Фольклорные поэтические произведения выражающие чувство прощания разлуки горя предстоящих
10 — 11 классы.
I. Историко-литературный блок.
1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:
Г.Р. Державин Старая Русса
А.С. Пушкин Карабиха;
М.Ю. Лермонтов Ясная Поляна;
Н.В. Гоголь Тамбов
А.Н. Островский Тарханы;
Л.Н. Толстой Михайловское;
Н.А. Некрасов Щелыково.
Н.С. Лесков Мураново
Ф.М. Достоевский Рим
Ответ. Г.Р. Державин – Тамбов; А.С. Пушкин – Михайловское; М.Ю. Лермонтов –Тарханы;
Н.В. Гоголь – Рим, А.Н. Островский – Щелыково, Л.Н. Толстой – Ясная Поляна;
Ф.И. Тютчев – Овстуг, Мураново, А.А. Фет – Степановка, Воробьёвка;
Н.А. Некрасов – Карабиха, Н.С. Лесков – Орёл, Ф.М. Достоевский – Старая Русса
1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.
Ответ. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»
1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)
1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф.Тютчев) выделенное слово является олицетворением.
Ответ. да — в), г) ; нет — а), б), д), з), и), е), ж)
1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.
А) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин
Ответ. анафора, синтаксический параллелизм
Б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин
Ответ. эпитет, оксюморон
В) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет
Ответ. Эпитет, метафора
Г) Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
Ответ. Сравнение, метафора, сравнение
Д) Нева вздувалась и ревела.
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась.
А.С.Пушкин
Ответ. Олицетворение, сравнение
1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.
А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным
Б) Я думал. не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор.
В) Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя:
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что мне темно с другими.
Г) Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь
обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек
показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.
Е) И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
Ответ.
А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
Б) А.А.Фет Стихотворение
Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве. »
Д) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;
Е) В. Маяковский «Если звёзды зажигают…»
1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.
— Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)
— Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)
-Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)
Ответ.
Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов)
Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов)
Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)
1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:
— «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,
— «мне только бы досталось в генералы»,
— «в Европу прорубить окно».
Ответ.
— о своём Тулоне — князь Андрей Болконский;
— изобрести перпетуум-мобиле – механик-самоучка Кулигин;,
— «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» — Манилов,
— «мне только бы досталось в генералы» — полковник Скалозуб,
— «в Европу прорубить окно» Пётр I.
1.9.О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Ответ. о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии?
II.Интерпретация лирического произведения.
М.Ю.Лермонтов
Казачья колыбельная песня
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.
Ответ. «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери. Идея связи поколений: жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.
2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?
2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения?
2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?
2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?
Ответ.
«Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери.
Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.
Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.
«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.
Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.
Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.
Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.
Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры!
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою.
Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.
С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело:
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого:
Я сидельце боевое
Шелком разошью.
Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли:
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой (т. е. отважный и честный),
Провожать тебя я выйду,
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!
В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта.
В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, . вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — все это воспроизведено поэтом во всей полноте».
Источник
Ответы на тесты по литературе (ГИА).
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) по теме
Немного, но есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvety_na_testy_gia_litera.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово о полку Игореве»
1.1.1. Кто такая Ярославна? Кого олицетворяет она в «Слове о полку Игореве»?
Образ Ярославны — это первый женский образ в древнерусской литературе . Он объединил в себе скорбь и мужество всех русских жен, матерей, дочерей Русской земли.
Ярославна — это отчество жены князя Игоря Ефросиньи Ярославны, дочери Ярослава Галицкого, одного из самых могущественных русских князей.
В «Слове о полку Игореве она олицетворяет всех русских жен, горюющих о своих мужьях. Об этом красноречиво говорит ее «плач».
1.1.2. Какую роль в тексте «Слова о полку Игореве» играет слово «кукушка»: «…, кукушкой безвестной рано кукует. «Полечу, — говорит, — кукушкой по Дунаю…»
В устной народной поэзии слово кукушка обозначало одинокую женщину, не имеющую семьи. Кукование кукушки в народе связывали с пророчеством долготы жизни. Называя себя кукушкой, Ярославна выражает свою горечь от разлуки с любимым мужем. Ярославны называет себя «безвестной кукушкой», подчеркивая свое одиночество.
1.1.3. Какие средства художественной выразительности использует автор в «Плаче Ярославны»?
Плач Ярославны очень близок к фольклору. В нем используются постоянные эпитеты «светлое-тресветлое солнце», метафоры «засушило их муки», «в горести колчаны их закрепило». Ярославна обращается силам природы: к солнцу, ветру, к воде (Днепру). Риторические обращения сопровождаются междометиями и восклицаниями: «О ветер, ветрило!», «Светлое и тресветлое солнце!», «О Днепр Словутич!».
