Факторы вызывающие рабочий стресс

Факторы вызывающие рабочий стресс

Психосоциальные риски и стресс на рабочем месте

В последние десятилетия глобализация привела к новым возможностям для экономического развития, а также к риску глобальных конкурентных процессов, оказывающих давление на условия труда и уважение основных прав работников. Глобализация и технический прогресс изменили мир труда, внедрив новые формы организации труда, рабочие отношения и модели занятости.

Все более повышаются требования к профессиональным квалификациям работников. Технологические достижения, внедрение новых интернет-технологий и цифровых коммуникаций неизбежно трансформировали рабочие процессы. С темпами работы, продиктованными мгновенными коммуникациями и высоким уровнем глобальной конкуренции становятся все труднее идентифицировать границы между работой и личной жизнью. Кроме того, недавний глобальный экономический кризис и рецессия способствовали росту безработицы, бедности и социальной изоляции.

Из-за нынешнего экономического спада многие организации были вынуждены закрыть или реструктурировать многие направления своей деятельности. Это привело к сокращению персонала. Значительное число безработных сталкивается с серьезными последствиями для себя и своих семей, что серьезно сказывается на их благополучии и психическом здоровье.

Поскольку организационные изменения вызывают неопределенность и антагонизм, те работники, которые смогли пережить сокращение и остались на своем рабочем месте, могут испытывать чувство вины по отношению к своим коллегам, которые были уволены. Помимо страха потерять работу, работникам также приходится сталкиваться с неопределенностью и сокращением возможностей для продвижения по службе.

Такие психосоциальные риски, как усиление конкуренции, более высокие ожидания в отношении производительности труда и увеличение продолжительности рабочего дня, способствуют созданию еще более напряженной рабочей среды. От работников может потребоваться быть более гибкими и выполнять новые задачи, им часто приходиться смиряться с повышенной нагрузкой и управленческими перекосами.

Негативное взаимодействие между условиями труда и человеческими факторами может привести к эмоциональным нарушениям, поведенческим проблемам, а также к биохимическим и нейрогормональным изменениям, что создает дополнительный риск возникновения психосоматических отклонений в состоянии здоровья работника.

С другой стороны, когда условия труда и человеческий фактор находятся в равновесии, работник ощущает себя успешным, уверенным в себе профессионалом. У работника укрепляется позитивная мотивация к выполнению работы, повышается работоспособность, возникает удовлетворенность от работы, улучшается состояние здоровья.

Ученые пришли к консенсусу в отношении причин психосоциальных опасностей на рабочем месте. Однако следует отметить, что новые формы работы и изменяющиеся условия труда порождают новые опасности, и, соответственно сложившиеся научные установки по отношению к обеспечению психологического благополучия работников могут видоизменяться.

Связанный с работой стресс определяется психосоциальными опасностями, возникающими в процессе труда, а также при планировании работ. Стрессовое состояние, как правило, возникает тогда, когда требования работодателя к качеству и содержанию работы не соответствуют или превышают возможности, ресурсы или потребности работника, или когда знания или профессиональная квалификация конкретного работника не соответствуют ожиданиям работодателя.

К настоящему времени за более чем двадцатилетний период наблюдений учеными было накоплено огромное количество фактического материала о негативном воздействии стресса, связанного с работой, и его последствиях на состояние физического и психического здоровья работников.

Исследования ясно показывают взаимосвязь между профессиональным стрессом и расстройствами физического и психического здоровья. Стресс, связанный с работой, признается учеными в качестве глобальной проблемы, затрагивающей работников всех профессий как в странах с крупнейшей экономикой, так и в развивающихся странах.

Влияние стресса на здоровье может варьироваться в зависимости от индивидуальной реакции. Высокий уровень стресса может способствовать развитию связанных со здоровьем нарушений, в том числе психических и поведенческих расстройств. Работники могут страдать от эмоционально-нервного истощения, от профессионального выгорания, тревоги и депрессии, а также от различных нарушений сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Под воздействием стресса возникают такие поведенческие ответы, как злоупотребление алкоголем и наркотиками, курение, неправильное питание и плохой сон. Растет количество различных неинфекционных соматических заболеваний. Как никогда является верным утверждение: «Все болезни от нервов». Тем не менее, хорошие межличностные отношения в коллективе и социальная поддержка, оказываемая коллегами, могут смягчить вредное воздействие стрессовых факторов.

