- Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
- Алгоритм выполнения.
- Разберём конкретные примеры.
- Пример № 1.
- Пояснение.
- Пример № 2.
- Пояснение.
- Пример № 3.
- Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
- Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
- Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
В задании № 3 даны вопросы по теме «Человек, общество, познание, культура». Необходимо установить соответствие между признаками, особенностями, характерными чертами, данными в первом столбце, с понятиями, явлениями, данными во втором.
Алгоритм выполнения.
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Разберём конкретные примеры.
Пример № 1.
Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | 1) угроза мирового терроризма 2) угроза экологического кризиса 3) проблема «Север — Юг» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
Внимательно прочитав задание и материал, можно сделать вывод, что речь идёт о конкретных ТРЁХ глобальных проблемах. Определяем, как они проявляются.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов (это экологическая проблема, человечество нерационально использует то, что дала природа) — 2;
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) — понятно, что речь идёт о терроризме – 1;
В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки – это страны «Юга», то есть развивающиеся, поэтому речь идёт о проблеме «Север-Юг») – 3.
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран (тоже о разном уровне стран Юга и Север) — 3;
Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств – это нарушение экологии – 2.
4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Ответ:21332
Пример № 2.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся | 1)чувственное 2) рациональное (логическое) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
Данное задание по теме «Познание», по особенностям его двух форм – чувственного и рационального. Сразу представим себе, как человек познаёт мир при помощи органов чувств (слуха, зрения, осязания и т.д.) и разума, мышления.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета (речь идёт о представлении, человек мысленно может представить себе внешние признаки предмета, который видел) – 1;
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа (это то же самое)- 1;
B) фиксация существенных свойств предмета (чтобы отметить, зафиксировать существенные признаки предмета, недостаточно только внешне за ним наблюдать, необходимо логически размышлять) – 2;
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета (снова сохранение в памяти лишь обобщённого образа предмета, то есть того, что мы увидели, услышали и т.д.) – 1;
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств (это, конечно, логика, рассуждения) – 2;
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся (тоже логические суждения) – 2.
ЗАПОМНИТЕ ступени форм познания:
- чувственное: ощущение, восприятие, представление;
- рациональное: понятие, суждение, умозаключение.
- Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
4. Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Ещё раз проверьте свои ответы и запишите цифры.
Ответ:1121
Пример № 3.
Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ | ТИПЫ |
A) анонимность произведений Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей B) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания | 1) народная 3) элитарная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.
2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.
Данное задание по трём основным типам культуры. Подобное задание очень часто предлагается на ЕГЭ, обязательно выучите особенности каждого из этих типов.
3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.
A) анонимность произведений (имя автора не сохранилось в памяти народа, мало того, каждое новое поколение дополняет, изменяет что-то в произведениях фольклора, то есть устного народного творчества) – 1;
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей (это признак массовой культуры, рассчитанной на большой круг потребителей) — 2;
B) коммерциализация духовной деятельности (тоже признак массовой культуры, так как данные произведения создаются, чтобы получить прибыль. Кстати, данный пункт часто приводит к затруднению, ведь в наше время все получают прибыль: исполните и народных, и классических произведений. Просто запомните, что это – признак массовой культуры) -2;
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров (тоже признак массовой культуры, одна из функций которой- рекреативная, то есть она служит для отдыха, развлечений) -2;
Д) сложность содержания (это признак элитарной культуры; чтобы почувствовать всю прелесть, например, оперы или балета, нужна подготовка, знание особенностей данных произведений, которые отличаются сложностью содержания) -3.
4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Ответ:12223
Таковы рекомендации по выполнению задания № 3.
Для выполнения данного задания необходимо знать теоретический материал по темам «Общество, человек, познание, духовная сфера». Это достаточно большой блок. Учите термины, определения понятий, их особенности, признаки, чтобы успешно выполнить задание № 3.
Учите, готовьтесь к ЕГЭ!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
B) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся
2) логическое
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)
2. Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)
3. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
2. логическое или рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы логического познания:
1. Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация)
2. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей — не насекомое.)
3. Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).
Источник
Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
Установите соответствие между характеристиками и ступенями (уровнями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) создаёт образ конкретного объекта
Б) отражает сущность объекта познания
В) фиксирует внешние признаки предмета, явления или процесса
Г) осуществляется познающим субъектом
Д) создаёт условия для постижения истины
1) рациональное познание
2) чувственное познание
3) и рациональное, и чувственное познание
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ХАРАКТЕРИСТИКА | СТУПЕНЬ (УРОВЕНЬ) ПОЗНАНИЯ |
А | Б | В | Г | Д |
А) создаёт образ конкретного объекта — 2) чувственное познание, так как оно предполагает восприятие окружающего мира при помощи органов чувств.
Б) отражает сущность объекта познания — 1) рациональное познание, так как сущность можно понять только посредством мышления.
В) фиксирует внешние признаки предмета, явления или процесса — 2) чувственное познание, так как оно предполагает восприятие окружающего мира при помощи органов чувств.
Г) осуществляется познающим субъектом — 3) и рациональное, и чувственное познание, так как без познающего субъекта невозможен сам процесс познания.
Д) создаёт условия для постижения истины — 3) и рациональное, и чувственное познание, так как любое познание направлено на изучение окружающего мира, постижение истины.
Источник
Фиксация существенных свойств предмета это познание чувственное или логическое
Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).
Определение | Форма познания |
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании | 1) ощущение |
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств | 2) понятие |
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств | 3) представление |
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления | 4) умозаключение |
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения | 5) восприятие |
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.
Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.
Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.
Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.
Ответ: 35124
2 1 6 7 9 8 4
Источник