В плаче Ярославны используется троекратное повторение («Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая…», роднящее его с произведениями устного народного творчества.
В речи Ярославны используются слова высокого стиля: «господин», «владыко», «лелеял». Она называет своего мужа словом «лада», что в народной поэзии обозначало «возлюбленный».
1.1.4. Какую роль в тексте «Слова о полку Игореве» играет плач Ярославны?
Ярославна олицетворяет в «Слове о полку Игореве» всех русских жен, на чью долю выпала горькая участь оплакивать своих мужей, нашедших безвременную смерть на поле боя. однако в этом произведении она надеется вернуть своего любимого. потому и обращается с надеждой ко всем силам природы. Кроме того, Ярославна умоляет силы природы защитить не только ее мужа, но и его воинов: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?»
Сила ее любви, сила ее гражданского чувства побеждают — и свершается чудо: князь Игорь возвращается из плена.
Плач Ярославны можно рассматривать как протест против войны, разрушений и жертв.
1.1.5. Сопоставьте перевод «Слова о полку Игореве» Н.Заболоцкого и дословный перевод, приведенный выше. Что объединяет эти переводы? Чем поэтический перевод отличается от дословного перевода?
И дословный перевод плача Ярославны, и поэтический перевод Н.Заболоцкого основаны на народном поэтическом творчестве. В этих произведениях используются одни и те же образы ветра, солнца и Днепра, очень близки обращения к этим силам природы:
«О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» (дословный перевод)
— Что ты, ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки? (Н.Заболоцкий)
Риторические вопросы также сближают эти отрывки.
В дословном переводе стрелы называются «хиновскими», а в поэтическом переводе — «половецкими». Это одно и то же название, только в дословном переводе оно записано на древнерусском языке, а у Заболоцкого — на русском.
Однако есть и отличия между этими произведениями. В тексте Н.Заболоцкого картина намного шире той, которую представляет дословный перевод.
В дословном переводе мы узнаем, что Ярославна «с утра плачет . А Н.Заболоцкий расширяет эту картину: «Лишь заря займется поутру».
В дословном переводе не дается характеристики Ярославне, а Н.Заболоцкий использует эпитеты: «Ярославна, полная печали…» и «Ярославна молодая». Таким образом, можно видеть. что поэтический перевод более лиричный, в нем открыто выражается авторское отношение к героине.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны, 1747 года»
1.2.1. В чем заключаются характерные особенности оды как жанра на примере данного фрагмента?
Ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо знаменательного события или исторического лица. «Ода на день восшествия…1847 года» относится к высокому стилю. В ней используются слова книжной лексики, старославянизмы: отрада, дерзают, злато, услаждаюсь. Старославянизмы помогают почувствовать торжественный слог стихотворения, чувство гордости за свою родину.
1.2.2. Какое достоинство императрицы подчеркивает М.В.Ломоносов?
М.В.Ломоносов восхищается красотой Елизаветы Петровны:
Душа ее Зефира тише
И зрак приятнее Рая.
Ломоносов показывает не только красоту, но и щедрость Елизаветы Петровны: «…твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют…» Ломоносов отмечает ее стремление к миру. Она «войне поставила конец».
И все же основным достоинством императрицы автор называет стремление видеть счастливым русский народ:
Я Россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь,
На целый запад и восток».
1.2.3. Какие темы нашли отражение в этой оде М.В.Ломоносова?
В оде М.В.Ломоносова нашли отражение различные темы. Прежде всего, это тема Родины. Поэт говорит о славном прошлом России, о заслугах Петра I, который «Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес».
Находит отражение в оде и тема науки. Ломоносов пишет:
…Здесь в мире расширять науки
В конце оды мы находим Гимн науке и напутствие молодому поколению:
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены…
1.2.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в строках:
Царей и царств земных отрада,
С какой целью Ломоносов использует это средство?
В самом начале оды М.В. Ломоносов использует перифраз — троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:
Царей и царств земных отрада,
Что может быть более желанным, чем мир? Ломоносов называет мир «земной отрадой», «возлюбленной тишиной», «блаженством». Тема мира имеет непосредственное отношение в образу императрицы, которая « возвратила мир», положила конец войне с Швецией 174-1743 годов.
1.2.5. Сопоставьте оду Ломоносова «На день восшествия…» с одой Г.Р.Державина «Фелица».
Найдите общие черты этих произведений.
