоторая размытость границ вступления в новые отношения с учителями, с другими школьниками старших классов естественна. Новые нормы и требования, предъявляемые педагогами к учащимся начальных классов, варьируют в зависимости от ситуации. Общественное положение подростка и его ведущая деятельность существенно не изменяются. Изменения происходят не в окружении подростка и не в отношении к нему людей, а в нем самом. Поэтому разные дети вступают в подростковый возраст в разном паспортном возрасте.

Как зарождается чувство взрослости? Первый источник чувства взрослости – когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности, и тогда в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник взрослости – самостоятельное установление идентификации между собой и окружаюшим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Сходство может устанавливаться на разной основе – в способах поведения, социальной активности, в усвоении норм и ценностей.

К примеру, Марина, ученица 7–го класса, физически развитая девочка, которой около 15 лет, работает официанткой в баре, помогая маме зарабатывать деньги.

Четвертый источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, верность принципам, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. Это часто провоцирует недостойное поведение мужчин солидного возраста.

Чтобы считаться взрослым, подросток может совершать невероятные, отчаянные поступки. Например, семиклассник И., узнав, что мимо его дома идет девочка, которая ему нравится, встал на карниз, прошел по нему вдоль лоджии и бросил ей вниз тетрадь с задачами по математике. Квартира располагалась на тринадцатом этаже, а лоджия не была огорожена. Назавтра мальчик стал героем дня – все семиклассники говорили о смелости И.

Итак, чувство взрослости – главное психическое новообразование в подростковом возрасте. Оно проявляется в деятельности, в которой изменяются потребности подростка, преобразуется его самосознание, приобретает новый характер социализация.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

Кризис новоиспеченной взрослости: как помочь себе

Кризис новоиспеченной взрослости: как помочь себе Бакалавр познал в этой каморке сомнения, искусы, победы и поражения, слезы отчаяния и радости, которые дано пережить лишь молодости – зрелый возраст не ведает их или их чурается… М. Юрсенар Эпоха молодости, или ранней

1.2. Периодизация взрослости

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет — возраст вступления в брак; с 30 до 40 — возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

1.3. Изменение психических функций в период взрослости

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый — адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап — упрочение своего профессионального статуса; работник

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка Развитие костно–мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие

Индивидуально–типологические особенности организма подростка

Индивидуально–типологические особенности организма подростка Рассмотрим индивидуальные и типологические, т. е. наиболее общие для этой возрастной группы, анатомо–физиологические особенности подростка. Это важно потому, что взрослые могут соотнести свои наблюдения

Глава 2 Структура и особенности личности подростка

Глава 2 Структура и особенности личности подростка Основные противоречия как источник развития личности подростка Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой

Самосознание подростка и его особенности

Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью

5.3. Особенности развития и взросления подростка

5.3. Особенности развития и взросления подростка Проблема развития психики традиционно соотносится с вопросом о периодизации развития (стадии, этапы, возраст, критические и сензитивные периоды и др.) (Балтес, 1994; Марютина, 1981; Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков,

Источник

Читайте также:  Как быстро заснуть после стресса
Оцените статью