Феномен эмоционального выгорания социальных работников

Содержание
  1. Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться
  2. 1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество
  3. 2. Негативные клиенты. Решение — релаксация
  4. 3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование
  5. 4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги
  6. 5. Нет мотивации. Решение — поощрение
  7. 6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие
  8. Опрос на определение причины выгорания
  9. Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения
  10. Стадии развития синдрома эмоционального выгорания по М. Буришу. Динамические процессуальные модели Б. Перлмана и Е. Хартмана, описывающих феномен. Личностные и профессиональные факторы, способствующие формированию симптоматики у социального работника.
  11. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  12. Подобные документы

Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться

Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.

Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание — плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.

Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.

1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество

Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.

Как помочь сотрудникам?

Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:

  • Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
  • Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
  • Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
  • Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.

Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.

2. Негативные клиенты. Решение — релаксация

Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.

Как помочь сотрудникам?

Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:

Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.

Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:

  • Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
  • Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
  • Продумайте групповые тренинги для расслабления.

Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…».

3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование

Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска.

Как помочь сотрудникам?

  • В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
  • Равномерно распределять нагрузку;
  • Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
  • Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.

4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги

Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.

Пример упражнения для сплочения коллектива:

Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
— Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?

Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.

5. Нет мотивации. Решение — поощрение

Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:

  • Благодарить за работу лично словами и грамотами;
  • Выплачивать премии за проявленную инициативу;
  • Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
  • Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
  • Давать сотрудникам управленческие задачи.

6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие

Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:

  • с низкой самооценкой,
  • с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях,
  • со слабой выносливостью,
  • с проблемами в семье и деньгах,
  • на неподходящей работе,
  • без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
  • интроверты и перфекционисты.

И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.

Как помочь сотрудникам?

Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.

Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния.

По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.

Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд — это признак сильной тревожности.

Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд — это легкая тревожность.

Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.

Опрос на определение причины выгорания

Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:

  1. Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
  2. Что мне помогает справиться со стрессом?
  3. К какому контингенту относятся мои клиенты?
  4. Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
  5. Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
  6. Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?
  7. Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
  8. Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
  9. Что меня больше всего задевает?
  10. Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?
Читайте также:  Сдерживание эмоций внутри себя

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения

Стадии развития синдрома эмоционального выгорания по М. Буришу. Динамические процессуальные модели Б. Перлмана и Е. Хартмана, описывающих феномен. Личностные и профессиональные факторы, способствующие формированию симптоматики у социального работника.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.12.2014
Размер файла 34,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный радиотехнический университет»

Кафедра политологии и социальных наук

по дисциплине: «Этические основы социальной работы»

на тему: «Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения»

Выполнила: студентка гр. 260

Проверил: доцент каф.

Что такое эмоциональное выгорание?

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание« или «профессиональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm, свободный. — Заглавие с экрана.

Кто такой социальный работник?

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения (пенсионеры, дети-сироты, беженцы и др.) Профессия социальный работник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obrazovanie66.ru/main_prof.php?profid=363, свободный. — Заглавие с экрана. .

Работа с людьми предполагает общение, а общение предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит в общении с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе материальную и моральную. Если материальную помощь оказывает государство, то моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. В современной литературе эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип приобретенного, чаще всего, профессионального, поведения Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]/ В.В Бойко. — М., 1996. .

Эмоциональное выгорание социальных работников, его сущность, виды, факторы и причины возникновения

Работа с людьми предполагает общение, а общение предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит в общении с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе материальную и моральную. Если материальную помощь оказывает государство, то моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. В современной литературе эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Существуют различные симптомы «выгорания»: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

По мнению Р. Кочунас, эмоциональное выгорание представляет собой стереотип приобретенного, чаще всего, профессионального, поведения. Специалисты по социальной работе нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. эмоциональное выгорание социальный работник

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью социального работника. Во-первых, требования этики не позволяют социальному работнику делиться с семьей проблемами своих клиентов, соблюдая принцип конфиденциальности, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей Кочунас Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочунас. — М.: Академический проект, 1999. . И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия специалиста по социальной работе.

Герасимова И.В. и Наенко Н.И. к симптомам выгорания относят: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания и др. Синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание — это реакция индивидуальная.

В настоящее время это явление особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка». В подтверждение актуальности проблемы выгорания, можно привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».

Существуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые различают два вида таких состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжением как нормальным состоянием и эмоциональной напряженностью как предпаталогическим состоянием.

Выделяются следующие виды психической напряженности: перцептивная (возникающая, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации); интеллектуальная (при невозможности найти адекватный способ решения); эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспешности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска).

Хроническая эмоциональная напряженность способствует появлению негативных черт, частично сходных с признаками, характерными для переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы).

