Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора

Скачать:

Вложение Размер
folklor_1.docx 18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста.

Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности трудолюбия, доброты, дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др.. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Фольклор формирует у ребёнка чувства принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Через народное творчество ребёнок может развиваться, может проявлять свои умения, показать себя в играх.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

Произведения навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребёнок учится говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственного детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и так далее. В этом возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. В играх развивается инициатива , ораторские способности, находчивость.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только малыша, но и взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющие звуки, вызывают у него реакцию на художественные произведение. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приёмы, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Возраст трёх – четырёх лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речь.

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Игра для малышей – желанный и незаменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребёнок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазию, желания, чувства.

На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, закличек, стихов.

Ребёнок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, выразительном проговаривании текста.

Прежде всего, между взрослым и ребёнком должны быть доверительные отношения.

Колыбельная песня даёт ребёнку покой и тепло, убаюкивает его, и он засыпает. Колыбельная – это первая встреча со звуками родного языка. Как много в колыбельных песнях добрых, ласковых слов, обращенных к ребёнку.

Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.

Наши верные помощники на пути развития и воспитания малыша – пестушки, удивительные и поразительный жанр детского фольклора.

Пестушки – это коротенькие песенки, название которых произошло «пестовать», что значит – носить на руках, растить, ухаживать, воспитывать ребёнка.

Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразие построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент.

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально – мелодическая основа и педагогическое воздействие — совершенно иные. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность в игре, раскрывали её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе.

Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающие речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые завлекали и потешали детей.

Прибаутка признана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребёнка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию, считалки, жеребьёвые сговорки, игры – игровую и т. д., что позволяет их объединить их по функциональному признаку и выделить: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор. Но в детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, детские песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функции (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативной – речевой ( дразнилки, прозвища). Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта относятся к бытовому фольклору.

Сказка особенно побуждает активность ребёнка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: её композиция, яркое противостояние добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык , динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы-всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Сказки- своего рода нравственный кодекс народа, их герои –это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятия бытия- удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора.

Сказки, песенки, потешки- незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говор прибауток, потешек называют радость не только у малыша, но и у взрослого.

Потешки, приговорки- первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет побуждать к познавательной деятельности.

Детский фольклор в игре незаметно учит речи, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание, задумываться над способами, правилами создания слов, над грамматическим строем речи.

Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировоззрение, отзывчивость, служит прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Источник

Технология эмоционального развития детей раннего возраста средствами фольклора
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
vyistuplenienamofol-klor.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология эмоционального развития детей раннего возраста средствами фольклора»

Цель: способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.

Основные задачи: 1.приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь.

2. вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам.

3. способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ.

4. воспитывать гуманные отношения;

Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависти от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, песенки.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике: общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно, слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. Оформила «уголок ряженых и любования», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку-кочалку, в которой спит кукла Машенька.

А также оформила картотеку потешек « Не пора ли баиньки», прибауток, используя программу «Наш дом-Южный Урал».

В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», а также театр рукавичек. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной и помощником воспитателя, рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят качаться на лошадке, приговаривая:

Еду-еду, к деду, к бабе

На лошадке, в красной шапке.

А также мы очень любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», в игры развивающие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки.

Проводила с детьми занятия на тему: «Котя-котенька», «Гусь», «Петушок и его семья», «Кукла заболела», «Едем к кукле в гости», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями.

Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:

Утром: Перед зарядкой, беру солнышко-ведрышко (на палочке из картона) и говорю:

Рано солнышко встает

На зарядку всех зовет.

Во время утреннего приема, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с мамой, ласковым голосом обращаюсь к нему:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Большое внимание уделяем ребенку, когда он учиться самостоятельно держать ложку, чашку, овладевают навыками приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой:

Всем дает здоровье

Кашу с маслицем сварю

да и Сашу накормлю.

Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания о человеке и его действиях (умывание, одевание). Взрослый передает ребенку радость и бодрость. Которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые обыденные ситуации:

Чистая водичка моет

Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется плакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что же, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:

Не плачь, не плачь детка

Прискачет к тебе белка

Это что тут за рев

уж не стадо ли коров?

Во время одевания хвалим ребенка:

Наша Настя маленька

На ней куртка аленька!

В конце прогулки дружно убираем игрушки:

Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно!

Ну, а спальню идем со словами:

Ждет тебя кроватка

Спи Аленка сладко!

А со сна просыпаемся со словами:

Это кто уже проснулся

Кто так сладко потянулся?

После сна подходим к зеркалу и просим:

Подари мне гребешок!

Ну, пожалуйста, прошу:

Я кудряшки расчешу!

  1. малыш еще и слов-то знает мало – колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;
  2. малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется — пестушка помогает ему осваиваться в мире, в который ему еще не очень понятен;
  3. малыш учится ходить, умываться, одеваться – песенка подскажет, как это делать лучше;
  4. малыш учится быть человеком – слушая потешки и песенки, получает — ненавязчиво – добрые и мудрые наставления, так как герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы и щедры.

Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, наоборот действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее. У всех народов существовал прием имизации. Ребенок воспринимался у народа как активный член семьи, как активный деятель в общении с взрослыми, поэтому весь фольклор направлен на эмоциональный отклик ребенка.

Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает.

Фольклорные произведения для маленьких, несут в себе высшие гуманные ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок – вершина человеческой любви. Ребенок для взрослого – высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.

Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя. У него обязательно возникает желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому стоит высоко ценить такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них, потому что доверие к старшему свидетельствует о глубинных чувствах, которые воспитателю посчастливилось взлелеять в малышке.

С целью успешности решения поставленных задач должны быть учтены следующие принципы:

  1. принцип активности и самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка.
  2. принцип постепенности, поэтапности приобщения детей к народному фольклору.
  3. принцип комплексного использования разных фольклорных форм (песенок, потешек, прибауток, сказок, загадок).

Источник

Читайте также:  Точечный массаж при стрессе это
Оцените статью