К ключевым психосоциальным факторам риска относятся:

— повышенные требования руководителя к содержанию и качеству работы;
— низкий уровень контроля и обратной связи руководителя при выполнении работы;
— низкий уровень психологической поддержки со стороны непосредственного руководителя;
— дисбаланс между затраченными усилиями и вознаграждением;
— неудовлетворенность результатами работы и т.д.

В ходе проведенных исследований была установлена причинно-следственная связь между частотой возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и особенностями организации рабочего времени, в том числе продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. Роль психосоциальных факторов и связанных с работой стрессов в развитии сердечно-сосудистых заболеваний заслуживает повышенного внимания специалистов по охране труда, медицинских работников и руководства организаций.

Женщины подвергаются более высокому риску выгорания. Это может быть объяснено тем фактом, что некоторые психосоциальные факторы, связанные с профессиональным выгоранием и стрессом, оказывают на женщин более негативное воздействие, чем на мужчин. Это, прежде всего, обусловлено той двойной ролью, которую играет женщина дома и на работе, социальными ожиданиями в гендерном вопросе, риском сексуальных домогательств на работе, домашнего насилия, дискриминацией по признаку пола, более низким по сравнению с мужчинами уровнем оплаты труда.

С 1960-х годов стало очевидным, что организационная и управленческая практика влияет на психическое здоровье работников. Но только в последнее время забота о благополучии работников, а не только об их способности продуктивно выполнять работу, привела к изменениям в практике управления и охране труда.

Традиционные подходы к гигиене труда, поведенческой медицине и организационной психологии были поставлены под сомнение новыми социальными и экономическими условиями, влияющими на поиск новых технологий управления персоналом, способствующих созданию всех условий для полноценной работы и обеспечения психосоциального благополучия работников.

Читайте также:  Светлана с добрым утром с хорошим настроением

Стресс на рабочем месте провоцирует повышение риска травмирования работников. Фактические данные исследований ясно указывают на то, что такие факторы, как высокая рабочая загрузка, повышенные требования к содержанию и качеству работы, отсутствие необходимой поддержки со стороны руководителя, конфликты с коллегами или крайне монотонная работа могут повышать вероятность получения работниками травм в результате несчастных случаев на рабочем месте.

Стресс, связанный с работой, не может рассматриваться как проблема, затрагивающая только одного конкретного работка. Важно признать наличие коллективной проблемы, имеющей серьезные последствия для благополучия работников, их семей и общества в целом. С одной стороны рабочее место стало важным источником психосоциальных рисков и нарушения баланса между работой и личной жизнью, с другой стороны рабочее место является идеальным местом для устранения этих рисков и их последствий для здоровья работников.

Важная профилактическая мера – предотвращение возможного стресса еще до его возникновения. Работодатели должны знать о негативных последствиях психосоциальных опасностей, которые могут повлиять на работников. Большинство инициатив по управлению стрессом на рабочем месте включают индивидуальное консультирование, процедуры поэтапного введения нового работника в должность и создание института наставничества на предприятии. Должна систематически проводиться оценка психоэмоционального состояния работников. Работники должны иметь возможность выразить свою обеспокоенность по поводу любой ситуации, которая может вызывать стресс на работе.

Наилучшие инструменты в борьбе с профессиональными стрессами — это корпоративные стратегии, направленные на устранение психосоциальных опасностей, возникающих у работников в процессе их трудовой деятельности, а также программы развития персонала, предусматривающие вертикальный и горизонтальный карьерный рост работников, профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, меры стимулирующего характера, включая премирование за высокие результаты работы, введение в штат организации профессиональных психологов, создание и современное оснащение мест приема пиши, отдыха и психологической разгрузки.