В литературе XVIII века было принято строгое следование требованиям классицизма. Произведениям высокого «штиля», к которому относится ода, свойственно обращение к высоким темам или историческим личностям и использование слов высокого, торжественного слога. Ее гражданский пафос, торжественный язык, полный ораторских восклицаний и обращений, пышные, нередко развернутые в целую строфу метафоры и сравнения, обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, ее, по выражению самого Ломоносова, «высокость и великолепие» послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII в.
Оды Ломоносова и Державина посвящены женщинам, сыгравшим значительную роль в истории России: Елизавете Петровне и Екатерине II. «Фелица» Г.Р.Державина — гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II в то время как ода М.В.Ломоносова обращена не только к Елизавете Петровне, но и к России, к ее прошлому и будущему.
Как Ломоносов, так и Державин использует слова торжественного слога, старославянизмы: добродетель, препровождает, блаженство. Однако в оде Державина есть отступление от норм классицизма. Державин вводит в оду просторечные слов:
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой…
Так Державин подчеркивал отличие императрицы от ее приближенных, которых в тексте называет «мурзами».
Обеим одам свойственно включение комплиментов — лестных отзывов об императрицах. И.Ломоносов, и Державин показывали кротость императриц. Ломоносов пишет:
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас…
Державин также заостряет внимание на добродетелях Екатерины II. Как для Ломоносова, так и для Державина важно, чтобы заслугами императрицы процветала наша держава:
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.
Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
1.2.1. Докажите принадлежность произведения В.А.Жуковского «Светлана» к жанру баллады.
Баллада — это произведение романтического жанра. В ней жизнь героев представлена в противостоянии судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним. Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком пр е грады между реальным и потусторонним миром.
В балладе создается романтическая обстановка: ночь, туман, « тускло светится луна», и героиня одна наедине со своими страхами и переживаниями.
В балладе находят отражение романтические образы и картины. В «мёртвом молч а нье» ночи были слышны тревожные звуки: жалобный крик «вестника полуночи» сверчка, зловещее карканье ворона.
В балладе используется образ «белоснежного голубка», который своими крылами защищает Светлану, как бы отвечая на её горячую молитву. В этом прослеживается романтическая идея баллады — любовь торжествует над смертью.
1.2.2. Какую роль в балладе играет вступление?
В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать сам о стоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа — в отличие от баллады «Людмила», являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь п е ред Крещением.
В описании гадания поэт использует просторечные слова: «раз в крещенский вечерок…», «башмачок», «ярый воск». Это придает национальный колорот картине гадания. По напевности, простоте эта часть баллады напоминает народные песни, в которых нашла отражение обрядовая поэзия:
…Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
1.2.3. Можно ли назвать образ Светланы в этой балладе романтическим образом? Почему вы так считаете?
Светлану в балладе В.А.Жуковского можно назвать романтической героиней. Она молчалива и грустна. Ее окружает романтическая обстановка — ночь, туман, луна. Главное содержание ее жизни — любовь. Это чувство захватило её настолько, что она ни о чем не может думать, как о своем милом:
Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Одиночество, мысли о смерти, желание узнать «жребий свой» — все это соответствует романтическому характеру.
Полная «тайной робости» страха, от которого она «чуть. дышит», Светлана все же решается прибегнуть к гаданию.
1.2.4. Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать его отношение к героине?
Жуковский особой любовью и нежностью. Представляя героиню, он пишет: Молчалива и грустна
Эпитеты «молчалива и грустна» передают сочувствие поэта, а эпитет «милая» помогает не только увидеть приятную внешность девушки, но и почувствовать авторскую симпатию.
Баллада завершается оптимистическим заключением:
О! не знай сих страшных слов
Ты, моя Светлана…
Обращение «моя Светлана» передает любовь автора к героине.
Для выполнения задания 1.5 дайте развернутый связный ответ (5-8 предложений).
Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на данный фрагмент или другие эпизоды произведения.
1.2.5. Прочитайте начало баллады В.А.Жуковского «Людмила» и сопоставьте с балладой «Светлана». Что объединяет баллады «Светлана» и «Людмила»?
Баллады «Людмила « и «Светлана» объединяет сходство сюжета: и Людмила, и Светлана чувствуют свое одиночество, они грустят о своих возлюбленных, не могут думать ни о чем ином. Действие в обеих балладах разворачивается на фоне романтического пейзажа: ночью за каждой из них приезжает жених и увозит с собой. Обе героини в начале баллад мысленно обращаются к возлюбленным.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель? («Светлана»)
«Где ты, милый? Что с тобою?
С чужеземною красою,
Знать, в далекой стороне
Изменил, неверный, мне;
Иль безвременно могила
Светлый взор твой угасила». («Людмила»)
Без ответа остаются вопросы Светланы и Людмилы. Неопределенность судьбы порождают уныние и мысли о смерти. Светлана говорит подружкам:
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
И Людмила, предполагающая, что ее милый друг погиб на войне, говорит:
«Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить».
