Фанфики как описывать эмоции
Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской.
«Трудно поверить, но когда-то «бабочки в животе», «сердце в пятках» и даже «замершая от счастья душа» были оригинальными и свежими выражениями. У читателя, увидевшего незнакомое ранее сравнение или гиперболу первый раз, появляется удивление, обостряются эмоции, текст воздействует на него очень сильно. А потом эти чувства притупляются.»
Сегодня мы поговорим о том, как легко и достоверно написать о чувствах персонажа.
Штампы vs Эмоции
Как легко и достоверно написать о чувствах персонажа
Случай из практик и № 1
На недавнем занятии в нашей литературной студии мы писали биномку со словами «маска» и «балерина».
В одном тексте героиня, которую « завораживают красивые движения балерин », хочет выступать на сцене и « создавать пленительные образы ». При разборе текста я подчеркиваю эти выражения и прошу заменить их на более легкие, эмоциональные, индивидуальные.
Автору текста — двенадцать лет и она еще очень хорошо понимает, что такое «штампы» и почему они способны погубить даже самый интересный текст.
Штампы — это словосочетания, которые слишком широко, а потому неэффективно используются в текстах для выражения эмоций, усиления художественной выразительности.
Трудно поверить, но когда-то «бабочки в животе», «сердце в пятках» и даже «замершая от счастья душа» были оригинальными и свежими выражениями. У читателя, увидевшего незнакомое ранее сравнение или гиперболу первый раз, появляется удивление, обостряются эмоции, текст воздействует на него очень сильно. А потом эти чувства притупляются.
Когда мы впервые в жизни слышим «ты для меня — самый лучший человек на свете», мы приятно поражены. Но когда эти же слова нам говорят пятьдесят раз на дню, эффект совсем не тот. Мы словно бы не слышим смысла слов, они не могут передать нам всю глубину эмоций героя.
Вот мы читаем, что герой «окаменел от страха». Но до него так делали сто тысяч раз. Вот он «от волнения забыл, как дышать». Мы это тоже уже где-то читали. Мы не можем волноваться вместе с героем, его эмоции нас не задели. А это плохо.
Хороший текст — тот, который нас способен зацепить. Мы начинаем анализировать прочитанное, размышлять, почему герой сделал то и это, пробуем понять, что мы сами сейчас испытали и почему.
Чем больше в тексте штампов, тем труднее автору докричаться до нас, а нам — поверить в реальность героя и в правдивость его чувств. Как с этим бороться?
Совет № 1. Анализируй себя!
Вспомни о том, что ты чувствуешь, когда волнуешься, радуешь, злишься, ждешь, не можешь уснуть, мерзнешь или боишься. Попробуй передать эти ощущения своему герою.
У нас есть органы чувств — глаза (они отвечают за зрение), уши (за слух), ноздри (за обоняние), язык (за вкус) и кожа (за осязание). Когда мы испытываем сильные эмоции, наши органы чувств работают не в штатном, а в усиленном режиме.
От обиды у нас могут выступить слезы, от гнева — покраснеть щеки или уши, от страха — побледнеть кончик носа. А еще от волнения мы потеем, икаем, мерзнем или же нам слишком жарко. Персонаж, у которого от страха потеют руки и сами собой запинаются ноги, выглядит куда реальнее того, у которого в схожей ситуации «жизнь проносится перед глазами» или «исчезает способность соображать».
Чтобы герой стал живым, ему нужны эмоции. Научи его радоваться и грустить! Обрати внимание на то, как ты сам это делаешь, что именно чувствуешь и что конкретно влияет на твои эмоции.
Случай из практики № 2
Девушка, пишущая стихи и прозу, выкладывает у себя в фейсбуке пост с фотографиями, рассказывает о том, как сегодня побывала на экскурсии в музее. В посте есть фраза « Это мероприятие произвело на меня неизгладимое впечатление ». У девушки очень неплохие тексты, но она почему-то не видит, насколько громоздкой и казенной выглядит фраза, описывающая ее личные переживания. Ведь о переживаниях-то как раз девушка ничего сказать не может.
А ведь даже по снимкам можно понять, что эта поездка действительно оказала на автора поста серьезное влияние.
