Физическая профилактика эмоционального выгорания

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)»

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

  • Новости центра /
  • Здоровый образ жизни как профилактика эмоционального выгорания

Состояние, когда нет сил и уже, казалось бы, ничего не радует, сегодня знакомо практически каждому современному человеку.

Масштабы такой эмоциональной проблемы современного общества на сегодняшний день достаточно широко распространены среди взрослого населения. И не удивительно, ведь шаблонные признаки выгорания можно обнаружить у многих окружающих или вас самих. Современный темп жизни и век эксплуатации всего и всех неизбежно приводит к быстрому истощению организма физически и психологически.

Если вы замечаете, что ваша активность на работе и в общественной жизни значительно снизилась, то следует разобраться в причинах такого состояния. Выход из такого положения зависит от уровня подавляющих вас стрессов и их количества. Также следует обратить внимание на профилактику эмоционального выгорания и тем, кто чувствует себя позитивно настроенным и продолжает жить с завидной активностью, чтобы не потерять радость в жизни.

Эмоциональное профессиональное выгорание

Психологи выделили несколько профессий, которые попадают в первую группу зоны риска для синдрома выгорания:
1. Медицинские работники.
2. Социальные работники.
3. Преподаватели.
4. Старшие менеджеры и руководители.
5. Работники силовых структур.
6. Работники сферы управления.
7. Профессии, связанные с постоянными командировочными отъездами.
8. Работники сферы услуг, находящиеся в постоянном контакте с людьми.
9. Работающие во вредных условиях (шум, вибрация, загрязненный воздух).
10. Работающие по сменному графику, без определенного режима отдыха и питания.

Предупреждающие признаки и симптомы выгорания

Выгорание происходит постепенно в течение длительного периода времени. Оно не наступает неожиданно, в одночасье. Если вы вовремя не будете обращать внимание на предупреждающие признаки выгорания, то оно непременно наступит. Эти признаки вначале незаметны, но они со временем все более ухудшаются. Помните о том, что ранние признаки выгорания – своего рода предупредительные знаки или красные флажки, подсказывающие вам, что что-то у вас не в порядке и необходимо принятие решения для предотвращения срыва. Если вы проигнорируете их, то в конечном итоге у вас наступит синдром эмоционального выгорания.

Физические признаки и симптомы выгорания:

  • чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса;
  • снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь;
  • проблемы с аппетитом и сном, болезни сердечно-сосудистой системы;
  • частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах.

Эмоциональные признаки и симптомы выгорания:

  • чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость;
  • чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика;
  • все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация);
  • отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины;
  • снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания;
  • потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки.

Поведенческие признаки и симптомы выгорания:

  • уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение;
  • социальная самоизоляция;
  • перенос своих неурядиц на других;
  • выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше;
  • работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка;
  • использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания заключается в следующих средствах:

1. Спорт. Физическая активность является не только хорошей профилактикой заболеваний и лишнего веса, но и панацеей от всех психологических травм. Другое дело, что кому-то подходит йога и медитация, другому – закаливание, утренние пробежки или зарядка по утрам, а для других идеальны групповые занятия в тренажерном зале или в танцевальных секциях.

2. Отдых. Эффективность работы напрямую зависит от полноценного расслабления. На отдых так же, как и на работу, необходимо потратить какое-то время, чтобы вернуться к обязанностям с новой порцией энергии. Это может быть и смена обстановки в связи с поездкой, и новые положительные впечатления от встречи с друзьями, и даже получение порции адреналина для любителей экстрима.

Читайте также:  Повышенное чувство голода у подростка

3. Режим. Упорядоченный и распланированный день поможет своевременно сконцентрироваться на работе и своевременно приучить организм к положенному отдыху.

4. Психологическая защита. Умение поставить воображаемый барьер между собой и неприятным вам человеком позволит контролировать свои эмоции и не реагировать на возможные эмоциональные провокации окружающих, что сохранит ваши нервные клетки и убережет от ненужного стресса.

5. Гармония. Сохраняйте внутреннее спокойствие и душевное равновесие, не смешивайте работу и личную жизнь, а ведите беседы на общие отвлеченные темы. Не растрачивайте личные энергетические ресурсы на обсуждение личной жизни и проблем, как своих собственных, так и ваших коллег. Храните личные проблемы только для очень близких людей и не растрачивайтесь на объяснения или сопереживания со знакомыми и сотрудниками.

Таким образом, здоровый образ жизни является первым профилактическим средством синдрома эмоционального выгорания.

Источник

Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей
статья по психологии

В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания учителей.

Скачать:

Вложение Размер
statya_dzhanhuvatov_murad_abdullaevich.docx 23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Джанхуватов Муратхан Абдуллаевич

Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей

В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания учителей.

