Факторы формирования эмоциональной сферы

Факторы формирования эмоциональной сферы

Автор: Скудина Александра Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва

Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка — одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:

— развитие эмоционального реагирования;

— развитие эмоциональной экспрессии;

— формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

— формирование словаря эмоциональной лексики.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.

Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание — ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:

— ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;

— ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;

— чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;

— в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

— односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

— ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

— выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников — в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.

Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.

Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:

— хороший – значит красивый (эстетические переживания);

— хороший – значит добрый (этические переживания);

— хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).

Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.

Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.

На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.

На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.

В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).

Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.

Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

Список источников

  1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  2. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. —
  3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
  4. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. — С. 740-744. —
  5. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
  9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. — М.: Академия, 2001. -117 с.
  10. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — 2017. — С. 162-164. —
  11. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 2001. — 272 с.
  12. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12.
  13. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
  14. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. — 2019. — С. 73-76
  15. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
  16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
  17. Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
  18. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
  19. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 131-133
  20. Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
  21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
  22. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб. : Издательство «Питер», 2001. — 464 с.
  23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
  24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». — М.: Академия, 2004 г.- 288с.
  25. Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c. ISBN 978-80-7526-216-5
  26. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
  27. Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально — игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 3 (20). — С. 660-665
  28. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003.
  29. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003.
  30. Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. — 352 с. «Мир психологии».
  31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
  32. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 5 (8). — С. 31-33
  33. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.
  34. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
  35. Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. — № 2 (8). — С. 46-48.
  36. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 2.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007.
  38. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
  39. Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 6. — С. 6 – 15.
  40. Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2-2. — С. 376-377.
  41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
  42. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. — 2019. — № 12-1. — С. 259-262. —
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
  44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008.
  45. Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
  46. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
  47. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
  48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
  49. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.
  50. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. — 2020. — № 75. — С. 115-143.
Читайте также:  Реальные чувства ко мне мысли подсознание

Источник

Факторы формирования эмоциональной сферы

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Эмоции в жизни малыша старшего дошкольного возраста — это его способ воспринимать мир и реагировать на действительность.

Статья:

Эмоции в жизни малыша старшего дошкольного возраста — это его способ воспринимать мир и реагировать на действительность. В старшем дошкольном возрасте чувства по-прежнему являются у малыша основными. Именно они окрашивают его жизнь в разные краски, делая ее более выразительной и интересной. Эмоции, которые в данный момент испытывает старший дошкольник, достаточно просто определить, если понаблюдать за выражением его лица и позами тела.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

У старших дошкольников эмоциональный мир расцветает. Помимо стандартных эмоций, в нем появляются дополнительные, среди которых досада, восторг, удивление и даже тоска. Дети в этом возрасте учатся проявлять эмоции по примеру взрослых, с помощью поз, взглядов, интонаций и мимики.

Изменения характера малыша старшего дошкольного возраста влияют на особенности эмоций, которые могут изменяться по силе и устойчивости. Помимо радости и грусти, возникающих в результате исполнения или неисполнения желаний, у старших дошкольников появляются чувства, связанные с оценкой своих действий.

В старшем возрасте дошкольникам проще контролировать эмоции. Умение регулировать процесс является неким итогом психосоциального развития ребенка. К окончанию периода старшего дошкольного возраста эмоциональные процессы дополняются сложными формами воображения и образного мышления. У детей возникают глубокие положительные и отрицательные эмоции, связанные как с настоящим, так и с будущим.

Дети старшего дошкольного возраста имеют широкий диапазон эмоций. Они уже умеют сопереживать окружающим людям, растениям и животным, благодаря чему впоследствии научатся осваивать сложные формы общения.

Читайте также:  Как определить темперамент человека холерик или сангвиник

Эмоциональная сфера в этом возрасте напрямую связана с формированием плана представлений, которые у ребенка получают эмоциональный характер. Все, что он делает, теперь эмоционально окрашено, независимо от того, игра ли это, занятие в подготовительной школе или конструирование. Без эмоциональной окраски деятельность малыша быстро сводится на «нет» по одной простой причине: в этом возрасте он способен заниматься чем-либо с полной самоотдачей только в том случае, если это дело ему действительно интересно.

Факторы, влияющие на формирование эмоциональной сферы ребенка

Основные факторы, оказывающие влияние на эмоциональное развитие ребят старшего дошкольного возраста:

  • личный опыт общения с близкими взрослыми;
  • наследственность.

То, как ребенок выражает эмоции, во многом связано с тем, какой социальной опыт он получил в раннем детстве. От преобладающих у ребенка эмоций во многом будет зависеть его деятельность в будущем, успешность, умение строить отношения на работе и в личной жизни.