И в одном, и в другом произведении автор сочувствует героиням:
О! не знай сих страшных слов
Ты, моя Светлана…( «Светлана»)
Где ж, Людмила, твой герой?
Где твоя, Людмила, радость?
Ах! прости, надежда-сладость! («Людмила»)
Различаются баллады концовкой: Людмила умирает, разделяя судьбу своего жениха, а к Светлане утром приезжает ее жених.
«РЕКА ВРЕМЕН В СВОЕМ СТРЕМЛЕНЬИ…»
1.2.1. К какой лирике относится стихотворение Г.Р.Державина? Почему вы так считаете?
Стихотворение Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…» относится к философской лирике. В нем поэт заостряет внимание на проблеме жизни и смерти. Поэт размышляет о том, что в жизни нет ничего вечного. Он с грустью утверждает, что даже творчество (лиры и трубы) подвержено забвению.
1.2.2. Какие образы представлены в стихотворении?
Г.Р. Державин, размышляя о жизни человека, использует в стихотворении образ времени. Он называет его «рекой времен» и «жерлом вечности». Река, в которую нельзя ступить дважды, традиционно связывается с жизнью человека, быстро текущей и подчас непредсказуемой. Время неумолимо движется вперед, на смену одному поколению приходит другое. В этом и заключается смысл жизни.
1.2.3. Как вы понимаете выражение: все «вечности жерлом пожрется»?
Размышляя о времени, поэт приходит к мысли, что все, чем живет человек, рано или поздно закончится, «пожрется» «вечности жерлом». Слово «жерло» означает узкое и глубокое отверстие. Просторечное слово «пожрется» порождает образ жернова, перемалывающего зерна. Можно предположить, что поэт имеет в виду, что с течением времени ничего не остается от жизни настоящей, что все «канет в Лету».
Известно, что это стихотворение Г.Р.Державин использовал в качестве эпиграфа к оде «Бог», в которой говорится, что только Бог «теченьем времени превечный».
1.2.4. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
В стихотворении Г.Р.Державина «Река времен в своем стремленьи…» используются метафоры: «река времен», «пропасть забвенья», «вечности жерлом пожрется», «общей не уйдет судьбы!» Все эти метафоры побуждают читателя подумать о том, что все, чем живет человек, временно, что перед смертью равны все: и простые люди, и цари.
Большую роль в стихотворении играет звукопись. В нем чередуются твердые и мягкие напряженные звуки [р] и [р′]:
[Р′] ека в [р′] емен в своем ст [р′] емленьи
На [ р] оды, ца [ р] ства и ца [р′] ей.
Аллитерация на [р] и [р′] дает возможность понять авторскую мысль, что, что все в нашей жизни переменчиво.
1.2.5. Сопоставьте стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» со стихотворением «Водопад» Г.Р.Державина. Что объединяет эти стихотворения?
Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» со стихотворением «Водопад» Г.Р.Державина объединяет высокий, торжественный слог. В стихотворении «Река времен в своем стремленьи…» используются старославянизмы: стремленье, забвенье. И в стихотворении «Водопад» тоже есть старославянизмы: «сребра», «чрез поток», «рекою млечною». Высокий слог дает возможность ощутить значимость картин, представляемых поэтом.
В этих стихотворениях мы можем увидеть один и те же образ реки. Однако в стихотворении «Река времен в своем стремленьи…» река олицетворяет течение времени, а в стихотворении «Водопад» река имеет прямое значение перемещения воды: «…волны тихо льются, /Рекою млечною влекутся».
Еще один образ объединяет эти стихотворения — «жерло». В обоих стихотворениях он обозначает крайнюю точку. В стихотворении «Река времен в своем стремленьи…» это «жерло вечности», и в стихотворении «Водопад» — всепоглощающая бездна:
О водопад! в твоем жерле
Все утопает в бездне, в мгле!
Державину свойственно использование звукописи для передачи мира чувств. В обоих стихотворениях мы наблюдаем аллитерацию на [р] и [р′] :
Седая пена по б [р′] егам
Лежит буг [р] ами в деб [р′] ях темных… («Водопад»)
Следует отметить, что в стихотворении «Водопад» аллитерация позволяет услышать все звуки бушующей стихии: и звон («алма [з] на» гора, бе [з] дна, бры [з] ги), и рев ( [р′] ев в лесу
г [ р′] емит), и гром, и шипение ( « Ш умит — и средь густого бора / Теряется в глу Ш и потом…»).
