- Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО» консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проект «Эмоциональное благополучие воспитанников в ДОО в условиях реализации ФГОС» проект по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Выступление на районном методическом объединении «Школа начинающего педагога».Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО» | 21.18 КБ |
Презантация | 603.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников
в контексте требований ФГОС ДО
Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка
ФГОС ДО о эмоциональном благополучии детей в детском саду:
1.6 . Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3.2.1 . Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает
- доверительное и активное отношение к миру
- формирует высокую самооценку
- самоконтроль
- ориентацию на жизненный успех.
Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия, то это может проявиться в:
- расторможенности, агрессии;
- подавленности;
- в страхах;
- обидах;
- изолированности,
которые будут сопровождать его всю жизнь.
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды , но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е.среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:
- Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.
- Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе
- Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.
- Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном
- Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы
- Опираться на добровольную помощь детей
- Быть затейником и участником детских игр и забав
- И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:
- Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение
- Психогимнастика
- Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
- Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»
- Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»
- Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»
- Организация выставок «Моё творчество»
- Наличие в группах «Уголков гнева»
- Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме
- Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»
- Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться
- Разумная занятость детей, в течении всего дня
- Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности
- Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.
- Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества
- Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
- Хорошее настроение детей в течение всего дня;
- Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
- Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
- Отсутствие детей-аутсайдеров;
- Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
- Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
- Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
- Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
- Желание участвовать в коллективной деятельности;
- Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников .
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Источник
Проект «Эмоциональное благополучие воспитанников в ДОО в условиях реализации ФГОС»
проект по коррекционной педагогике на тему
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsionalnoe_blagopoluchie_detey_v_usloviyah_fgos.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
«Эмоциональное благополучие воспитанников
в ДОО в условиях реализации ФГОС»
Пудкова Н.В., Ширяева Г.Ю., Жабина А.С., Коваленко И.В.
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребёнка как в семье, так и в дошкольном учреждении, т.е. формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире. Известный психолог Р.С. Немов отмечал, что коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Современные условия общества, ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном и социальном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, формируют нерешительность, замкнутость, неуверенность в себе и своих действиях и поступках. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца» открытый ещё Л.С.Выготским. Под этим термином понимается чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребёнок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомлёнными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребёнка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
«Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее
значение, чем другие стороны, и составляет предмет
и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля».
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
— безусловное принятие и понимание каждого ребенка (умение увидеть и понять внутренний мир каждого ребёнка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми) для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
— позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней атмосферы);
— равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
— гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребёнка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
— тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов Детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками ( в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
— создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребёнка и его стремления к самостоятельности;
— внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы;
— тактичное общение с ребёнком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
— конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществления профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».
Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребёнка. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность ребёнка, поэтому одной из главной задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребёнка, является обеспечение ребёнку состояния эмоционального благополучия.
В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.
Развитие эмоциональной и личностной сферы дошкольников, формирование социально-коммуникативных умений и навыков.
— Формировать умение выражать основные эмоции и чувства, понимать их проявление у других людей;
— учить различать, осознавать эмоции и чувства в расширенном спектре;
— развивать умение адекватно выражать свое настроение в соответствии с нравственными нормами;
— способствовать снижению психоэмоционального напряжения, обучать приемам мышечного саморасслабления;
— развивать навыки общения посредством различных средств – языка жестов, мимики и пантомимики;
— осваивать позитивные формы поведения, обучать правилам культурного поведения и общения в различных жизненных ситуациях;
— сформировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок;
— научить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого человека);
— развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, осознавать свою собственную индивидуальность и уникальность, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера, способность выражать словом свои чувства.
Принципы реализации проекта:
— принцип развивающего образования , который реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
— сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости , т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
— единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
— построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основная идея проекта:
Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребёнка, период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, установления первых отношений со сверстниками и взрослыми людьми, а вместе с тем – повышенной ранимости, чувствительности и эмоциональности. Эмоции участвуют в формировании у ребёнка социального взаимодействия и привязанностей, так как способность правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека является важным фактором для формирования межличностных отношений. В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация личности, усвоение системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важную роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки, в процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
— Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
— Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
— Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОО, а значит его полноценное развитие.
Основная гипотеза проекта:
- Использование модели образовательной технологии эмоционально-личностной сферы на основе проектного подхода приведет к позитивной динамике эмоционального развития ребенка; гармонизации образа «Я», выступающей в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе (повышение самооценки); уверенности в себе и своих возможностях; к положительным изменениям в эмоциональной и познавательной сферах.
Содержание и этапы проекта:
I этап «Подготовительный» — 2013 – 2014 уч. год
- Изучение спроса родителей на данный вид услуги через анкетирование.
- Подготовка материально – технической базы, необходимой для реализации проекта:
— создание методической базы (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по эмоциональному благополучию дошкольников;
— создание в группах предметно — развивающей среды для развития эмоциональной сферы: «Уголок настроения», «Уголок эмоций», «Уголок уединения», Мобильный «Домик-трансформер», «Уголок сюрпризов», Копилка добрых дел», «Цветок успехов», «Уголок достижений».
— создание и оборудование комнаты психологической разгрузки.
- Составление сметы расходов.
- Подбор необходимого оборудования для комнаты психологической разгрузки.
II этап «Основной» — 2014 – 2015 уч. год
- Разработка образовательной программы по эмоциональному благополучию «Я дарю тебе радость» для детей 5-7 лет.
- Выход на платные услуги.
III этап «Заключительный» 2015 – 2016 уч. год
- Привлечение внимания родительской общественности к работе ДОО по формированию эмоционального благополучия у дошкольников.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Развитие и совершенствование эмоциональной сферы личности ребёнка: знание основных эмоций, чувств, развитие эмпатии.
2.Развитие личностной сферы: повышение уверенности в себе, положительных поведенческих навыков, снижение агрессии.
3. Развитие произвольности поведения, саморегуляции.
4. Развитие коммуникативных умений и навыков.
5. Повышение психологической комфортности в детском коллективе.
- Заведующий МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
- Старший воспитатель
- Воспитатели
- Родители
- Дети старших и подготовительных к школе групп
Смета расходов приобретенного методического сопровождения проекта.
При подготовке Проекта использована методическая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение, 1984.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.Н. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2010.
- Наревская И.Н., Сабирова Н.Г. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010.
- Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1999.
- Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.: Издательство Гном и Д., 2004.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос,1999.
- Справочник педагога-психолога. №9, 2014.; №11, 2014.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
Источник