Филипп мерсье чувство слуха

Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века

Большое собрание изящных искусств ASG располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

Иконография изображения пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания) появляется в изобразительном искусстве в Средние века. Этому способствовали и научные изыскания в области способностей человека воспринимать внешние раздражители, интерес к познавательным механизмам человека, и стремления церкви – крупнейшего заказчика – уберечь человека от пучины чувств, уводящей его душу с пути спасения. В рамках сложного дидактически-морализаторского сценария чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.

Именно тогда, как пишет М. Баттистини, сложилась иконография этого мотива, который в полную силу расцвел в живописи XVI-XVII веков. Находясь под влиянием средневекового религиозного мировоззрения, когда чувства олицетворялись с грехом, многие художники интерпретировали эту тему в контексте Vanitas (Суета сует) – живописных аллегорий о скоротечности человеческой жизни и бренности земных наслаждений, либо включали ее в произведения, олицетворявшие Благоразумие и Умеренность, в качестве предостережения против излишеств наслаждений.

В эпоху Ренессанса чувства обычно представали в виде пяти женщин, занятых каждая своим каким-то наиболее характерным делом и с атрибутами, соответствующими данному «каналу связи» с внешним миром: Слух обычно ассоциируется с музыкой, Зрение – с зеркалом, Вкус – с фруктами, Обоняние – с цветами, Осязание – с чем-то гладким (мех) или наоборот колючим (еж).

Барочный реализм фламандцев XVII века проявился в том, что тему пяти чувств они раскрывали посредством сцен в тавернах, в которых действовали пьяницы (Вкус), курильщики трубок (Обоняние), певцы, орущие во всю глотку, и деревенские скрипачи (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь. Теме Пяти чувств посвятил множество своих картин Давид Тенирс Младший (1610-1690).

Иногда художник объединял в своем произведении всю гамму чувств, включая в него множество персонажей, оправданных сюжетом. Так, в картине Жерара де Лересса (1640-1711), написанной в стиле академизма, мы видим аллегорию Зрения – купидон с зеркалом, Слуха – купидон с музыкальным инструментом, Обоняния – девочка с бутонами цветов, Вкуса – женщина с лимоном и жующая что-то на заднем плане обезьянка, Осязания – женщина с попугаем на руке.

В живописи Лересс проповедовал не слишком знакомые голландскому обществу идеи классицизма и академизма, он думал, что искусство можно объяснить, рассчитать, рационально устроить, верил, что красота должна быть стандартной, как в античности, что у искусства есть непогрешимые законы, соблюдение которых обеспечивает высокий результат. В своей книге по живописи он пишет: «Если на картине изображен король, то его должны окружать министры, придворные и охрана, если изображен философ, то он должен быть с учениками, книгами, свитками и в шапочке…».


Лересс, Жерар де
Аллегория пяти чувств (1668)
Глазго, Художественный музей

Так и в «Аллегории пяти чувств», словно, не надеясь на сообразительность зрителя, Лересс всюду разместил предметы, воздействующие на разные чувства: цветы, фрукты, шелковые ткани, музыкальные инструменты и т.д.

В 1632 году картина на данную тему была заказана Теодору Ромбоутсу епископом Гента Антонием Триестом.


Ромбоутс, Теодор
Аллегория пяти чувств (1632)
Холст, масло, 207×288 см

Еще ранее отдал дань этой теме и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625).

Читайте также:  Что чувствуют те кто изменяет


Брейгель, Ян Старший (Бархатный)
Аллегория Зрения (1617)
Холст, масло, 65×109 см
Мадрид, Прадо

На полотне «Аллегория Зрения» запечатлены прекрасные девы (их исполнил Питер Пауль Рубенс) и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение. Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет (Обоняние?). На столе перед ними разложены драгоценные камни (Осязание?), у ног – астролябия и телескоп, в центре комнаты – глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом – гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией. Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого.

Эта картина является подтверждением того, что искусство в определённой степени отражало достижения науки, так как здесь изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера, наполненная эмблематикой четырёх первостихий, а также пяти чувств.

В Прадо хранятся и остальные картины Брейгеля и Рубенса из серии пяти чувств.

Рубенс был самым известным зарубежным художником во Франции, его с почетом принимал сам король, и художник Филипп Мерсье (1689-1760), безусловно, был знаком с его творчеством.


Мерсье, Филипп. Автопортрет

Французский живописец и гравер Мерсье родился и провел большую часть жизни за пределами Франции. Появился на свет он в Берлине, где его родители – французы-гугеноты – работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи Мерсье учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пена.

По завершении обучения он совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже познакомился с творчеством Антуана Ватто, которое так его впечатлило, что он даже взял на себя роль арт-дилера работ Ватто, проведя через много лет – в 1742 году – в Лондоне торги его картин.

В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился и через некоторое время поселился с женой во владениях лорда Лестера. В 1726 году художник стал членом лондонского отделения академии Святого Луки. В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение – он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.

В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1735-1736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже – в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка».

Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал своих покровителей, после чего потерял фавор принца Уэльского. В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию картин под влиянием творчества Шардена. В 1739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.