Самыми сильными эмоциями в этом возрасте являются те, что связаны с общением, причем как со взрослыми, так и с детьми.

О роли взрослых в процессе формирования эмоциональной сферы дошкольника

Дети старшего дошкольного возраста по-прежнему сильно зависят от мнения взрослых. Они наблюдают за их поведением, перенимают их настроение. Доказано, что позитивные эмоции малыши в этом возрасте будут испытывать только в том случае, если окружающие их взрослые будут выступать в роли поддерживающих, помогающих, сопереживающих, способных радоваться вместе с ними маленьким успехам. В таком случае дети эмоционально устойчивы и знают, что в случаях неудачи единственное правильное решение — это продолжать идти вперед, не оглядываясь.

Доброе и искреннее отношение к ребенку с признанием его прав, постоянное проявление внимания воспитают в нем чувство собственного достоинства, уверенности и ощущения защищенности. Такие дети вырастают добрыми, отзывчивыми, коммуникабельными и успешными благодаря тому, что их эмоциональное развитие проходило правильно.

А вот отсутствие должного внимания со стороны взрослых к действиям ребенка негативным образом скажется на его социальной активности. Малыш может закрыться в себе, скорее всего, потеряет веру в себя, будет агрессивным, плаксивым и обидчивым. Все негативные эмоции такой ребенок будет стараться выплеснуть на сверстников.

Негатив, исходящий от взрослого, вызовет ответную реакцию у ребенка. Он, скорее всего, постарается ограничить общение.И лишь в исключительных случаях продолжит попытки установить эмоциональный контакт. Именно поэтому так важно, чтобы в процессе общения с детьми взрослые правильно выбирали для себя формы эмоционального воздействия.

Влияние общения со сверстниками на формирование эмоциональной сферы

Формирование эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста во многом связано и с их общением с такими же дошкольниками. Дети в этом возрасте испытывают острую потребность в общении, что выражается в желании совместной игровой деятельности, прогулок и даже занятий, стимулирующих эмоциональное развитие.

Если сравнивать общение со сверстниками с общением со взрослыми, то первое на порядок ярче и эмоционально насыщеннее. Общаясь друг с другом, дети проявляют огромную экспрессию, их эмоции сменяют друг друга с поразительной скоростью. Еще минуту назад самые лучшие и веселые друзья, дети могут отчаянно подраться, оскорбляя друг друга, а спустя еще несколько минут горячо обсуждать правила новой игры.

Итак, отметим, что эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста формируется в процессе его общения как со взрослыми, так и с детьми. От взрослых дети ждут в первую очередь тепла и поддержки, но также заинтересованы в их личном участии в своих делах, независимо от их сложности. Именно в процессе совместной деятельности дети получают возможность открывать перед собой новые формы общения.

Эмоциональная сфера дошкольника с аномалиями развития

Эмоциональное развитие аномального ребенка имеет свои особенности и во многом зависит от типа нарушения, задерживающего процесс.

Дети с какими-либо дефектами развиваются по индивидуальному плану, который определяется типом аномалии, степенью тяжести, вариантами ее компенсации, а также особенностями общения с окружающими людьми.

Главная особенность малыша с аномальным развитием — это незрелое состояние его эмоционального мира. Нужно понимать, что именно эмоции выступают ключевым фактором в формировании личности.

У ребенка с аномалиями в эмоциональной сфере присутствуют грубые первичные изменения, которые стимулируют психопатологическое формирование характера с целым рядом отрицательных качеств, негативно влияющих на процесс корректировки дефекта. Именно поэтому так важно работать над изучением эмоционального мира такого ребенка.

Дети с олигофренией развиваются всю свою жизнь, как и здоровые дети. Не имеет значения, что у них диагностируют определенную степень умственной отсталости. Психика продолжит развиваться, хотя и не достигнет того уровня обычных детей. Наряду с этим будет происходить и эмоциональное развитие, главным отличием которого станет незрелость эмоциональной сферы.

Наиболее заметной незрелость личности становится в процессе игровой деятельности. Ребенок с отставанием в умственном развитии малоактивен в игре, так как она для него не является способом получить личный опыт. Это легко объяснить тем, что у таких детей слабо развита или отсутствует потребность в познавании нового. Деятельность детей с отклонениями умственного характера связана с внешними воздействиями.

Основными признаками незрелости эмоционального мира могут считаться:

  • неусидчивость;
  • повышенная возбудимость;
  • отсутствие мотивации;
  • беспокойство.

У дошкольника, отстающего в умственном развитии, не формируются социальные навыки.

Влияние изобразительной деятельности на формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника

Стимулировать эмоциональное развитие старших дошкольников можно, приобщая их к изобразительной деятельности. Именно в процессе такой деятельности дети смогут изображать мир таким, каким они его воспринимают, передавая положительные и отрицательные эмоции на бумаге.

