- Попечительство и забота
- Фонд социальной поддержки детей и инвалидов всех категорий
- Работа социальным работником — как избежать стресса и выгорания?
- Стрессы в социальной работе
- Понятие «Стресс»
- Готовые работы на аналогичную тему
- Профессиональный риск в социальной работе
- Управление стрессом в социальной работе
- Советы по преодолению профессионального стресса для работников социальной сферы
Попечительство и забота
Фонд социальной поддержки детей и инвалидов всех категорий
347922 , Ростовская обл , г. Таганрог ул. Петровская, 44 +7 (8634)45-47-27 +7 (951)824-77-34
Работа социальным работником — как избежать стресса и выгорания?
Работа социальным работником крайне важна для людей, которым они помогают. Но иногда стресс от их ежедневной работы слишком велик, что затрудняет оказание помощи их клиентам. Как социальные работники могут бороться с усталостью и выгоранием на своей непростой работе?
Что такое работа социальным работником?
Работа социальным работником направлена на улучшение качества жизни отдельных людей и осуществление общесистемных изменений посредством достижения социальной справедливости. Как и любая другая профессия, связанная с оказанием помощи, работа социальным работником направлена на то, чтобы помочь людям преодолеть некоторые из самых сложных жизненных проблем. Что отличает социальную работу от других помогающих профессий, так это ее ориентация на модель «человек в среде» и её акцент на социальной справедливости. Социальные работники работают не только с внутренними проблемами отдельных лиц, но они также работают с людьми, чтобы изучить их взаимоотношения, структуру семьи, среду в обществе – всё то, что влияет на них, – чтобы найти способы решения проблем.
Многие социальные работники работают напрямую с отдельными лицами, парами, семьями или небольшими группами. Они помогают клиентам справляться с такими проблемами, как бедность, жестокое обращение, зависимость, безработица, проблемы с образованием, инвалидность, травмы и психические заболевания. Социальные работники предоставляют индивидуальные, семейные и групповые консультации, услуги по ведению дел, связывающие клиентов с ресурсами и поставщиками услуг, а также другие услуги, позволяющие клиентам удовлетворять их собственные потребности.
Симптомы трудового выгорания
Истощение: вы постоянно чувствуете усталость. К сожалению, это может только усугубиться, если у вас на фоне развивается бессонница, возможно, вызванная беспокойством по поводу работы.
Потеря концентрации: если вы чувствуете хроническую усталость, вы начинаете терять концентрацию, забывать о деталях и мелочах.
Физические симптомы: ваша иммунная система может ослабнуть, что приведет к более частым заболеваниям. Вы можете также испытывать связанные со стрессом симптомы, такие как учащенное сердцебиение, боль в груди, головные боли или нарушения пищеварения.
Психические симптомы: вы можете чувствовать беспокойство или даже депрессию или гнев. Вы также можете чувствовать собственное обесценивание своей работы, как будто то, что вы делаете, никому всё равно не поможет.
Причины выгорания
Выгорание вызвано тем, что некоторые исследователи называют «усталостью от сострадания». Работа социальным работником заключается в том, чтобы помочь клиенту исследовать свои внутренние проблемы и найти способы борьбы с ними. Это односторонние отношения: консультант должен сохранять свою личную эмоциональную дистанцию от клиента и не получать ответной заботы от него. Кроме того, социальный работник может испытывать разочарование, печаль или беспокойство по поводу клиента, который не добивается прогресса, несмотря на усилия работника. Воздействие травмы клиента может быть травматическим и для социального работника.
Как с этим справиться
Прислушайтесь к своим конкретным симптомам: проанализируйте все, что вы чувствуете и ощущаете. Измучены? Восстановите нормальный режим сна и придерживайтесь его. Чувствуете чрезмерное напряжение? Возьмите отпуск. Проведите несколько дней, получая достаточно сна, правильно питаясь и наслаждаясь свободными от стресса видами деятельности. Когда вы закончите отпуск, посмотрите, исчезли ли ваши симптомы. Если да, возвращайтесь к работе с новыми силами. Если нет, то у вас есть более серьёзные проблемы для решения.
