Конспект занятия «Органы чувств»
Лусине Айвазян
Конспект занятия «Органы чувств»
Формирование представлений детей об органах чувств человека в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об органах чувств; расширять кругозор совершенствовать познавательные процессы и сенсорные эталоны восприятия и ощущения; закрепить знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства; закреплять умение выделять отличительные особенности портрета.
Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать дружеские чувства между детьми.
Развивающие: развивать связную речь; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
Коррекционно-речевые: развивать желание активно участвовать в общем разговоре, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; пополнять и закреплять изучаемый речевой материал по теме «Наши помощники»; развиваем тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением; развиваем зрительно – пространственную ориентацию и творческое воображение.
Предшествующая работа с детьми:
Занятия по теме: «Детям об органах чувств»; занятия по ознакомлению с окружающим миром и о себе; чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц, поговорок; упражнения пальчиковой гимнастики; наблюдения; элементарные опыты по определению запаха, вкуса, звука, цвета; беседы; рассматривания иллюстраций.
Пять столов с домиками Смешариков; цветок–символ с изображением органов чувств (глаза, носа, уха, руки); аудиозаписи со звуками природы; коробочки из-под киндер-сюрпризов (запах кофе, чеснока, духов); «чудесные мешочки» с различными предметами; подносы с фруктами; песня «Гномики»(музыка А. Басилая, слова А. Эппель).
Интегрирование образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я получила письмо из города забавных персонажей – веселых зверушек-шариков. В этом письме они рассказывают о своей беде. Веселые смешарики разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе все перепуталось. И они просят вас помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на настроение смешариков, можно ли их назвать веселыми? (дети разбираются в мимике)
Воспитатель: Вспомните, какие органы чувств вы знаете? (Дети перечисляют — рот, нос, глаза, уши, кожа).
Загадки об органах чувств:
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (глаза)
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (нос)
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (язык)
У зверюшки – не макушке, а у нас – ниже глаз. (уши)
Твои помощники, взгляни, десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они работы не бояться. (пальцы)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю начать путешествие и собрать для них волшебный цветок. Этот цветок поможет веселым человечкам опять научиться пользовать своими органами чувств. Первый к кому мы попали в гости – это Ежик. Серьёзный, спокойный и совестливый друг Кроша.
1)Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?
Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.
Воспитатель: А как вы услышали? С помощью чего?
Дети: С помощью ушей.
Воспитатель подводит детей к выводу: уши нам нужны для того, чтобы слышать разные звуки (голос мамы, пение птиц, музыку).
Воспитатель: Давайте плотно закроем уши ладонями, а потом открыть и сравнить, когда лучше слышно.
Дети: Лучше слышно, когда уши открыты.
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображает орган слуха – ухо и предлагает ребенку прикрепить рисунок на мольберт с помощью магнита.
2)Воспитатель: Ну что продолжим путешествие, мы с вами пришли на красивую поляну, где расположен дом Кроша — весёлого и энергичного кролика-непоседу. А теперь закрывает свои глаза ладонями, что вы видите?
Разыгрывает ситуацию «Почему все исчезло».
Дети: Ничего не видно, потому что закрыты глаза.
Воспитатель читает стихотворение:
Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?
Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно. Где ребятки? Где окно?
Страшно, скучно и обидно – ничего вокруг не видно.
(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)
Воспитатель: Глаза нужны человеку для того, чтобы видеть (маму, красивые цветы, друг друга)
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображены глаза.
3)Воспитатель: Дальше мы подошли к дому Нюши. Нюша девочка, которая мечтает стать принцессой.
Воспитатель распыляет в воздухе ароматизированную воду с арбузным запахом.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.
Дети: Появился запах.
Воспитатель: Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?
Дети: С помощью носа.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Есть прямые носики, есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.
(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод, нос человеку нужен для того, чтобы различать запахи (вкусного пирога, первой зеленой травки, маминых духов).
Воспитатель: Вот еще одна игра вам понравиться она.
Игра «Угадай по запаху»
Воспитатель предлагает детям понюхать коробочки из-под киндер-сюрпризов (запах кофе, чеснока, духов)
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображен носа.
4)Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить путешествие, и отправимся к домику Совуньи. Совунья сова-врач, раньше была преподавателем физкультуры, обожает спорт, любит свежий воздух.
Воспитатель показывает детям «Чудесные мешочки» и предлагает пройти к столу.
Воспитатель: В этих мешочках что-то лежит. Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?
Выслушивает предложения детей.
