Физиологическим выражением коррелятами эмоций являются

Основные физиологические корреляты эмоций и средства регистрации.

1. Мышечные изменения регистрируются с помощью тензодатчиков напряжения мышц (тремора) и записи электрической активности мышц – электромиограмма.

2. Для регистрации биотоков сердца используется ЭКГ. Выделяется частота и ритм сердечных сокращений. На высоте эмоционального возбуждения частота пульс достигает 150-180 ударов в минуту. Но наблюдается и урежение частоты пульса. Типична аритмия, нарушения обычного ритма.

3. Частота дыхания регистрируется с помощью пневмограммы. Она может возрастать с 20 до 40-60 движений в минуту. При этом уменьшается глубина дыхания. Но возможно и уменьшение частоты дыхание. Это варианты действия симпатической и парасимпатической Н.С.

4. Кровяное давление изменяется по типу гиперфункции и гипофункции. Выделяют максимальное – систолическое, минимальное – диастолическое и пульсовое – разница между ними.

5. Вазомоторные изменения регистрируются с помощью метода плетизмографии. Палец помещается в датчик плетизмографа. При эмоциональном возбуждении происходит сужение сосудов периферии.

6. Электрические явления в коже регистрируются с помощью кожно-гальванической реакции (КГР). Это изменение сопротивления кожи (его падение), т.е. ее электропроводимости под влиянием различных сенсорных раздражителей и эмоциональных воздействий.

КГР модально неспецифическая реакция. Она выступает индикатором любого возбуждения и напряжения в организме, возникшего под влиянием любых внешних раздражителей и воздействий. Неполный их перечень включает свет, звук, запах, смена температуры, электрический удар, тактильные раздражители, раздражение внутренних органов, мускульные сокращения. А также – глубокий вдох, чихание, смех, зевок, кашель, мыслительная деятельность, новизна восприятия (ориентировочная реакция) внимание, воображение, все эмоциональные состояния. Она подлинно психогальваническая реакция.

7. Регистрация биотоков мозга осуществляется с помощью метода электроэнцефалографии. Но однозначные изменения в ЭЭГ возникают в ответ на любую активность человека. Это неспецифический «комплекс активации», выражаемы в уменьшении и полной депрессия альфа-ритма. Но при эмоциональном возбуждении происходит увеличение высокочастотной и низкочастотной ритмики потенциалов коры головного мозга.

8. Эмоциональные сдвиги в биохимических показателях крови: повышение содержания адреналина, сахара, холестерина, аскорбиновой кислоты, лейкоцитов. Изменяются физико-химические свойства крови: ускоряется свертываемость крови, изменяется состав плазмы.

Методика сопряженных моторных реакций (по А.Р.Лурия)

Аффект – это высокоинтенсивная, кратковременная эмоция, возникающая у субъекта в ответ на воздействие очень сильного личностно значимого раздражителя. Например, смертельная опасность, вызывает страх чрезвычайной силы.

Рассказывают, что приговоренные к расстрелу, когда на них наводили стволы оружия, могли вмиг поседеть, у них мог случиться разрыв сердца и др. Неожиданная смерть близкого человека вызывает сильнейшее состояние горя. Первичная терапия горя – задача психологов МЧС.

Специальная диагностика аффекта применяется в психиатрии и юридической практике. Аффективные состояния и реакции оставляют в памяти человека глубокий след. Они являются индикаторами значимых для человека событий и переживаний.

Необходимость диагностики аффекта возникает в следственной практике, когда подозреваемый скрывает свою причастность к преступлению.

Любое преступление включает два аффектогенных фактора: само событие преступления и ситуация его раскрывания. Это та предметная обстановка, в которой преступление происходило. Но здесь надо оговориться, что, например, для серийных убийц событие этого преступления может и не приводить к возникновению аффекта.

В психологии установлено, что эмоциональная память человека прочно удерживает следы от каждого пережитого аффекта. Особо прочными следами отличаются аффекты, вызванные преступлениями. (Федор Михайлович Достоевский).

Как оказывается, у некоторых субъектов недобрая память от преступлений фашизма слабее недоброй памяти от преступлений сталинского режима. Никто не мерил интенсивность тех и других следов в памяти поколений.

Аффективные следы в эмоциональной памяти достаточно легко оживляются по закону ассоциаций. Впервые ассоциативный метод для этих целей использовал З.Фрейд. Но Фрейд не был следователем, и его пациенты не стремились что-либо сознательно скрывать. Хотя, как знать. Но у пациентов срабатывали бессознательные механизмы психологической защиты, и психоаналитику эти барьеры нужно было устранить.

