- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»
- Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей статья по психологии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» 
Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?
- Новости центра /
- Здоровый образ жизни как профилактика эмоционального выгорания
Состояние, когда нет сил и уже, казалось бы, ничего не радует, сегодня знакомо практически каждому современному человеку.
Масштабы такой эмоциональной проблемы современного общества на сегодняшний день достаточно широко распространены среди взрослого населения. И не удивительно, ведь шаблонные признаки выгорания можно обнаружить у многих окружающих или вас самих. Современный темп жизни и век эксплуатации всего и всех неизбежно приводит к быстрому истощению организма физически и психологически.
Если вы замечаете, что ваша активность на работе и в общественной жизни значительно снизилась, то следует разобраться в причинах такого состояния. Выход из такого положения зависит от уровня подавляющих вас стрессов и их количества. Также следует обратить внимание на профилактику эмоционального выгорания и тем, кто чувствует себя позитивно настроенным и продолжает жить с завидной активностью, чтобы не потерять радость в жизни.
Эмоциональное профессиональное выгорание
Психологи выделили несколько профессий, которые попадают в первую группу зоны риска для синдрома выгорания:
1. Медицинские работники.
2. Социальные работники.
3. Преподаватели.
4. Старшие менеджеры и руководители.
5. Работники силовых структур.
6. Работники сферы управления.
7. Профессии, связанные с постоянными командировочными отъездами.
8. Работники сферы услуг, находящиеся в постоянном контакте с людьми.
9. Работающие во вредных условиях (шум, вибрация, загрязненный воздух).
10. Работающие по сменному графику, без определенного режима отдыха и питания.
Предупреждающие признаки и симптомы выгорания
Выгорание происходит постепенно в течение длительного периода времени. Оно не наступает неожиданно, в одночасье. Если вы вовремя не будете обращать внимание на предупреждающие признаки выгорания, то оно непременно наступит. Эти признаки вначале незаметны, но они со временем все более ухудшаются. Помните о том, что ранние признаки выгорания – своего рода предупредительные знаки или красные флажки, подсказывающие вам, что что-то у вас не в порядке и необходимо принятие решения для предотвращения срыва. Если вы проигнорируете их, то в конечном итоге у вас наступит синдром эмоционального выгорания.
Физические признаки и симптомы выгорания:
- чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса;
- снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь;
- проблемы с аппетитом и сном, болезни сердечно-сосудистой системы;
- частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах.
Эмоциональные признаки и симптомы выгорания:
- чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость;
- чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика;
- все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация);
- отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины;
- снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания;
- потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки.
Поведенческие признаки и симптомы выгорания:
- уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение;
- социальная самоизоляция;
- перенос своих неурядиц на других;
- выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше;
- работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка;
- использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания заключается в следующих средствах:
1. Спорт. Физическая активность является не только хорошей профилактикой заболеваний и лишнего веса, но и панацеей от всех психологических травм. Другое дело, что кому-то подходит йога и медитация, другому – закаливание, утренние пробежки или зарядка по утрам, а для других идеальны групповые занятия в тренажерном зале или в танцевальных секциях.
2. Отдых. Эффективность работы напрямую зависит от полноценного расслабления. На отдых так же, как и на работу, необходимо потратить какое-то время, чтобы вернуться к обязанностям с новой порцией энергии. Это может быть и смена обстановки в связи с поездкой, и новые положительные впечатления от встречи с друзьями, и даже получение порции адреналина для любителей экстрима.
3. Режим. Упорядоченный и распланированный день поможет своевременно сконцентрироваться на работе и своевременно приучить организм к положенному отдыху.
4. Психологическая защита. Умение поставить воображаемый барьер между собой и неприятным вам человеком позволит контролировать свои эмоции и не реагировать на возможные эмоциональные провокации окружающих, что сохранит ваши нервные клетки и убережет от ненужного стресса.
5. Гармония. Сохраняйте внутреннее спокойствие и душевное равновесие, не смешивайте работу и личную жизнь, а ведите беседы на общие отвлеченные темы. Не растрачивайте личные энергетические ресурсы на обсуждение личной жизни и проблем, как своих собственных, так и ваших коллег. Храните личные проблемы только для очень близких людей и не растрачивайтесь на объяснения или сопереживания со знакомыми и сотрудниками.
Таким образом, здоровый образ жизни является первым профилактическим средством синдрома эмоционального выгорания.
Источник
Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей
статья по психологии
В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dzhanhuvatov_murad_abdullaevich.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Джанхуватов Муратхан Абдуллаевич
Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей
В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания учителей.
Современное общество предъявляет чрезмерные требования к качеству профессиональной деятельности. Однако в последнее время увеличилось влияние на личность стрессовых факторов. Их можно рассматривать как потерю ритма жизни современного человека и объема информации, которую он приобретает, виртуализацию общества, значительные изменения в общественной жизни, проблемы экологического характера и т. д.
