Формирование чувства гордости за свою родину российский народ

Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине — основа воспитания гражданина.
статья

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.

Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом

Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_patrioticheskogo_soznaniya.docx 25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине –

основа восп и тания гражданина.

« Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные ценности.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях как составная часть процесса социальной адаптации и становления личности, требует новых подходов к её решению. События последнего времени подтверждают, что постепенная утрата духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков: получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству в целом.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.

Слово «патриотизм» означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется.

Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и её народу, принадлежности, причастности к ее прошлому, её культурному наследию. Задача воспитать в человеке любовь к Родине ставилась во все времена, и начинать работу над воспитанием патриотизма , как важнейшего духовного состояния личности, надо уже с дошкольного возраста и продолжать её в школе, учитывая возрастные особенности детей и характер изучаемого материала.

Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом

Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.

Процесс патриотического воспитания в специальной коррекционной школе не лёгкий, и его результат не так ощутим, как в массовой школе, так как осложняется рядом психофизических особенностей, присущих детям с ОВЗ. Таким детям нужно больше времени, чтобы усвоить нормы и правила поведения в обществе, усвоить такие понятия как любовь к родному дому, семье, школе, Родине.

Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.

  • Духовно-нравственное , которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
  • Историко-краеведческое , направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Гражданско-патриотическое . воздействующее через систему мероприятий на формирование правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  • Спортивно-патриотическое – направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужественности.
  • Экологическое воспитание – направлено на формирование у воспитанников чувства гордости за родную природу, за чистоту и красоту родного края, а также нравственной оценки таких понятий как экологическая ответственность и экологическая культура.

Педагоги нашей школы используют эти направления в своей работе, успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования и т. д.

Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом: заниматься в различных секциях и кружках школы, дворцах детского творчества, в школьных творческих объединениях. Тем более, что в нашей школе для этого созданы все необходимые условия. Большую роль в работе нравственно-патриотической направленности играют уже сложившиеся в нашей школе многолетние традиции:

  • проведение информационно-образовательных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и с участниками блокады Ленинграда, с сотрудниками Музея боевой и трудовой славы г. Саратова, которые представили вниманию наших воспитанников планшетную выставку «Достойны звания Героя», посвящённую героям – саратовцам, которые внесли свой вклад в общую победу в Великой Отечественной войне, а также информацию об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны;
  • ежегодные поздравления и выступления наших воспитанников с концертами перед ветеранами войны и труда в Доме престарелых;
  • сбор материалов о судьбе своих предков, родственников — участников ВОВ, знакомство с семейными реликвиями, составление генеалогического древа семьи (в рамках общешкольного проекта «Моя семья»);
  • празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и презентаций в библиотеке и по классам; месячников «Я — гражданин России» ( были организованы циклы бесед, просмотры презентаций, выпуск стенгазет, где ребятам рассказывали о государственной символике России, о главном Законе РФ — Конституции, о правах и обязанностях граждан, а также о символике городов Саратова и Энгельса);

-проведение мероприятий и спортивных соревнований, посвящённых великим праздникам (школьные концерты и спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества);

  • посещение краеведческих музеев, театров, храмов Энгельса и Саратова, где ребята знакомятся с историей нашего края, с его природными особенностями;
  • экскурсии на различные предприятия города;
  • знакомства с памятниками края, историческими названиями улиц нашего города:
  • изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников народов Поволжья;
  • работа школьного факультатива по патриотическому воспитанию «Мой дом — Россия;

— изучение обычаев, традиций, праздников своего народа (например, при проведении общешкольных праздников «Широкая Масленица», «Рождественские встречи»);

  • уроки истории, литературы, обществознания, православия;
  • часы речевого общения, где изучаются темы: «Наша Родина» и «Мой родной край»;
  • проведение мероприятий и акций по экологическому воспитанию: «Береги планету Земля» (участие воспитанников в конкурсах рисунков «Портрет Волги», в фестивале «Экологический калейдоскоп», проходящем в рамках областного проекта «Тропа доброты», посвященного Международному Дню Земли , участие в экологических акциях «Сделаем наш мир чище»);
  • изучение правил поведения в школе и общественных местах;
  • школьный лекторий в форме информационно-образовательных часов (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками) и т.д.
  • работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
  • проведение общешкольного конкурса «Лучший класс года»;

-встречи со студентами саратовских вузов, со слышащими сверстниками школ города, со знаменитыми спортсменами нашего города, с работниками Центральной библиотеки;

  • выступления наших творческих коллективов на концертных площадках Энгельса, Саратова и других городов России.

Участие наших ребят в таких коллективных мероприятиях способствует формированию у них социального опыта общения с разными людьми, усвоению ими ценностей, установок и норм поведения, характерных для данного общества.

В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в школе проводится цикл мероприятий, посвящённых этой дате: марафоны знаний об истории Великой Отечественной войны, викторины и классные часы, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, членами общественных организаций «Боевое братство» и «Часовые Родины», с героями , пережившими блокаду и освобождавшим Ленинград. На встрече с ребятами председатель секции блокадников Ленинграда при областном и Энгельсском советах ветеранов Клеймёнова А.М. рассказала о жизни в блокадном городе.

