- Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как основа формирования личности гражданина и патриота»
- Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание-основа формирования личности гражданина и патриота»
- модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.
- В основу формирования личности входят
- Цель гражданско-патриотического воспитания-
- Основные направления гражданско- патриотического воспитания.
- 1. Духовно- нравственное воспитание:
- 2. Историко- краеведческое направление:
- 4. Социально-патриотическое направление-
- 5. Военно- патриотическое направление
- 6. Спортивно-патриотическое направление
- 7. Культурно-патриотическое направление
- Концепция дошкольного образования.
- Основные направления работы с детьми дошкольного возраста.
- Портал педагога
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как основа формирования личности гражданина и патриота»
Ольга Ступицкая
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как основа формирования личности гражданина и патриота»
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание-основа формирования личности гражданина и патриота»
В современных условиях одним из важнеших приоритетов обновления содержания образования является
модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.
В основу формирования личности входят
гражданская культура, правовая культура, политическая культура, система образования.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.
Гражданственность: внутренняя свобода и уважение к государству; любовь к Родине и стремление к миру; чувство собственного достоинства; проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Цель гражданско-патриотического воспитания-
создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1. Повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания.
2. Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
3. Формирование у детей ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
4. Воспитание толерантности.
5. Формирование чувства гражданского долга.
6. Формирование чувства любви к Родине, уважения к её истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Основные направления гражданско- патриотического воспитания.
1. Духовно- нравственное воспитание:
-осознание учащимися в процессе гражданско- патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реально жизни;
-способность руководствоваться высшими ценностями в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Историко- краеведческое направление:
-основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
3. Гражданско-правовое направление-[/h4] это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитание уважения к государственной символике.
4. Социально-патриотическое направление-
предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений; формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5. Военно- патриотическое направление
— ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6. Спортивно-патриотическое направление
— способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
7. Культурно-патриотическое направление
— предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклорну, УНТ, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Суть нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, кого зовут соотечественниками.
Концепция дошкольного образования.
1. Значение детства в становлении личности.
2. Гуманизация целей и принципов педагогической работы.
3. Охрана и укрепление здоровья детей.
4. Возрастной подход в воспитании и обучении.
5. Формирование начал духовности, нравственности и самосознания личности.
Основные направления работы с детьми дошкольного возраста.
1. Воспитание у ребёнка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.
2. Формирование чувства привязанности к малой Родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
3. Расширение представлений о городах России.
5. Развитие интереса к народным традициям, объектам, промыслам.
6. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу.
7. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями живописи, народногого декоративно-прикладного творчества, искусства и архитектуры.
8. Развитие заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» В связи с тем, что социальный фон воспитания.
Консультация для родителей «Физическое воспитание — основа формирования здорового всесторонне развитого ребёнка» Консультация для родителей на тему: «Физическое воспитание – основа формирования здорового всесторонне развитого ребёнка» Воспитатель:.
Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности» Консультация для родителей Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.
Консультация для родителей «Семья как социально-культурный институт формирования личности» «Семья как социально-культурный институт формирования личности» Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом.
Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка основа формирования личности» «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности». Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом.
Патриотическое воспитание несовершеннолетних как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности Григораж Юлия Валерьевна. МБДОУ детский сад «Звёздочка» Выступление на пленарном заседании педагогической конференции Тема моего выступления.
Развитие познавательных интересов как основа формирования всесторонне развитой личности ребёнка Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки.
Источник
Портал педагога
Автор: Цыкунова Алла Давыдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Населённый пункт: д. Прудки, Починковский район, Смоленская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Формирование чувства гражданского долга и интернациализации у воспитанников с ОВЗ»
Раздел: среднее образование
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
«Формирование чувства гражданского долга и интернациализации у
воспитанников с ОВЗ»
2016-2017 уч. год
Формирование чувства гражданского долга и интернациализации у
воспитанников с ОВЗ.
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание — что это такое?
Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота,
готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей,
воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем,
учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал
На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является
актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения
патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании.
Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в
духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи
очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя
национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и
младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации,
искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими,
огромное культурное, духовное и нравственное наследие.
К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более
гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать
подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных
особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно
повышается и интерес к национальным особенностям других наций.
Смоленская земля- край щедрой природы, незыблемых традиций и
богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и
трагические события, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей
жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество
требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую
ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации
зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности,
готовности к труду, высокой работоспособности.
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма —
это целенаправленная и систематическая деятельность школы по
формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно
на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
Патриотическое воспитание – это сложная система социально-педагогической
деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к
поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к
созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием
и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свой край,
свой город, свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее
интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его
культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению
безопасности личности, общества и государства.
Героические события отечественной истории, истории Смоленской
области и города Починок, выдающиеся достижения наших соотечественников
и земляков в области политики, экономики, науки, культуры, религии, спорта и
других областях еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает
реальные предпосылки для формирования чувства гражданского долга и
инернациализации у воспитанников с ОВЗ нашей школы-интерната.
Патриотическое воспитание воспитанников является одной из задач
образовательной организации, а особенно в коррекционной школе VIII вида, так
как дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) –это сложный
Обучающиеся, которые испытывают трудности в обучение, как правило
плохо ориентированы во многих вопросах. Обращает внимание на себя
бедность их жизненного опыта, недостаточная осведомленность, в вопросах
касающихся своей семьи, собственной личности. Обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным
снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В
связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая
необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в
значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое
требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий
для преодоления собственных недостатков. Для таких детей характерны и
значительные нарушения, в развитие воли. В процессе воспитания школьников
с ОВЗ должны сочетаться настойчивая работа по формированию у них
личностных качеств, а также с коррекционной работой направленной на
исправление недостатков и характеризующих их качеств и поведения.
