Ознакомление с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности в первой младшей группе
Ольга Кириллова
Ознакомление с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности в первой младшей группе
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, обогатить словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Одной из ключевых позиций ФГОС дошкольного образования является создание условий позитивной социализации дошкольников. Содержание знаний ребенка о труде взрослых имеет непреходящее значение в социализации личности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования представленийдетей по ознакомлению с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности.
Целью данного педагогического опыта является накопление социального опыта дошкольников, формирование у них эмоционального отношения к профессиональному миру начиная с раннего возраста.
— создавать и поддерживать интерес малышей к деятельности взрослых;
— обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых процессов;
— помочь увидеть в результатах труда взрослых в конкретных трудовых процессах направленность на заботу о детях;
— воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к
предметам и игрушкам, как результату труда взрослых;
— помочь ребенку освоить соответствующий словарь;
— побуждать к отражению полученных впечатлений в игре.
1. Определить объем знаний и круг интересов детей в рамках темы
2. Разработать план деятельности по формированию у детей представлений о труде взрослых
3. Создатьусловия в развивающей предметно–пространственной среде, способствующие расширению представлений о труде взрослых
4. Вовлечь семью в работу по расширению представлений о труде взрослых.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Нами были внесены изменения в среду:
— подбор художественной литературы, самодельных книжек малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
— создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
— подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
— подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых;
— подбор демонстрационного материала по теме «Труд взрослых»
— выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
— материалы для игр
Система работы по ознакомлению детей с трудом взрослых строится по трём основным линиям :
— приближение детей к труду взрослых;
— приближение работы взрослых к детям;
— совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых.
Это направление работы осуществляется в процессе рассматривания иллюстраций и изображений инструментов, материалов, с сопровождением рассказа взрослого, прослушиванием художественных произведений (сказок, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Показ иллюстраций или сюжетных картинок педагог обязательно сопровождает разъяснительной беседой, в которой делает акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.
Выполнение физических упражнений периодически организуется в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность включаются игры импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы с детьми относятся наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В дальнейшем знания, полученные детьми во время наблюдений, обязательно уточняются, дополняются и закрепляются.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации,организуются встречи:
— с медицинским работником;
В процессе встреч дети получают возможность наблюдать некоторые способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя малышам трудовые действия, взрослый производит их выразительно и привлекательно, комментирует каждую операцию, даёт возможность детям рассмотреть орудия труда.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры (организуемые педагогом, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации, которые реализуются в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети из множества разнообразных предметов выбирают игрушечную посуду и приборы, а также куклу в соответствующей одежде «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
• подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
• подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору»
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
Мы изготовили лэпбук «В гостях у сказки», который, исходя из принципа полифункциональности, помимо основной задачи – театрализованной деятельности, также используется при ознакомлении детей с трудом взрослых. Например, сказка «Колобок» помогает нам познакомить детей с последовательностью трудовых операций бабушки при выпекании колобка, сказка «Репка» — с последовательностью действий по выращиванию растения, ценностью трудового вклада каждого участника для получения результата.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Построим дом котенку»
Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий трудаи начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают.
Для ознакомления детей с трудом взрослыхможно применять традиционные методы обучения и воспитания:
— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание сюжетных картин и иллюстраций); Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых.
— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Эффективность ознакомления детей с трудом взрослых, закрепление полученных знаний и умений не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями.
1. Родительские собрания. Проводятся один раз в квартал. Их цель — взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в ДОУ, моделирование задач и перспектив в учебном году.
2. Индивидуальные и групповые консультации – наиболее эффективная форма установления связи педагога с семьей, чтобы оказать помощь родителям по тому или иному вопросу, связанному с воспитанием ребёнка и достижению единой точки зрения в данной области. Главная роль принадлежит воспитателю, так как он планирует тематику и структуру консультаций.
3. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов позволит развить взаимоотношения между родителями и детьми через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность.
4. Оформление фотовыставок. Такое взаимодействие дает возможность увидеть родителям, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а так же делиться собственным опытом семейного воспитания.
5. Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается информация о направлениях работы ДОУ, годовом плане, целях и задачах разновозрастной группы, отражает работу с детьми в соответствии с требованиями программы.
6. Оформление папок — передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей.
7. Анкетирование родителей. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает процесс труда, видит, как работают взрослые. По результатам анкетирования, воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребёнка сложены.
Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.
«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.
Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.
Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (2 часть) СОЦИАЛЬНО — КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.
Источник
Статья » Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий»
статья
Основная мысль статьио том, что наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursii_kak_odna_ih_effektivnyh_form.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад № 148»
Экскурсии как одна их эффективных форм
с миром профессий
Воспитатели: Нелина Ольга Владимировна
Николаева Елена Анатольевна
Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Передача социокультурного опыта из поколения в поколение осуществлялось в том числе и через традицию ознакомления и приобщения подрастающего поколения с ремеслом, которым владели предки.