Современное общество предъявляет чрезмерные требования к качеству профессиональной деятельности. Однако в последнее время увеличилось влияние на личность стрессовых факторов. Их можно рассматривать как потерю ритма жизни современного человека и объема информации, которую он приобретает, виртуализацию общества, значительные изменения в общественной жизни, проблемы экологического характера и т. д.

Наиболее уязвимым с точки зрения влияния синдрома выгорания является профессия учителя. Наибольшее воздействие на влияние такого явления, как «выгорание» представителей педагогической профессии определяется его специфичностью. Работа учителя связана с высоким уровнем эмоционального и психологического стресса, а современная социально-культурная ситуация определила работу учителя факторами риска [4].

Анализ научной и педагогической литературы показал, что проблема эмоционального выгорания учителей обостряется, и потребность в разработке эффективных средств ее профилактики остается актуальной.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, появляющаяся в результате длительного действия профессиональных стрессов средней интенсивности [1].

СЭВ — то процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, выраженный в симптомах эмоционального, умственного истощения, физической усталости, личной приостановки и снижения удовлетворенности реализацией работы. В литературе термин «синдром психического выгорания» используется как синоним синдрома эмоционального выгорания [4].

Основной причиной СЭВ является психологическое и психическое перенапряжение. Когда внутренние и внешние требования уже давно доминируют над внутренними и внешними ресурсами, человека беспокоит состояние равновесия, которое неизбежно приведет к СЭВ [5].

Сегодня много говорят о проблеме «профессионального выгорания» учителей, а также о приемлемых мерах профилактики и борьбы с ним.

Стресс уже заложен в самой природе работы учителя. В зависимости от вида деятельности, связанной с длительным эмоционально сложным общением с людьми разного возраста, социальным положением и статусом, детьми, их родителями и администрацией учебных заведений, учителя характеризуются синдромом «эмоционального выгорания». И, согласно последним данным, на этот синдром влияют почти все учителя (около 90% учителей средней школы). Это сочетается с тем, что профессиональная работа учителя очень эмоционально заряжена. Из-за напряженности, рабочая нагрузка учителя на сегодняшний день в среднем выше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций [2].

Мы выделяем важные этапы синдрома выгорания у учителей:

  • на первом начальном этапе учителя замечают сбои на уровне выполнения функций, произвольное поведение: забывают определенные моменты (например, если необходима регистрация в документации была запрошена у ученика запланированный вопрос, сбои в выполнении определенных двигательных действий и т.д.). Из-за страха ошибиться это сопровождается повышенным контролем и повторной проверкой выполнения рабочих действий на фоне чувства нервно-психического напряжения;
  • на втором этапе наблюдается снижение интереса к работе, потребность в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «я никого не хочу видеть», «бесконечная трудная неделя», усиление апатии в конце недели, появление постоянных соматических симптомов; повышенная раздражительность; возникают недоразумения с коллегами, антипатия, затем высыпания раздражения;
  • третий этап — личное истощение. Существует полная потеря интереса к работе и жизни в целом, эмоциональное безразличие, отвращение, нежелание видеть людей и общаться с ними, чувство постоянного отсутствия силы. Человек по привычке все еще может хранить внешнюю респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чему-то [3].

«Эмоциональное выгорание» не неизбежно, необходимо принимать профилактические меры, которые могут привести, смягчить или пропустить его появление. Многие из причин эмоционального выгорания не только в личностных характеристиках людей, а также в определенных социальных и ситуационных факторах. Следует принимать профилактические меры, которые могут предотвратить, ослабить или устранить их возникновение. Профилактические и лечебные мероприятия при синдроме выгорания очень похожи: что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано в его лечении. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между усилием и получить награду. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания педагогу следует обратить внимание на улучшение условий труда, характер складывающихся отношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость [2].

В научной литературе, задавая вопросы о профилактике синдрома эмоционального истощения учителей, выделяются два направления.

Первым направлением является предотвращение как смягчение организационных факторов риска выгорания на уровне всей организации. Это управление определяет задачи, вытекающие из психологической и организационной помощи: развитие высокой организационной культуры и здоровой атмосферы в рабочей команде организации; эффективное руководство; профессиональная и административная поддержка; четкое установление официальных функций работника [3].

Второе направление профилактической работы заключается в анализе психологической помощи как процесса обновления эмоциональных и психофизиологических ресурсов конкретного человека, усилении профессиональной мотивации специалиста и содержании: психологическая выгрузка сотрудников; выравнивание проявления адаптивной — разрушительной деформации; улучшение навыков и навыков; развитие навыков релаксации, саморегулирования и самоконтроля; развитие мотивации личного роста и творческого потенциала; планирование личной и профессиональной карьеры [2].

В новой ситуации было бы преступлением пренебрегать использованием физической культуры в качестве средства предотвращения истощения учителей. Кроме того, анализ существующих форм предотвращения выгорания учителей показал, что потенциал физической культуры недостаточно оценивается.

