Фет это утро радость эта год написания

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Это утро, радость эта…»

Стихотворение написано в 1881 году, когда поэт уже не служил, а жил в загородном имении, посвятив себя творчеству.

Трагический эпизод в его жизни — гибель любимой девушки Марии Лазич, на которой он не женился, так как она была бедна, — он помнил всю жизнь. Особенно остро эта боль напоминала о себе в зрелые годы. Он почти не писал о природе, потому что разучился видеть её красоту. Мрачные мысли не давали ему радоваться жизни, её простым моментам.

Но в 1881 он вдруг пишет данное стихотворение. В нём нет той лёгкости, восторженности , которая была свойственна ранним его стихам о природе. Он словно подчёркивает, что всё это уже было.

История написания
Род литературы.

Жанр

Лирическое стихотворение

Стихотворение о природе и о судьбе человека в этой жизни. Несмотря на то, что поэт описывает красоту природы, он словно избегает возвышенной лексики, эпитетов.

Всё , что он видит в природе, это уже было в его жизни. И весна, с её пением птиц, с зорями « без затменья», и эти ночи без сна, и этот «зык и свист» — всё было.

Ничего не изменилось в природе. Она так же прекрасна и очаровательна. Но изменился сам поэт.

О понимает, что уже никогда не испытает того восторга , который охватывал его весной в молодости, что жизнь его уже близится к концу. Столько было ошибок в ней! И даже весна не способна отвлечь его от грустных мыслей.

Именно так можно понять это стихотворение, если связать его с биографией поэта. Если же отвлечься от неё, то мы увидим всю красоту пробуждающейся природы.И настроение у нас при чтении прекрасное. Ведь на каждое явление в жизни мы смотрим своими глазами, испытываем свои ощущения. В этом стихотворении можно увидеть столько красоты, если этого захотеть.

Литературное направление

«Чистое искусство»

Размер стиха

Размер- хорей

Чередование женской и мужской рифмы.

Рифма перекрёстная, но чередуются две строки с одной. Причём 1 и 2, 4 и5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.

3 и 6 строки — закрытые рифмы( оканчиваются строки на согласный, а 1 и 2, 4и 5- открытые- на гласный.

Это шестистишие. Схема: аабввб

Композиция

Всё стихотворение — это одно предложение с однородными членами, перечисляющими, что же такое весна.

Тема, идея, проблемы
Художественные средстваХудожественных средств мало в этом стихотворении.
Синтаксическое средство— однородные члены: «… эти ивы и берёзы…», «…эти горы, эти долы…» и др. Автор перечисляет , что видит он вокруг себя, подмечая каждую мелочь, видя и слыша, что происходит с природой весной.
Анафора: повторяются формы слова «это» в каждой строчке.
Сравнение: «…Эти капли – эти слёзы…».Обратите внимание, что капли автор сравнивает именно со слезами, что так непривычно для описания весны, когда радостное настроение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист ,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Краткое содержание

И. Левитан. Солнечный день. 1876

Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.

История создания

Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.

Композиция

Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:

Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.

Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.

Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.

Образы и символы

Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:

Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».

Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.

Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».

Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.

Темы и настроение

Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.

Основная идея

Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.

В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «вздох ночей»;
  • сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
  • аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
  • анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
  • особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.

Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.

Источник

Афанасий Фет — Это утро, радость эта: Стих

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).

Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение. Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).

В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов. Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.

Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.

В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»). В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.

Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.

Источник

Это утро радость эта анализ стихотворения

Это утро радость эта анализ стихотворения по плану

1. История создания. Стихотворение «Это утро, радость эта. » (1881 г.) относится к позднему периоду творчества А. А. Фета. Несмотря на почтенный возраст (61 год), поэт по-прежнему сохранял в себе способность к свежему восприятию красоты природы.

2. Жанр произведения — пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения — весна и ее мощное влияние на состояние человека. Произведение является ярким примером невероятного мастерства Фета в изображении природы. Прежде всего, бросается в глаза оттачиваемый годами талант поэта уделять внимание отдельным деталям. Стихотворение начинается с торжественного описания утра.

Классическим приемом Фета является сочетание цветов («синий свод») и звуков («крик», «говор вод»). В пеструю картину добавляются все новые и новые штрихи мастера: «ивы и березы», «горы», «мошки». Все это словно возникает из ниоткуда под лучами солнца.

Природа предстает единым целым, поражая воображение наблюдателя. Фет, как обычно, лишь намекает о присутствии человека в последней строфе. День постепенно сменяется «ночью без сна». Яркие впечатления и ощущения не дают покоя незримому лирическому герою. Взволнованное состояние может быть объяснено только одной причиной — наступлением весны.

4. Композиция. Каждая строфа стихотворения посвящена целиком отдельному времени суток: утру, дню и ночи. В последней строфе происходит слияние природных явления и состояния человека, которое объясняется приходом самого светлого и радостного времени года.

5. Размер произведения — четырех- и трехстопный хорей.

6. Выразительные средства. Стихотворение отличается особыми, свойственными Фету, художественными приемами. Во-первых, оно представляет собой одно большое сложносочиненное предложение. Благодаря многочисленному перечислению произведение воспринимается на одном дыхании. Во-вторых, автор не использует ни одного глагола. При этом стихотворение очень динамично за счет быстро сменяющих друг друга существительных.

Многократно повторяется местоимение «это» («этот», «эти»), заостряя внимание читателя на каждой детали. К финалу все повторения сводятся к одному итоговому заключению: «Это все — весна». В стихотворении практически нет эпитетов («синий», «ночной»). Образность придается особым сочетанием существительных в метафорах («говор вод», «вздох ночной селенья»), сравнении («эти капли — эти слезы»), противопоставлении («пух — не лист»).

7. Главная мысль произведения заключается в том, что невероятно богатая красота природы оказывает прямое воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений в жизни, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил. В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти, отразившиеся во многих произведениях. Стихотворение «Это утро, радость эта. «, напротив, проникнуто огромным оптимизмом и жизнеутверждающей верой автора.

Источник

Читайте также:  С утра не чувствовала ногу
Оцените статью