Рассказ экскурсовода заставил девушку задуматься, увидеть окружающий мир совсем под иным углом. На снимках видно, как меняется лицо девушки, как она пробует осмыслить новые знания. Почему же она не может заявить о своих чувствах естественными, не выученными на уроке, а своими собственными словами?
Скорее всего, девушка не привыкла ими пользоваться или даже не задумывается, какие еще слова тут подойдут. Это же не проза, не стихи, а просто заметка в Фейсбуке?! Зачем как-то специально думать, формулировать, искать новые слова? Затем, что ты — писатель.
Иногда нам приходится использовать устоявшиеся слова и выражения. Например, когда мы готовим школьный проект, пишем отчет, выполняем задание, готовясь к экзамену по русскому или литературе. Бывают профессии, в которых часто звучат четкие формулировки и протокольные фразы.
Психолог, диспетчер, сотрудник отдела кадров, врач могут задавать типовые вопросы, работая по инструкции. Но даже самый востребованный и опытный специалист в свободное от работы время все-таки остается человеком, личностью со своими собственными эмоциями и реакциями. В том числе и прозаик. Для него информация о собственных чувствах не менее (а порой и более) важна, чем информация о жизни персонажа.
Не научишься формулировать и описывать собственные переживания — не сможешь описать и эмоции героя.
На выручку может прийти личный дневник. Специальный эмоциональный, о котором могут рассказать психологи. Или обычный — бумажный или виртуальный. Кому-то удобнее делать личные заметки от руки, кому-то — в социальных сетях, под «замком» или в режиме «только для определенных друзей», кто-то готов публиковать такие заметки в режиме «доступно всем».
Главное — писать о себе и своих эмоциях по честному и добровольно, мы же живые люди, а не организация. И если мы испытали эмоциональное потрясение, то не стоит писать о нем, как об успешном мероприятии или завершенном проекте.
| |
Совет № 2. Следите за руками!
Эмоции можно выразить не одними только словами, но еще мимикой и жестами.
Вспомним маски античного театра — Гнев, Изумление, Страх, Радость, Горе. В древнем Риме актер театра, чтобы показать то или иное яркое чувство, надевал специальную маску, изображавшую гипертрофированную эмоцию. По ходу одной пьесы актер менял маски несколько раз. Современные актеры не носят таких масок, они меняют выражения своего лица, пользуются мимикой.
Мимика — «выразительное движение мышц лица», тоже один из способов проявления эмоций.
А кроме нее эмоции можно выразить с помощью разных жестов и поз. Вспомним героев картин и памятников — как они сжимают кулаки, воздевают к небу руки, молитвенно складывают ладони, преклоняют колени, обнимаются на прощание.
Разумеется, описывая позу, жесты и мимику героя, стоит использовать личные наблюдения, а не только то, что ты видел на картине, на сцене или в кино.
Когда художник пишет картину или работает над иллюстрациями к книге, он очень часто использует наброски с натуры.
Художник Евгений Медведев иллюстрирует детские книги не первое десятилетие. Среди них — повесть Сергея Розанова «Приключения Травки», о пятилетнем Трофиме Травкине, который поехал с родителями за город, но случайно потерялся еще на вокзале.
Вот две иллюстрации Евгения Медведева к этой книге.
Обрати внимание на позу мальчика, уснувшего в электричке, и на позы и мимику людей, сидящих в вагоне метро. Они выглядят очень естественно, достоверно. Скорее всего, чтобы изобразить пассажиров, Медведев делал наброски в вагоне или салоне автобуса. Точно так же работают и прозаики — они разглядывают, запоминают, «срисовывают» позы, жесты, выражения лиц у пассажиров, собеседников, коллег.
Мы уже говорили о том, что можно и нужно обращать внимание на окружающих, запоминать их любимые выражения, тембр голоса, походку, а потом использовать это в своих текстах. Точно так же складывай в свою творческую копилку мимику, жесты, реакции, проявления эмоций у живых, настоящих людей. Тогда твои герои тоже будут живыми и настоящими.
Читать также по теме «Литературная мастерская»
Источник
Фанфики как описывать эмоции
1
Свяжите чувство и физическую реакцию тела. Представьте, что кто-то испытывает это чувство. Этот человек хватается за живот или прячет лицо? Может, он пытается взять вас за плечи и рассказать, что случилось? В любом рассказе самым понятным способом передачи эмоций является описание физических проявлений этих чувств.