А.С.Грибоедов. Горе от ума
(1-е явление 2-го действия)
1.1.1. Определите главную мысль монолога Фамусова. (Какую роль в этом фрагменте играет такая деталь, как календарь?)
А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» рисует сатирический портрет Фамусова как представителя «высшего» света. В монологе, обращенном к слуге, Фамусов обнаруживает пустое времяпрепровождение дворян. Такая деталь, как календарь, помогает нам представить образ жизни людей фамусовского круга: обеды, похороны, крестины…
1.1.2. О чем свидетельствуют следующие строки:
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Эти строки монолога Фамусова выражают авторское осуждение образа жизни дворян, которые, не имея высокой цели, дорожат зваными обедами:
… К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
В приведенном отрывке слова «ешь три часа, а в три дни не сварится» напоминают нам о жизни героя рассказа А.С.Пушкина «Дубровский» Троекурова, который часто страдал от обжорства.
Сатирическое отношение Грибоедова к Фамусову выражается в том, что Фамусов восхищается жизнью, которую ведет светское общество:
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится…
Не о предназначении человека «философствует» Фамусов, а об обедах, которые составляют для него и для людей его круга смысл жизни.
1.1.3. Что Фамусов называет похвальным в жизни Кузьмы Петровича?
Вспоминая о Кузьме Петровиче, Фамусов заостряет внимание на том, что он оставил «по себе» память «житьем похвальным»:
…С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…
Для людей фамусовского круга основным в жизни было достижение почестей и богатства. Фамусов с почтением говорит о Кузьме Петровиче: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Употребление множественного падежа вместо единственного (синекдоха) позволяет дать обобщенную картину жизни московской знати.
1.1.4. Как называются в литературоведении такие персонажи, как Кузьма Петрович? Приведите примеры других подобных персонажей из комедии «Горе от ума»
В драматическом произведении, помимо действующих лиц, вводятся внесценические персонажи. Они используются для того, чтобы расширить круг действующих лиц и представить обобщенную картину жизни. Например, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», кроме Кузьмы Петровича, звучат имена Максима Петровича, Татьяны Юрьевны и других представителей московской знати.
1.1.5. Прочитайте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», обращенный к Чацкому. Сопоставьте его с монологом Фамусова, обращенном к Петрушке. Что их объединяет?
Фамусов в своих монологах раскрывает идеал человека светского общества на примере Кузьмы Петровича (монолог, обращенный к Петрушке) и Максима Петровича (монолог, обращенный к Чацкому):
… Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…
Так же, как и в монологе, обращенном к Петрушке, в этом молологе Фамусов восхищается людьми, достигшими высокого положения в обществе, преклоняется перед их памятью, даже создается мнение, что он им немного завидует.
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — нутка!
В коротком отрывке Фамусов трижды с восхищением произносит имя Максима Петровича. В монологе, обращенном к Петрушке, также используются восклицания, чтобы показать особое уважение Фамусова к тому, кто для него является идеалом:
Кузьма Петрович! Мир ему!
Авторитет таких людей, как Максим Петрович и Кузьма Петрович, для Фамусова и людей его круга непререкаем.
1.2.1. Какая тема раскрывается в этом стихотворении?
В стихотворении Г.Р.Державина «Памятник» раскрывается тема поэта и поэзии. Мысль о бессмертии в творчестве Державина находили отражение неоднократно. Когда поэт воспевал Екатерину II, он писал:
Превознесу тебя, прославлю,
Тобой бессмертен буду сам!
В стихотворении «Памятник» Державин утверждает, что своими трудами «знак бессмертия себе воздвигнул». Он уверенно пишет:
Слух пройдет обо мне от белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…
Поэт выражает гордость за «славянов род», который не будет забыт в веках. Он видит свое бессмертие в том, что служил своему народу, и поэтому останется в памяти потомков.
1.2.2. Раскройте смысл названия этого стихотворения.
Стихотворение Г.Р.Державина «Памятник» является подражанием римскому поэту Квинту Горацию Флакку, создавшему оду «К Мельпомене». (Мельпомена — муза-покровительница высокой поэзии). Точный перевод этого стихотворения Горация сделал М.В.Ломоносов и поместил в своей «Риторике». В переводе Ломоносова первая строка звучит так:
Я знак бессмертия себе воздвигнул…
Название стихотворения Г.Р.Державина «Памятник» восходит к слову «память» — «знак бессмертия» (по Ломоносову). Державин ведет речь в стихотворении о том, что благодаря своему творчеству он останется в памяти потомков.
1.2.3. Поясните, что вы видите за строками стихотворения:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин впервые в русской поэзии заговорил о своем поэтическом бессмертии. Поэт подводит итог своего поэтического творчества.