Преступник в отличие от пациента прежде всего стремится уйти от ответственности. Он сознательно запутывает следствие и отводит от себя подозрения.

Сильный аффект имеет одну очень существенную особенность. Он вызывает феномен эмоционального переключения. Все предметы, которые имеют какое-либо отношение к ситуации преступления, приобретают ярко выраженную аффективную модально-специфическую окраску. Это вещи преступника, орудия преступления, детали местности и т.п. Предъявление какого-любого из этих предметов вызывает у преступника вторичный аффект, возникающий по ассоциации. У человека, не причастного к преступлению, следов аффекта быть не может.

Отдельные детали, связанные с преступлением, известны только участникам преступления. Эти детали и используются для оживления эффекта, его активизации. Этот принцип положен в основу всех приемов отделения причастных к преступлению лиц, от тех, кто к нему не имеет отношения.

Первичный аффект усиливает ситуация привлечения к ответственности, допроса. На вопросы о совершенном преступлении скрывающий его виновный не может правильно ответить. Они для него являются опасными.

Само желание и стремление скрыть аффект и тщательное оберегание «опасных мест» как раз и «бередит» лишний источник аффекта и оживляет его следы.

Читайте также:  Что такое эмоциональное удовольствие

(Ложь мужа, вернувшегося с курорта, и школьника, разбившего окно).

Диагностировать аффект объективными методами возможно в силу того, что управлять непроизвольными физиологическими коррелятами пережитых аффектов люди не могут. Индикаторам ложных ответов служат отношение периода вдоха и выдоха, повышение кровяного давления, изменение сопротивления кожи (КГР).

Яркими показателями аффективной реакции являются нарушения в неосознаваемых механизмах сознательных действий. К ним относятся двигательные автоматизмы и ассоциативные ответы на словесные стимулы.

Исследования К.Юнга, Э.Крепелина, М.Вертхаймера показали, что эмоции резко нарушают течение ассоциативных процессов. Происходит замедление реакции на слова. Ответные слова часто отклоняются от стандартных значений. Аффект дезорганизует моторную сферу, нарушается координация движений, их произвольная регуляция (руки не слушаются).

По этой проблеме в конце 20-ых годов исследования проводил молодой А.Р.Лурия. Он разработал методику диагностики следов аффекта, которая получила название «методика сопряженных моторных реакций».

Методика включает три действия.

1.Испытуемому предъявляются специально подобранные слова, на которые необходимо реагировать «свободными словесными ассоциациями». Слова были двух сортов: нейтральные и провоцирующие аффективную реакцию, т.е. напоминающие об аффектогенном событии.

2.Испытуемый должен одновременно со словесной реакцией нажать пальцем правой руки на пневматический датчик.

3.Региструруется тремор левой руки тоже с помощью пневматического датчика. Показатели аффективного комплекса:

1) характер ответных словесных реакций,

2) латентный период между словом-раздражителем и словом-ответом,

3) латентный период между нажимом правой и левой руки,

4) латентный период между нажимами рук и словесной реакцией,

Источник

Раздел 2. Психофизиологические корреляты эмоций

В отличие от психологов, физиологи полагают, что эмоции представляют собой, прежде всего, реакцию организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности (Косицкий 1985).

Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему весь организм. Эти изменения бывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок.

Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности мышц. Если в обычных условиях отдельные группы мышц включаются в работу поочередно, то в состоянии эмоционального возбуждения они могут включаться одновременно.

Даже в условиях осуществления какой-либо интенсивной деятельности, при больших энергетических затратах у человека остаются большие потенциальные возможности, которые и используются в состоянии эмоционального напряжения. При этом угнетаются реакции и функции организма, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми. В частности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, давая организму необходимые дополнительные энергетические ресурсы.

Внутренние переживания субъективны, и единственный способ озна-комиться с ними – это спросить у субъекта, что он испытывает. Хотя и такой вопрос может таить в себе определенные трудности. Как писал Годфруа, «…слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства?» (Годфруа 1999).

На первый взгляд, объективным проявлением эмоции может служить ее внешняя манифестация – соответствующее поведение человека. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, от радости они, от огорчения или от негодования. К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленные брови или улыбка по-разному воспринимаются на Востоке и на Западе.

Некоторые психофизиологи полагают, что только благодаря физиологической активации и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Чтобы выявлять значение тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца, нужны весьма чувствительные приборы.