Найдите время для заботы о себе: сделайте заботу о себе такой же важной частью своей жизни, как заботу о своих клиентах. Придерживайтесь здорового образа жизни. Добавьте непрофессиональные мероприятия в свой недельный график. Сделайте перерыв, когда он вам понадобится.
Получите поддержку: обратитесь к своим коллегам и руководителям. Ищите поддержку от друзей и семьи. Хорошая рабочая среда и поддержка близких имеют решающее значение.
Решитесь на перемены: если ничего не помогает, подумайте о смене работы. Исследования показывают, что уровень стресса отдельного социального работника может варьироваться в зависимости от типа клиента, которого он обслуживает, и типа обстановки, в которой он работает. Для некоторых работа с клиентами с более серьёзными и постоянными психическими заболеваниями приводит к большему выгоранию. Переход на группу клиентов с менее серьезным заболеванием может облегчить ваше состояние. Кроме того, те, кто работает в частной практике, сообщают о меньшем выгорании, чем те, кто трудится в общественных местах. Если ваше состояние сохраняется, проконсультируйтесь с психиатром.
Работа социальным работником – это очень благородно и важно. Социальные работники умеют оценивать потребности своих клиентов и помогать им находить решения. Однако позаботьтесь и о своих собственных потребностях, которые пойдут на пользу и вам, и вашим клиентам.
Источник
Стрессы в социальной работе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «Стресс»
В переводе с английского языка «стресс» означает давление, напряжение или то внешнее воздействие, которое создает это состояние. Во времени это понятие претерпевало значительные изменения, поэтому по смыслу стало более широким.
Сегодня этот термин обозначает реакцию человека, как на вредные физические воздействия, так и на любые события, связанные с отрицательными эмоциями.
Первым этот термин ввел в физиологию и психологию американский доктор медицинских наук, психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон. Заимствовано это понятие было из технической области, где тела и конструкции должны иметь способность противостоять нагрузке. Любой механизм имеет свой предел напряженности при превышении, которого может разрушиться.
В научном обороте термин появился в 1936 г. благодаря канадскому физиологу Г. Селье. Более или менее регулярно термин «стресс» Селье начал использовать только в 1947 г.
Ученый разработал общую концепцию стресса как приспособительную реакцию организма на экстремальные факторы. Он считал, что пока люди живут и к чему-то стремятся – они будут всегда испытывать стрессовое состояние, которым необходимо учиться управлять.
На сегодняшний день хорошо изучена биохимическая и физиологическая природа стрессов.
В коре головного мозга под влиянием какого-либо стрессового фактора формируется очаг возбуждения, получивший название доминанты, далее начинается своеобразная цепная реакция – возбуждается гипоталамус, активизируется гипофиз.
Надпочечники выбрасывают в кровь адреналин и гормоны стресса – налицо стрессовое состояние:
- сильное сердцебиение;
- учащенное дыхание;
- повышенное кровяное давление.
В отличие от своих далеких предков, человек далеко не всегда решает проблемы, используя физическую силу, гормоны, не нашедшие выхода, циркулируют по крови, будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе.
Готовые работы на аналогичную тему
Если эти гормоны потратить на какую-нибудь физическую активность, то стресс не был бы разрушительным для организма. Организм оказывается в стрессовой ловушке.
Запас гормонов стресса в коре надпочечников истощается при аварийном их выбросе, и надпочечники начинают их усиленно восстанавливать. В результате, даже при повторном и слабом эмоциональном возбуждении организм снова рефлекторно выделяет повышенное количество гормонов. Этой биохимической природой стресса объясняется нервозность, неадекватность и конфликтность поведения человека.
В результате всех экстремальных воздействий из равновесия могут выйти психофизиологические и физиологические функции.
В стрессовом состоянии происходит мобилизация всех резервов организма и на некотором отрезке времени человек способен совершить невероятные поступки.