Представьте, что вы сами испытываете какое-то чувство. Появилось ли у вас какое-нибудь ощущение в желудке? Когда человек переживает сильные эмоции, количество слюны во рту меняется, сердце начинает биться быстрее, и в груди, желудке и в половых органах происходит выработка особых химических веществ.
Помните, что человек не может почувствовать то, что видно только снаружи. Например, фраза «ее лицо покраснело от стыда» может принадлежать лишь человеку, который видит героя со стороны. Примером того, что человек мог сказать о себе сам, служит следующее предложение: «она чувствовала, как ее лицо горит от бесконечного смеха».
2
Используйте диалоги между героями. Разговор может дать читателю гораздо больше информации, чем, например, фраза «она нахмурилась, заметив, что он необщителен и замкнут». Диалог помещает читателя в настоящий момент, в то время, как описание позволяет лишь посмотреть на все со стороны. Разговор поддерживает темп повествования и очень хорошо описывает героя, если вы используете правильные слова.
В следующий раз, когда вы захотите написать «он улыбнулся тому, как она на него посмотрела», замените это на следующую фразу: «мне нравится, как ты смотришь на меня». Это сделает ваш текст более живым, личным и настоящим.
Мысли — это тоже разговор, и герои могут разговаривать сами с собой. «Мне нравится, как она посмотрела на меня» имеет все те же преимущества, даже если и не произносится вслух.
3
Используйте подтекст. Зачастую мы сами не до конца осознаем, какие эмоции мы испытываем или что мы делаем. Мы киваем и улыбаемся, но в наших глаза горит ярость, или мы делаем глубокий вдох. Вместо того, чтобы открыто сказать о чем-то, опишите это так, чтобы читатель все додумал сам. Пусть ваш герой кивает и улыбается, разрывая под столом салфетку в мелкие клочки. Так ваш рассказ станет гораздо интереснее.
Этот прием подходит для описания напряженных и конфликтных ситуаций, но может использоваться и в более спокойных условиях, когда герои просто не умеют говорить о чувствах, не готовы открыться кому-то или ждут возможности показать свои чувства.
4
Опишите, что услышал или увидел герой. Когда нас переполняют эмоции, мы становимся более восприимчивыми к определенным звукам, запахам и т.д. Когда человек один дома, он слышит каждый шорох и стук; женщина с жадностью вдыхает запах любимого мужчины. Подобные описания помогут вам передать чувства и эмоции героя, не заставляя его говорить.
Можно сказать «кто-то шел за ней по пятам, поэтому она ускорила шаг», и читатель вас поймет, но читать такое неинтересно. Вместо этого опишите, что она почувствовала запах чужой туалетной воды и отчаяния; расскажите, как звон ключей в его кармане усиливался с каждым шагом.
5
Примените антропоморфизм. Под этим сложным названием скрывается специальный литературный прием, при котором окружающая среда наделяется человеческими качествами и дублирует эмоции сцены. Например, между двумя соперниками нарастает напряжение, и вдруг окно в комнате разбивается без особых на то причин. Или студент лежит на земле, отдыхая после сложного экзамена, и ветер слегка колышет траву. Кому-то этот прием кажется глупым, но его можно использовать очень эффективно, особенно если вы умеете избегать банальностей.
Пользуйтесь этим приемом очень осторожно и избирательно. Если вы будете слишком часто его применять, он потеряет свою новизну и оригинальность. Кроме того, неправильно подобранная ассоциация может оказаться неправдоподобной.
Можно попробовать использовать этот прием так, чтобы даже не пришлось ничего говорить об эмоциях (возможно, даже до того, как вы назовете и опишите героев). Это может задать настроение сцене и дать
6
Опишите язык тела. Подумайте о каком-то чувстве. Продолжайте активно думать длительное время. Вспомните, при каких обстоятельствах оно посещало вас в последний раз. Теперь попробуйте рассказать об этом чувстве — что вы чувствовали, каким казался мир в этот момент. Как только вы сможете полностью погрузиться в эти ощущения, обратите внимание на свою мимику, жесты и положение тела. Что делают ваши руки? Ноги? Как выглядят ваши брови? Как чувства отразились на вашем теле?
