Философское чувство юмора примеры

Философское чувство юмора примеры

Своеобразное чувство юмора – одна из первых характеристик самоактуализирующихся людей, которую мне удалось обнаружить, оно было присуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то, что кажется смешным обычному человеку. Злобные, обидные или пошлые шутки нисколько не позабавят их. Им по нраву юмор мягкий, философичный, юмор, который можно назвать сущностным юмором. В их шутках всегда заметен легкий оттенок грусти, их юмор нацелен на глупость, недостатки, претенциозность, их забавляет высокомерие человека, возомнившего себя венцом творения и «пупом Земли», забывшего, сколь ничтожно малое место отведено ему в универсуме. Самоактуализирующийся человек способен к самоиронии, однако, она никогда не перерастает в мазохизм или в шутовство. За образец такого чувства юмора можно принять чувство юмора Линкольна. Я уверен, что Линкольн ни разу не позволил себе оскорбительной или унизительной шутки. На мой взгляд в большинстве его шутливых высказываний, дошедших до нас, обязательно содержится некий подтекст, некое иносказание, его шутки не просто смешны, но и назидательны, как назидательны притчи и басни.

Если взяться за труд количественного измерения чувства юмора, то мне придется признать, что мои испытуемые шутят гораздо реже, чем среднестатистический человек. При всем желании я бы не решился назвать их весельчаками или балагурами, они не блещут остроумием в компаниях, не травят анекдоты, не устраивают веселых розыгрышей. Философичный юмор самоактуализирующегося человека может вызвать улыбку, но не гомерический хохот, он порожден ситуацией и вплетен в ее канву, он неотделим от нее, он естествен и спонтанен, его нельзя запланировать или повторить. Неудивительно, что среднестатистический человек, чье чувство юмора не столь утонченно, привыкший хохотать до упаду, до колик в животе, воспринимает этих людей как чересчур серьезных.

Чувство юмора этих людей объемлет собой самые разные аспекты человеческого бытия и проявляет себя в самых разных формах. Можно сказать, что юмор пронизывает само восприятие жизни этих людей. Тщеславие, гордыня, стремление к успеху, суета, амбиции, борьба, – все человеческие недостатки могут показаться им забавными и комичными. В полной мере я осознал их отношение к жизни, когда однажды волей судеб оказался в студии так называемого «кинетического искусства». В небольшом помещении я обнаружил массу разнообразнейших предметов, которые беспорядочно, с дребезжанием и грохотом перемещались в разных направлениях. В этом безумном, хаотичном, грохочущем круговращении я увидел замечательную пародию на нашу жизнь. Так же легко, с юмором эти люди воспринимают и свою профессиональную деятельность. Работа, сколь бы ответственно они ни относились к ней, служит для них одновременно и развлечением, и игрой.

Источник

Философское чувство юмора примеры

Проблема чувства юмора философов активно рассматривается в историко-философской литературе 2. В ней рассмотрены сущность чувства юмора философов, конкретные обстоятельства его использования, приведены примеры его применения известными философами. Вместе с тем, в ней недостаточным образом рассмотрена роль чувства юмора философов в разъяснении их идей, способы и формы его применения известными философами. В данной статье предпринята попытка решить указанную проблему. Был применен биографический метод исследования, позволивший выявить многочисленные примеры наличия чувства юмора у абсолютного большинства известных философов [5].

Чувство юмора – это способность человека замечать комическое в определенных окружающих явлениях и жизненных ситуациях и реагировать на него посредством эмоционально-выраженного смеха. Реакция на комическое в виде смеха, как правило, вызвана умением человека видеть своеобразное противоречивое сочетание в окружающих явлениях положительных и отрицательных свойств. Причем смех в данный момент носит дружелюбный характер. Он не приводит к уничижительному отношению к объекту, который вызывает смех. Чувство юмора присуще, прежде всего, философам, которым привычно видеть мир в противоречиях, в сравнении с мысленным идеалом, с иронически-скептическим отношением ко всему окружающему. Недаром Платон утверждал, что «философия – это веселая, шаловливая наука».

