Фазы развития стресса презентация

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: «СТРЕСС»

Дана характеристика стресса. Виды и фазы протекания стресса.

Скачать:

Вложение Размер
СТРЕСС 2.79 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 (техникум)» Департамента спорта и туризма города Москвы Стресс Презентацию выполнил: Студент 2-го курса Анисимов Артём

Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Стадии стресса Стадия тревоги Стадия сопротивления (резистентности) Стадия истощения

Стадия тревоги Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма.

Стадия сопротивления Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

Стадия истощения В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Терапия стресса На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни. Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно. В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным. Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций. Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

Виды стресса Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе. Психологический стресс — вызывает фрустрирующие, неблагоприятные отношения с социумом. Физиологический стресс – результат чрезмерных физических нагрузок, плохого нерегулярного питания, недосыпания. Информационный стресс провоцирует избыток или дефицит информации при принятии решения. Эмоциональный стресс вызывают излишне сильные чувства. Возникает он в опасных для жизни ситуациях или в результате радостных и неожиданных событий. Причины стресса, в этом случае, — сообщение о повышении на службе, рождении ребенка, предложение руки и сердца и пр. Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемое решение.

Источник

Стресс и дистресс
презентация к уроку по психологии по теме

Дана характеристика стресса и дистресса в педагогическом труде, факторы, виды и фазы протекания стресса, стрессовые сценарии, способы профилактики нежелательных последствий дистресса и эмоционального выгорания.

Скачать:

Вложение Размер
stress.ppt 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема 5.1. Стресс и дистресс

Понятие стресса Введенно Гансом Селье в 1936 г. для обозначения состояний психического напряжения , обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия — стрессоры . Первоначально оно обозначало неспецифическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

«Главный источник дистресса — в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям»; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы «удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден».

«Следует по крайней мере «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном — для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков». «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц» .

Понятие стресса Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Понятие стресса СТРЕССОР — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса. Различаются: 1) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.; 2) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.

Понятие стресса Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в стресс, ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Исследователи классифицируют людей на А -тип и В -тип , при этом для людей А -типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B -типа.

Стадия тревоги На стадии тревоги активизируются все физиологические реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение адреналина корой надпочечников и гормона АКТГ гипофизом, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается также частота дыхания и сердечных сокращений.

Стадия сопротивления Если стресс продолжается, организм выглядит нормальным. Частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, поддерживая концентрацию глюкозы в крови на высоком, отрицательном, с точки зрения здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Стадия истощения Если стресс продолжается и дальше, наступает стадия, на которой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Профессиональные дистрессы Информационный Эмоциональный Коммуникативный

Информационный дистресс Информационный дистресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто он сопровождается неопределенностью ситуации, недостоверной информацией и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный дистресс Эмоциональный дистресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Комуникативный дистресс Коммуникативный дистресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса : наблюдать за самим собой; искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); заняться тем, что помогает снять напряжение.

Стрессовые сценарии в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: чаще стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

Основные варианты защиты от манипулирования : укрепление своей жизненной позиции; укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на «отказ»); владение техниками общения. Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

рефлексологический метод (токи, иглоукалывания, лазерные технологии); воздействие через музыку (цветомузыку); регуляция поведения психофармакологическими средствами; методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека; различные релаксационные упражнения ; тренировка социальных навыков; тренировка навыков решения проблем. Основные методы регуляции психическими состояниями:

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа продолжает цикл занятий по теме «Навыки профессиональной и личной эффективности». В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое «стресс».2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с.

Влияние стресса на организм человека и пути его продоления.

Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса.

Цель: знакомство с эффективными способами саморегуляции в стрессовых ситуациях.Задачи: — дать определение стресса; .

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте.

Методическая разработка презентации для участников образовательного процесса «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене?&raquo.

Источник

Презентация на тему: ФАЗЫ СТРЕССА

Стресс Профилактика стресса

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.

Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во время Второй мировой войны среди военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях, лишь один человек из ста умер перед освобождением, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, перед осво­бождением умерли 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоционального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких. Это и послужило причиной такой разницы в смертности

Стрессор Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к — окружающей среде (токсины, жара, холод), — другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), — третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека) — остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию: повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации; критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры; хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

Стрессовая реакция Стрессовые реакции могут быть: физиологическими эмоциональными поведенческими

Физиологические стрессовые реакции, такие как нарушение дыхания, сердцебиения, сна. Головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

Так что же такое стресс? Стресс это психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды, выходящая за границы адаптационной нормы.

В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных варианта стресса:

Стресс необязательно несет в себе только отрицательную нагрузку — Эустресс — стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне — Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу

Фаза 1. Реакция тревоги В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.

Фаза 3. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

ПТСР Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство— это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практи­чески у любого человека. Посттравматическое стрессовое расстройство — состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нару­шения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близ­кого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

четыре характеристики травмы 1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; 2. Это состояние обусловлено внешними причинами; 3. Пережитое разрушает привычный образ жизни; 4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение бес­помощности, бессилия что-либо сделать или предпри­нять.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственно­стью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы. » и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшед­шего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример — описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой де­прессии.

Основные характеристики Травматическое событие переживается вновь и вновь (flashback). Упорно избегается всё то, что может быть связано с травмой. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы Выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества. Притупление эмоций. Появляется чувство укороченного будущего Раздражительность или вспышки гнева Устойчивые симптомы на физиологическом уровне

Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути: Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути: а) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова

Способы регуляции эмоциональных состояний.

Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное). Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание. Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание.

Упражнения на концентрацию внимания Внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: если внимательно посмотреть на усеченную пирамиду (вид сверху), то вы увидите, что она будет видна то вершиной к вам, то от вас. Это и есть непроизвольное переключение. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.

Формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во время сна, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время.

Источник

Читайте также:  Туз земли манара чувства
Оцените статью