В социальной работе деятельность человека характеризуется увеличением роли когнитивной деятельности, возрастанием значения функции внимания, активного наблюдения, и контроля, переработки поступающей информации и принятия решения в условиях острого дефицита времени. Таким образом, их труд почти всегда связан с умственно-эмоциональном напряжением, которое может вызвать развитие нервного перенапряжения Герасимова, И.В. Психическая напряженность [Текст]/ И.В Герасимова, Наенко Н.И. — М. 1976. .

Читайте также:  Как справится с чувством зависти

Форманюк Т.В. говорит о том, что значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».

Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности социального работника: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение . .

Эмоциональные нагрузки, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального контакта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, терпения, выдержанности и т. д. Эмоциональное истощение обнаруживает себя прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возникать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст]/ Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — №6. .

Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. пишут о другой группе проблем, способствующих «выгоранию» или усиливающих его развитие, связанных с рабочей ситуацией. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки-слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок «помогающие» начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального «выгорания» увеличивается.

Для определения мер профилактики этого явления и борьбы с его последствиями, необходимо выявить причины, факторы, провоцирующие у профессионала развитие этого синдрома. Исследования ведутся, однако специалисты временами высказывают противоположные друг другу мнения. Например, одни исследователи выделяют одним из факторов выгорания эмоциональную ригидность; другие же, наоборот, рассматривают повышенную степень реактивности, возбудимость и высокую степень откликаемости. Это свидетельствует о том, что явление эмоционального выгорания еще недостаточно изучено, и следует вести его тщательные исследования.

Изучив данные современных исследований, можно сделать следующие выводы относительно факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание: их делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику;он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологичкий климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения; психологически трудный контингент: люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб., 2005. .

Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с характером профессиональной деятельности).

К личностным факторам относятся: интровертированность; эмоциональную ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.

Профессиональными факторами можно назвать: переживание несправедливости; низкое самоуважение; трудоголизм; особенности мотивации; неудовлетворенность работой и размером заработной платы; социальную незащищенность.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Исследования показывают, что социальная поддержка связана с уровнем выгорания. Помогают предотвратить синдром эмоционального выгорания развитые адаптационные способности, высокий уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативный потенциал, а также способность саморегуляции поведения. В целом, необходимо не только изучать это явление, его причины и формы протекания, а также разрабатывать меры по борьбе с выгоранием, и внедрять их в жизнь для предотвращения негативных последствий.

Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.

Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.

Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. Стадии эмоционального выгорания). Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

Читайте также:  Когда тебя кто то сильно любит ты чувствуешь это

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

* физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

* аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);

* поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Согласно процессуальной модели М. Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий Модели эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal12-01.htmсвободный. — Заглавие с экрана. .

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

1. Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

* отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

* ограничение социальных контактов.

* угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

* потеря положительного восприятия коллег;

* переход от помощи к надзору и контролю;

* приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

* доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

в) По отношению к профессиональной деятельности:

* нежелание выполнять свои обязанности;

* искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

* акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

* потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

* чувство переживания того, что другие люди используют тебя;

3. Эмоциональные реакции

* постоянное чувство вины, снижение самооценки;

* безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

* защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

* отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

* подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

* снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

* ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

* отсутствие собственной инициативы;

* снижение эффективности деятельности;

* выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера:

* безразличие, избегание неформальных контактов;

* отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;

* избегание тем, связанных с работой;

* самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

* неспособность к релаксации в свободное время;

* бессонница, сексуальные расстройства;

* повышение давления, тахикардия, головные боли;

* боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

* зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

* чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте Стадии эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-11.htm, свободный. — Заглавие с экрана. .

Итак, профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях, предполагающих высокий уровень психоэмоциональных нагрузок, усиливает риск эмоционального выгорания сотрудников. Чтобы снизить вредоносное воздействие условий рабочей среды, необходимо создать благоприятные условия для деятельности работников учреждений в социальной сфере.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ нарушений эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Причины синдрома эмоционального выгорания, факторы и стадии его развития. Социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.

курсовая работа [69,7 K], добавлен 19.01.2016

Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения «синдрома выгорания». Профессия и «выгорание». Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.

курсовая работа [113,3 K], добавлен 18.06.2009

Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

курсовая работа [513,0 K], добавлен 04.10.2012

Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

дипломная работа [209,0 K], добавлен 04.03.2011

Факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы, связанной с общением с людьми. Выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности. Факторы и причины, способствующие формированию симптомов эмоционального выгорания.

практическая работа [25,3 K], добавлен 10.03.2010

Определение сущности феномена «выгорания». Эмпирическое исследование влияния социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника.

дипломная работа [687,0 K], добавлен 07.12.2013

История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

курсовая работа [218,2 K], добавлен 10.10.2014

Источник

Оцените статью