Исследование биографий выдающихся философов показывает, что абсолютное большинство из них обладало чувством юмора [2]. Чувство юмора позволяет философам видеть смешное в жизненных ситуациях и выражать его в материальной форме (шутка, карикатура, анекдот и т.п.) определенным образом (иронично, сатирически, саркастично и т.д.). Причем оно присутствует не только в сфере мышления философов, но и в их душевном настрое. Чувство юмора выступает как особенное свойство характера философов. Как отметил О.М. Мухутдинов, «философы знали толк в хорошей шутке» [3, с. 36]. Многие их жизненные поступки, высказывания или суждения отличались комичностью, ироничностью, анекдотичностью и парадоксальностью. Особенным чувством юмора отличались Августин, Анаксимен, Антисфен, Буридан, Л.Витгенштейн, Вольтер, Демокрит, Диоген, Р.Декарт, Дидро, Евбулид, И.Кант, Ф.Ницше, Платон, Б.Рассел, Сократ, А.Шопенгауэр, Эразм Роттердамский и многие другие. Известно, что, например, Демокрит «всё смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела». В.Соловьев после хорошей шутки заливался здоровым олимпийским хохотом неистового младенца, который иногда перетекал в мефистофелев­ский смешок: хе-хе, или и то и другое вместе. Н.Бердяев отмечал, что очень любил смех и смешное.

Читайте также:  Психоэмоциональный стресс у детей

Чувство юмора позволяло философам осуществить следующее.

Объяснение своих философских идей. Чувство юмора помогало философам раскрыть комическим, доступным образом сущность своих философских идей и популяризировать их среди людей. Так, например, Диоген в то время, когда Зенон в очередной раз взялся доказывать, что движения не существует, принялся ходить вокруг него. Зенон не выдержал: – Сделай милость, прекрати, постой спокойно хоть минутку. – Ах вот оно как! А кто с пеной у рта доказывал, что движения нет? — торжествовал Антисфен. Платон сравнивал человека с двуногой птицей, лишенной перьев, на что Диоген принес ему общипанного петуха и бросил под ноги Платону. На что Платон заметил: человек – это двуногое существо, без перьев, которое не кукарекает без смысла.

Исследование проблемы юмора. Чувство юмора позволило философам выявить сущность юмора, определить его значение для человека, в том числе и философа. Так Аристотель отмечал, что из всех животных он (человек – А.С.) один только способен смеяться. И.Гете признавал юмор проявлением гениальности мыслителя. Ж.П. Рихтер отмечал, что юмор универсален и субъективен, он проявляется как рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комического объекта и приложить к себе мерку идеала. А.Шопенгауэр трактовал юмор как выражение философом намеренно смешного, через которое просвечивает серьёзное. М.Бахтин рассматривал юмор в контексте его общественно-исторической обусловленности.

Новая интерпретация рассматриваемого явления. Чувство юмора побуждало философов к поиску оригинальных трактовок обсуждаемых явлений. С его помощью они обращали внимание на неожиданную ассоциацию несвязанных на первый взгляд обстоятельств. Так, например, Антисфен в народном собрании предложил считать ослов конями. Когда все возмутились, он сказал: «Вы же простым голосованием делаете глупцов правителями нашего города, давайте же проголосуем за то, чтобы ослов считать конями». Г.Гегель, отвечая на вопрос, почему философия не может ответить на некоторые вопросы, заявил: «В этом виновата не философия, а виноват тот, кто неправильно задает вопросы».

Самоирония. Чувство юмора помогало философам посмеяться над самими собой, заняться самоиронией. Оно способствовало правильному самопознанию, позволяло недооценивать и не переоценивать себя [6, с. 814]. Так, например, Сократ изобрел особый способ вести философские споры. Он задавал собеседнику вопросы, всегда изображая себя простаком, неудачи оппонента приписывал себе, незлобиво и добродушно посмеиваясь над ним. Л.Витгенштейн утверждал, что он всю жизнь мечтал написать философскую работу, которая состояла бы из одних только шуток. На вопрос собеседника, почему же он этого не сделал, Витгенштейн ответил: «Наверное, потому что у меня нет чувства юмора». Б.Рассел на вопрос: почему он ничего не пишет об эстетике, ответил: «потому что я в ней ничего не смыслю… Впрочем, это не самое лучшее оправдание, ведь мои друзья говорят, что это не мешает мне писать на другие темы».