Непродолжительный по времени стресс, как считают специалисты, безвреден для человека и может быть полезным для выполнения какой-либо работы. Сильный и продолжительный стресс ведет к нежелательным последствиям.
Стресс, по мнению Г. Селье, имеет следующие стадии:
- стадия тревоги, когда организм человека начинает мобилизовать ресурсы, повышающие его устойчивость;
- стадия устойчивого и избирательного реагирования – это сигнал больших проблем;
- сопротивление – это та стадия, которая дает организму возможность успешно справиться с воздействиями, вызвавшими стресс;
- стадия истощения наступает в результате длительного воздействия на человека стрессогенных факторов.
Но, в общем, стресс является обычным явлением, а незначительные стрессы просто неизбежны и безвредны.
Профессиональный риск в социальной работе
Конфликтные ситуации между людьми часто приводят к усилению их стрессовых состояний. Конфликты, как правило, сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями с затратой эмоций, сил и нервов и могут привести к разовым или хроническим стрессам. И, наоборот, неадекватное восприятие ситуации в результате стрессового состояния одного из участников, приводит к конфликтам. Стрессы и конфликты замыкаются в порочный круг – конфликт приводит к стрессу индивида, а стресс в свою очередь, воздействует на форму протекания конфликта, обостряет его, углубляет и расширяет.
Такой риск имеет место в самых разных профессиях, включая социального работника к которому предъявляются жесткие профессиональные требования.
В профессиональном развитии социального работника возможна недостаточная квалификация, слабая удовлетворенность трудом, потеря нравственных ориентиров, снижение работоспособности, ценностная дезориентация, деформация личности и др.
Такие отклонения могут привести к негативным изменениям личности социального работника, к возникновению острого внутреннего конфликта. Этот внутренний конфликт может возникнуть между жесткими профессиональными требованиями с одной стороны и, с другой стороны, объективной невозможностью их выполнения.
Подобная экстремальная ситуация, как правило, сопровождается стрессом. Такая психическая напряженность заставляет человека мобилизоваться, чтобы преодолеть появившиеся трудности.
С превышением критического уровня стресс превращается в дистресс.
Стрессы могут быть профессиональные, личностные, стрессы ответственности и др.
Профессиональные стрессы возникают при вхождении в новую профессиональную среду, при изменении требований к профессии, в связи с профессиональным ростом и карьерой и др.
Целый ряд факторов может привести к личностным стрессам социального работника. Среди них изменение или утрата социального статуса, потеря работы, ситуация риска или неопределенные ситуации и др.
Стрессы ответственности отражают особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту, способность и возможность выполнять свои функции, ответственность социального работника перед своей профессией.
Эмоционально-мотивационное утомление может стать причиной субъективного переживания усталости, мотивационной и эмоциональной неустойчивости. Следствием утомления является раздражительность, появление неврозов, вялость, повышенная эмоциональная лабильность.
Когда переутомление ярко выражено, интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность приобретают устойчивые черты.
Конфликтные ситуации и трудности в решении сложных социальных проблем являются неблагоприятными факторами состояния психической напряженности.
Специалисты выделяют перцептивную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную психическую напряженность.
Профессиональные кризисы являются ещё одним неблагоприятным фактором труда социального работника. Данный фактор может проявляться в течение всей профессиональной деятельности работника, независимо от его квалификации.
С наступлением кризиса профессиональная самооценка снижается, возникает ощущения исчерпанности возможностей, снижение интереса к росту или стремление занять более высокое место, несмотря на уровень своей компетенции. Предупредить профессиональные деформации и принять необходимые меры могут помочь необходимые знания о них.
Управление стрессом в социальной работе
Люди являются существами социальными и их общественная жизнь невозможна без столкновения идей, жизненных позиций, целей.
Расхождения и противоречия, возникающие как между отдельными людьми, так и целыми коллективами, нередко перерастают в конфликты и в стрессы.
В такой ситуации надо уметь им управлять, а это значит уметь адаптироваться к стрессовой ситуации.