В школе начала работу комната «Боевой славы», где представлены материалы об истории Великой Отечественной войны.

Воспитанники нашей школы посетили Краеведческий музей, где была представлена большая экспозиция «В небе фронтовом», посвящённая «Ночным ведьмам» — женским авиаполкам, которые базировались во времена Великой Отечественной войны в городе Энгельсе Саратовской области и наносили удары по немецким войскам. Многие лётчицы были отмечены орденами и медалями, а одной из них присвоено звание Героя Советского Союза.

Таким образом, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.

Процесс реализации школьной программы по патриотическому воспитанию должен превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить «культуру и исторические традиции» малой родины и при этом дать учащимся образование, позволяющее детям реализовать себя в жизни, способствовать формированию каждого ребенка в достойного человека – гражданина, семьянина , труженика .

Источник

Занятие по воспитанию у детей любви и уважения к своей Родине «Моя Родина Россия»

Елена Заемина
Занятие по воспитанию у детей любви и уважения к своей Родине «Моя Родина Россия»

Цель: воспитание у детей любви, уважения к своей родине.

Образовательные: Закрепить знания детей о государственной символике России: гимне, гербе, флаге,повторить понятия: «Большая родина, малая родина», пополнить знания о присяге в военных рядах в Российской Федерации.

познакомить детей с историей возникновения села Маргаритово,

Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать своё родное село.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, интерес и любовь к родине.

Ход мероприятия.

Дети вбегают в зал под Песню «Россия» садятся.

Звучит гимн России. Дети слушают стоя.

Воспитатель: Что вы сейчас прослушали? (гимн). Гимн главная песня страны и слушать его надо стоя. Гимн, какой страны мы услышали сейчас? (гимн России).

Дима:Над полями, над лугами

Гимн несется в синеву,

Нет земли родней, желанней –

В России я, друзья, живу!

Воспитатель: А какие еще символы Российской Федерации вы знаете? (флаг).

А сколько цветов на нашем флаге? (три цвета).

Да, ребята, и называется это триколор.

Повторите, пожалуйста, триколор. А еще наш флаг называют стягом, трехцветным.

Три цвета на флаге России: белый, синий, красный. Эти цвета символизируют единство мира, земли и неба. А что они обозначают?

Олеся Белый цвет – в нем добро, любовь и чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

Эва: Синяя полоса – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

Лера :Красным цветом — Россия добыла честь и победу.

Воспитатель:показывает герб. А это что? (герб). Для чего нам нужен герб? (ответы детей)

Воспитатель: герб есть у каждой страны, это ее отличительный знак. Герб устанавливают на границе, есть герб и на монетах нашей страны, на печатях и документах.

Воспитатель: а что изображено на нашем гербе?

Дети: двуглавый орел, увенчанный короной, и Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Дракон представляет собой силы врага. :

Костя У России Величавой

На гербе орел двуглавый.

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он – России дух свободный.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам собрать флаг России (звучит музыка дети собирают флаг из полосок бумаги

Воспитатель: Ребята, мы сейчас вспомнили символы большой, великой Родины – России.

Но каждый из нас имеет еще и малую Родину. Что мы называем малой Родиной?

Дети: Место, где мы родились и живем.

Воспитатель: Правильно. В каком краю мы с вами живём? Правильно в Донском. Донская земля напоена водами широкой и раздольной, щедрой кормилицей – рекой? А какая река вы знаете?

Руслан Ой, ты Дон, ты наша Родина,

Дон ты вольный и раздольный

Разлился и в даль и вширь!

Дети все твои родные,

Наш любимый Тихий Дон,

Шлют казачии приветы

До сырой земли поклон!

Воспитатель: ребята, а как называется село в котором мы живём?

Воспитатель: правильно. Это наша малая Родина. Послушаем стихотворения.

Дарина Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Женя Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Маргарита Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим – синим

Флаг России над кремлем.

Андрей Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это все мое родное.

Ангелина Слышишь песенку ручья –

Это Родина моя!

Детский сад, мои друзья –

Это Родина моя!

Воспитатель:ребята, рассмотрите картинки нашей огромной страны России. (рассматриваем).Дети, что нужно делать, чтобы красота нашей природы не угасала? (ответы). Правильно соблюдать чистоту, правила поведения на природе, не губить природу, не рубить деревья, не ломать веток, не бросать мусор, не загрязнять реки, быть помощником для природы, другом.

Воспитатель: а давайте исполним песню «Наш край»

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт —

Всё бегут, бегут дороги,

И зовут они вперёд.

Всё бегут, бегут дороги,

И зовут они вперёд.

И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд —

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад.

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад.

Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое

Всё светлее с каждым днём.

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!

Мы живём в краю родном!

Ведущий: ребята, вы знаете почему наше село названо Маргаритов? Послушайте.

