Так и в «Аллегории пяти чувств», словно, не надеясь на сообразительность зрителя, Лересс всюду разместил предметы, воздействующие на разные чувства: цветы, фрукты, шелковые ткани, музыкальные инструменты и т.д.
В 1632 году картина на данную тему была заказана Теодору Ромбоутсу епископом Гента Антонием Триестом.
Ромбоутс, Теодор
Аллегория пяти чувств (1632)
Холст, масло, 207×288 см
Еще ранее отдал дань этой теме и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625).
Брейгель, Ян Старший (Бархатный)
Аллегория Зрения (1617)
Холст, масло, 65×109 см
Мадрид, Прадо
На полотне «Аллегория Зрения» запечатлены прекрасные девы (их исполнил Питер Пауль Рубенс) и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение. Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет (Обоняние?). На столе перед ними разложены драгоценные камни (Осязание?), у ног – астролябия и телескоп, в центре комнаты – глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом – гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией. Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого.
Эта картина является подтверждением того, что искусство в определённой степени отражало достижения науки, так как здесь изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера, наполненная эмблематикой четырёх первостихий, а также пяти чувств.
В Прадо хранятся и остальные картины Брейгеля и Рубенса из серии пяти чувств.
Рубенс был самым известным зарубежным художником во Франции, его с почетом принимал сам король, и художник Филипп Мерсье (1689-1760), безусловно, был знаком с его творчеством.
Мерсье, Филипп. Автопортрет
Французский живописец и гравер Мерсье родился и провел большую часть жизни за пределами Франции. Появился на свет он в Берлине, где его родители – французы-гугеноты – работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи Мерсье учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пена.
По завершении обучения он совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже познакомился с творчеством Антуана Ватто, которое так его впечатлило, что он даже взял на себя роль арт-дилера работ Ватто, проведя через много лет – в 1742 году – в Лондоне торги его картин.
В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился и через некоторое время поселился с женой во владениях лорда Лестера. В 1726 году художник стал членом лондонского отделения академии Святого Луки. В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение – он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.
В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1735-1736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже – в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка».
Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал своих покровителей, после чего потерял фавор принца Уэльского. В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию картин под влиянием творчества Шардена. В 1739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.
Примерно в это же время Мерсье создает серию своих картин на тему аллегории пяти чувств.
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Зрение (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см.
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Слух (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Обоняние (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Вкус (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Осязание (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
В соответствии с представлениями того времени аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» – исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами. Филипп Мерсье представляет нам образы реальных людей из высшего аристократического круга за их обычными занятиями: музицированием, охотой, застольной беседой и т.п. Вполне возможно, что это групповые портреты друзей и членов семьи его покровителей, выполненные в форме жанровой картины, как это было выполнено для сестер принца Уэльского.
Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Дочь Мерсье Шарлотта также была художницей, пережив отца всего на два года.
Большое собрание изящных искусств ASG располагает серией картин Филиппа Мерсье, олицетворяющей пять чувств человека (произведение с аллегорией Осязания отсутствует). На них опять-таки запечатлены не боги и герои, а реальные люди, правда, в отличие от тех, что изображены на картинах из Нью-Хевена, в каких-то условных вневременных костюмах.
Мерсье, Филипп
Зрение
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (1)
Мерсье, Филипп
Обоняние
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (2)
Мерсье, Филипп
Слух
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (3)
Мерсье, Филипп
Вкус
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (4)
Во всех картинах Филиппа Мерсье отсутствует какой-либо назидательно-морализаторский аспект, к XVIII веку чувства вырвались из-под спуда греховности, теперь это уже не опасное «очарование очей» (Бл. Августин), а способ постижения мира и обретение земного блаженства как цели существования человека.
Источник
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 18 — ЧЕТЫРЕ СТИХИИ И ПЯТЬ ЧУВСТВ ФИЛИППА МЕРСЬЕ )
В теме чувств, стихий, времен года и 12 месяцев — новый вернисаж. Заодно познакомлю вас с его автором, поскольку в русскоязычном интернете о нем — лишь упоминания. Поэтому предлагаю познакомиться с художником, а потом посмотреть его работы.
Филипп Мерсье
Philippe Mercier
1689, Берлин — 18 июля 1760, Лондон,
John Faber Junior Portrait of Philippe Mercier (print after self-portrait’s Mercier).
Французский живописец и гравер, родившийся в Германии, а живший и творивший, в основном, в Англии.
Родился художник в Берлине в семье французов-гугенотов, которые работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи он учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пеше (Antoine Pesne, 29 мая 1683 – 5 августа 1757), прибывшего в Берлин в 1710 году и в 1711 году ставшего придворным художником короля Фридриха I Прусского. В 1722 году Пеше был назначен директором Берлинской Академии художеств.
После учебы Филипп совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже он познакомился с творчеством Антуанна Ватто, которое Мерсье очень впечатлило. Он даже выступал в качестве арт-дилера работ Ватто, например, проведя в 1742 году в Лондоне продажу его картин «Из зарубежных собраний».
В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился году и через время поселился с женой во владениях лорда Лестера, которые позже получили название Лестерские поля (Leicester Fields). Между 1726 и 1735 годами художник был членом лондонского Клуба Святого Луки.
В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение – он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме в Лестерских полях. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.
В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1735-1736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже – в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка» (The Music Party, 1733). А также портреты трех старших детей принца Уэльского – принца Джорджа и его младшего брата и сестры. Позже эти картины были выгравированы Жан-Пьером Симоном и Джон Фабером Младшим.
Отмечу, что голландский гравер, тоже активно работавший в Лондоне, Джон Фабер Младший (John Faber Junior, 1684, Гаага – 2 мая 1756, Камден) сделал гравюры многих картин Мерсье. Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал семьи своего работодателя и покровителя, после чего потерял фавор принца Уэльского.
В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию «причудливых картин» под влиянием творчества Шардена. В 1739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.
Во время своего «столичного изгнания» Мерсье совершил поездки в Ирландию (1747) и Шотландию (1750). Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Незадолго до смерти, в том же 1760 году, художник представил три свои картины на первой летней выставке в Королевской Академии.
Серия «Пять чувств»
Philippe Mercier The Sense of Sight from a series «The Five Senses» (Зрение из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection
Philippe Mercier The Sense of Smell from a series «The Five Senses» (Обоняние из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection
Philippe Mercier The Sense of Touch from a series «The Five Senses» (Осязание из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection
Philippe Mercier The Sense of Hearing from a series «The Five Senses» (Слух из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection
Philippe Mercier The Sense of Taste from a series «The Five Senses» (Вкус из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection
Серия «Четыре стихии»
Philippe Mercier Young Woman with Bellows — Fire (Молодая женщина с воздуходувными мехами — Огонь).
Philippe Mercier Young Woman with Goldfinch — Air (Молодая женщина с щеглом — Воздух).
Philippe Mercier Young Woman with Scallop Shell — Water (Молодая женщина с раковиной — Вода).
Philippe Mercier Young Woman with Verbena — Earth (Молодая женщина с вербеной — Земля).
Источник