Можно назвать несколько уровней управления стрессом:
- уровень организации – насколько организован труд сотрудников, наличие четких требований, оценка деятельности, проведение психологических тренингов релаксации, обучение навыкам сброса напряжения с целью расслабиться и восстановить силы;
- уровень отдельной личности означает умение справляться со стрессами индивидуально на основе рекомендаций и специальных программ, нейтрализующих стресс – это могут быть медитации, физические упражнения, тренинги, диеты, молитвы.
Во многих организациях и на предприятиях существуют службы управления персоналом, функционал которых заключается в том, чтобы: проводить социально-психологическую диагностику; анализировать и регулировать групповые и личные взаимоотношения; управлять как производственными, так и социальными конфликтами и стрессами. Данные функции необходимо выполнять не только руководителям, но и специально создающимся подразделениям, например, отделам трудовых отношений, а также конфликтологам.
Источник
Советы по преодолению профессионального стресса для работников социальной сферы
Опубликовано: «За социальные проекты», №9, 2008, стр.82-90
Советы по преодолению профессионального стресса для работников социальной сферы
В х годах тема стресса была необычайно популярна. Ни одно издание, посвященное поддержанию здоровья населения (например, журнал «Здоровье»), не выходило без материалов, посвященных стрессу. Ученые (психологи и психофизиологи) в 2000 году с изумлением обнаружили, что наибольшее число публикаций в научных журналах, изданных в мире за период с 1990 по 2000 год, посвящено именно изучению стресса и способов его преодоления. В начале 21 века тема стресса утратила былую популярность, но это вовсе не означает, что исчез сам феномен стресса или его последствия стали менее разрушительными.
Главное достижение последнего десятилетия 20 века в том, что феномен стресса был изучен «вдоль и поперек», и в том, что были выработаны понятные и эффективные рекомендации по преодолению и профилактике стресса. В настоящее время можно констатировать тот факт, что навыки управления стрессом из специфических знаний, доступных лишь специалистам, превратились в знания «общего пользования». Навыки управления стрессом должны быть знакомы каждому современному человеку, и стать таким же привычным элементом культуры здоровья, как, например, ежедневная чистка зубов. Данная статья посвящена изложению рекомендаций по преодолению стресса, которые могут быть использованы социальными работниками в профессиональной деятельности.
Что такое «стресс»? Одно из возможных определений звучит следующим образом: стресс – это комплексное психофизиологическое состояние, возникающее как ответная реакция на экстремальные обстоятельства жизни.
Причины стресса могут быть как внешними, так и внутренними; сам стресс (несмотря на его комплексный характер) может быть преимущественно психологическим, или преимущественно физиологическим. На ранних стадиях изучения стресса ученые пытались как можно тщательнее описать все возможные причины стресса (т. н. «стресс-факторы»). Очень скоро количество изученных стресс-факторов стало исчисляться не десятками, а сотнями и даже тысячами. Были выделены следующие группы стресс-факторов: социокультурные, организационные, рабочие (в т. ч. профессиональные), межличностные, психологические, биологические, физические (экологические и эргономические). Число стресс-факторов внутри каждой группы может быть достаточно большим. Например, в группу межличностных стресс-факторов входят развод, конфликты в семье или с друзьями, смерть или болезнь близкого человека, конфликт поколений и т. д.
Профессиональный стресс обычно вызывается своего рода «набором» негативных стресс-факторов, характерных для вашего рода деятельности (профессии, должности) и для той уникальной организации, в которой вы работаете. Например, типичными стресс-факторами работников социальной сферы являются: низкий уровень оплаты труда; трудный и сложный «объект труда» (например, люди с ограниченными возможностями); высокая степень ответственности (т. к. это ответственность за людей); жесткий график, значительные переработки (часто рабочий день не нормирован) и т. д. Сюда же могут добавляться и такие организационные стресс-факторы как конфликты в коллективе, невозможность принимать участие в принятии решений, отсутствие карьерного роста, неопределенность должностных обязанностей и т. д.