Примерно в это же время Мерсье создает серию своих картин на тему аллегории пяти чувств.


Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Зрение (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см.
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства


Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Слух (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Читайте также:  Чувство что еда не переваривается


Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Обоняние (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства


Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Вкус (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства


Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Осязание (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

В соответствии с представлениями того времени аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» – исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами. Филипп Мерсье представляет нам образы реальных людей из высшего аристократического круга за их обычными занятиями: музицированием, охотой, застольной беседой и т.п. Вполне возможно, что это групповые портреты друзей и членов семьи его покровителей, выполненные в форме жанровой картины, как это было выполнено для сестер принца Уэльского.

Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Дочь Мерсье Шарлотта также была художницей, пережив отца всего на два года.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает серией картин Филиппа Мерсье, олицетворяющей пять чувств человека (произведение с аллегорией Осязания отсутствует). На них опять-таки запечатлены не боги и герои, а реальные люди, правда, в отличие от тех, что изображены на картинах из Нью-Хевена, в каких-то условных вневременных костюмах.


Мерсье, Филипп
Зрение
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (1)


Мерсье, Филипп
Обоняние
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (2)


Мерсье, Филипп
Слух
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (3)


Мерсье, Филипп
Вкус
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (4)

Во всех картинах Филиппа Мерсье отсутствует какой-либо назидательно-морализаторский аспект, к XVIII веку чувства вырвались из-под спуда греховности, теперь это уже не опасное «очарование очей» (Бл. Августин), а способ постижения мира и обретение земного блаженства как цели существования человека.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ И ПЯТЬ ЧУВСТВ ФИЛИППА МЕРСЬЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 18 — ЧЕТЫРЕ СТИХИИ И ПЯТЬ ЧУВСТВ ФИЛИППА МЕРСЬЕ )

В теме чувств, стихий, времен года и 12 месяцев — новый вернисаж. Заодно познакомлю вас с его автором, поскольку в русскоязычном интернете о нем — лишь упоминания. Поэтому предлагаю познакомиться с художником, а потом посмотреть его работы.

Филипп Мерсье
Philippe Mercier

1689, Берлин — 18 июля 1760, Лондон,

John Faber Junior Portrait of Philippe Mercier (print after self-portrait’s Mercier).

Французский живописец и гравер, родившийся в Германии, а живший и творивший, в основном, в Англии.
Родился художник в Берлине в семье французов-гугенотов, которые работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи он учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пеше (Antoine Pesne, 29 мая 1683 – 5 августа 1757), прибывшего в Берлин в 1710 году и в 1711 году ставшего придворным художником короля Фридриха I Прусского. В 1722 году Пеше был назначен директором Берлинской Академии художеств.
После учебы Филипп совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже он познакомился с творчеством Антуанна Ватто, которое Мерсье очень впечатлило. Он даже выступал в качестве арт-дилера работ Ватто, например, проведя в 1742 году в Лондоне продажу его картин «Из зарубежных собраний».

В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился году и через время поселился с женой во владениях лорда Лестера, которые позже получили название Лестерские поля (Leicester Fields). Между 1726 и 1735 годами художник был членом лондонского Клуба Святого Луки.
В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение – он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме в Лестерских полях. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.
В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1735-1736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже – в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка» (The Music Party, 1733). А также портреты трех старших детей принца Уэльского – принца Джорджа и его младшего брата и сестры. Позже эти картины были выгравированы Жан-Пьером Симоном и Джон Фабером Младшим.
Отмечу, что голландский гравер, тоже активно работавший в Лондоне, Джон Фабер Младший (John Faber Junior, 1684, Гаага – 2 мая 1756, Камден) сделал гравюры многих картин Мерсье. Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал семьи своего работодателя и покровителя, после чего потерял фавор принца Уэльского.
В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию «причудливых картин» под влиянием творчества Шардена. В 1739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.
Во время своего «столичного изгнания» Мерсье совершил поездки в Ирландию (1747) и Шотландию (1750). Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Незадолго до смерти, в том же 1760 году, художник представил три свои картины на первой летней выставке в Королевской Академии.

Читайте также:  То мужчина чувствует если он использовал женщину

Серия «Пять чувств»

Philippe Mercier The Sense of Sight from a series «The Five Senses» (Зрение из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection

Philippe Mercier The Sense of Smell from a series «The Five Senses» (Обоняние из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection

Philippe Mercier The Sense of Touch from a series «The Five Senses» (Осязание из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection

Philippe Mercier The Sense of Hearing from a series «The Five Senses» (Слух из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection

Philippe Mercier The Sense of Taste from a series «The Five Senses» (Вкус из серии «Пять чувств»). 1744-47 гг. Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection

Серия «Четыре стихии»

Philippe Mercier Young Woman with Bellows — Fire (Молодая женщина с воздуходувными мехами — Огонь).

Philippe Mercier Young Woman with Goldfinch — Air (Молодая женщина с щеглом — Воздух).

Philippe Mercier Young Woman with Scallop Shell — Water (Молодая женщина с раковиной — Вода).

Philippe Mercier Young Woman with Verbena — Earth (Молодая женщина с вербеной — Земля).

Источник

Оцените статью