Наиболее уязвимым с точки зрения влияния синдрома выгорания является профессия учителя. Наибольшее воздействие на влияние такого явления, как «выгорание» представителей педагогической профессии определяется его специфичностью. Работа учителя связана с высоким уровнем эмоционального и психологического стресса, а современная социально-культурная ситуация определила работу учителя факторами риска [4].
Анализ научной и педагогической литературы показал, что проблема эмоционального выгорания учителей обостряется, и потребность в разработке эффективных средств ее профилактики остается актуальной.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, появляющаяся в результате длительного действия профессиональных стрессов средней интенсивности [1].
СЭВ — то процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, выраженный в симптомах эмоционального, умственного истощения, физической усталости, личной приостановки и снижения удовлетворенности реализацией работы. В литературе термин «синдром психического выгорания» используется как синоним синдрома эмоционального выгорания [4].
Основной причиной СЭВ является психологическое и психическое перенапряжение. Когда внутренние и внешние требования уже давно доминируют над внутренними и внешними ресурсами, человека беспокоит состояние равновесия, которое неизбежно приведет к СЭВ [5].
Сегодня много говорят о проблеме «профессионального выгорания» учителей, а также о приемлемых мерах профилактики и борьбы с ним.
Стресс уже заложен в самой природе работы учителя. В зависимости от вида деятельности, связанной с длительным эмоционально сложным общением с людьми разного возраста, социальным положением и статусом, детьми, их родителями и администрацией учебных заведений, учителя характеризуются синдромом «эмоционального выгорания». И, согласно последним данным, на этот синдром влияют почти все учителя (около 90% учителей средней школы). Это сочетается с тем, что профессиональная работа учителя очень эмоционально заряжена. Из-за напряженности, рабочая нагрузка учителя на сегодняшний день в среднем выше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций [2].
Мы выделяем важные этапы синдрома выгорания у учителей:
- на первом начальном этапе учителя замечают сбои на уровне выполнения функций, произвольное поведение: забывают определенные моменты (например, если необходима регистрация в документации была запрошена у ученика запланированный вопрос, сбои в выполнении определенных двигательных действий и т.д.). Из-за страха ошибиться это сопровождается повышенным контролем и повторной проверкой выполнения рабочих действий на фоне чувства нервно-психического напряжения;
- на втором этапе наблюдается снижение интереса к работе, потребность в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «я никого не хочу видеть», «бесконечная трудная неделя», усиление апатии в конце недели, появление постоянных соматических симптомов; повышенная раздражительность; возникают недоразумения с коллегами, антипатия, затем высыпания раздражения;
- третий этап — личное истощение. Существует полная потеря интереса к работе и жизни в целом, эмоциональное безразличие, отвращение, нежелание видеть людей и общаться с ними, чувство постоянного отсутствия силы. Человек по привычке все еще может хранить внешнюю респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чему-то [3].
«Эмоциональное выгорание» не неизбежно, необходимо принимать профилактические меры, которые могут привести, смягчить или пропустить его появление. Многие из причин эмоционального выгорания не только в личностных характеристиках людей, а также в определенных социальных и ситуационных факторах. Следует принимать профилактические меры, которые могут предотвратить, ослабить или устранить их возникновение. Профилактические и лечебные мероприятия при синдроме выгорания очень похожи: что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано в его лечении. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между усилием и получить награду. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания педагогу следует обратить внимание на улучшение условий труда, характер складывающихся отношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость [2].
В научной литературе, задавая вопросы о профилактике синдрома эмоционального истощения учителей, выделяются два направления.
Первым направлением является предотвращение как смягчение организационных факторов риска выгорания на уровне всей организации. Это управление определяет задачи, вытекающие из психологической и организационной помощи: развитие высокой организационной культуры и здоровой атмосферы в рабочей команде организации; эффективное руководство; профессиональная и административная поддержка; четкое установление официальных функций работника [3].
Второе направление профилактической работы заключается в анализе психологической помощи как процесса обновления эмоциональных и психофизиологических ресурсов конкретного человека, усилении профессиональной мотивации специалиста и содержании: психологическая выгрузка сотрудников; выравнивание проявления адаптивной — разрушительной деформации; улучшение навыков и навыков; развитие навыков релаксации, саморегулирования и самоконтроля; развитие мотивации личного роста и творческого потенциала; планирование личной и профессиональной карьеры [2].
В новой ситуации было бы преступлением пренебрегать использованием физической культуры в качестве средства предотвращения истощения учителей. Кроме того, анализ существующих форм предотвращения выгорания учителей показал, что потенциал физической культуры недостаточно оценивается.
