Факторы влияющие эмоциональное состояние людей

Влияние эмоций на здоровье человека

Эмоции — это субъективные состояния человека, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся в форме переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.), это реакции, в которых выражается отношение человека к различным явлениям жизни.

Без эмоций жизнь человека была бы бесцветной. Они окрашивают жизнь, помогают переживать происходящее в окружающей действительности и в нас самих. Различают положительные и отрицательные эмоции.

Положительные эмоции — возникают в ситуациях, которые приводят к успеху, достижению цели, удовлетворению потребностей. Положительные эмоции желанны для человека, он к ним стремиться. Положительные эмоции вызывают у человека чувства радости, наслаждения, удовольствия. Человека с хорошим настроением выделяет особая горделивая осанка. Его голос звучит громко и ясно. Радость светится в его глазах, видна во всем его облике, поведении.

Отрицательные эмоции – возникают в ситуациях, когда есть препятствие на пути к достижению цели. Отрицательные эмоции вызывают чувство сожаления, неудовлетворенности, обиды, возмущения, отвращения, тоски, отчаяния. В горе, при подавленном настроении люди начинают сутулиться, ходить с низко опущенной головой, их движения замедленны, нерешительны.

Эмоции человека влияют на его здоровье. Положительные эмоции способствуют хорошему здоровью, отрицательные – его усугубляют. При возникновении даже на короткое время чувства удовлетворения, радости происходит расширение кровеносных сосудов, изменяется окраска кожных покровов — появляется румянец на щеках, розовеют уши и, сердце бьется настолько сильно, что создается впечатление, будто его бурную деятельность слышат окружающие. При наличии положительных эмоций значительно повышается внимание, обостряется память. Все новое запоминается легко и быстро. При отрицательных эмоциях сердечная деятельность словно замирает, появляются слабость (ноги словно подкашиваются), бледность кожных покровов, озноб; кажется, что все тело дрожит. При длительных неблагоприятных обстоятельствах, особенно следующих одно за другим, люди становятся вялыми, безынициативными, у них появляется своеобразная забывчивость и рассеянность.

Хорошее настроение необходимо включить в арсенал лечебных средств. Радость несет человеку здоровье, положительные эмоции мобилизуют защитные силы организма, и как результат — человек редко болеет, а, заболев, быстрее выздоравливает. Раны у оптимистов заживают быстрее, чем у людей с подавленным настроением.

Подготовил врач физиотерапевт УЗ « Слонимская ЦРБ» Ковалевич А.А.

Источник

Влияние эмоций на здоровье.

Всем приходилось слышать фразу: «все болезни от нервов», неоднократные психологические исследования доказывают, что это действительно так. Точно так же, как наше физическое состояние влияет на наше настроение, так и наше эмоциональное состояние влияет на организм. Положительные эмоции способствуют сохранению здоровья, скорейшему выздоровлению; при имеющемся заболевании, и увеличению продолжительности жизни. Также было сделано любопытное открытие: состояние влюблённости, на которую партнёр отвечает взаимностью, укрепляет иммунитет. Так что если вы состоите в счастливых гармоничных отношениях, вам не страшны вирусные и простудные заболевания! Позитивный настрой и желание быть счастливым обогащают наше мышление, дарят всему организму огромный ресурс в виде здоровья, иммунитета и долголетия. Таким образом, влияние наших положительных эмоций на здоровье очень велико и нельзя недооценивать этот фактор.

Значительно также и отрицательное влияние наших эмоций на здоровье. Так, к примеру, австрийские специалисты по психосоматике в результате исследования о влиянии негативных эмоций на здоровье человека, пришли к выводу, что самыми вредными из них являются жадность, ревность, зависть, жалость к себе и самобичевание.

  • Жадные люди страдают расстройствами системы пищеварения.
  • Наличие чувства ревности ведет к нарушению гормонального статуса организма и уменьшает выработку половых гормонов, в частности, тестостерона, а это приводит к импотенции.
  • У тех, кто не умеет радоваться чужим успехам и завидует, в 2,5 раза чаще возникает инфаркт.
  • Жалость к себе приводит к заболеваниям печени.
  • Чувство вины повышает вероятность развития онкологических заболеваний. Кроме того, эта группа людей чаще болеет простудными заболеваниями, больше предрасположена к инфекциям.

Еще одно заболевание, которое зависит от наших негативных эмоций – язва желудка. Язвы в желудке часто появляются из-за вируса хеликобактер пилори, так же язвы практически неизбежно возникают при длительном стрессе. В такие моменты можно сказать, что реальность, с которой вы имеете дело, становится слишком «едкой», изнашивая ваш защитный механизм. Возможно, вы «проглотили» избыток «едких» слов от окружающих, или же вас «разъедают» изнутри собственные чувства. Язвы, которые усугубляются под действием желудочного сока, обычно появляются, когда вы испытываете чрезмерное давление, тревожитесь по поводу финансов или ситуации на работе, личных отношений, терзаетесь чувством вины или стыда. Ключевое слово здесь «беспокойство», которое словно «пожирает» вас. Прислушайтесь к своей речи, люди «язвенного типа» часто употребляют выражения связанные с пищеварением: «это чувство пожирает меня изнутри», я не перевариваю этого человека», «тошнит от этой работы» и т.п. Все это создает идеальную среду для возникновения и развития вируса.

Читайте также:  Виктория кирдий миллион маленьких радостей

Причиной язвы также может стать подавленная агрессия, желание отомстить кому-то, в действительности скрывающее под собой жажду заботы и утешения, стремление вернуться в безопасное состояние, ощущать заботу, о чем свидетельствует тот факт, что при язвах в виде лечения назначают детское питание.

