Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста соколова

Семинар «Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Людмила Кальницкая
Семинар «Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (ответы участников). Демонстрация видеоролика о безразличии людей

Сегодняшняя тема «Проблема формирования чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста. Проблема развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Мы не раз видели проявления жестокости детей в СМИ, на улицах и т. д. С каждым годом ситуация усугубляется. Детская агрессивность бьет все рекорды. Вы спросите- с чем это связано? Многие социологи считают, что в современном обществе родители не уделяют достаточного внимания данной проблеме. Да, все начала, будь то воспитание, развитие, должны обеспечить ребенку его родители, но я обращаюсь к вам, уважаемые педагоги! Кто как ни мы должны приложить все свои усилия для того чтоб наше будущее и будущее наших детей было лучше? Давайте же будем положительным примером для них, ведь в дошкольном детстве- мы для них пример.

Проблема нашего общества- это дефицит доброты! Дошкольный возраст-это период когда все качества личности еще формируются, и еще можно успеть воспитать, заложить в эту личность гуманные качества. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, помогать в трудной ситуации и т. д.

Так что же такое эмоциональная отзывчивость?

• Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

• Эмоциональная отзывчивость дошкольниковпонимается нами в первую очередь как:

• — умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

• — способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;

• — эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка»

В формировании эмоциональной отзывчивостиважную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт, а так же факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы.

Прежде чем приступать к работе в данном направлении, хочу предложить вам диагностические методики, с помощью которых вы сможете диагностировать уровень сформированности чувства отзывчивости у детей, но прежде хочу обратить ваше внимание на то, что метод наблюдения является важнейшим показателем.

Какие по вашему мнению, могут быть созданы условия, направленные на развитие отзывчивости у детей дошкольного возраста? (ответы участников)

-беседы с детьми о доброте. Вежливости, отзывчивости и т. п.

-ситуативный разговор (разбор произошедшей ситуации)

-дидактические игры: «Что хорошо, что плохо?», «Как поступить?» и т. п.

-просмотр и анализ тематического мультфильма и т. д.

Хочу предложить вам несколько программ направленные на формирование нравственных норм и чувства отзывчивости…

Далее просмотры видеороликов на заданную тему, обсуждение, выводы.

Семинар для воспитателей по теме «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья» Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: «Формирование у детей дошкольного вохзраста культуры здоровья, повышение мотивации к его.

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Картотека игр на формирование эмоциональной отзывчивости у детей Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети –.

Конспект НОД по ФЭМП. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста Восприятие времени по песочным часам Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часам Игровая.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста «Ничто не является более тягостным для мудрого.

Читайте также:  Депрессия с детства можно ли вылечить

Посмеемся вместе с детьми. Развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста Чувство юмора – важнейшее качество, помогающее человеку в трудных ситуациях сохранять присутствие духа. Чтобы развить у детей чувство юмора,.

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста Раздел 1. Музыкально – дидактические игры «Музыкальный театр» Цель:.

Формирование чувства доброты у детей дошкольного возраста Статья «Доброта и дружба» В своей статье хочу поговорить с вами на тему доброты и дружбы между детьми. Я сама педагог, работаю в детском.

Источник

Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение

Код 6505
Авторы-составители Соколова Е.Р.
Издательство Учитель, 2021
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников
ISBN 978-5-7057-4646-0
Страниц 131
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705746460
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 93 г

Подробное описание

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании представлений об отзывчивости, регулирующей отношение ребенка к окружающим материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти знания в практической деятельности.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 указывает на то, что «до школьное образование направлено на формирование общей куль туры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт также обращает наше внимание на то , что социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нр авственные ценности; развити е общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания…».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной становится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Направленность педагогического процесса на формирование гуманных чувств и отношений способствует постепенному осознанию ребенком личностной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним, становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испыт ывающему эмоциональный дискомфорт, отзывчивость, доброжелательность.