Источник

Стресс на работе, способы управления стрессом на рабочем месте. Справляемся со стрессом после увольнения с работы

Мы расскажем о природе стресса на работе и его причинах. Также вы найдете здесь интересные и нужные рекомендации о способах ограничения и управления стрессом на рабочем месте.
Человек в большом городе пребывает в состоянии постоянного напряжения. Важно везде и все успеть: утром привести себя в порядок, позавтракать, отправить детей в школу. Успеть на автобус, на работу… Рабочий график расписан на недели и месяцы вперед, поэтому особенно остро дефицит времени ощущается на рабочем месте. Кажется, что как только человек переступает порог проходной или офиса, он из милого добропорядочного гражданина превращается в свирепого Цербера, готового порвать каждого встречного. А всё почему? Производственный стресс!
И все же, несмотря на то, что стресс является нормальной частью нашей жизни, не стоит забывать, что постоянный стресс на работе существенно снижает производительность труда, физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем. К счастью, каждый из нас может самостоятельно ограничивать и управлять стрессом на работе, для этого необходимо правильно определить его признаки.

Признаки стресса на работе

Как понять, что с профессиональным стрессом необходимо что-то делать? В этом вам помогут признаки профессионального стресса, ведь влияние стресса бывает воистину непредсказуемым:
Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

Как справиться со стрессом на работе?

Следуя незатейливым рекомендациям можно легко держать стресс на рабочем месте под контролем:
— Будьте доброжелательны с коллегами и подчиненными;
— Совершенствуйте свои коммуникативные навыки – учитесь говорить так, чтобы вас понимали именно так, как вы хотите;
— Соблюдайте принципы тайм менеджмента, учитесь управлять временем;
— Повышайте квалификацию – обязательно посещайте запланированные на работе курсы и тренинги;
— Регулярно выполняйте простые физические упражнения перед выходом на работу: лежа в постели можно сделать 20 повторений упражнения для мышц брюшного пресса. После чего встать, потянуться вверх в течение 10 секунд. Далее, не спеша сделать 20-30 приседаний, и если получится – отжиманий. Кроме того, после работы нужна легкая аэробная нагрузка, например, 30-ти минутная прогулка быстрым шагом или часовая прогулка перед сном в спокойном и размеренном темпе.

Что сделать, чтобы избежать стресса на работе?

Когда люди находятся под действием профессионального стресса, они становятся злыми и раздражительными. Такое состояние не лучшим образом сказывается на качестве их работы и производительности труда. Именно поэтому стресс лучше предупредить, чем бороться с непредсказуемым влиянием стресса на работу. Кроме того, профессиональный стресс не только уменьшает производительность труда, ухудшает взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными Стресс на рабочем месте оказывает самое пагубное влияние на здоровье. Ведь самое опасное в стрессе на работе – это продолжительность и очень часто – отсутствие возможности адекватной реакции на раздражитель. Ведь согласитесь, неразумно посылать босса, когда он того заслуживает – и, как результат – стресс.

Почему мы испытываем стресс на работе? Для профессионального стресса есть множество весьма веских причин:

— Страх увольнения. Потеря работы и стресс, безусловно связанные понятия.

— Рост требований со стороны начальства без увеличения заработной платы.

— Необходимость постоянно поддерживать определённый уровень работы.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.

Забота о себе не требует кардинального переворота в образе жизни. Даже пустяки могут поднять настроение и повысить уровень энергии. Сделайте всего один шаг и вскоре вы увидите, что количество стресса в жизни значительно сократилось. После этого, возможно, захочется сделать другие шаги для достижения баланса и гармонии в своей жизни.

1 шаг — жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный способ подъёма настроения, повышения энергии, обострения внимания и расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

2 шаг – еда в радость. Желательно есть то, что хочется именно сейчас, от чего «текут слюнки». Если есть возможность, принимайте пищу небольшими и дробными порциями в спокойной, располагающей к трапезе обстановке. Культура питания – важная составляющая здорового питания. Кроме того, частые и дробные перекусы способствуют сохранению нормального уровня сахара в крови – ведь низкий уровень сахара заставляет чувствовать беспокойство и раздражительность. Также напомним, что переедание делает человека вялым и лишает на продолжительное время работоспособности.

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить до минимума. Понимание, что простая передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% — выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули.