Ещё один орган подверженный влиянию эмоций – кишечник – это не только место, где полность всасывается пища и собираются остатки, подлежащие удалению. Это также место, где вы впитываете детали окружающей реальности, здесь вы перерабатываете, усваиваете принятое и формируете собственный отклик на полученную информацию и эмоции. Проблемы с кишечником связаны либо со стрессом и напряжением повседневной жизни, либо с более глубокими слоями страха, вины или горя, которые не дают освободиться и отпустить их. Подобное отношение порождает напряжённость, недоверие или страх перед спонтанными поступками.

Основное пищеварение и абсорбация происходят в тонком кишечнике, которому помогает печень, поджелудочная железа и желчный пузырь. Здесь входящая информация разбивается на мелкие части и выносится решение по поводу того, что делать с каждым кусочком. Это процесс анализа, детализации и различения. Проблемы с тонким кишечником свидетельствуют о чересчур аналитичном, рассудочном складе ума или о неспособности отличить то, что действительно нужно, от того, что вовсе не требуется. В толстом кишечнние отработанные вещества окончательно формируются в то, что должно быть удалено из организма. Это зона освобождения, поэтому проблемы с толстым кишечником возникают, если вы цепляетесь за то, что уже выполнило свое предназначение. Это могут быть горе, печаль, попытки удержать то, что продляет боль, боязнь отпустить то, к чему вы привязаны.

Как управлять эмоциями.

Любую эмоцию лучше выплеснуть или «отреагировать», иначе она станет миной замедленного действия, заложенной под фундамент вашего здоровья.

С точки зрения здоровья маловажно, какие именно эмоции вы пытаетесь подавить – положительные или отрицательные. Радость, которой не с кем поделиться, порой оказывает не менее разрушительный эффект, чем невысказанное горе. Рано или поздно лавина не нашедших выхода эмоций может вызвать соматизацию – превращение эмоциональных симптомов в болезненные физические. Что может проявляться в бессоннице, хронической усталости, нарушениях памяти, тиках, страхах, неврозах навязчивых действий, мигрени, бесконечных простудах, непонятном дискомфорте, когда каждый день болит в новом месте. Для того, что бы это предупредить и избавиться от этого (в случаи, если эти симптомы уже проявляются) необходимо воспользоваться эмоциональной разрядкой.

Основных эмоций (чистых) 6: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, радость. Как они проявляются в зависимости от силы и как вернуть их к норме?

ОБИДА.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Представьте груз обид действительно грузом. Вот он лежит на Вашей душе, разрастается, уже просто физически мешает, давит. Выбрасывайте скорее! По частям или сразу. Такая материализация очень помогает с застрявшими эмоциями. Можно прибегнуть к технике двух стульев: сначала Вы говорите за себя, потом за своего обидчика. Так легче прояснить мотивы поступков, понять суть.

ОТВРАЩЕНИЕ.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Приём «стеклянной стены» поможет справиться с приступом отвращения. Как только увидите, услышите, почувствуете что-то, что вызывает такие эмоции, мысленно постройте между собой и объектом отвращения стену, что снизит эффект присутствия.

СТЫД.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: признайтесь в слух, что вам стыдно, и разберитесь с собой: «да все уже давно забыли, только ты не угомонишься», «сколько можно, надоело!». Рационализируйте свои опасения. Например, посчитайте, сколько раз другие люди поступали так же. Не можете? Правильно: мы держим в памяти только то, что связано с нами. Точно так же и ваш поступок уже никто не помнит.

УДИВЛЕНИЕ.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: тем, кто знает за собой особенность удивляться сверх меры, стоит применять метод «клин клином». Заранее запрограммируйте себя на какое-либо действие: ущипнуть себя или стукнуть по руке, что-то громко сказать, когда чувствуете, что «просто в шоке». Это позволит вернуться к реальности. Помогает и метод самоуспокоения: «так, спокойно, возьми себя в руки и во всем разберись».

ИНТЕРЕС.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: сознательно портите эту субъективно приятную эмоцию трезвыми мыслями. При наличии хорошего мужа возник интерес на стороне? Посмотрите фильмы на эту тему, припомните истории из жизни. Хэппи-энды бывают далеко не во всех вариантах развития событий.

Читайте также:  Для чего кукла птица радость

ГНЕВ.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Отреагировать на гнев нужно, но в социально приемлемой форме. Выпускаются даже подушки для битья. Прекрасно помогают развлечения: фильмы, книги, прогулки, любые игры – они отвлекают от дум, которые способствуют повышению гнева. А вот за едой и шопингом ничто не мешает прокручивать в голове агрессивные мысли.

РАДОСТЬ.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: как можно скорее расскажите о своей радости хоть кому-нибудь. А потом начинайте ходить. Широкими шагами, размахивая руками, минут 20. Или потянитесь, попрыгайте, помашите руками.

ГРУСТЬ.

ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Плакать. Иного выходя ещё не придумано. Со слезами из организма выходят гормоны стресса, образующиеся при перенапряжении.

Будьте хозяином своего эмоционального состояния – будьте здоровы!

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

  1. Определение и общая характеристика эмоций.
  2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
  3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

Студент должен знать:

  1. Определение понятия «эмоция»
  2. Классификации эмоций
  3. Функции эмоций
  4. Проявления эмоциональных свойств
  5. Патологию эмоциональной сферы.

Студент должен уметь:

  1. Классифицировать эмоциональные состояния.
  2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
  3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

Темы проектов, рефератов:

  1. Эмоции и их роль в жизни человека.
  2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Патология эмоциональной сферы.
  5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
  4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
  6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
  8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
  10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

Читайте также:  Картины по номерам утреннее настроение

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Оцените статью