Эмоции возникают обычно в том случае, если перед человеком стоит какая-то задача (потребность, цель), а средств для ее решения (удовлетворения, достижения) недостаточно. К средствам достижения цели можно отнести умения, навыки, опыт, энергию, время. Немаловажное значение имеет и объем информации, которой владеет человек. В случае, если существующая у организма информация меньше необходимой, возникает состояние напряжения, а в зависимости от величины напряжения меняется и эмоциональное состояние человека. Всякая нешаблонная задача требует концентрации внимания, мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов и характеризуется повышением работоспособности, усилением функции органов и систем, обеспечивающих решение этой задачи.

Читайте также:  Выражения чтобы поднять настроение

Однако если этой мобилизации оказывается недостаточно, возникает напряжение и, как следствие, отрицательная эмоция. Примером может служить знакомое каждому состояние ярости, гнева, негодования, сопровождающееся крайне значительным (предельным) повышением активности органов и систем. В этом состоянии значительно возрастает работоспособность мышц, концентрируется внимание, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, усиливается дыхание, кровь притекает к мышцам, мозгу, легким, сердцу. Другими словами, максимально увеличиваются ресурсы организма и его способность добиться решения задачи.

Если же задача требует ресурсов, намного превышающих те, которыми располагает организм даже при максимальной мобилизации сил, возникает состояние страха (ужаса) или тоски. Необходимо отметить, что ряд исследователей в области физиологии эмоций объединяют эти два эмоциональных состояния, так как, по их мнению, они вызывают одинаковые изменения, которые прямо противоположны тем, что отмечаются у человека в состоянии гнева. Наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов. От страха «подкашиваются ноги», парализуются умственные способности, а от тоски «опускаются руки», наступает апатия, когда «делать ничего не хочется». При этом угнетаются не только интеллектуальные и энергетические, но даже иммунологические реакции, и компенсаторные процессы. Именно поэтому подобные состояния при длительном воздействии чрезвычайно вредны для человека. «Страх, тоска, печаль – разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям», – говорил И.П.Павлов.

Радость же, напротив, повышает жизненные ресурсы организма и чаще всего подразумевает ситуацию, когда имеющаяся информация превышает необходимую для решения задачи.

Из всего вышесказанного абсолютно понятно, что любая эмоция воздействует практически на все органы и ткани организма. Принято считать, что эмоциональное возбуждение включает в себя:

А) произвольно регулируемые компоненты;

Б) нерегулируемые компоненты эмоций.

К произвольно регулируемым компонентам эмоций относятся, прежде всего, общедвигательные и мимические реакции, речевые реакции, которые сопровождают субъективные переживания, причем часто очень выразительно. К этой же группе компонентов эмоций относятся слезоотделение и дыхание.

К нерегулируемым компонентам относятся: деятельность сердца, изменение просвета сосудов, изменение состояния желудочно-кишечного тракта, мышечной системы, потоотделение.

Реакции этого рода составили объект исследований У. Джемса, предложившего в результате свою психологическую теорию эмоций.

Джемс резюмирует эту теорию следующим образом. Телесное возбужде­ние следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться так: «я потерял состояние, огорчен и плачу»; «я повстречал медведя, испугался и обращаюсь в бегство»; «я оскорблен врагом, пришел в ярость и наношу ему удар». Согласно защищаемой автором гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: именно первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны находиться телесные про­явления, и потому более рационально выражаться следующим образом: «я опечален, потому что плачу», «пришел в ярость, потому что бью другого», «боюсь, потому что дрожу», а не говорить: «я плачу, бью, дрожу, потому что опечален, приведен в ярость, испуган». Если бы телесные проявления не сле­довали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, актом бледным, лишенным колорита и эмоциональной тепло­ты. В таком случае при виде медведя мы могли бы решить, что лучше всего обратиться в бегство; могли бы нанести оскорбление и посчитать справедливым отра­зить удар и т.д., но мы не ощущали бы при этом страха или негодования.

Основной смысл этих парадоксально звучащих утверждений заключается в том, что эмоции обусловлены исключительно периферическими изменениями: внешние впечатления чисто рефлекторно, минуя высшие центры, с которыми связаны процессы сознания, вызывают ряд изменений в организме; эти измене­ния обычно рассматриваются как следствие или выражение эмоций, между тем как по Джемсу, лишь последующее осознание этих органических изменений, обусловленное их проекцией на кору, и составляет эмоцию. Эмоция, таким обра­зом, отожествляется с осознанием органических изменений.

Аналогичную точку зрения развил датский психолог К. Ланге в своей «сосудодвигательной те­ории» эмоций. Эмоции-аффекты, по Ланге, определяются состоянием иннерва­ции и шириной сосудов, которые задействованы при этих эмоциях. Анализируя, например, грусть, Ланге говорит: «Устраните усталость и вя­лость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, появится легкость в членах, и от грусти ничего не останется».