В начале изучения стресса ученые пытались проводить сравнительные исследования стресса у представителей различных профессий. Одно время было очень модно публиковать своеобразные рейтинги «самых стрессовых профессий», где, например, указывалось, что стресс электрика больше, чем стресс архитектора. Современные ученые отказались от составления подобных рейтингов, убедившись в том, что подобные рейтинги неэффективны и не отражают реального уровня стресса сотрудников различных профессий в конкретных организациях.
Стресс-факторы в каждой профессии и в каждой организации – уникальны, а это означает, что уровень профессионального стресса каждый раз нуждается в отдельном исследовании и оценке. Обратите внимание, что в определении стресса указано, что обязательным условием для возникновения стресса является наличие экстремальных обстоятельств жизни. Но что означает «экстремальные обстоятельства»? Если исключить крайние экстремальности вроде природных катаклизмов, масштабных техногенных катастроф и т. п., то чем определяется «экстремальность» повседневных трудовых условий человека? Результаты многочисленных исследований убедительно доказывают, что «экстремальность» — это понятие в большей степени субъективное, а не объективное. Степень «экстремальности» происходящих событий (и уровень испытываемого стресса) в первую очередь зависит от ценностей и целей человека, от характера осмысления им происходящих событий. Например, сотрудник МЧС, спасающий людей во время стихийного бедствия, будет испытывать почти нулевой уровень стресса, и не столько в силу привычки, сколько в силу понимания важности выполняемой задачи. В то же самое время сотрудник-новичок, опаздывающий на работу минут на 10, будет испытывать очень сильный стресс, опасаясь негативных последствий опоздания для своей карьеры.
Обобщая все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: для успешного совладания со стрессом, сотрудникам вовсе не обязательно знать все возможные стресс-факторы (все стресс-факторы учесть невозможно, а предугадать степень их «экстремальности» для каждого человека крайне затруднительно). Достаточно знать лишь симптомы стресса, чтобы вовремя понять, что необходимо предпринимать соответствующие действия по его нейтрализации.
В настоящее время выделяется четыре группы симптомов стресса:
1 группа: Изменение функционирования познавательных процессов. Возможны три варианта развития данного симптома, при этом любой человек может испытывать любой из трех вариантов, но с годами один из типов реагирования закрепляется в виде типичного и проявляется намного чаще остальных.
1) «Скачка идей» (чрезмерная активация познавательных процессов, значительно ускоряется мышление и принятие решений, обостряется внимание, усиливается способности припоминания и т. п.). Негативной стороной «скачки идей» является низкое качество принимаемых решений.
2) Нормальная активизация мышления (наиболее оптимальная реакция).
3) «Познавательный ступор» (временная блокировка познавательных процессов, значительное торможение процессов мышления, припоминания и т. п.). Подобный симптом приводит к «параличу» познавательных процессов на некоторое время, что значительно затрудняет ориентацию человека в ситуации, делает невозможным ее адекватную оценку и своевременное принятие решений.
2 группа: Эмоциональные реакции, характерные для переживания стресса. Наиболее распространены четыре варианта данного симптома, но, как правило, какой-то один из них является наиболее «шаблонным» для человека.
1) Реакция «борьбы» (повышенная агрессивность, раздражительность, злоба). Реакция «борьбы» является оптимальной в ситуациях биологического стресса, но часто приносит большой вред в ситуациях социального стресса.
2) Реакция «бегства» (повышенная тревожность, страх, паника, неуверенность в себе).
3) Реакция «смерти» (депрессия, апатия, значительное снижение эмоциональной активности в целом).
4) Реакция по типу «эмоционального хаоса» (неупорядоченная и непредсказуемая смена эмоций, дисбаланс эмоций).
3 группа: Телесные (соматические) симптомы стресса. Как правило, все перечисленные симптомы встречаются в комплексе, но в организме любого человека всегда имеется «слабое звено», т. е. физиологическая система, наиболее чувствительная к стрессу. Именно данное «слабое звено» первым (и наиболее отчетливо) реагирует на стресс.