О роли рисования в воспитании детей положительно выражались философы и многие известные педагоги древности. Например, Аристотель был уверен в том, что музыка и рисование — это предметы, без которых невозможно постичь физическую красоту мира.

В ходе изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста погружаются в условия, благоприятные для развития эмоционально-положительного восприятия мира, учатся проявлять эстетические чувства по отношению к реальности.
Образы, создаваемые детьми, оригинальны и неповторимы, поэтому позволяют узнавать об их отношении к миру и жизни в целом. Изучая детский рисунок, можно увидеть, насколько сильный интерес малыш испытывает ко всему, что его окружает. Большинство рисунков детей в старшем дошкольном возрасте отличаются жизнеутверждающим настроением, они наполнены яркими красками и такими же яркими эмоциями.

Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность должна быть направлена на отражение новых впечатлений и эмоций, которые они вызывают. В этом случае она действительно будет стимулировать эмоциональное развитие детей.

Как развивается эмоциональный мир у дошкольников с нарушениями зрения

У детей с нарушениями зрения эмоциональное состояние несколько отличается от состояния здорового ребенка.

Неспособность выражать чувства, стеснение, а часто и неадекватное поведение могут стать основной преградой в общении детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Невозможность понять человека может вызывать у них страх, а также чувство враждебности.

Очень важно, чтобы человек умел чувствовать настроение окружающих его людей, умел слушать, а также понимал себя, знал, какие чувства и эмоции у него возникают в те или иные моменты. Эти умения не приходят с рождением, а приобретаются в процессе развития и социализации.

Взрослые, которые опекают детей, должны помочь им изучить «язык эмоций», показать, как определять по мимике, позам и жестам человека то, что он чувствует, как ловить в интонации особые нотки и читать по глазам.

Читайте также:  Как избавится от невротического чувства вины

В понятие «эмоциональный интеллект» можно включить следующие навыки:

  • умение «читать» личные эмоции;
  • умение контролировать эмоции;
  • умение себя мотивировать;
  • умение вести себя в коллективе.

Естественно, что все эти навыки могут быть приобретены только в ходе развития личности. А на формирование эмоционально богатой, способной контролировать чувства личности оказывает влияние своевременное приобщение ребенка к эмоциональной культуре.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими слабое зрение или нарушения речи, необходимо подбирать такие игры и упражнения, которые помогут развитию их эмоционального мира.

С помощью правильно подобранных игр можно будет научить детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в мире эмоций, своих и чужих, пополнить их «эмоциональный словарь», а также поспособствовать развитию зрительного и слухового внимания. Ниже список наиболее интересных и эффективных игр, способных повлиять на эмоциональное развитие дошкольников.

Игры для развития эмоциональной сферы у детей со слабым зрением

Игра «Солнце, дождь, ветер». Применяется для развития у детей мимики, координации, пантомимики, а также двигательного, зрительного и слухового анализаторов. Суть игры заключается в том, чтобы дети совершали определенное действие при виде одной из трех картинок – с изображением солнца, дождя или ветра.

На картинке с солнцем малышам можно предложить хлопнуть в ладоши и засмеяться, на картинке с ветром — покачаться по сторонам со спокойным выражением лица, а на картинке с дождем — поднять плечи, обхватить себя руками и изобразить досаду по причине отсутствия зонта.

Игра «Яблочное настроение». Суть игры заключается в закреплении у детей умения называть эмоции по выражению лица, таким образом пополняя «эмоциональный словарь», переживая все новые и новые эмоции.

В ходе игры можно предложить детям рассмотреть яблоки не совсем обычного вида и завязать диалог о них. Можно спросить, какое настроение у фрукта, что он переживает, почему они его считают веселым или грустным и так далее.

Игра «Солнце, месяц, облака». Основная задача этой игры заключается в том, чтобы научить малышей узнавать эмоции по мимике на картинках. Опять же, по ходу игры дети научатся принимать новые эмоции.

Играть нужно будет, используя соответствующие тематические картинки. Например, можно показать детям темную ночь со звездами, которая сменяется утром, а затем и полуднем, освещенным солнышком. Нужно рассказать о том, как тепло и светло на земле, когда светит солнце, как его любят все живые существа, как вокруг солнца могут проплывать облака и какую пользу оказывают звезды и месяц, освещая путь ночью.

На основе этого можно придумывать разные сказки о том, как солнышко потерялось и не вышло вовремя, как облака его искали и советовались со звездами, как пошел дождь, намочил все вокруг, и растения, звери и люди мерзли, потому что не могли согреться без солнышка. Предложите детям громко позвать солнышко, подкрепляя призыв танцами и улыбками. Когда оно наконец-то появится, можно будет дружно похлопать и порадоваться вместе маленькому чуду.