Анализ содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) показывает «направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, воспитание уважения к традиц ио нным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру». В настоящее время для педагогов особенно актуальными стали задачи воспитания у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка. Только при условии глубокого понимания социального значения и последствий воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к другим людям, учета особенностей организации деятельности детей и руководства ею при помощи целого ряда средств и приемов воздействия на ребенка возможно эффективно решать социально-нравственную задачу дошкольного воспитания.

Содержание

Теоретические аспекты проблемы формирования чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста 5

Чувство отзывчивости с психологической точки зрения 5

Этапы формирования чувства отзывчивости у детей 18

Искусство как средство развития чувства отзывчивости у детей 21

Диагностические методики для выявления уровня сформированности чувства отзывчивости у детей 31

Беседа по теме «Что такое отзывчивость» (Е. Р. Соколова) 31

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 32

Изучение способов выражения эмоций (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 33

Изучение эмоционального предвосхищения (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 35

Методика «Веселый – грустный» (Р. Р. Калинина) 36

Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина) 37

Методика «Пиктограммы» (модификация В. А. Лабунской) 38

Критерии сформированности чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста 40

Программа развития чувства отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста «Как аукнется, так и отклик-нется!» 43

Читайте также:  Жена должна чувствовать себя

Занятия по реализации программы 57

Беседа «Как можно узнать настроение человека?» 57

Беседа «Что ты знаешь о своем друге?» 59

Беседа «Учусь быть отзывчивым» 61

Чтение эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» 64

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Сила – не право» 67

Чтение рассказа Н. Б. Успенского «Это я виноват» 69

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» 70

Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила» 73

Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?» 75

Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо» 78

Чтение сказки В. А. Осеевой «Кто всех глупее?» 81

Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?» 83

Чтение рассказа В. Осеевой «Хорошее» 86

Чтение рассказа В. Осеевой «На катке» 89

Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища» 92

Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья» 95

Беседа «Путешествие к Незнайке» 97

Беседа «Встреча с Феей Добра» 100

Приложение 1. Литературные произведения, способствующие формированию чувства отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 103

Приложение 2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития. Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой) 125

Источник

ФГОС ДО Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста. Программа, методическое обес
Соколова, Ева Рудольфовна

Описание

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

Серия: ФГОС ДО: практика реализации. Психолого-педагогиче
Издательство: Учитель
Год: 2017
ISBN: 978-5-7057-4646-0
Размеры: 14,10 см x 20,20 см
Формат: 200.00mm x 142.00mm x 6.00mm
Код: 1348962
Авторы: Рудольфовна, Соколова
Тематика: Дошкольное образование

Отзывы

    15 бонусов за отзывы мы начисляем только при следующих условиях:
  • отзыв написан к товару, который вы покупали в нашем интернет-магазине;
  • отзыв длиной более 300 букв;
  • отзыв был утвержден модератором.

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.

Нецензурная брань запрещена.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.

Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.

Источник

Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Ольга Погорелова
Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Все чаще приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, участились случаи, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью психологического воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрастенеобходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

Основные потребности дошкольника:

В любви, признании;

Общении (в частности со сверстниками);

Взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;

Положительных эмоциях;

Общественно значимой деятельности;

Осознании соответствия положительному эталону.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны,во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем — то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

И поэтому, эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка.

Условия развития эмоций и чувств у дошкольников:

Читайте также:  Музыкальное приветствие здравствуйте ребята как ваше настроение муз кошкаровой

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

2. В специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, занятия с педагогом-психологом, чтения сказок, где дети учатся испытывать определенные чувства.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виду деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, так же возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Эмоциональная отзывчивость дошкольника это:

— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

В формировании эмоциональной отзывчивости дошкольном возрастеважную роль играют несколько факторов:

— наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения)

Постепенно в процессе развития ребенок усваивает создаваемые обществом материальные и духовные ценности, которые при правильном воспитании становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. Ребенок учится сопереживать другому, когда он сам благополучен.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми, т. к. в дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость между ними. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Источник

Оцените статью