Как снять стресс на работе? Когда стресс на рабочем месте не дает покоя, невозможно просто игнорировать его. К счастью, есть простые способы восстановления контроля над ситуацией. Ваша способность к самоконтролю будет восприниматься окружающими как сила, что приведёт к улучшению ваших отношений с коллегами и начальством.

Вот несколько советов для снижения стресса на работе за счёт улучшения организации и правильного выбора жизненных ориентиров и профессиональных приоритетов:

— Создание сбалансированного графика. Проанализируйте ваше расписание, обязанности и повседневные задачи. Помните, что ваша работа не должна быть игрой на выживание. Постарайтесь найти баланс между работой и семейной жизнью, общественной деятельностью и хобби, ежедневной ответственностью и отдыхом.

— Не перегружайте себя. Избегайте постоянного напряжения. Старайтесь не откладывать выполнения множества важных задач на последний день.
Просыпайтесь раньше. Запас в 10-15 минут избавит вас от спешки и утреннего стресса. Ранний подъём сделает ваш день немного длиннее и позволит вам быть пунктуальнее.

— Делайте регулярные перерывы в работе. Убедитесь, что вы делаете короткие передышки для своих мозгов в течение дня. В обед постарайтесь уйти со своего рабочего места. Короткий отдых поможет вам расслабиться, это поможет вам работать продуктивно.

Советы по снижению стресса на рабочем месте:

— Список приоритетных задач. Составьте список задач, которые вы должны решить в порядке убывания их важности. В первую очередь уделяйте внимание наивысшим приоритетам. Если вам необходимо сделать что-то не особенно приятное, займитесь этим как можно раньше. А оставшуюся часть дня посвятите более приятным делам и обязанностям.

— Разбивайте крупные проекты на части. Если крупный проект кажется невыполнимым, не бойтесь, просто разбейте его на большое количество маленьких этапов-шагов и выполняйте их постепенно. Сосредотачивайтесь на выполнении каждого шага в отдельности, вместо того чтобы думать обо всём и сразу.

— Делегируйте ответственность. Вы не должны делать всё. Если в вашей компании есть люди, которые могут справиться с выполнением одной из ваших задач, почему бы не позволить им заниматься этой задачей? Отпустите желание самостоятельно выполнять и контролировать все, даже самые незначительные, задачи. И вы снизите уровень своего напряжения.

Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля

Эмоциональный самоконтроль на рабочем месте состоит из четырех основных компонентов:

* Самосознание – способность распознавать свои эмоции и понимать их влияние на ваши решения.

* Самоуправление — способность контролировать свои эмоции и поведение и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

* Общественное сознание — способность чувствовать, понимать и реагировать на чувства и эмоции других людей. Помогает комфортно себя чувствовать в коллективе.

* Управление отношениями – способность вдохновлять, влиять и взаимодействовать с другими людьми, желание и умение регулировать конфликты.

Чем выше ваша способность к эмоциональному самоконтролю, тем проще вам справиться с профессиональным стрессом. К счастью, эмоциональный самоконтроль – не является врождённым свойством, это то, чему мы можем учиться на протяжении всей жизни.

К примеру, смена места работы – тоже стресс. Как эмоционально подготовить себя к новому коллективу и с наименьшими эмоциональными потерями пережить первое время на новом месте? Вам необходимо постепенно развить в себе навыки эмоционального и невербального способа общения, которые включают в себя следующие приёмы:

* Признайтесь себе, что вы, возможно, будете испытывать стресс. Подготовьтесь к стрессу психологически – вспомните состояние внутренней гармонии и умиротворения. Постарайтесь научиться входить в это состояние в любой ситуации. Возможно, в этом вам поможет глубокое дыхание или воспоминания о счастливых моментах жизни.

* Отдавайте отчёт собственным эмоциям. Проговаривайте про себя: «сейчас я злюсь» или «сейчас я обижен» и т.д. Это упражнение поможет вам запомнить негативные эмоции, осознать и постараться переключиться на позитивный лад. Такая практика поможет вам научиться разбираться не только в своих эмоциях, но и в эмоциях окружающих вас людей. К примеру, если вы недавно устроились на работу, это поможет вам быстрее влиться в коллектив и понять, кто есть кто.

* Научиться распознавать и эффективно использовать невербальные сигналы, которые составляют 95-98% от вашего процесса коммуникации. Помните, что важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите.