После рассказа можно задавать детям старшего дошкольного возраста наводящие вопросы по картинкам, предлагая им найти счастливое солнышко, грустное облачко или растерянные звезды. Важно настоять на том, чтобы дети рассказали о настроении персонажей сказки, нашли среди них тех, у кого похожее настроение, нарисовали дорожки от злого дождика к доброму месяцу и пр.

Развитие эмоциональной регуляции у старших дошкольников в детском саду

Для развития саморегуляции у дошкольников старшего возраста воспитатели могут обучать их распознаванию эмоций и настроения по ряду внешних признаков, анализировать причины их возникновения и подбирать слова, подходящие для описания эмоций.

Также для развития саморегуляции у детей можно пользоваться эффективной методикой «Я-высказывания», состоящей из четырех основных этапов:

  1. Воспитатель описывает ситуацию, подмечая: «Саша и Леша, вы говорите во время моего объяснения».
  2. Педагог проговаривает собственные ощущения: «Мне это мешает и меня это злит».
  3. Воспитатель объясняет дошкольникам, какие последствия возникают после их разговора: «Я теряю мысль и не могу вспомнить, о чем хотела рассказать». Во время объяснения воспитатель должна оставаться искренней и убедительной.
  4. Просьба. «Прошу, дайте мне закончить и не мешайте».

Все этапы должны быть проговорены уверенно и быстро. Нельзя позволить детям вступить в диалог, высказывая свое мнение на этот счет. Если все сделать правильно, то методика будет действенной. Применять ее нужно осмотрительно, не постоянно, а только для поддержания эффекта.

Нужно отметить, что развитие саморегуляции у дошкольников старшего возраста — очень важный процесс. Необходимо помочь детям научиться общению среди людей, способствуя формированию у них правильных эмоций. Показателем успешно проведенной работы по саморегуляции станет умение детей определять испытываемые ими эмоции и способность их контролировать в зависимости от ситуации.

Чувство долга: когда и как оно развивается у дошкольника?

Многочисленные исследования детских психологов позволяют отметить, что первые серьезные проявления чувства долга возникают у дошкольников после 4 лет. Уже имея определенный багаж жизненного опыта, ребенок сталкивается с зарождением у него особого морального сознания. Неожиданно для себя он понимает и принимает предъявляемые к нему требования, пробует соотносить их с поступками – как со своими, так и окружающих.

Когда ребенок поступает, с его точки зрения, правильно, он испытывает удовлетворение и чувство радости. Если же вынужден нарушать правила и не соблюдать требований, он чувствует разочарование, досаду и недовольство — осуществляется эмоциональное развитие, которое переходит на новый уровень.

Интересен тот факт, что чувства и эмоции, которые возникают у ребенка в таких ситуациях, продиктованы далеко не только оценкой взрослых. Дошкольник испытывает отрицательные или положительные эмоции, самостоятельно оценивая собственные действия.

После пяти лет у детей возникает чувство долга по отношению не только к окружающим их взрослым, но и к детям, особенно тем, которые младше. Ближе к 7 годам это чувство распространяется на людей, с которыми ребенок может даже не контактировать, при этом его переживания на этот счет глубокие и продолжительные.

Влияние эмоций дошкольника на психические процессы

Эмоции оказывают влияние на все элементы познания, начиная от восприятия и заканчивая мышлением. Если ребенок счастлив, он будет все вокруг воспринимать радостно, и наоборот, раздраженный дошкольник будет видеть мир вокруг себя в темных тонах.

Хорошее настроение помогает улучшить запоминание, а эмоциональная память способствует точному запоминанию приятных событий.

Негативные эмоции могут быть связаны с забыванием. Дошкольник не запоминает того, что имело для него небольшое значение. Положительные эмоции мотивируют, отрицательные — наоборот.

Тесно связаны с эмоциями и волевые процессы. От того, какое у ребенка настроение, будут зависеть его решения. Если цель видится ребенку эмоционально привлекательной, он сделает все возможное, чтобы ее достичь. Дети в угнетенном настроении не способны стремиться и достигать целей, проявляя волевые черты характера.

Специалисты отмечают, что эмоциональное развитие у старших дошкольников должно быть построено на умении добиваться баланса эмоций.

Взрослые должны научить детей стимулировать себя к проявлению волевых качеств через положительные эмоции, при этом не испытывать страха перед отрицательными эмоциями, которые неизбежно и с которыми нужно уметь бороться.

Разбалансировка чувств и эмоций не приводит ни к чему, кроме как к эмоциональным срывам и вследствие этого к отклонениям в развитии ребенка и проблемам с социализацией.

Источник

Оцените статью