Фольклор как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Фольклор, как средства эмоционального развития детей младшего возраста
статья (младшая группа) по теме

В статье рассмотрен материал, по значимости фольклора в жизни детей младшего возраста.

Скачать:

Вложение Размер
statya_dlya_publikatsii.docx 13.35 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор, как средства эмоционального развития детей.

Эмоции также играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции определяют эффективность обучения в узком смысле слова, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающих познавательную деятельность и обеспечивающих эффективность процесса познания, называют интеллектуальными.

Особую роль в жизни ребенка и его эмоциональном развитии играет искусство. По словам Е.А.Флериной искусство для ребенка становится методом образного познания жизни.

Искусство отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное , осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать. Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности, в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Н. К. Крупская писала: « Надо помочь ребёнку через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать».

Произведения искусства не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Литература, искусство заставляют задуматься ребёнка над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.

Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т.д.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей». Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Только систематическая совместная работа семьи и детского сада по воспитанию у дошкольников эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, при наличии которых ребёнок станет личностью.

Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями народного творчества. Главный творец языка и величайший педагог – народ – создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Уважаемые родители, педагоги! Эффективным средством развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий: при осуществлении их отбора на основе принципов, предъявляемых к художественному произведению, а также при использовании разнообразных методов и приёмов в работе с детьми в процессе ознакомления с ними.

Воспитатель ГБДОУ № 57 Козлова Оксана Владимировна

Источник

Роль малых жанров русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников

Наталья Емельянова
Роль малых жанров русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников

Русская песня, попевка, потешка, прибаутка, пестушка, колыбельная – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные потешки, прибаутки, песенки легко запоминаются детьми. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка.

Фундамент психофизического благополучия ребенка закладывается в ранние годы.Общепризнано: ранний возраст обладает сензитивностью, то есть благодатной восприимчивостью. Наряду с поиском современных моделей воспитания не нужно забывать и о детском русском фольклоре. Фольклор — одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок, поэтому воспитатели, особенно младших групп, должны знать много песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с дошкольниками.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором — принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Ведь малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит «летучий» характер.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста; расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.

Обогащение педагогического процесса фольклором — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Немаловажное значение для укрепления здоровья и нормального развития ребенка имеет режим дня, который необходимо соблюдать на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

Воспитателю необходимо уметь использовать малые фольклорные жанры в режимных моментах с детьми для того, чтобы они стали средством всестороннего воспитания дошкольников: способствовали развитию их познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

Так во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки,например:

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Маслина головушка, Шелкова бородушка.

Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,

Зубки острые, Шерстка пестрая…

С ребенком можно поздороваться и таким способом:

Здравствуй, Настенька! Здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал? По воспитателю скучал?

Сейчас на ручки возьму, Прямо к сердцу прижму!

Поцелую, обниму, Тебя к небу подниму!

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Умывание ребенка должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям.Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры,прогулки и так далее:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ухо,

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

А теперь перед едой

Руки вымоем водой.

Ритмичные слова вызывают у малышей радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Завтрак. Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Ешь кашку сладенькую,

или Гу-ту-ту, гу-ту-ту

Варю кашу крутую,

Накормлю я казачка!

Сон — важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Вот и люди спят, Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках, лисицы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,

Детки все по люлечкам. Спят — поспят, Всему миру спать велят.

Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков,необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

Наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. На родительском собрании мы говорим о роли детского фольклора в жизни детей, объясняем, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок можно поместить в папку — передвижку. Можно оформить тематическую выставку с разделом «Детский фольклор».

Таким образом, обогащение педагогического процесса малыми фольклорными жанрами — действенный метод эмоционального гуманистического воспитания с первых лет жизни ребенка.

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Источник

Читайте также:  Маяковский среди дураков чувствую себя
Оцените статью