Когда в последний раз вам удавалось прочитать все эмоции человека, лишь бросив на него короткий взгляд? Скорее всего, совсем недавно; наверняка вы даже смогли вспомнить не один такой случай. Эмоции нет необходимости проговаривать — нередко они написаны на нашем лице и теле.
В течение нескольких дней понаблюдайте за мимикой и движениями друзей и родственников. Обратите внимание на мельчайшие детали, которые можно заметить только в том случае, если присматриваться очень тщательно. Эти мелкие подробности смогут оживить ваш рассказ.
1
Выделите ситуацию. Эмоции — это реакции: у них всегда есть причина. Невозможно описать чувства в отрыве от происходящего, если только речь не идет о гормональных нарушениях или вытесненных из сознания воспоминаниях. Проработайте ситуацию. На что реагирует герой? О чем он даже не догадывается?
Проявления, заметные невооруженным глазом (например, резкий ответ на безобидный комментарий), говорят сами за себя и способствуют пониманию чувств героя. Используйте эти проявления в качестве отправных точек для более масштабных описаний.
Описывайте зрительные образы и тактильные ощущения. Действительность заключается не в объективно происходящих процессах, а в том, что герой замечает. Стоит отбросить лишь мелкие детали, если герой по какой-то причине крайне внимателен к окружающей среде.
2
Воспользуйтесь своим личным опытом. Если вам приходилось пережить чувства, которые вы описываете, это будет лучшим материалом для текста. Почему вас посетили эти чувства? Вспомните, в чем была причина этих эмоций. Когда вам было грустно, вы не думали «ох, мне грустно». Вы думали: «что же я буду теперь делать?» Вы ловили себя на мысли, что вы больше ничего не хотите. Вы не замечали, как дрожит ваша рука; вы чувствовали себя таким беззащитным, что не могли сдержать дрожь в теле. Этот опыт даст вам ту информацию, которой вы вряд ли смогли бы добиться от своего воображения.
Если ваши эмоции были результатом какой-то особой ситуации, вы можете описать ситуацию с точки зрении своих ощущений, чтобы объяснить, что привело к возникновению чувств, а можете просто зафиксировать ощущения.
Если на вас оказал воздействие какой-то единичный момент, додумайте детали — постарайтесь использовать схожие чувства, которые вас посещали.
3
Учтите, как смог и как не смог бы отреагировать персонаж. Эмоции — это абстрактное понятие, которое все люди воспринимают по-разному. Один может прочитать сонет Шекспира, чтобы объяснить, как сильно он страдает, а другой сквозь зубы скажет, что не хочет об этом говорить, и отведет глаза. И один, и другой могут иметь ввиду одно и то же чувство.
В некоторых ситуациях описывать чувства и вовсе не нужно. Можно описать сцену, лицо героя, привести его мысли, и все это позволит читателю сделать вывод о чувствах персонажа самостоятельно. Следующая фраза очень ярко опишет ощущения героя, не говоря ничего о чувствах: «весь мир внезапно потерял все краски, и в нем не осталось больше ничего, кроме него».
4
Показывайте, а не рассказывайте. Своими словами вы должны рисовать определенную картину, и ваши читатели смогут сами мысленно воссоздать эти образы. Недостаточно просто сказать, что происходит — необходимо показать это.
Предположим, вы пишите о последствиях войны. Вам не нужно приводить даты, статистику и описывать стратегии воюющих сторон. Вы будете описывать то, как прожженные носки летают по улицам, как оторванные головы кукол сбиваются в канаве и как с каждым днем голосов в городе становится все меньше. Такое описание сразу создаст и образ, и физическое ощущение, которое испытает читатель.
5
Не отказывайтесь от простоты. У вас могло сложиться мнение, что этой статьей мы стараемся убедить вас использовать сложные приемы и не описывать эмоции прямо, но это не совсем так. В романе действительно стоит использовать как можно больше непрямых описаний, но нередко одно простое высказывание может удачно заменить витиеватый абзац. Не бойтесь время от времени писать кратко.
Герой может внезапно подумать: «мне грустно», и это внезапное понимание будет очень трогательным. Одни персонажи переживают эмоции целыми монологами, другие этими двумя словами, а третьи и вовсе ничего не говорят. Все варианты допустимы.
1
Пройдитесь по тексту и перепишите места, в которых вы называете чувство. Если вашему герою «радостно», «грустно», если он «несчастен», выбросьте все эти слова — они не делают текст интересным. Эмоции могут и должны быть донесены до читателя другим образом.