Одни виды деятельности отходят на второй план, другие становятся востребованы, что определяется запросами общества. Таким образом, вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями всегда будут актуальны и своевременны. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями является одной из важных задач социализации ребенка. К сожалению, современные родители, погрузившись в работу, мало что рассказывают о ней детям (в основном, это сетования на усталость и недостаточное вознаграждение). Порой дети не могут объяснить, что означают такие рабочие профессии, как: токарь, слесарь, электрик, инженер, не совсем полно понимают, чем занимаются водители, продавцы, медики, педагоги, бухгалтера. Что уж говорить о современных профессиях, таких как: менеджер, мерчандайзер, маркетолог, промоутер, байер и т.д.
И все-таки, мы, педагоги, хотели бы обратить внимание подрастающих граждан страны на профессии, без которых невозможно нормальное функционирование любого государства.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий будет эффективным, если в процессе обучения и воспитания будут использоваться разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий [1, с. 77].
Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, чтобы дошкольники ясно воспринимали полученную информацию, необходимы объяснения взрослых (педагогов, родителей). В процессе бесед и занятий с детьми уточняется, дополняется, закрепляется информация, полученная воспитанниками в ходе наблюдений. Наблюдения и экскурсии организовываются исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольного образовательного учреждения [4, с. 210].
Особое внимание уделяем тем профессиям, которые чаще всего встречаются в жизни ребенка, являются жизненно важными, понятными и доступными для дошкольников. Конечно же, это сотрудники дошкольной организации: педагоги (воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель), повар, помощник воспитателя, врач, медсестра, уборщик, водитель, электрик, плотник, дворник.
Нашими педагогами были организованы и проведены экскурсии в детскую библиотеку по улице Заозерная; в БОУ «Средняя общеобразовательная школа №46», «Средняя общеобразовательная школа №51», «Лицей №143», в почтовое отделение №83. На базе данных учреждений дети знакомятся с профессиями библиотекарь, учитель, почтальон. Занимательная экскурсия с детьми в мастерскую стеклодувов дала возможность ребятам познакомиться с профессией стеклодува и процессом изготовления стекла. Побывав в пожарной и воинской частях, дошкольники увидели, как выглядят пожарные и военные, наяву рассмотрели специальную технику, оборудование пожарных, вооружение военных, что не оставило равнодушным ни одного мальчишку.
Посетив театр кукол «Арлекин» и увидев интереснейших творческих людей, дети познакомились с профессиями, связанными с миром театра: актер, костюмер, гример. А во время неоднократного посещения «Детской школы искусств №10» ребята знакомятся с профессиями мира музыки: преподаватель музыки, концертмейстер, музыкант, дирижер.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают зрительное мышление и память, и во время экскурсии они могут визуально познакомиться с различными видами деятельности, некоторыми видами оборудования, воочию увидеть, как работают люди. Экскурсии выполняют следующие функции: реализация принципа наглядного обучения; закрепление полученных представлений с реальной жизнью; ознакомление дошкольников с доступными видами производства; закрепляются навыки общения со взрослыми людьми; закладываются основы профориентации.
Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к наблюдаемой работе взрослых возрастает, когда они могут выполнить хотя бы одну, доступную детям, функцию. Так, на кондитерской фабрике «Карамелька» детям была предоставлена возможность украсить пирожные кондитерскими материалами. Таким образом, воспитанники не только познакомились с профессией кондитера, но и пополнили словарный запас профессиональной терминологией.
Во время экскурсии педагог дополняет полученную информацию, рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители этих профессий, используя развлекательный материал, стихи, загадки, пословицы. Вернувшись в группу с детьми, обязательно обсуждается увиденное [6, с. 88].
При этом учитывается, что дети находятся под впечатлением, даем им время «успокоиться». Тем временем ребенок готов «поместить» полученные знания на свои места и дать ответы на вопросы, заданные педагогом [2, с. 124-125]. Процесс рефлексии – один из интересных и захватывающих этапов в подведении итогов экскурсии.
Представления о профессиональных занятиях людей разных профессий, полученные во время экскурсий, благоприятно влияют на развитие ролевого поведения в сюжетных играх у детей. Именно в ролевых играх фиксируются знания о профессиях, полученные дошкольниками, корректируется информация о виде деятельности и взаимосвязи профессий.
Со старшего дошкольного возраста, при непосредственном участии родителей в рамках экскурсионной работы, стараемся реализовать такие формы, как: фоторепортажи и видеоролики. Созданные видеоролики и фоторепортажи с места совместных прогулок дают возможность расширять представления детей о разнообразии социального мира и воздействии деятельности взрослых на окружающий мир.
Можно с уверенностью утверждать, что экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации. Конечно, наши воспитанники выберут профессии в соответствии с собственными желаниями, возможностями, пожеланиями родных, требованиями времени, но уважение к человеку труда останется, и пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» не будет пустым звуком. И труд будет не наказанием, а реализацией лучших качеств и способностей человека на благо общества.
Источник