деревню населил богатый человек Блазо, а поскольку звали его Маргарит, то и село назвали Маргаритовка. Позже, когда дочь Блазо- Мария Сарандинаки унаследовала землю отца, а после нее — ее муж с сыновьями Маргаритом и Павлом, село не пришлось переименовывать — им владел внук Блазо — Маргарит Сарандинаки. Село стало называться Маргаритово. Маргаритовское поселение располагается в западной части Азовского района. С северной стороны территория омывается водами Таганрогского залива. По территории поселения протекает две реки (Мокрая и сухая Чумбурка). Рассмотрите карту на которой изображено наше село.

Ведущий: ребята, а какие достопримечательности есть в нашем селе? (ответы детей)

Ведущий : правильно центральная усадьба, в которой жил Маргарит Сарандинаки, школа, детский сад, библиотека, больница, ДК, памятники погибшим воинам во время ВОВ, почта, магазины.

Дима Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой!

Воспитатель: а сейчас, ребята, я предлагаю вам исполнить танец

Танец «Синий платочек».

Воспитатель: 23 февраля у нас в стране отмечается праздник «День защитника отечества». По закону нашей страны все юноши, достигшие 18-ти лет, должны служить в армии. И сейчас я хочу вам показать, как принимали присягу будущие офицеры, которые прошли курс «молодого бойца». Что такое присяга? (Это клятва на верность Родине, на ее защиту.

(ВОЕННАЯ ПРИСЯГА – образец.)

Я, (фамилия, имя, отчество, торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. (дети рассматривают фотографии с изображением присяги

Воспитатель: сейчас мы проверим ваши знания о нашей Родине. Поиграем в игру «Подскажи словечко»

На ней березки белые, над нею небо синее, Живут здесь люди смелые, Зовут ее … (Россиею).

Ведущий : Здесь правительство России, Важные другие лица. Если бы меня спросили, Я ответил бы в … (столице).

А какой город является столицей нашей Родины России? (Москва)

Воспитатель Он за всю страну в ответе, Все решит в один момент. Это кто? Скажите, дети, Ну, конечно … (президент).

Назовите как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин) Посмотрите чей это портрет, ребята? (ответ)

Правильно – это Владимир Владимирович Путин президент нашей страны.

Воспитатель: Полосатый и трехцветный Государственный наш знак, Всем он издали заметный Бело-сине-красный … (флаг).

Воспитатель : Россия – это наша страна. А кто знает как называется край, в котором мы с вами живем? (Донской край) Центр нашего края – город Ростов -на -Дону.

Воспитатель: а район в котором мы живём, как называется (Азовский)

Воспитатель: как называют село в котором мы живём? (Маргаритово)

Воспитатель: Когда наши мальчики подрастут, они тоже будут замечательными защитниками. Во все времена наш народ защищал свою Родину от врагов. И все люди всегда мечтают о мире на всей Земле.

Костя: Я хочу, чтоб птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Юля : Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны!

Дарина Нам нужен мир – тебе, и мне

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что вы запомнили?

Какие государственные символы России вы знаете?

В какой стране мы живём?

Что такое присяга?

Кто её принимает?

А за, что вы любите свою Родину?

Как называют наш край?

В каком селе мы живём?

Воспитатель : я хочу ребята, чтобы вы всегда помнили эти слова эти слова

Родина моя, моя Россия!

Как сказать тебе, что я тебя люблю.

Эту реку, это небо синее

Эту жизнь в моём родном краю,

Этот дождь и эти вьюги злые,

Эти клёны, эти тополя…

Родина моя, моя Россия,

Как сказать, что я люблю тебя!

Всем спасибо, ребята, наше мероприятие закончено.

«Таловая — моя малая Родина». Мероприятие в рамках проекта «Ты, Россия: — мой дом, ты, Россия: — моя» в старшей группе МКДОУ детский сад № 2 общеразвивающего вида р. п. Таловая, Воронежская область Воспитатель: Ситникова Галина Александровна Старшая группа.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия, дружная семья» Цель: знакомство с родной страной, народами, населяющими Россию Задачи: • формирование представлений о родной стране, о разных национальностях,.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия» Конспект открытого занятия в старшей группе по воспитанию патриотических чувств, по теме «Моя Родина — Россия» Воспитатель: С. В. Уманчук.

Организованное образовательное событие по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия — Родина моя» Организованное образовательное событие по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия – Родина моя» Цель: Формировать.

Открытое занятие с использованием ИКТ «Моя Родина-Россия» для детей подготовительной группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ. Тема: «Моя Родина – Россия» Задачи.

Проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» Образовательная область: познание. Вид проекта: долгосрочный, познавательный, групповой. Цель проекта: Осуществление комплексного подхода.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад №443 «Дельфинчик» конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию.

Викторина по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя!» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о государственных символах России; 2. Закрепить названия народных промыслов; 3. Обобщить.

Занятие «Россия-Родина моя!» Тема: «Наша Родина — Россия» Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Задачи: — Способствовать развитию грамматического.

Источник

Читайте также:  Ребенок с радость что то делает
Оцените статью