Одним из лучших произведений Державину по праву считают «Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице», в которой он «дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить» самым простым языком выразил свое восхищение Екатериной II.
Другим замечательным произведением Г.Р.Державина стала его ода «Бог», в которой он очень образно раскрыл свое отношение к Творцу:
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
В стихотворении «Памятник» Державин пишет о том, что «истину царям с улыбкой» говорил. Возможно, поэт имел в виду свою оду «Фелица». Ведь комплиментарность в адрес Фелицы есть не что иное, как желание таковой видеть императрицу.
1.2.4. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин широко использует эпитеты (памятник «чудесный, вечный», гром «быстротечный», « в народах неисчетных», «в забавном русском слоге», «заслугой справедливой»). Эти эпитеты помогают поэту ярче выразить свое отношение к поэзии.
В стихотворении используются также развернутые метафоры и олицетворения:
Так! — весь я не умру: но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить.
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
Автор утверждает, что бессмертие поэта в бессмертных его произведениях.
Заключительная строфа стихотворения — обращение к Музе. В этой строфе поэт использует олицетворения:
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Так Державин выражает мысль о том, что поэт не должен зависеть от мнения тех, кто не понимает смысла поэзии. Он должен быть верен самому себе. Эту мысль спустя сорок лет повторит А.С.Пушкин в своем стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
1.2.5. Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. » со стихотворением Г.Р.Державина «Памятник»
Стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. » и стихотворение Г.Р.Державина «Памятник» представляют собой перевод оды «К Мельпомене» римского поэта Горация. Однако точным переводом этой оды является стихотворение Ломоносова, который в точности воспроизвел в своем переводе реалии римской культуры:
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет…
Авфид — река в южной Италии.
Давнус — легендарный царь Апулеи, римской провинции, где родился поэт Гораций.
Ломоносов использует в своем стихотворении и другие понятия, связанные с поэзией Горация:
Аквилон — северный и северо-восточный ветер у древних греков.
Алцейская лира — символ древнегреческой поэзии.
Дельфийский лавр — — относящихся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона.
Г.Р.Державин же в своем переводе употребляет русские географические названия: Волга, Дон, Нева, Урал. Он пишет о славянском роде. Поэтому можно сделать вывод о том, что стихотворение Г.Р.Державина лишь по форме близко к стихотворению Горация и Ломоносова.
Державин впервые в литературе выразил мысль о бессмертии своих творений:
…Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал…
Обращение к музе, приносящей славу поэту, есть и у Ломоносова, и у Державина:
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром. (Ломоносов)
О Муза! возгордись заслугой справедливой… (Державин )
Но Державин высказал мысль о независимости поэта и его творчества:
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
(2-е явление 2-го действия) и выполните задания
1.1.1. Какую роль в монологе Фамусова играют слова: «все вы», «мы», «по вашему», «по нашему», «Вы, нынешние»?
В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов освещает проблему противоречий между старым и новым поколением. Фамусов видит, что молодое поколение не стремится продолжать традиции, заведенные «исстари». Вот почему в его монологе звучат слова : «все вы», «мы», «по вашему», «по нашему».
Себя и людей своего круга Фамусов называет «мы», восхищается умением их «отцов» на примере Максима Петровича добиться уважения «при дворе». К молодому поколению Фамусов относится скептически: «Вы, нынешние, — нутка!»
1.1.2. За что Фамусов уважает Максима Петровича?
Для Фамусова люди, подобные Максиму Петровичу, — пример достойный подражания. Осуждая гордость молодого поколения («все вы гордецы»), Фамусов говорит о том, каких высот достиг Максим Петрович:
…он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам…
Фамусов с гордостью говорит о том, что дядя «пред всеми знал почет», что от него зависели судьбы многих людей. Он даже забывает, что дядя покойник, когда восхищенно рассказывает о нем как о живущем:
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — нутка!
1.1.3. Почему Фамусов обращается к Чацкому, используя формы множественного числа?
В лице Чацкого Фамусов видит молодое поколение людей, живущих не по заведенным традициям, а по-своему. Фамусов пренебрежительное называет молодое поколение «гордецами» и считает нужным внушить ему необходимость жить так, как жили «их отцы».
На протяжении всего монолога Фамусов использует формы множественного числа, говоря не только о молодежи («все вы гордецы», «как по-вашему», «вы, нынешние»), но и о своем поколении («мы, например», «по-нашему»). Таким образом подчеркивается мысль о том, что конфликт между поколениями является не личной, а общественной проблемой.
1.1.4. Найдите в монологе Фамусова риторические вопросы и риторические восклицания. Укажите их роль.