1) Снижение иммунитета, что приводит к общему ухудшению самочувствия, обострению имеющихся хронических заболеваний и возникновению сезонных заболеваний (например, ОРВИ, ОРЗ и т. п.).
2) Тонус мускулатуры сначала высокий, затем резко снижается. Первоначальной реакцией на стресс является чрезмерная мобилизация сил («готовность к драке»), а затем – сильное утомление. Главная проблема здесь заключается в том, что в мышцах со временем накапливается остаточное напряжение, ведущее впоследствии к возникновению различных заболеваний.
3) Нарушается активность сердечно-сосудистой системы. Спектр нарушений весьма широк: от незначительных изменений ЧСС (пульса) и АД, до возникновения ИБС, инфарктов и инсультов. Заметим, что основная угроза здоровью и даже жизни человека исходит именно из-за негативного влияния стрессов на сердечно-сосудистую систему.
4) Нарушается деятельность системы пищеварения. Данные реакции индивидуальны – у кого-то на стресс откликается в первую очередь кишечник (дисфункции в виде, например, диареи), а у кого-то желудок (например, увеличивается или уменьшается кислотность желудочного сока, что ощущается в виде изжоги или, соответственно, ощущения тяжести в желудке). Сильные стрессы оказывают разрушительное воздействие на зубы.
5) Нарушаются привычки и режим жизнедеятельности человека. В первую очередь страдают сон и аппетит. При стрессе встречаются самые разнообразные дисфункции сна: бессонница, невозможность быстро заснуть, поверхностный или прерывистый сон, трудности в пробуждении и т. п. Изменения аппетита также индивидуальны: кто-то в стрессовом состоянии совсем теряет аппетит, у некоторых людей, напротив, аппетит (и количество потребляемой пищи) намного усиливается.
4 группа. Изменение социального поведения. Как правило, в стрессовом состоянии человек автоматически следует какой-нибудь одной шаблонной стратегии изменения своего поведения. Но, в принципе, данные стратегии могут сочетаться или чередоваться.
1) Стратегия снижения социальной активности. В стрессовом состоянии человек в значительной мере сокращает число привычных социальных обязанностей и дел, выполняет значительно меньшее количество стоящих перед ним задач.
2) Стратегия повышения конфликтности. В стрессовом состоянии для человека становятся характерными вспышки немотивированной раздражительности, возникающие буквально «на пустом месте». Чаще всего такая агрессия носит оборонительный характер, направлена на самоутверждение.
3) Стратегия изоляции. В стрессовом состоянии человек избегает какого-либо общения, даже с самыми близкими людьми, стремится к уединению и покою.
4) Стратегия поиска помощи. В стрессовом состоянии человек имитирует поведение маленького беспомощного ребенка, начинает «ныть», жаловаться на свои проблемы и искать поддержки и сочувствия у окружающих. При этом такое поведение характеризуется неадекватностью (помощь часто просится у случайных людей, в неподходящей ситуации и т. п.) и навязчивостью.
Как правило, у каждого человека складывается свой уникальный и неповторимый «узор» (комплекс симптомов), с высокой степенью достоверности позволяющий с уверенностью понять: «В данный момент я переживаю сильный стресс!» Четкое знание типичных симптомов собственного стресса является очень важным условием для его последующего преодоления, т. к. очень часто люди не могут отличить стрессовую (нормальную) реакцию организма от симптомов какого-нибудь начинающегося заболевания (патологическая реакция).
Если вы хорошо знаете «врага в лицо», то можете четко описать комплекс типичных симптомов вашего стресса. Например, так: «познавательный ступор» + реакция «бегства» + нарушения системы пищеварения + повышение конфликтности. Если вы уверены, что чувствуете именно стресс (а не заболеваете чем-то более серьезным, что требует вмешательства врача), то следует незамедлительно принимать меры по преодолению стресса.