Недостаток речи и мышления, нарушения эмоционально – волевой сферы,
сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводят к тому, что урок
занимает своеобразную личностную позицию в различных формах
деятельности и общения. (В.В.Воронкова)
Система патриотического и гражданского воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья охватывает деятельность всей
образовательной организации на всех уровнях, начиная со школьного
коллектива и заканчивая взаимодействием с органами государственной власти,
а также комплекса мероприятий по формированию патриотического сознания
граждан в нашем городе и за ее пределами.
Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в
жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских
обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство
национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства,
государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное
отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно,
чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими
принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье:
маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине
как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей -доминантой является
формирование социально – культурных ценностей на уровне представления.
Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где
родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК.
Формирование понятий мужество, отвага, дружба.
Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому
коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и
Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего
детства, необходимо еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к
политической жизни в стране. В современном мире вся атмосфера
общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией,
противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети
любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от
политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в
их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей
быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической
информации, сознания и осмысления фактов и событий.
Далее задача — доминанта – расширение представления о социальном
устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся
социальные мотивы. Школьники среднего возраста еще склонны к восприятию
конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает
их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего
отношения к нему.
Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение
к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека.
Расширение представления о государственной символике. Формирование
понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за
Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству,
народу, его истории, культуре, традициям. Мы с вами родились и живём на
Смоленской земле. И нам всем необходимо знать и уважать историю, традиции
и культурное наследие. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют
оглянуться назад не только, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы
понять будущее. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке
собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти
место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье,
любовь к Родине – его финал.
С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться
родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и
гражданственность — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим
образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные
характеристики личности и указывают на качество их социального развития.
Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С
развитием общества, гражданское степенно становится приоритетным по
отношению к патриотическому — но вовсе не заменяет и не отменяет
последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что
патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в
человеке — значительно раньше гражданских представлений.
Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством
общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место
в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства,
дружбы, равенства и братства, объединяющих народы, культуры
межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется
и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и
разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер.
Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими
специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли
внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Накоплен определенный
положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию
обучающихся. Работа ведется по направлениям, и в каждом месяце была
затронута тема по гражданско-патриотическому воспитанию – тематические и
познавательные занятия на тему «Мой край», « Что значит быть гражданином»,
«Летопись природы родного края», «Мой край глазами художников», «Мой горд
сегодня и вчера: знаменитые памятники города», «Неделя краеведения»,
«Неделя русского народного творчества», труд людей и их заслуги; различные
викторины и беседы, конкурсы-выставки рисунков и поделок, встречи с
интересными и знаменитыми людьми и с ветеранами ВОВ, экскурсии на
природу и мероприятия патриотического характера в городе Смоленске,
Починке., экскурсии в музей г.Гагарин, Бородино и библиотеку, день пожилого
человека, акция «Белый цветок»,»День победы», спортивные соревнования. В
феврале традиционно проходит концерт к 23 февраля. Экскурсии на хутор А. Т.
Твардовского в д. Сельцо, поездка на представление в Долгомостье, на вахту
памяти в Глинковский район, участие в бессмертном полку в г. Починок. Наши
ребята приняли участие в реставрации памятника и также в открытии на
территории нашей школы памятных знаков безвинно убиенным жителям д.
Прудки в годы ВОВ и погибшим милиционерам, высажены голубые ели
«Аллея славы», конкурсы стихотворений и песен, рисунков на гражданско-
патриотическую тему и другие мероприятия. Не прерывается связь поколений,
и современные школьники знакомятся с судьбами героев родного города. С
чувством гордости и восхищения воспринимают то, что они живут на земле,
которая чтит память своих земляков, прошедших Великую Отечественную
войну. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории
родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных
переживаний делиться ими с другими.
Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755)
подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит
в том, чтобы эта любовь была у отцов». Источниками патриотического
воспитания для школьников является естественная среда их
жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: семья, школа, родной дом, улица,
отдельные страницы истории деревень, города, области. При этом речь идет
именно об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях. Выбор
темы связан с содержанием базовой программы школы, со знаменательными
датами, всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и
площади, с памятниками истории и культуры.
Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и
мотивации у учащихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории
своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ.
Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать
свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной
форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий
мир. Он глубже воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных,
запоминающихся образах. Краеведческая деятельность по природе
коллективная, обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми,
окружающим миром, дает возможность для проявления патриотических чувств
в добрых делах. Дети любопытны и любознательны. Они открыты,
эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе,
именно деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный
контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в
познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего
мира, формировать образ Родины.
Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому
что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет
его действия и поступки. В содержание воспитания и выполнения гражданских
обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к
общественности, государственной и частной собственности. Каждый
выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения
в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке,
законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и
уголовного кодекса законов. Главный период формирования правосознания –
это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между
людьми: возникает осознание себя субъектом права, формируется
В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся
нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание
которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости
за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить.
Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы
за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить
в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом
наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического
воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования
педагога , здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по
патриотическому отношению к Родине и её ценностям.
Источник