Воспитатель: Узнать, какой предмет спрятан внутри можно с помощью рук (ощупывая то, что лежит внутри). Предмет в мешочке может быть «большим или маленьким», «квадратным или круглым», «мягким или твердым».
Предлагает желающим детям ощупать предмет и описать его с помощью схемы.
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображена рука.
Воспитатель: Физминутка «Изучаем наше тело»
Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать!
(дети шагают по кругу, останавливаются)
Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот,
Ножки (топают ножками,
Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями,
Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза,
Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот,
Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос,
Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши,
Голова (кладут руки на голову,
Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону,
Шея крутит головой (обхватили шею ладонями,
Ох, устала ой-ой-ой!
Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам,
И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам,
Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички,
Запорхали, словно птички (дети моргают глазами,
Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам,
Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке,
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы,
Как травы луговые.
Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого,
Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти,
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям,
У меня, Сережи, Лены
(выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображены рук.
5)Воспитатель: Ребята, смотрите, куда мы с вами попали, к Копатычу. Добрый, пышный и хозяйственный медведь — огородник, который выращивает овощи для всех Смешариков, приготовил нам угощения. Что вы любите есть?
Игра «Угадай на вкус»
Воспитатель: Я буду угощать вас фруктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать фрукт на вкус.
Воспитатель: Что помогло вам узнать, какой фрукт вы съели?
Воспитатель: Рот (язык) человеку нужен для того, чтобы различать вкус продукта.
Затем воспитатель, с помощью детей, находит последний лепесток, где изображен рот.
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали цветок, и помогли веселым человечкам, пользоваться своими органами чувств, и в их городе, наступит порядок.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами помогли смешарикам. Они такие же маленькие, как и вы. Мой знакомый художник захотел написать портреты смешариков, да потерял свой карандаш волшебный. Вот что у него получилось, давайте дорисуем портреты.
Самостоятельная работа детей:
Вызываю по желанию одного ребенка к доске для показа. Сначала, рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью. Дети рисуют под песню «Гномики»(музыка А. Басилая, слова А. Эппель).
По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивых, нарядных смешариков или наиболее забавных. Рассматриваем и радуемся получившимся рисункам
Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет ЗАНЯТИЕ «НАШИ ПОМОЩНИКИ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека. Задачи: Образовательные:.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Наши помощники — органы чувств». Цель: Создание условий для формирования представлений.
Конспект итогового занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Задачи: — Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние,.
Конспект НОД «Наши помошники — органы чувств» Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Наши помощники – органы чувств» Воспитатель.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств» Программное содержание. • Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Органы чувств» Окружающий мир 1 класс Тема: Наши помощники – органы чувств. Цель:1 Показать роль и специфику разных органов чувств. 2 Органы чувств помогают.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Цель: формировать у детей умение осознанно относиться.
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши органы чувств» Цель: формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; Задачи: 1. Дать понятие «органы чувств», объяснить,.
Конспект занятия в средней группе «Наши помощники-органы чувств» «Наши помощники-органы чувств» Цель: • Учить передавать различные эмоциональные состояния. • Закрепить знания об органах чувств. Уточнить,.
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники — органы чувств». Цель: формирование представлений об органах чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) человека и их значении.
Источник
Наши помошники-органы чувств.
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_pomoshniki-organy_chuvstv.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Наши помощники — органы чувств»
Цель : формировать у детей умение осознанно относиться к соблюдению культурно-гигиенических требований; формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.
Задачи : Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека. Учить делать простейшие выводы.
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Воспитывать бережное отношение своему здоровью.
Оборудование : иллюстрация человека, фломастеры, схема «Органы чувств» , повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан; 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся : апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;4 прозрачных стакана с водой разного вкусов : сладкая, солёная, кислая и простая; «волшебная шкатулочка», в которой лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.
Беседы из серии «Знакомимся со своим телом» , образовательная ситуация «Зачем человеку нос» , игра «Дорисуй картинку» , чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?» , отгадывание загадок на данную тему.
Методы и приемы :
Наглядные (показ, демонстрация)
Словесные (художественное слово, беседа)
Игровые (дидактическая игра, сюрпризный момент)
Практические (занимательные упражнения, гимнастика, опыты) .
Круг радости «Здравствуй, день!»
-Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л.Квинт). Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, мир, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Когда люди здороваются, что они желают друг другу?(Здоровья, здравствуйте)
-Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)
Ребята, к нам сегодня в детский сад прислали посылку от веселого художника.