Важно понимать, что меры по преодолению стресса могут быть неконструктивными и конструктивными. Неконструктивными являются такие способы преодоления стресса, которые приносят только временное облегчение симптомов стресса, но впоследствии приводит к еще более сильным стрессам или наносят прямой вред здоровью. Существует три типа неконструктивных способов преодоления стресса:
1) «Бегство в болезнь». В данном случае даже малейший стресс становится для человека поводом для неадекватной озабоченности своим здоровьем, отказа от повседневной активности и посещения работы, начала «хождения по врачам», начала серьезного лечения, требования от окружающих чрезмерного внимания и заботы о себе и т. д. Следует ли говорить, что здесь работает правило: «тот, кто хочет чувствовать себя больным – непременно заболеет на самом деле».
2) Наркомании. В данном случае термин «наркомании» понимается максимально широко: как навязчивая зависимость от химических веществ, способных уменьшать психологические и физиологические симптомы стресса. К наиболее распространенным «народным наркотикам», используемым для преодоления стресса относятся алкоголь, никотин, кофеин, а также обезболивающие и седативные лекарства.
3) Девиации (отклоняющееся поведение). Речь идет о навязчивом погружении в какие-либо виды деятельности (активности). Данное погружение провоцируется стрессом и воспринимается человеком как единственное эффективное «лекарство» от стресса. Среди наиболее опасных девиаций: игромания, политический или религиозный фанатизм (сектантство), увлечение экстремальными видами спорта и т. д. Видов девиаций очень много и они не поддаются точной классификации, т. к. могут возникнуть на основе любого, даже самого невинного вида деятельности (например, коллекционирование открыток).
Для того чтобы сделать вывод о наличии девиации, важно не содержание деятельности, а ее качественные особенности. Девиация это такой вид деятельности, который: а) является единственным для данного человека способом преодоления стресса и единственным источником положительных эмоций; б) отнимает все свободное время, все силы и средства; в) разрушает сложившиеся отношения с близкими людьми; г) является жесткой поведенческой схемой, своего рода ритуалом, изменение которой невозможно. Как правило, для преодоления девиантного поведения требуется психологическая, а в некоторых случаях – психиатрическая помощь.
Конструктивные способы преодоления стресса можно разделить на физиологические и психологические способы. К физиологическим способам относятся:
1) Антистрессовое питание. Не вдаваясь в детальные рекомендации, следует сказать, что антистресовое питание должно быть высококалорийным (т. к. любой стресс – это энергетические затраты), включать в себя повышенную дозу (по сравнению с дневной нормой) витаминов и микроэлементов.
2) Достаточный сон и пассивный отдых. Достаточное время сна – показатель индивидуальный (среднее время сна взрослого человека 7,5 часов), но обычно при переживании стресса потребность во сне усиливается. Общая рекомендация здесь: сон – одно из самых эффективных антистрессовых «лекарств», поэтому спать при переживании стресса необходимо как можно больше. Отчасти сон можно заменить пассивным отдыхом, например, просмотром развлекательных телепередач, лежа на диване, чтением художественной литературы и т. п.
3) Активный отдых (в т. ч. занятия физкультурой или спортом). Активный отдых наиболее эффективен в качестве способа разрядки избыточного мышечного напряжения, возникающего на начальных стадиях любого стресса. При этом очень важно понимать, что активный отдых – это не любая физическая нагрузка. Во-первых, это должно быть занятие любимым и интересным для вас делом; во-вторых, нагрузка должна быть посильной и достаточно комфортной (не должно быть перегрузок, как в спорте высоких достижений). Например, простейшим способом активного отдыха являются пешие прогулки.
4) Закаливание. В данном случае под «закаливанием» понимаются любые способы воздействия на наш организм, позволяющие ощутить контраст температур. Идеальным вариантом является посещение бани с последующим купанием в проруби. «Минимальным» вариантом является ежедневное принятие контрастного душа хотя бы в течение 3-4 минут. Закаливание идеально тренирует наше «второе сердце» (сосуды), а также нервную систему, значительно уменьшая негативные последствию стресса.
