- Афанасий Фет — Это утро, радость эта: Стих
- Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
- Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Это утро, радость эта…
- Статьи раздела литература
- Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Афанасий Фет — Это утро, радость эта: Стих
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).
Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение. Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).
В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов. Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.
Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.
В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»). В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.
Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.
Источник
Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист ,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Краткое содержание
И. Левитан. Солнечный день. 1876
Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.
История создания
Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.
Композиция
Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:
Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.
Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.
Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.
Образы и символы
Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:
Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».
Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.
Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».
Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.
Темы и настроение
Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.
Основная идея
Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.
В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.
Средства выразительности
В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:
- эпитеты – «вздох ночей»;
- сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
- аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
- анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
- особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.
Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.
Источник
Это утро, радость эта…
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод, Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист, Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 34.
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 34.
Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображённые в его стихотворениях, восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5–7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом стихотворения «Это утро, радость эта» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.
История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет всё, что видит вокруг. В нём всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка парная и кольцевая.
Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы».
Эпитеты – «вздох ночной».
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марии Лазич. Фет расстался с девушкой ещё в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.
«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. В произведении мы видим гамму чувств, которые пробудила в душе лирического героя весна.
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели» . Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.
В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Мы видим мысли и чувства, переполняющие душу лирического героя с приходом весны. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы.
Средства выразительности
В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор перечисляет всё, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы, поскольку они и так прекрасны. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы» и эпитет – «вздох ночной» . Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.
Особенность анализируемого стихотворения – повторение местоимения « это » в разных формах. Такой приём называется анафорой. Инструментом для передачи настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод» .
Источник