Обогащение философского языка. Чувство юмора позволяло философам разнообразить и обогатить свой философский язык. Философы часто применяли в своих произведениях различные смешные метафоры, афоризмы, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, каламбуры. Так Евбулид использовал метафоры «Куча» и «Лысый». Когда его спросили, какие вопросы интересуют, прежде всего, философа, он ответил: например, такие: если прибавлять к одному зерну еще одно, с какого момента появится куча и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна? Если волосы с головы человека выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым. Ж.Буридан использовал метафору «осел». Когда его попросили объяснить, почему человек всегда должен делать выбор, он привел такой пример: стоял осел между двумя копнами сена, находящимися на равном расстоянии от осла. Осел сдох от голода, так как не мог выбрать, какое сено есть. Философы использовали также различные комические сравнения. Так Августин применял следующее сравнение: «Всем нравится прекрасная лошадь, но почем-то совершенно нет желающих ею стать»; Ф.Бэкон: – «Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше демонстрирует свою задницу»; А.Шопенгауэр – «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».

Ведение остроумной дискуссии. Чувство юмора позволяло философам вести споры со своими коллегами в иронической форме. Они часто выявляли смехотворную абсурдность той или иной философской идеи и выставляли ее в комическом виде. Как отметил Л.Н. Столович, «смех был действенным средством полемики с неприемлемой философией. Философы на протяжении всей истории обменивались «пиками острот», опровергая своих философских противников и защищая положения своего учения» [4, с. 60 – 61]. В полемике философы часто нелицеприятно отзывались друг о друге. Так И.Гердер писал, что философия И.Канта – это глухая пустыня, наполненная бессодержательными порождениями ума и словесным туманом с большими притязаниями. Ф.Достоевский заявлял, что Г.Гегель – это «немецкий клоп, который хотел всех примирить на философии». Е.Дюринг писал о К.Марксе, что тот отличался «китайской ученостью, узостью взглядов, философской и научной отсталостью». Л.Толстой писал о А.Шопенгауэре, что тот – «талантливый пачкун». А.Шопенгауэр, критикуя работу одного из своих оппонентов, заявил, что в его книге все неправильно, кроме нумерации страниц. К.Ясперс отмечал, что С.Кьеркегор – «мрачный фанатик».

Читайте также:  Почему у человека нет настроения перед днем рождения

Выход из затруднительной жизненной ситуации. Чувство юмора помогало философам комическим образом выйти из затруднительной жизненной ситуации, проявить свою находчивость, разрядить возникшие напряженность и стресс. Так, например, Сократ на обвинение в невежестве на том основании, что он сам же говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», ответил: да, я знаю, что я ничего не знаю, а вы и этого не знаете». Гегель на предложение изложить «Науку логики» кратко и по-французски, ответил, что ни первое, ни тем более второе не представляется возможным. Д.Дидро, затрудняясь написать статью в Энциклопедию по теме «Мораль», в разделе «Мораль» указал: смотрите, статью «Этика». М.В. Ломоносов на слова князя Ивана Куракина о том, что тот потомок Владимира Красное Солнышко, ответил, что записи его рода пропали еще во время всемирного потопа. Фалес после осмеяния по поводу падения его в колодец во время наблюдения за звездным небом, сказал, что его предназначение не смотреть вниз, а смотреть вверх.

Чувство юмора играло большую роль в жизни и творчестве философов, оно помогало им:

– раскрывать сущность своих философских идей комическим, эмоционально-выраженным способом;
– раскрыть природу и значение юмора в жизни человека;
– интерпретировать оригинальным образом свои концепции, теории и идеи;
– воспринимать окружающую действительность, свою философскую теорию, самого себя иронически-скептическим образом;
– обогащать свой философский язык различными юмористическими сравнениями, метафорами;
– вести остроумные беседы, споры со своими оппонентами и друзьями;
– выходить с достоинством из затруднительных жизненных ситуаций;
– обеспечить привлекательным и доступным образом распространение своих философских идей среди своих учеников и последователей.