* Смейтесь. Ничто так не разряжает атмосферу, как хорошая шутка. Но знайте меру, т.к. шутки над другими людьми могут привести к обратному эффекту. Не смейтесь над коллегами.

Учитесь слушать. Человек, который умеет слушать, очень ценен.

Справляемся со стрессом после увольнения с работы.

Никто из нас не застрахован от ударов судьбы. В наши тяжелые времена потеря работы совсем не редкость, фирмы закрываются неожиданно и многие сотрудники не готовы к такому повороту, и после потери работы впадают в глубокую депрессию и не только не могут, но и не желают искать новую работу.

Универсального средства от плохого настроения и депрессии не существует, но можно выделить ряд элементарных решений, которые в итоге приведут ваше состояние в норму. Увольнение – это всегда стрессовый фактор и основная причина депрессии, поэтому чтобы пережить стрессовую ситуацию с наименьшими потерями необходимо придерживаться некоторых правил. Симптомы стресса после потери работы могут быть различными – это лень, потеря аппетита, раздраженность, эмоциональное и физическое истощение, плохое настроение и самочувствие.

Не всегда после увольнения стоит бросаться искать новую работу, вы переживете еще больший стресс, если это не удастся сделать с первого раза и в короткие сроки. Иногда лучше дать себе время на отдых, особенно если предыдущая работа была тяжелая и напряженная. Однако, просто лежать дома в кровати и целыми днями смотреть телевизор не выход. Такой отдых врятли поможет выйти из прострации. Не давайте себе застыть на одном месте. Чем дольше вы будете лежать на кровати, тем сложнее потом будет с нее подняться. Запомните, из состояния глубокого стресса выбираться намного тяжелее, самому справиться и устранить все симптомы депрессии будет невозможно и придется обращаться к специалистам — психологам и психотерапевтам.

Движение – это жизнь, поэтому, не смотря не на что, гуляйте, делайте физические упражнения, двигайтесь, ходите по магазинам, кафе, встречайтесь с друзьями и больше времени уделяйте родным и близким людям. Посетите те места, куда вы в прошлом по причине высокой занятости на работе не могли сходить. Это может быть кинотеатр, различные муниципальные учреждения, диспансеризация в поликлинике или визит к стоматологу. Запишитесь в бассейн, фитнесс или на курсы повышения квалификации. Тратьте на сон не больше чем 8 часов в сутки.

Во время такого вынужденного отдыха будет время подумать над тем, каковы ваши пожелания к новой работе. Хотите ли вы заниматься тем, чем раньше, или хотели бы попробовать что-то новое? А может вы давно мечтали обрести новую профессию, попробовать себя в новой «роли»?

Постарайтесь во всем найти вдохновение, смотрите фильмы, читайте книги, представляйте себя работающей на новой интересной должности или с наслаждением мечтайте как возвращаетесь к своей старой профессии, только на новом месте. Рисуйте образы своих новых коллег по специальности. Все это поможет соскучиться по работе и с новыми силами приниматься за ее поиски. Хороший метод избавиться от эмоционального напряжения – излить душу, расскажите о наболевшем близкому другу или родственнику, поплачьте, вспомните все, что вас тревожит, но только один раз. Расскажите и забудьте.

Настройте себя на положительный лад, чтобы с вами не произошло, будь то потеря работы или любая другая стрессовая ситуация, ничего уже не изменить, но продолжать жить и работать все равно придется. Перестаньте винить себя и искать в себе отрицательные стороны, возьмите себя в руки и в любой ситуации ищите лишь положительные моменты. Вспомните о своих достоинствах, запишите их на бумаге, тем самым вы поднимите свою самооценку и с легкостью найдете новую работу. Хорошие специалисты нужны всегда и везде, внушите себе, что вы квалифицированный работник, позитивный человек и отличный коллега. Даже если с первого раза не удастся найти подходящую работу, не отчаивайтесь, продолжайте поиски и работу над собой, тогда такая причина стресса как потеря работы, покажется вам пустяком.

Материал подготовлен психологической службой

Главного управления МЧС России по ЕАО

Источник

Оцените статью