Уместно будет привести здесь описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева, которые предложил Ланге.

Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивание, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходит торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку от них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вздохи. Внешний вид также выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянута.

Читайте также:  Методики при работе с депрессией

Гнев сопровождается резким покраснением (или, наоборот, побледнением) лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (ср. сжимание пальцев в кулак).

Для Ланге эмоция – это осознание происходящих в организме сосудодвигательных (вазомоторных) из­менений и их последствий. Теория Ланге, таким образом, принципиально одно­родна с теорией Джемса. Поэтому обычно их объединяют, и говорят о теории эмоций Джемса–Ланге.

Несомненная заслуга этой теории в том, что она постулировала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Дей­ствительно, без вегетативных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и существенным их компонентом. Если выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем само чувство страха.

Однако теория Джемса–Ланге ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям и пре­вратила сознательные процессы во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и не определяющий ее акт. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь пери­ферическим реакциям. В эмоциональных процессах участвуют в теснейшем вза­имодействии как периферические, так и центральные факторы.

Итак, представители психофизиологического подхода к эмоциям стремятся определить характер процесса активации, выражающийся в нейрональных и вегетативных процессах, соответствующих различным уровням эмоциональной актива­ции и типам эмоций (Дружинин 1999). Одной из центральных задач этого под­хода является стремление найти способ дифференцировать эмоциональные состоя­ния, исходя из показателей физиологичес­кой активности, т. е. научиться определять, какую эмоцию переживает человек с помощью измерения различных физио­логических показателей.

Несмотря на то, что эта проблема далека от окончательного решения, принципиальная возможность распознавания эмоции по физиологичес­ким показателям уже продемонстрирована. Иссле­дования показывают, например, что, даже измеряя только два показателя – частоту сердечных сокращений и изменение тем­пературы тела, – можно достаточно точно различать такие важнейшие эмоциональные состояния, как гнев, страх, печаль, радость, удивление и отвращение. Гнев связан с сильным увеличением частоты сер­дечных сокращений и значительным по­вышением температуры тела; страх – с сильным учащением сердцебиения и не­значительным понижением температуры тела; печаль – с учащением сердцебиения и незначительным повышением темпера­туры; радость – с некоторым учащением сердцебиения и повышением темпера­туры тела; удивление – с некоторым учащением сердцебиения и слабым пони­жением температуры; отвращение – с не­значительным понижением сердцебиения и понижением температуры.

Отдельную проблему составляет разработка методов исследования эмоций. В некоторых работах эмоции рассматриваются как частный случай проявления человеческой психики, и упор делается на описание общих моделей (Ellis, Young 1988; Гостев 1992; Дружинин 1998; Damasio 1989). В других случаях эмоции изучаются per se – во всей их совокупности (Изард 1980; 2002; Рейковский 1979; Вилюнас 1976) или отдельно взятые (Кьеркегор 1993; Mikołajczuk 1997). Для психофизиологических исследований разрабатываются свои методы, основанные, в том числе, на применении специфического оборудования (Грекова 1975) – но, разумеется, эта сфера исследования эмоций от нас очень далека.

До появления сложной аппаратуры, позволяющей, в частности, регистрировать различные физиологические реакции (в том числе и такие, о которых не подозревает сам испытуемый), единственным методом исследования эмоций было наблюдение за внешними их проявлениями. При этом применялись самые разные экспериментальные процедуры, которые условно можно разделить на две большие группы: в одном случае показывались фотографии (рисунки), в другом – эмоции изображались «вживую» (самим исследователем или приглашенными актерами). Первый подход и поныне часто применяется на практике – главным образом, благодаря относительной простоте воспроизведения. Иллюстрацией второго подхода может служить серия экспериментов П.Экмана, о которой мы скажем несколько ниже, а в отечественной психологии – исследование О.А. Сидоровой (2001). Она исходила из того, что мимическое выражение эмоций, равно как и способность к распознанию эмоциональных состояний другого человека, могут служить объективным показателем эмоций, причем к числу наиболее существенных элементов экспрессии относила мимику и интонацию речи. Соответственно, в экспериментах автора применилась методика, в которой одновременно предъявлялись образцы речевой и мимической экспрессии. И то, и другое осуществлялось живыми актерами с помощью метода сценического переживания по К.С. Станиславскому. Выбор экспериментального материала был осуществлен на основе классификации эмоций, опирающейся на потребностно-информационную теорию эмоций П.В.Симонова (Симонов1975).

Какие бы методы не применялись, исследованиям эмоций через невербальные проявления в психологии всегда уделяется центральное внимание. Остановимся на этом более подробно в следующем разделе.

Источник

Оцените статью