Таким образом, чувство юмора философов, во-первых, их способность замечать комическое в определенных окружающих явлений и жизненных ситуациях и реагировать на него посредством эмоционально-выраженного смеха во-вторых, выражается у философов в использовании ими смешных метафор, комических сравнений и остроумных шуток, в-третьих, позволяет философам раскрывать сущность своих философских идей и популяризировать их среди людей комическим, эмоционально-выраженным способом.

Источник

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА

Своеобpазное чувство юмоpа — одна из пеpвых хаpактеpистик самоактуализиpованных людей, котоpую мне удалось обнаpужить, оно было пpисуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то, что кажется смешным обычному человеку. Злобные, обидные или пошлые шутки нисколько не позабавят их. Им по нpаву юмоp мягкий, философичный, юмоp, котоpый можно назвать сущностным юмоpом. В их шутках всегда заметен легкий оттенок гpусти, их юмоp нацелен на глупость, недостатки, пpетенциозность, их забавляет высокомеpие человека, возомнившего себя венцом твоpения и «пупом Земли», забывшего, сколь ничтожно малое место отведено ему в унивеpсуме. Самоактуализиpованный человек способен к самоиpонии, однако, она никогда не пеpеpастает в мазохизм или в шутовство. За обpазец такого чувства юмоpа можно пpинять чувство юмоpа Линкольна. Я увеpен, что Линкольн ни pазу не позволил себе оскоpбительной или унизительной шутки. Hа мой взгляд в большинстве его шутливых высказываний, дошедших до нас, обязательно содеpжится некий подтекст, некое иносказание, его шутки не пpосто смешны, но и назидательны, как назидательны пpитчи и басни.

Если взяться за тpуд количественного измеpения чувства юмоpа, то мне пpидется пpизнать, что мои испытуемые шутят гоpаздо pеже, чем сpеднестатистический человек. Пpи всем желании я бы не pешился назвать их весельчаками или балагуpами, они не блещут остpоумием в компаниях, не тpавят анекдоты, не устpаивают веселых pозыгpышей. Философичный юмоp самоактуализиpованного человека может вызвать улыбку, но не гомеpический хохот, он поpожден ситуацией и вплетен в ее канву, он неотделим от нее, он естествен и спонтанен, его нельзя запланиpовать или повтоpить. Hеудивительно, что сpеднестатистический человек, чье чувство юмоpа не столь утонченно, пpивыкший хохотать до упаду, до колик в животе, воспpинимает этих людей как чеpесчуp сеpьезных.

Чувство юмоpа этих людей объемлет собой самые pазные аспекты человеческого бытия и пpоявляет себя в самых pазных фоpмах. Можно сказать, что юмоp пpонизывает само воспpиятие жизни этих людей. Тщеславие, гоpдыня, стpемление к успеху, суета, амбиции, боpьба, — все человеческие недостатки могут показаться им забавными и комичными. В полной меpе я осознал их отношение к жизни, когда однажды волей судеб оказался в студии так называемого «кинетического искусства». В небольшом помещении я обнаpужил массу pазнообpазнейших пpедметов, котоpые беспоpядочно, с дpебезжанием и гpохотом пеpемещались в pазных напpавлениях. В этом безумном, хаотичном, гpохочущем кpуговpащении я увидел замечательную паpодию на нашу жизнь. Так же легко, с юмоpом эти люди воспpинимают и свою пpофессиональную деятельность. Работа, сколь бы ответственно они ни относились к ней, одновpеменно является для них и pазвлечением, и игpой.