5) Массаж и самомассаж. Очень хорошим средством снятия стрессового напряжения является массаж. Если услуги профессионального массажиста для вас недоступны, то можно обучить простейшим приемам массажа кого-то из близких. Если и этот вариант невозможен, то достаточно просто применять самомассаж, уделяя в день по 4-5 минут для массажа двух основных рефлексогенных зон: пояснично-крестцовой и воротниковой (шея и плечи).
6) Фитотерапия (траволечение). Фитотерапия является хорошей альтернативой приему лекарственных препаратов, от которых может развиться патологическая зависимость. В качестве антистрессовых средств показаны как седативные сборы-чаи широкого действия из наиболее общеупотребительных трав (мята, душица, ромашка и т. п.), так и спиртовые настойки растений-адаптогенов (элеутерококк, женьшень, родиола розовая и т. п.), которые можно приобрести в любой аптеке.
Среди психологических способов преодоления стресса можно указать следующие:
1) Занятие любимым делом «для души», самореализация. Очень хорошим антистрессовым средством является отвлечение от рутинных забот и переключение на такую активность, которая позволяет вам реализовать собственные способности, доставляет вам истинное удовольствие. Сама активность может быть любой – это может быть и какое-то увлечение (хобби), и работа по дому и т. п. Главное здесь – внутреннее ощущение увлеченности, захваченности, интерес и другие позитивные эмоции.
2) Дружеское и душевное общение с хорошими людьми. Идеальный источник сил, позволяющий справиться с любыми стрессами – это другие люди. В стрессе выбирайте для общения людей сильных и энергичных, светлых, оптимистичных, доброжелательных и открытых, целеустремленных и отзывчивых. Даже простое пребывание рядом с такими людьми дает замечательную «энергетическую подпитку», позволяющую преодолеть любые стрессы.
3) Вкушайте в достаточном количестве «пищу для души». «Пища для души» — это любая информация, несущая в себе сильный заряд положительных эмоций. В качестве такой «пищи для души» могут выступать любимые книги, музыка, кинофильмы, спектакли, картины и др.
4) Один из лучших способов преодолеть собственные трудности и стрессы – это оказывать помощь другим людям, испытывающим жизненные трудности или стрессы. Виды оказываемой помощи могут быть очень разнообразными: от волонтерства в какой-либо благотворительной организации, до простейшей бытовой и психологической помощи близким родственникам.
Важным условием здесь является подлинная добровольность оказываемой помощи. Желание оказать помощь должно быть искренним и бескорыстным, исходить «изнутри» без какого либо принуждения. Только тогда акт оказания помощи кому-либо станет для вас «лекарством» от собственных стрессов.
5) Роль неформального лидера в дружеской компании. Очень хорошим средством от стресса является хотя бы временное повышение своего социального статуса, когда удается оказаться в центре всеобщего внимания и хотя бы в течение короткого времени влиять на настроение и поведение окружающих. Лучшей ситуацией для применения данного «лекарства» от стресса является пребывание в компании хороших знакомых, когда удается хотя бы в течение некоторого времени «поверховодить», побыть «душой компании», заводилой, пусть даже в каких-то несерьезных развлечениях.
6) Изучение чего-либо нового. Очень хорошо позволяет отвлечься от стресса приобретение каких-либо интересных и привлекательных для вас новых знаний или умений. Масштаб приобретаемых знаний может быть любым: от получения второго высшего образования, до, например, экспериментов с какими-либо экзотическими кулинарными рецептами. Частным случаем (и очень хорошим антистрессовым средством) изучения чего-либо нового являются путешествия в другие города или страны.
В заключение заметим, что в статье перечислены далеко не все возможные способы борьбы со стрессом. Следует помнить, что преодоление стресса – занятие творческое и индивидуальное. Предложенные в данной статье способы можно взять за основу, но лучше всего будет, если вы изобретете свои собственные, наиболее эффективные лично для вас «рецепты» победы над стрессом.
Источник