Фамусов в приведенном монологе считает необходимым дать наставление молодым людям, подобным Чацкому, не умеющим жить так, как жили «старшие».
С этой целью в монологе используются риторические вопросы: «Спросили бы, как делали отцы?», «Изволили смеяться; как же он?», «А? как по вашему?»
Фамусов выражает в своем монологе восхищение людьми, достигшими общественного признания и уважения, поэтому в его речи используются риторические восклицания: «Максим Петрович! Шутка!», «Максим Петрович! Да!»
В то же время и для нравоучения, и для выражения своего отношения к Максиму Петровичу Фамусов использует одновременно и риторические вопросы, и риторические восклицания:
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
Подобные примеры показывают уверенность Фамусова в правильности его жизненной позиции.
1.1.5. Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…» и сопоставьте его с монологом Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!. Что объединяет эти монологи?
Фамусов и Чацкий — представители разных поколений, у них различное отношение к жизни. Оба они умны и понимают, что являются выразителями разных идеологий. Фамусов консервативно настроен против каких бы то ни было преобразований в обществе, а Чацкий представляет интересы молодых дворян, которые не могут мириться с пережитками прошлого. Оба они касаются одной и той же темы: «век нынешний и век минувший».
Для Фамусова не существует иного пути, чем продолжать традиции «отцов», именно поэтому он приводит в пример жизнь его дяди максима Петровича.
Чацкому ненавистен старый образ жизни. Он называет минувший век «прямым» веком «покорности и страха».
Если Фамусов восхищен тем, как жил Максим Петрович и считает, что подобострастие по отношению к высокопоставленным лицам не является отрицательной чертой, то Чацкий осуждает это подобострастие, называя людей, подобных Максиму Максимычу «охотниками поподличать везде». А Фамусов, в свою очередь, называет дядюшку человеком смышленым, который «упал … больно, встал здорово» и потому «знал при дворе почет». Называя новое поколение «нынешними», Фамусов осуждает его неумение жить.
Чацкий же подвергает осмеянию подобный путь к благополучной жизни:
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: «Ax! если бы мне тоже!»
Конечно, Чацкий выражает передовые идеи начала XIX века, но он не знает жизни, в отличие от Фамусова. Чацкий ошибается, говоря: «Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…» Чацкий недооценивает силы «века минувшего», потому и испытывает «мильон терзаний» после объявления его сумасшедшим.
В.А.Жуковский. Элегия «Море»
1.2.1. В чем заключаются особенности элегии как жанра лирического стихотворения? Раскройте их на примере стихотворения В.А.Жуковского «Море».
Элегия — стихотворение — философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени. Элегия обычно проникнута романтическим настроением, романтическими образами. За реальными предметами и явлениями у романтиков скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. В стихотворении В.А.Жуковского «Море» представлен основной образ моря в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Для лирического героя оно проникнуто какой-то тайной: « Открой мне глубокую тайну твою».
1.2.2. Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба?
Образы моря и неба взаимно дополняют друг друга. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. Чувствуется гармония в природе. Жуковский пишет о море:
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
В бурю море неспокойно, оно рвется, воет, терзает « враждебную мглу, и тучи уходят.
Единение моря и небо показано в заключительных строках:
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
1.2.3. Каким предстает перед нами лирический герой стихотворения В.А.Жуковского «Море»?
Лирический герой стихотворения В.А.Жуковского «Море» близок к природе. Его привлекает могущество и загадочность моря. Для лирического героя море как живое существо. На это указывают олицетворения:
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо ; ты дышишь ; смятенной любовью ,
Тревожною думой наполнено ты.
1.2.4. Какие лексические средства выразительности помогают автору передать состояние лирического героя в этом стихотворении?
Состояние лирического героя поэт передает через описание морского пейзажа. Стихотворение представляет собой элегию. Четырехстопный амфибрахий в белых (нерифмованных) стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Рефрен (строки, повторяющиеся как припев в песне) «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. В описании бури поэт использует аллитерацию, т. е. умело группирует одинаковые или сходные согласные звуки [з], [р] и [р’], [ш]: « бе з молвное», «ла з у р ное», «Ты бье ш ься, ты вое ш ь, ты волны подъемле ш ь, Ты р ве ш ь и те рз ае ш ь враждебную мглу…»
При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.
Море представляется живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Отсюда — метафоры, метафорические сравнения, олицетворения: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Поэт использует риторические вопросы, обращается к морю с вопросом, словно к человеку: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»
Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Образу моря сопутствует образ неба. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».
1.2.5. Что сближает стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»?