Читайте также:  Компонент человеческой природы темперамента

Читайте также

2. Чувство юмора

2. Чувство юмора Говорят, что джентльмен никогда не должен говорить женщине, что он уже слышал тот анекдот, который она рассказала. Мы можем добавить, что джентльмен не должен говорить, что он уже слышал этот анекдот в любом случае, даже если анекдот рассказал мужчина. Мы

Улучшить чувство юмора

Улучшить чувство юмора Насмешка и сарказм могут иметь длительные пагубные последствия для человека. Недавно мы провели исследование более чем в 70 странах и обнаружили, что многие люди по всему миру боятся, что над ними будут смеяться – они страдают от гелотофобии,

Чувство юмора

Чувство юмора «Если вы могли бы выбрать одну черту характера, на которой продержитесь всю жизнь, выбирайте чувство юмора». * * *Я помню, как моя мама (тогда в возрасте около 50 лет) сидела рядом со мной в моей машине «Фольксваген Жук» 1966 года выпуска и мы попали под ливень.

Не теряйте чувство юмора

Не теряйте чувство юмора Если вы покровительственным тоном отпускаете шуточки, которые задевают самолюбие собеседника или принижают значение конфликта, это не пойдет на пользу. Однако уместное употребление юмора позволяет сгладить ситуацию, не умаляя ее

5 Чувство юмора

5 Чувство юмора Опросники, которые были предложены вам в трех предыдущих главах, тестируют особенности личности по принципу прямого самоотчета. Цели таких опросников вполне очевидны и однозначны, а будут они достигнуты или нет, это зависит только от желания и доброй воли

«Где ваше чувство юмора?»

«Где ваше чувство юмора?» Наша подруга наблюдала у себя в офисе такую сцену.Однажды привлекательная женщина из отдела продаж, которая почти всегда надевала в офис брючный костюм, пришла на работу в довольно короткой юбке. По этому редкому случаю вокруг ее стола сразу же

Используйте чувство юмора

Используйте чувство юмора Жить становится легче, когда мы шутим. Чувство юмора можно расценивать как форму игривой гибкости в отношениях с другими людьми. Юмор – способность замечать смешное в различных аспектах и сторонах жизни, предлагать неожиданный взгляд на вещи и

Имейте чувство юмора

Имейте чувство юмора Я не уверен, что чувство юмора можно приобрести. Печально, но вы не можете выйти на улицу и купить это ценное качество. Все люди разные: одни более открытые и прямодушные, другие — замкнутые и скрытные. Некоторые из нас скорее любят повеселиться, нежели

Чувство юмора

Чувство юмора Говорят, что комедия – это трагедия плюс время. Чем раньше вы примете такую точку зрения, тем лучше. Юмор – даже (или особенно) черный юмор – освобождает от эмоционального напряжения, помогая вам посмеяться над собой и своей ситуацией, взглянуть на

Чувство юмора

Чувство юмора Чувство юмора в работе интеллекта выполняет особую, очень важную роль.К этому чувству у большинства людей отношение достаточно прохладное: принято считать шутки и анекдоты чем-то несерьезным и неважным. Однако чувство юмора – это самый верный признак

Чувство юмора обывателя

Чувство юмора обывателя С развитием интеллекта механизм быстрого снятия напряжения стал играть очень важную роль. Мы говорили о том, что у обывателя с развитием автоматических понятий сознание постоянно блокируется. Но если включать интеллект для самых мелких

Чувство юмора личности

Чувство юмора личности Ученые нашли ген, отвечающий за желание ученых находить гены. Личность применяет интеллект по отношению к себе, следовательно, блокирующие противоречия также она относит к себе. И поэтому чувство юмора личности направлено на себя. Говоря проще,

§ 2. Чувство юмора. Смех

§ 2. Чувство юмора. Смех Исключительно важным чувством, которое широко используется в программах манипуляции сознанием, является чувство юмора. Способность видеть и представлять явления жизни в смешном виде и осваивать мир под углом зрения иронии – важное свойство

Чувство юмора

Чувство юмора Наверняка ты уже слышал, что если рассмешить женщину, то она будет наполовину завоевана. Это близко к правде, поэтому должно быть твоим неотъемлемым привлекательным качеством.В далекие времена, когда Интернет казался чем-то из разряда фантастики, наши папы

Чувство юмора

Чувство юмора У послушных детей возникает обратная проблема. Их старания быть «правильными», соблюдать нормы и приличия приводят порой к излишней скованности. Родители могут и должны показывать детям, что можно оставаться свободными в рамках внешних правил. «Высокий

Источник

Оцените статью