Рациональная форма двигательной активности — это та, которая: обеспечение надлежащих и достаточных показателей физического развития и физической подготовки, физической подготовки к основным социальным функциям; высокая профессиональная производительность; относительно низкая усталость в процессе и циклах работы; постоянство внутренней среды тела; устойчивое здоровье и низкая заболеваемость в нормальных и меняющихся условиях труда и жизни [2].
Важным элементом рациональной двигательной активности является физическая и спортивная двигательная активность человека, характеризующегося: его объем, то есть количество времени, потраченного на практику физической культуры и спорта за определенный календарный цикл — день, неделя, месяц, год; насыщение деятельности, измеренное показателями физической активности на теле, расход кислорода на килограмм человеческого веса; разделение деятельности по физическому воспитанию и благополучию в гражданском цикле; содержание средств, используемых в занятиях, и как они используются [5].
Главное место среди средств физической культуры в профилактике синдрома эмоционального истощения учителей занимают физические упражнения, так как двигательная активность является основным условием формирования здорового образа жизни и профилактики гиподинамии. Мышечная работа регулируется нервной, эндокринной, дыхательной и сердечнососудистой системами. Регулярные физические нагрузки делают эти системы более совершенными, создавая новые резервные возможности [1].
Современные условия жизни выставляют перед учителем большие требования, а нервная система подвергается неизменной все повышающейся эмоционально — психологической нагрузке, поэтому в нашей МБОУ гимназии имени А.И. Яковлева города Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди педагогов.
В качестве примера физической и спортивной активности учителя могут быть такие мероприятия, как: совместные соревнования учителей и школьников по волейболу, баскетболу, спортивному КВН, Дни здоровья, Веселые старты, в которых принимают участие команды учащихся и преподавателей, преподаватели могут участвовать в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям среди учебных заведений, а также в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям, которые организуются департаментом образования.
Учителя активно включаются в небольшие формы двигательной активности: гимнастику перед началом занятий, динамические перерывы на изменения, физические упражнения в классе.
Поэтому, целью нашего исследования является обоснование способов профилактики профессионального выгорания учителей средствами физической культуры.
Проводя это исследование, мы хотим показать, что системные занятия физической культуры в рамках сообщества педагогов выдвигаются в качестве результативного средства профилактики профессионального выгорания педагогов.
В проведении занятий по физической культуре с учителями МБУ гимназии имени А. И. Яковлева города Урай, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры нами в качестве основного вида спорта были выбраны волейбольные занятия. Выбор волейбола определяется потенциалом регулирования нагрузки во время игры, отсутствием прямого контакта с участниками и столкновениями, которые позволяют избежать физических травм, вероятностью участия в игре синхронно, как для мужчин, так и для женщин, с различными уровнями физической подготовки.
Исследование продолжалось девять месяцев и охватывало учебный год. Было проведено 76 занятий продолжительностью 120 минут.
Цель занятий состояла не только в повышении физических условий, обучении и улучшении моторных навыков, но и в изменении характера деятельности с низкой активностью, умственно и эмоционально стрессовой, на эмоционально богатой и богатой игровой деятельности.
Поэтому большее время основной части занятий было посвящено самой игре. В то же время, игроки пытались сделать мяч как можно дольше в игре, было меньше технической свадьбы.
Основной формой проведения занятий были групповые. Каждое занятие имело традиционную структуру и включало подготовительные, основные и заключительный этапы. Продолжительность подготовительной части занятия составляла 15-25 минут, основная часть — 90-100 минут, заключительная — 5 минут, соответственно.
Результаты эмпирического исследования подтверждают, что стабильные и системные волейбольные занятия способствуют повышению уровня физической подготовки учителей, возраста, пола и первоначального физического состояния участников эксперимента, которые не играли никакой роли.
Опрос участников эмпирического исследования показал, что регулярные занятия по волейболу способствуют повышению их нервно-психической устойчивости и снижению вероятности нервно-психической депрессии. В ходе исследования количество учителей с наличием стадий эмоционального выгорания понизилось. В результате количество учителей увеличилось, этап эмоционального истощения, который не формируется.
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что физическая культура действительно является эффективным средством предотвращения эмоционального выгорания учителей.
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика [Текст] : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
- Емельянова, Л. В. Преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов [Текст] / Л. В. Емельянова // Специалист. – 2012. – № 8. – С. 34.
- Семиздралова, О. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение [Текст] / О. Семиздралова // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 116–123.
- Сорокоумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, симптомы, профилактика [Текст] / Г. В. Сорокоумова // Работник социальной службы. – 2012. – №. 6. – С. 94–99.
- Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. С. Чутко. – 2- ое изд-ие. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров.
Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс.
Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов — одно из главных направлений работы педагога — психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями.
Консультация педагога-психолога для педагогов. .
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы.
Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.
Цели и задачи тренинга.Сплочение коллектива.Поиск личных ресурсов.Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.Установка на качественный отдых и снятие вины за него.
Источник