(Показывает рисунки людей)
Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?
Дети : Художник не нарисовал мальчику глаза, девочке рот, женщине нос и ладони.
Воспитатель: Правильно, художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека.
Воспитатель : А как можно назвать все эти органы одним словом? И почему они так называются?
Дети : Все эти органы называют органами чувств. Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать.
В : Давайте поможем им вернуть органы чувств? Вы согласны?
Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!
Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты!
Садятся на стулья возле первой лаборатории.
В : Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?
Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза.
В : Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз.
Вот мы с вами в первой лаборатории.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
— Как назвать по – научному? (орган зрения)
Опыт №1 : Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза. Закройте глаза. (Показываю куклу)
-Что я сделала? ( незнаем)
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю куклу)
Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
Вывод : Глаза умеют видеть.
— Как называется фигура? (Круг, квадрат)
Вывод : Глаза умеют определять форму. — Какого цвета круг? Квадрат?
Вывод : Глаза умеют определять цвет.
— Скажите, какая фигура больше, меньше, какая от вас дальше? Ближе?
Вывод : Глаза умеют определять расстояние от предмета.
— Что крупнее : яблоко или апельсин?
Вывод : Глаза могут определять размер.
Подведём итог : глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.
— А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей)
Как надо беречь свои глаза?
- Беречь от попадания предметов, грязи.
- Не тереть грязными руками.
- Не читать лежа.
- Сидеть за столом правильно.
- Долго и близко не смотреть телевизор.
- Не играть долго в компьютер, планшет
Гимнастика для глаз.
Голова не поворачивается, движутся только глаза
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро — быстро поморгаем
И немножечко потрем !
Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать «человеку» глаза.
В : Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни.
В: А с помощью каких еще органов чувств мы можем узнавать об окружающих нас предметах?
Сейчас мы с вами это узнаем.
Опыт № 2 . Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребёнок производит следующие действия : сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.
Вывод : Наши уши могут слышать и различать звуки.
В : С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?
Дети : Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.
В : Как вы думаете, уши — это важный орган? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей) .
Ушки-подружки всё слышать хотят.
Ушки-подружки просят ребят:
– Мой нас почаще, с водою сдружись.
Ушки-подружки мыть не ленись!
Правила : носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)
По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)
И ладошкой их прижмем,
Сильно-сильно разотрем . (Ладонями энергично растирают уши)
Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.
После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.
В : давайте назовем еще один орган чувств? Нос. Как назвать по — научному? (орган обоняния). Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи )
Папа задал мне вопрос:
— Для чего нам нужен нос ?
Я нашёл ответов разных —
Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос — чтоб ночью посопеть.
Нос — Илюшке утереть.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос
И задрал от счастья нос.
Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)
Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите) . Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.
Опыт № 3 : «Определение предметов и продуктов по запаху». Дети располагаются вокруг стола.
— Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.
(Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, лимон, шоколад, духи). Затем проверяем – открываем коробочки.
Вывод : Орган обоняния помогает нам различать запахи.
В : Какой же орган был прав: глаза или нос?
Правила : не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат) . А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.
После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.
В : Отгадайте загадку :
А не проглотишь. (Язык)
— Как назвать по — научному? (орган вкуса)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)
Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.
В : Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха) . Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком) .
Ребята, что нужно сделать?
Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах
Вывод : орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.
Воспитатель предлагает дорисовать рот (язык) .
Физминутка . Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок. И ещё разок.
А потом вприсядку, а потом вприсядку,
А потом вприсядку, и снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке раз, два, три!
И похлопаем в ладошки раз, два, три!
И покрутим головами раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами раз, два, три!
Воспитатель читает стихотворение
Что за чудо — чудеса! Раз-рука и два — рука
Вот ладошка левая, Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья !
Ребята, для чего нужны нам руки?
Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
Опыт №6. «Волшебная шкатулочка» .
Мы можем потрогать то, что лежит шкатулке, и попробывать определить, что это такое.
Выполнение эксперимента : Дети опускают в шкатулку руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .
После опыта дети дорисовывают человеку «ладошки» .
В : Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила : держать руки в чистоте.) .
В : Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос : Какой орган важнее?
Дети : Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.
Сюрпризный момент : появляется Художник.
Рассматривает рисунки, на которых дети дорисовывали органы чувств, хвалит детей за знания, за то что они отлично справились с его заданием и за это художник дарит
Вы справились со всеми заданиями и за это художник дарит детям вазу с фруктами .
Источник