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» так же, как и в элегии В.А.Жуковского «Море» центральным образом является образ моря. Но Тютчев заостряет внимание на ночном пейзаже, причем, как и у Жуковского, у Тютчева море переменчиво:
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В обоих стихотворениях поэты выражают восхищение морем:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей. (Жуковский)
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном! (Тютчев)
Оба поэта используют высокий слог, торжественный стиль в описании красок моря: у Жуковского море «лазурное», оно льется «светозарной лазурью, у Тютчева море «лучезарно», оно «блещет» под сиянием луны.
Лирический герой Жуковского и Тютчева одушевляет морскую стихию, на что указывают олицетворения: «ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты» (у Жуковского), «словно живое, Ходит, и дышит» ( у Тютчева).
Оба поэта широко используют звукопись в описании моря. У Тютчева, как и у Жуковского наблюдается аллитератция на [з], [p]
З ыбь ты великая, з ыбь ты мо р ская,
Чей это п р а з дник так п р а з днуешь ты?
Волны несутся, гремя и све р кая,
Чуткие з везды глядят с высоты.
Как и Жуковский, Тютчев использует риторические вопросы «Чей это праздник так празднуешь ты?» и восклицания «Как хорошо ты в безлюдье ночном!»
Оба поэта передают восхищение необузданной стихией и испытывают перед ней робость и растерянность:
Стою очарован над бездной твоей. (Жуковский)
Весь, как во сне, я потерян стою
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою. (Тютчев)
Монолог Фамусова « Вкус, батюшка, отменная манера…»
1.1.1. В представленном монологе Фамусова раскрывается неписаные «законы» светского общества. Сформулируйте эти законы.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» раскрываются типичные черты жизни высшего дворянского общества. Фамусов является представителем этого общества. В своем монологе « Вкус, батюшка, отменная манера…» он освещает основные принципы жизни дворян, у которых «а все свои законы есть».
Прежде всего, они гордились дворянством и дорожили тем, что свой титул могут передать по наследству, ведь «по отцу и сыну честь». В дворянском обществе человека оценивали по степени его богатства:
… Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Фамусов говорит о том. что в их обществе принимают всех «званных и незванных, особенно из иностранных…». Человека оценивают по богатству и знатности, а не по высоким нравственным качествам:
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед.
Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.
1.1.2. Как Фамусов относится к молодежи? Почему вы так считаете?
Поскольку этот монолог обращен к полковнику Скалозубу, Фамусов настроен благодушно. Фамусов показывает, что не всегда бывает доволен молодым поколением. На это указывает метафора «журим» . Однако он с нежностью говорит о детях и внуках, восхищаясь их умом:
Журим мы их, а если разберешь, —
В пятнадцать лет учителей научат!
1.1.3. Как характеризует Фамусова его отношение к женской половине светского общества?
Фамусов в присутствии Скалозуба поддерживает светскую беседу. Мы не увидим искреннего его отношения к женщинам. Фамусов говорит неодобрительно о том, что они могут восстать общим бунтом», но в то же время признает, что роль женщин в светском обществе значима:
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Однако это только красивые слова! И все же Фамусов с уважением называет наиболее известные имена
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
А дочек кто видал, всяк голову повесь.
Он хочет выдать Софью замуж за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы», и потому называет дочерей патриотками за их интерес к военным .
1.1.4. Какое средства художественной выразительности использует Грибоедов в строках:
…у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
В этом отрывке используются метафоры «исстари ведется», «наберется душ тысячки две родовых», «надутый всяким чванством», чтобы показать, за что человека ценят в дворянском обществе.
Фамусов использует просторечные слова «разумником», «хоть прытче будь», «на нас не подиви», чтобы показать, что дворяне не терпят людей умных, у которых нет богатства.
«А в семью не включат». О какой семье может идти речь? Конечно, о дворянском обществе, где гордятся своим происхождением и богатством. Значит, слова дворянство и «семью» с ударением на первом слоге можно рассматривать как контекстные синонимы .
1.1.5. Прочитайте диалог Чацкого и Молчалина. Что в репликах Молчалина созвучно мыслям, высказанным Фамусовым в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера…
В репликах Молчалина мы видим подтверждение мысли Фамусова о том, что женщины играют немаловажную роль в жизни дворянского общества. Фамусов говорил Скалозубу:
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна
Молчалин, поучая Чацкого, тоже называет имя Татьяны Юрьевны — очень влиятельной женщины в высшем обществе, потому что
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные…
В монологе Фамусова звучит восхищение Москвой:
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва.
И в реплике Молчалина раскрывается восхищение той жизнью, которую ведут в Москве дворяне:
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
Весь смысл жизни дворян сводится к тому, чтобы продвигаться по служебной лестнице с помощью «нужных людей».
Источник