Если речь не идет о диалоге, читатель должен сам домыслить, какие чувства испытывает герой. Собеседник героя может спросить: «почему ты такой грустный?», но сам герой не станет описывать свои эмоции, просто называя их. В конце концов, «грустно» и «несчастный» — это всего лишь слова. Если бы на их месте были бы другие сочетания букв, они все равно обозначали бы те же самые вещи. Названия понятий не имеют эмоционального отклика в человеке.
2
В первой версии текста замените название эмоции простым действием или образом. Для начала подойдет и «она переглянулась с ним и хитро улыбнулась». Все, что отличается от фразы «она была счастлива», будет шагом в правильном направлении. Это поможет вам вырасти как писателю. Но сейчас же вам важнее каркас текста, поэтому проработайте текст заново.
Это заложит основу вашего рассказа. Цель этого этапа — набросать основные сюжетные линии. Вы сможете все переписать позже, когда будете добавлять больше подробностей.
3
Во второй версии добавьте больше деталей. Почему она переглянулась с ним и улыбнулась? Думала ли она о чем-то своем? Может, он ей понравился? Или он напомнил ей о ком-то? Что стало источником эмоции?
Воспользуйтесь приемами, описанными выше. Нарисуйте образ диалогом, подтекстом, используйте язык тела и тактильные и зрительные ощущения персонажа — все это поможет создать вам живую и многомерную картину, и ваши читатели смогут полностью погрузиться в текст. Вместо того, чтобы сообщить читателю, что «она была счастлива», вы заставите его прочувствовать ее эмоции.
4
Избегайте клише и заезженных фраз. Они не добавят вашему рассказу динамики — для этого они слишком банальны. Нет ничего менее информативного, чем фразы «я был готов прыгать до потолка от счастья» или «я думал, что умру со страха». Если ваш герой так счастлив, пусть он внезапно обнимет кого-нибудь и громко засмеется. Если человеку страшно, расскажите, что случилось. Люди понимают, какое влияние на эмоциональную сферу оказывает то или иное действие, поэтому если вы опишите произошедшее, все поймут, как это отразилось на героях.
Не завершайте выразительное описание события, вызвавшего в герое эмоциональный отклик, клишированными фразами. Если вы смогли описать чувства, не называя их, вы справились с задачей. Не нужно подводить итог.
Герой должен говорить лишь в свойственных ему выражениях. Персонаж сам по себе может быть стереотипным, но не стоит слишком часто акцентировать это с помощью заезженных фраз. Самое интересное, что люди не используют клише, когда они говорят о чем-то действительно важном для них. После того, как вы описали ощущения героя и то, как он обнял кого-то, персонаж может сказать, что он готов прыгать до потолка, но это будет уместно лишь в том случае, если этот персонаж сам часто говорит избитыми фразами.
5
Следите за стилистикой. Весь ваш текст должен быть ровным и гладким. Используйте метафоры и образы, которые подойдут контексту, и убедитесь, что язык, который вы используете (особенно, если рассказ ведется от первого лица), соответствует образу персонажа.
Если рассказ ведется от первого лица, будьте откровенны или закрыты настолько, насколько этого требует ситуация. Вы должны не только помнить о характере персонажа, но и о том, как он может вести себя в конкретных условиях. Некоторые внешние факторы могут оказывать влияние на способность героя реагировать, думать или проявлять эмоции, а также оценивать и чувствовать что-то.
6
Когда вы почти подошли к концу, постарайтесь проникнуться теми чувствами, о которых вы пишете. Послушайте музыку, почитайте стихи или рассказы авторов, которые писали на близкие темы. Похоже ли то, что они описывают, на ваши чувства? Есть ли какие-то неточности или несовпадения? Может, что-то кажется вам ненастоящим? Если так, перепишите неудавшийся фрагмент.
Если вам никак не удается описать какое-то чувство, дайте себе время. В следующий раз, когда вы сами будете переживать похожие эмоции, достаньте блокнот и запишите, что вы чувствуете, о чем думаете, как реагирует ваше тело. Это позволит вам максимально приблизиться к правдивому описанию. Нет ничего лучше, чем личный опыт — ваш рассказ напишется сам собой.
Источник