Рациональная форма двигательной активности — это та, которая: обеспечение надлежащих и достаточных показателей физического развития и физической подготовки, физической подготовки к основным социальным функциям; высокая профессиональная производительность; относительно низкая усталость в процессе и циклах работы; постоянство внутренней среды тела; устойчивое здоровье и низкая заболеваемость в нормальных и меняющихся условиях труда и жизни [2].

Важным элементом рациональной двигательной активности является физическая и спортивная двигательная активность человека, характеризующегося: его объем, то есть количество времени, потраченного на практику физической культуры и спорта за определенный календарный цикл — день, неделя, месяц, год; насыщение деятельности, измеренное показателями физической активности на теле, расход кислорода на килограмм человеческого веса; разделение деятельности по физическому воспитанию и благополучию в гражданском цикле; содержание средств, используемых в занятиях, и как они используются [5].

Главное место среди средств физической культуры в профилактике синдрома эмоционального истощения учителей занимают физические упражнения, так как двигательная активность является основным условием формирования здорового образа жизни и профилактики гиподинамии. Мышечная работа регулируется нервной, эндокринной, дыхательной и сердечнососудистой системами. Регулярные физические нагрузки делают эти системы более совершенными, создавая новые резервные возможности [1].

Современные условия жизни выставляют перед учителем большие требования, а нервная система подвергается неизменной все повышающейся эмоционально — психологической нагрузке, поэтому в нашей МБОУ гимназии имени А.И. Яковлева города Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди педагогов.

В качестве примера физической и спортивной активности учителя могут быть такие мероприятия, как: совместные соревнования учителей и школьников по волейболу, баскетболу, спортивному КВН, Дни здоровья, Веселые старты, в которых принимают участие команды учащихся и преподавателей, преподаватели могут участвовать в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям среди учебных заведений, а также в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям, которые организуются департаментом образования.

Учителя активно включаются в небольшие формы двигательной активности: гимнастику перед началом занятий, динамические перерывы на изменения, физические упражнения в классе.

Поэтому, целью нашего исследования является обоснование способов профилактики профессионального выгорания учителей средствами физической культуры.

Проводя это исследование, мы хотим показать, что системные занятия физической культуры в рамках сообщества педагогов выдвигаются в качестве результативного средства профилактики профессионального выгорания педагогов.

В проведении занятий по физической культуре с учителями МБУ гимназии имени А. И. Яковлева города Урай, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры нами в качестве основного вида спорта были выбраны волейбольные занятия. Выбор волейбола определяется потенциалом регулирования нагрузки во время игры, отсутствием прямого контакта с участниками и столкновениями, которые позволяют избежать физических травм, вероятностью участия в игре синхронно, как для мужчин, так и для женщин, с различными уровнями физической подготовки.

Исследование продолжалось девять месяцев и охватывало учебный год. Было проведено 76 занятий продолжительностью 120 минут.

Цель занятий состояла не только в повышении физических условий, обучении и улучшении моторных навыков, но и в изменении характера деятельности с низкой активностью, умственно и эмоционально стрессовой, на эмоционально богатой и богатой игровой деятельности.

Поэтому большее время основной части занятий было посвящено самой игре. В то же время, игроки пытались сделать мяч как можно дольше в игре, было меньше технической свадьбы.

Основной формой проведения занятий были групповые. Каждое занятие имело традиционную структуру и включало подготовительные, основные и заключительный этапы. Продолжительность подготовительной части занятия составляла 15-25 минут, основная часть — 90-100 минут, заключительная — 5 минут, соответственно.

Результаты эмпирического исследования подтверждают, что стабильные и системные волейбольные занятия способствуют повышению уровня физической подготовки учителей, возраста, пола и первоначального физического состояния участников эксперимента, которые не играли никакой роли.

Опрос участников эмпирического исследования показал, что регулярные занятия по волейболу способствуют повышению их нервно-психической устойчивости и снижению вероятности нервно-психической депрессии. В ходе исследования количество учителей с наличием стадий эмоционального выгорания понизилось. В результате количество учителей увеличилось, этап эмоционального истощения, который не формируется.

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что физическая культура действительно является эффективным средством предотвращения эмоционального выгорания учителей.

  1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика [Текст] : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
  2. Емельянова, Л. В. Преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов [Текст] / Л. В. Емельянова // Специалист. – 2012. – № 8. – С. 34.
  3. Семиздралова, О. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение [Текст] / О. Семиздралова // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 116–123.
  4. Сорокоумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, симптомы, профилактика [Текст] / Г. В. Сорокоумова // Работник социальной службы. – 2012. – №. 6. – С. 94–99.
  5. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. С. Чутко. – 2- ое изд-ие. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров.

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс.

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов — одно из главных направлений работы педагога — психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями.

Консультация педагога-психолога для педагогов. .

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы.

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Цели и задачи тренинга.Сплочение коллектива.Поиск личных ресурсов.Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.Установка на качественный отдых и снятие вины за него.

Источник

Читайте также:  Картины передающие настроение пушкина
Оцените статью